Тенденции и перспективы участия России в международной торговле услугами

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 12:12, реферат

Описание работы

Целью работы является определения понятия и сущности международной торговли услугами.
Задачи исследования:
Изучить международную торговлю услугами.
Рассмотреть понятие международных услуг.
Определить сущность услуг и их особенности, характеристику и классификацию.
Изучить особенности развития мирового рынка услуг в современных условиях и основные перспективы его роста.
Определить тенденции и перспективы участия России в международной торговле услугами.

Содержание

Введение
1. Международная торговля услугами ……………….............................................5
1.1. Понятие международной торговли услугами……………………………….....5
1.2. Сущность услуг и их особенности, характеристика и классификация………8
2. Особенности развития мирового рынка услуг в современных условиях и основные перспективы его роста……………………………………………….14
3. Тенденции и перспективы участия России в международной торговле услугами……………………………………………………………………... ….16
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

мировая экономика.docx

— 51.12 Кб (Скачать)

    Поставка  Россией услуг за границу может  рассматриваться как перспективная  область ее внешнеэкономических  связей и как источник увеличения валютных доходов. Эта область торговли заслуживает приоритетного внимания, направленного на установление оптимальных  условий для динамичного роста. Услуги иностранных поставщиков  России могли бы стать одним из главных факторов ускорения развития отечественных производительных сил  при условии, что структура поставляемых услуг будет в большей степени  сориентирована на подъем экономики, как  и в других странах Запада, а  на российском внутреннем рынке будет  поддерживаться устойчивый баланс интересов  между отечественными и иностранными поставщиками услуг, максимально удовлетворяющий  потребителей и обеспечивающий полноценную  конкурентную среду. Такой баланс обычно достигается сочетанием частичной либерализации торговли с временным применением протекционистских мер. Гагаринов В.И. Россия в международной торговле. - М.: АСА, 2007. - с. 26..

    Общую линию российской политики в регулировании  международной невидимой торговли следует, на наш взгляд, строить исходя из того, что темпы и степень  перехода отечественного хозяйства  на постиндустриальную ступень развития во многом зависят от расширения масштабов  потребления субъектами экономики  конкурентоспособных по качеству и  цене услуг - как отечественных, так  и импортных. В этой связи в  большинстве случаев экономически неоправданны попытки безоговорочной протекционистской защиты позиций недостаточно конкурентоспособных отечественных продуцентов сервиса на внутреннем рынке страны. Исключения могут быть связаны с жестким регулированием и целенаправленным ограничением невидимого импорта в конкретных сегментах (реже - секторах) третичной сферы и ограничены условиями, когда: такой импорт наносит ущерб жизни, здоровью, нравственности населения, нарушает законные права третьих лиц либо создает очевидные угрозы безопасности страны, в том числе экономической; отечественные продуценты соответствующих услуг имеют реальные возможности в сжатые, например не превышающие 3-5 лет, сроки выйти на качественные и ценовые параметры предложения своего сервиса, не уступающие тем, что достигнуты иностранными конкурентами.

    Конкретное  определение тех сегментов российской сферы услуг, в которых на протяжении указанных переходных периодов имеет  смысл ограничивать невидимый импорт, естественно, требует всесторонней, предельно тщательной проработки. Она  должна охватить сопоставление параметров конкурентоспособности отечественных  и импортных услуг, а также  разбор сказывающихся на них факторов, включая влияние особенностей российского  налогового режима, цены кредита на российском рынке, возможности выигрыша за счет более низких ставок оплаты труда и т. п., и наконец, реалистичную оценку возможностей укрепления конкурентоспособности отечественных услуг, необходимых для этого условий и сроков. Дегтярева О.И., Полянова Т.Н., Саркисов С.В. Внешнеэкономическая деятельность. - М.: Дело, Академия народного хозяйства, 2008. - с. 137..

    Отобранным  на этой основе перспективным «селективным», «инфантным» сегментам отечественного выпуска услуг необходима, как  правило, определенная поддержка со стороны государства на протяжении установленных для них переходных периодов, не превышающих 3-5 лет. С учетом положений инвестиционного законодательства России поддержка такого рода, видимо, может быть предоставлена и иностранным продуцентам, вложившим капитал в те или иные секторы российской третичной сферы.

