Тенденции и перспективы участия России в международной торговле услугами

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 12:12, реферат

Описание работы

Целью работы является определения понятия и сущности международной торговли услугами.
Задачи исследования:
Изучить международную торговлю услугами.
Рассмотреть понятие международных услуг.
Определить сущность услуг и их особенности, характеристику и классификацию.
Изучить особенности развития мирового рынка услуг в современных условиях и основные перспективы его роста.
Определить тенденции и перспективы участия России в международной торговле услугами.

Содержание

Введение
1. Международная торговля услугами ……………….............................................5
1.1. Понятие международной торговли услугами……………………………….....5
1.2. Сущность услуг и их особенности, характеристика и классификация………8
2. Особенности развития мирового рынка услуг в современных условиях и основные перспективы его роста……………………………………………….14
3. Тенденции и перспективы участия России в международной торговле услугами……………………………………………………………………... ….16
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

мировая экономика.docx

— 51.12 Кб (Скачать)

    3. Связь

    4. Строительство

    5. Страхование

    6. Финансовые услуги

    7. Компьютерные услуги

    8. Информационные услуги

    9. Бизнес услуги

    10. Культурные и рекреационные

    11. Правительственные  

При всем разнообразии услуг их можно объединить в несколько групп.

Таблица 1 – Группы услуг

 
Типы  услуг Сферы услуг  
Производственные Инжиниринг, лизинг, обслуживание и ремонт оборудования .  
Распределительные Торговля, транспорт, связь  
Профессиональные Банки, страховые, финансовые, консультационные, рекламные  и др.  
Потребительские (массовые) Услуги, связанные  с домашним хозяйством и времяпровождением  
Общественные ТВ, радио, образование, культура  
     

Таблица 2 –  Новые виды услуг

 
Деловые и профессиональные услуги торговля недвижимостью, размещение временно свободных средств, маркетинговые, рекламные услуги, электронный  секретарь  
услуги  по воспитанию и обучению детей гувернантки, няни, частные детские сады и школы  
услуги  по уходу за животными лечение, кормление, прогулки, гостиницы для животных  
 

    Также в мире наблюдается тенденция  диверсификации сферы услуг, когда  многие ранее обособленные виды услуг  объединяются в рамках одной компании. Так банковские, биржевые и посреднические услуги сливаются в единый комплекс финансовых услуг. Либо, например, происходит объединение разнообразных услуг  в рамках компании, занимающейся транспортными перевозками, таких как страхование жизни и грузов, доставка корреспонденции, туризм.

    Характеристика  услуг

    Сегодня известны и широко применяются следующие  характеристики услуг как товара:

    1. Неосязаемость. Неосязаемость означает, что услугу невозможно попробовать, продемонстрировать, увидеть до момента ее получения. Покупателю трудно разобраться и оценить, что продается до момента приобретения, а иногда даже и после. Покупатель вынужден верить. Одновременно неосязаемость услуг осложняет жизнь продавцам услуг. Продавец может лишь описать преимущества, которые появляются в результате предоставления данной услуги. Неосязаемый характер услуг затрудняет ценообразование и продвижение услуг на рынок.

    2. Неразрывность производства и  потребления услуги. Услуга неотделима от своего источника, тогда как товар в материальном виде существует независимо от присутствия его источника. Оказать услугу можно только тогда, когда наступает заказ или появляется клиент. Некоторые специалисты считают, что это самый главный фактор, который делает услугу действительно услугой и отличает ее от товара.

    Неразрывность потребления и производства услуг  создает особую форму "потребительного  производства". При этом потребитель  заранее оплачивает стоимость услуги, прежде чем получает возможность для оценки уровня удовлетворения совей потребности. Это вызывает необходимость укрепления доверия потребителей к производителю услуг.

    Невозможность потребления услуги без производителя  накладывает ограничения на развитие сбытовой деятельности. Сбытовые подразделения  в сфере услуг на практике смыкаются  с отделами рекламы и пропаганды, а их функции сводятся к стимулированию сбыта услуг в различных потребительных сегментах.