    Экономические реформы в Российской Федерации  привели не только к активизации  развития традиционных отраслей, но и  созданию новых видов услуг (аудиторские, консалтинговые, компьютерные, бухгалтерские, услуги по проведению операций на рынке  недвижимости, услуги в области рекламы, по подбору персонала, частной охранной деятельности и другие). Однако в  целом российская индустрия услуг  характеризуется все еще как  нарождающаяся - infant industry. Это состояние  требует продуманного подхода к  стратегии развития и регулирования  отраслей услуг, с учетом соблюдения баланса интересов иностранных и отечественных поставщиков в тех или иных секторах услуг: с одной стороны следует обеспечивать защиту интересов российских поставщиков, а с другой стороны, создавать конкурентную среду с участием иностранных поставщиков на рынках услуг, что ведет в конечном итоге к стимулированию деятельности российских участников рынка. Седов К.С. Международная коммерческая деятельность в сфере услуг и интересы России. - М.: Экономика, 2006. - с. 17..

    Важное  значение имеет дальнейшее совершенствование  транспортных, телекоммуникационных, финансовых услуг, которые являются основой инфраструктуры всей экономики. Многие из секторов услуг (например, туристические, юридические, консультационные), не требуя больших капиталовложений, являются фактором социальной стабильности, обеспечивая создание рабочих мест в стране. Другие сектора, такие как строительство, не только создают рабочие места, но и через систему межотраслевых связей стимулируют развитие широкого круга секторов промышленности. Важное социальное значение имеют такие сектора услуг, как здравоохранение, образование, социальное страхование, услуги по организации досуга. Ряд секторов услуг связаны с наиболее передовыми в научно-техническом отношении областями, например, компьютерные услуги, услуги космических запусков и т.д.

    Важным  фактором, влияющим на развитие российской сферы услуг, является характеристика трудовых ресурсов. В этом отношении  третичный сектор экономики обладает неплохими потенциальными возможностями: сравнительно низкая стоимость рабочей  силы, что особенно важно для трудоемких услуг; в целом высокий образовательный  уровень рабочей силы; способность  оперативно приспосабливаться к  требованиям экономической среды, проявлять инициативу и творческий подход.

    В настоящий момент в России имеются  пробелы в отношении статистического  учета услуг, как во внутреннем производстве, так и во внешней торговле (особенно в отношении географической структуры экспортных и импортных потоков отраслей услуг). Есть проблемы с классификацией услуг. Так, тормозом развития практической деятельности операторов рынка услуг, является разнобой в отнесении тех или иных видов услуг к экспортно-импортным операциям. Имеется необходимость и уже ведется работа по составлению общероссийского классификатора видов экономической деятельности по товарам и услугам, адаптированного к международной классификационной системе.

    При успешном преодолении кризиса в  экономике России должны коренным образом  измениться и действующие на общенациональном уровне условия воспроизводства, включая  устранение дефицита платежеспособного  спроса и нехватки инвестиционных ресурсов, снижение тяжелых ставок налогообложения и уровня заемного процента, стабилизацию валютного курса. Тогда отпадет необходимость в селективной поддержке государством отдельных перспективных сегментов отечественной сферы услуг, потеряют остроту и проблемы экономической безопасности страны. Россия получит возможность устойчивого расширения выпуска и реализации сервиса. Она может рассчитывать на существенный рост поставок зарубежным потребителям ряда конкурентоспособных на международных рынках видов отечественных услуг при одновременном экономически оправданном расширении сбыта таких в широком смысле слова «импортозамещающих» услуг отечественным потребителям. В то же время будет расти и российский импорт услуг. Все это сформировало бы предпосылки продвижения к тем целям, которые, на наш взгляд, стоят перед Россией в области международной торговли услугами и охватывают: укрепление конкурентоспособности выпускаемых в стране импортозамещающих и экспортных услуг, ее подтягивание к международному уровню; модернизацию на этой основе видовой структуры российского экспорта и импорта услуг; рост масштабов невидимого экспорта, а также импорта высококлассных услуг; существенное сокращение либо устранение формирующегося в невидимой торговле страны пассивного сальдо платежей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

    Мировая торговля, зародившаяся несколько веков  назад, внесла неоценимый вклад в  развитие человеческой цивилизации. Будучи исторически первой и основной формой международных экономических отношений, она способствовала возникновению  и развитию других их форм, включая  вывоз капитала и деятельность транснациональных  корпораций, международные валютные и кредитные отношения, обмен  патентами, лицензиями и передачу технологий, международные перевозки и страхование, производственное и научно-техническое  сотрудничество, международную специализацию  и кооперирование производства и  услуг. В настоящее время невозможно представить развитие, и даже существование  любого государства и народа без  внешней торговли и их участия  в той или иной степени в  международном разделении труда.

    Поэтому вполне закономерно и оправдано, что на протяжении многих столетий внешняя торговля находилась и ныне находится в центре внимания не только ученых, политиков, государственных  и общественных деятелей, но и широких  кругов общественности. Вопросы внешней  торговли перестали быть уделом отдельных  государств. Они стали заботой  всего мирового сообщества. Ведь с  плодами ее деятельности каждый из нас встречается постоянно и  на каждом шагу. Более того, от состояния  дел во внешней торговле в решающей степени зависит благополучие мировой экономики, процветание отдельных народов и даже граждан. 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы 

  1.  Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения: Учебник. - М.: Юристъ, 1996. - 368 с.
  2. Алексеев И.С. Внешнеэкономическая деятельность. - М.: Дашков и Ко, 2009.
  3. Внешнеэкономическая деятельность: учебник / под ред. Б. М. Смитиенко, В. К. Поспелова, С. В. Карпова. - М.: Академия, 2007.
  4. Волков Г.Ю., Солодков Г.П. Международная торговля. - М.: Высшее образование, 2008.
  5. Гагаринов В.И. Россия в международной торговле. - М.: АСА, 2007.
  6. Дегтярева О.И., Полянова Т.Н., Саркисов С.В. Внешнеэкономическая деятельность. - М.: Дело, Академия народного хозяйства, 2008.
  7. Зубченко Л.А. Проблемы включения России в глобальную систему мирового хозяйства // Экономические и социальные проблемы России, 2004, №2 (158). - С.158-178.
  8. Мировая экономика: Учебник / Под ред. В.П. Колесова, М.Н. Осьмовой. - М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2000. - 480 с.
  9. Мировая экономика: учебник для студентов вузов / Под ред. Ю.А. Щербанина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 415
  10. Мировая экономика: Учебное пособие для вузов / Под ред. И.П. Николаевой. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 510 с.
  11. Прокушев Е.Ф. Внешнеэкономическая деятельность. - М.: Дашков и Ко, 2009.
  12. Романеева Е.В., Титова А.А. Анализ современного состояния и перспектив международной торговли услугами как показателя конкурентоспособности услуг // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. - 2008. - № 3. - С. 233-244.
  13. Руднева А.О. Международная торговля и мировые товарные рынки. - М.: Восток-Запад, 2009.
  14. Седов К. С. Международная коммерческая деятельность в сфере услуг и интересы России. - М.: Экономика, 2006.
  15. Семенов К.А. Международные экономические отношения: Курс лекций. - М.: Гардарики, 1999. - 336 с.
  16. Семенов К.А. Мировая экономика и международные экономические отношения: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 544 с.
  17. Сидорова Е.Ю. Международная торговля. Курс лекций. - М.: Экзамен, 2006.
  18. Симонов Ю.Ф., Лыкова О. А. Международная экономика и международные экономические отношения. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
  19. Симонов Ю.Ф. Мировая экономика и международные экономические отношения. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 504 с.
  20. Ширай В.И. Мировая экономика и международные экономические отношения: Учебное пособие. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К0", 2003. - 528 с.
  21. Шишков Ю. Международное разделение производственного процесса меняет облик мировой экономики // МЭИМО, 2004, №10. - С.15-25.

Информация о работе Тенденции и перспективы участия России в международной торговле услугами