    Включение покупателя в процесс производства услуги означает, что продавец должен проявить заботу о том, что производить  и как. Последняя задача особенно важна. То, как банковские служащие, страховые агенты, адвокаты, доктора  и парикмахеры поведут себя, продавая свои услуги, будет зависеть вероятность  того, что клиент вернется еще не раз. Поэтому очень важен правильный отбор и обучение персонала.

    3. Непостоянство качества. Изменчивость исполнения услуг является неизбежным последствием одновременности производства и потребления услуг, а также того, что составным элементом услуги являются люди.

    Для уменьшения изменчивости услуг необходимо выявить причины этого явления. Чаще всего это связано с квалификацией  работника, слабой тренировкой и  обучением персонала, отсутствием  конкуренции в данной сфере, недостатком  информации и коммуникации. Другой очень важный источник изменчивости услуг - это, конечно, сам покупатель, его уникальность. Это объясняет  степень индивидуализации услуги в  соответствии с требованиями покупателя.

    Для уменьшения изменчивости услуг компании, давно работающие в сфере услуг, разрабатывают и стараются соблюдать  стандарт обслуживания.

    Система контроля качества - это защита стандарта обслуживания. 
        4. Неспособность услуг к хранению.

    Важная  отличительная черта услуг - это  их сиюминутность. Услуги не могут быть сохранены для дальнейшей продажи. Непроданные авиабилеты на рейс пропадут. И если мощности по услугам превосходят  спрос на них, то теряется доход или  стоимость услуг. Если спрос превышает  предложение, то услуги, как физические товары, невозможно взять со склада. Колебания спроса присущи всем видам  услуг. Он может меняться в зависимости  от времени года, от дней недели. Неспособность  услуг к хранению требует разработки стратегии, обеспечивающей согласование спроса и предложения на услуги: устанавливая дифференцированные цены, скидки, используя другие стимулы, можно сместить часть спроса с пикового периода на период затишья; увеличение скорости обслуживания, в т.ч. за счет автоматизации, позволяет работать с большим числом клиентов; введение в периоды пикового спроса, в качестве альтернативы, дополнительных услуг, которые помогут облегчить время ожидания основной услуги.

    Начальным этапом формирования стандарта обслуживания можно считать разработку фирменного стиля организации.

    Работа  по стандартизации увеличения эффективности  создает единый узнаваемый образ. Защитой  стандарта обслуживания является система  качества внутри фирмы,

    Классификация услуг

    Классификация услуг позволяет улучшить понимание  изучаемого явления, выделить отличительные  черты каждого вида услуг, определить специфику. Могут быть разные подходы классификации услуг. Самый общий подход предложил Ловелок. Главное в этой классификации - на кого (или что) направлены услуги и являются они осязаемыми или нет.

Таблица 4 –  Классификация услуг осязаемых и неосязаемых в материальной сфере производства

 
Осязаемые действия, направленные на тело человека Здравоохранение, пассажирский транспорт, спорт. заведения, салоны красоты, общественное питание, парикмахерские  
Осязаемые действия, направленные на товары и  другие физические объекты Грузовой транспорт, ремонт и обслуживание оборудования, охрана, бытовые услуги, ветеринарные услуги  
Неосязаемые действия, направленные на сознание человека Образование, радио, ТВ, информационные услуги, театры, кино, музеи  
Неосязаемые действия с неосязаемыми активами Банки, юридические  и консультационные услуги, страхование, операции с ценными бумагами  
 

    Приведенная классификация является основой  классификации услуг в сфере  нематериального производства. Ее можно дополнять и развивать.

    Одновременно  в мире появляется тенденция диверсификации сферы услуг. Многие ранее обособленные виды услуг объединяются в рамках своей компании. Предлагая целый  комплекс услуг, компания может повысить свою конкурентоспособность, ослабить возможные риски за счет их диверсификации. Так, банковские, биржевые и посреднические услуги сливаются в единый комплекс финансовых услуг.

    2. Особенности развития мирового рынка услуг в современных условиях и основные перспективы его роста  

    Быстрый рост сферы услуг во второй половине XX в. происходит потому, что во многих странах мира достигнуты высокая степень зрелости экономики и высокий уровень жизни населения. И как показывает практика развитых стран, по мере усложнения производства и насыщения рынка товарами спрос растет, прежде всего, на услуги. Немаловажной причиной является и ускорившийся в условиях НТР процесс разделения труда, ведущий к образованию новых видов деятельности, и прежде всего в сфере услуг [9, с.227]. Сейчас и в перспективе доминирующее положение в мировой торговле услугами занимали и будут занимать услуги, связанные в основном с обслуживанием трудовой деятельности, т.е. обусловленные процессом воспроизводства [10, с.18]. Общий объем мировой торговли услугами, за последние 20 лет, увеличился почти в пять раз. Так, если в 1980 г. он составлял 367 млрд. долл., то, к концу XX в., он приблизился к 1,8 трлн. долл.. В мировой торговле услугами, естественно, лидируют развитые страны. При этом они же и потребляют большую часть услуг. Например, на долю США приходится около 19% экспорта и около 13% мирового импорта услуг. В целом же около 75% стоимостного объема услуг экспортируется развитыми странами, 24% - развивающимися и переходными и 1% - международными организациями. Россия в последнее десятилетие, значительно больше импортирует услуг (почти в два раза). Например, в 1994 г. Россия экспортировала услуг на 8,2 млрд. долл., а импортировала - на 16 млрд. долл. В последующие годы ситуация практически не изменилась (к лучшему). Традиционно дефицитными в торговле услугами, для России в этот период являлись транспортные услуги, услуги по строительству и туризм. В то же время только доходы от туризма позволяют Франции финансировать затраты на энергетику. В целом доля России в мировой торговле услугами в последнее десятилетие не превышала 1% [9, с.233].

    Сравнительно  низкая доля услуг в международной  торговле по сравнению с их огромным значением на внутренних рынках объясняется  следующими причинами [3, с.246]:

    • многие  услуги, в особенности услуги государственных  организаций, предоставляются на государственном  уровне;
    • активная  реализация услуг на международном  уровне требует высокого технического уровня в области телекоммуникаций, связи, туризма, политической стабильности на мировой арене;
    • торговля  услугами пока отстает от торговли товарами в области либерализации  и открытости рынков.

    Для роста мирового рынка услуг необходимо [4, с.318]:

    • расширять связи между отдельными государствами  и группами стран;
    • увеличивать число деловых контрактов;
    • улучшать  культурный обмен странами и народами, желающими лучше понять друг друга;
    • повышать  жизненный уровень народов отдельных  стран;
    • совершенствовать  транспортную сеть и туристические  системы.

    Тенденции в развитии отдельных сегментов: снизились транспортные услуги; увеличилась доля туризма в экспорте услуг; наиболее развитым стал сегмент "особые частные услуги", куда входят финансовые, страховые, консалтинг; произошло сохранение доли официальных и правительственных услуг; перекос торговли в сторону развитых стран 90%; возросла доля развивающихся стран в международной торговли услугами.

    Развитые  страны специализируются на предоставлении деловых услуг, развивающиеся страны - на предоставление туристических услуг.  
Доля стран с переходной экономикой невысока 3,5 в экспорте, 3% в импорте.  
Степень монополизации мировой торговли услугами гораздо выше, чем международная торговля товарами.

    3. Тенденции и перспективы  участия России  в международной  торговле услугами 

    Позиции России в международной торговле услугами в целом в настоящее  время, в силу ряда объективных причин и ее исторического прошлого, относительно слабые (уступают позициям в международном  товарообороте) и не позволяют в  полной мере реализовать экономические  преимущества этой торговли. Вместе с  тем, потенциал сферы услуг в  нашей стране, базирующийся прежде всего на высококвалифицированных  кадрах, представляется существенным.

Информация о работе Тенденции и перспективы участия России в международной торговле услугами