Тенденции и перспективы участия России в международной торговле услугами

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 12:12, реферат

Описание работы

Целью работы является определения понятия и сущности международной торговли услугами.
Задачи исследования:
Изучить международную торговлю услугами.
Рассмотреть понятие международных услуг.
Определить сущность услуг и их особенности, характеристику и классификацию.
Изучить особенности развития мирового рынка услуг в современных условиях и основные перспективы его роста.
Определить тенденции и перспективы участия России в международной торговле услугами.

Содержание

Введение
1. Международная торговля услугами ……………….............................................5
1.1. Понятие международной торговли услугами……………………………….....5
1.2. Сущность услуг и их особенности, характеристика и классификация………8
2. Особенности развития мирового рынка услуг в современных условиях и основные перспективы его роста……………………………………………….14
3. Тенденции и перспективы участия России в международной торговле услугами……………………………………………………………………... ….16
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

мировая экономика.docx

— 51.12 Кб (Скачать)
 

Содержание

Введение

  1. Международная торговля услугами ……………….............................................5
    1. Понятие международной торговли услугами……………………………….....5
    2. Сущность услуг и их особенности, характеристика и классификация………8
  2. Особенности развития мирового рынка услуг в современных условиях и основные перспективы его роста……………………………………………….14
  3. Тенденции и перспективы участия России в международной торговле услугами……………………………………………………………………... ….16

Заключение

Список  использованной литературы  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

    Наряду  с мировыми рынками товаров, капиталов, рабочей силы, существует и взаимодействует  с ними мировой рынок услуг. Услуга - это трудовая целесообразная деятельность, результаты которой выражаются в  полезном эффекте, удовлетворяющем  какие-либо потребности отдельного человека или общества в целом.

    В основе мирового рынка услуг лежит  огромная и быстрорастущая часть  мирового хозяйства - национальные сферы  услуг.

    Международная торговля услугами происходила с  древнейших времен. Первыми крупными экспортерами услуг были древние  финикийцы, которые еще 3,5 тыс. лет  назад перевозили товары для торговцев  из других стран. Зачинателями международного туризма были древние греки: Пифагор  и историк Геродот 2,5 тыс. лет назад  путешествовали по другим странам с  познавательной целью.

    В конце XX в. 35-40% экономически активного населения переместилось из промышленности в сферу услуг, превратившуюся в доминирующую сферу национальной экономики многих государств. В свою очередь, международная торговля и производство в условиях интернационализации и глобализации мирохозяйственных связей все больше дополняются и опосредуются торговлей многообразными услугами.

    Актуальность  данной темы связана с тем, что  темпы роста международной торговли услугами и товарами и расширение их позиций в экономике всех стран - являются характерной особенностью развития современной мировой экономики.

    Целью работы является определения понятия и сущности международной торговли услугами.

    Задачи  исследования:

  1. Изучить международную торговлю услугами.
  2. Рассмотреть понятие международных услуг.
  3. Определить сущность услуг и их особенности, характеристику и классификацию.
  4. Изучить особенности развития мирового рынка услуг в современных условиях и основные перспективы его роста.
  5. Определить тенденции и перспективы участия России в международной торговле услугами.

    Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

    Теоретической основой данной работы послужили  работы таких авторов, как: Гагаринов  В.И., Седов К.С., Романеева Е.В., Семенов К.А., Смирнов Е.Н. и других.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Международная торговля услугами

1.1.  Понятие международной  торговли услугами

    Услуги - это экономическая деятельность, непосредственно удовлетворяющая  личные потребности членов общества, домашних хозяйств, потребности разного  рода предприятий, объединений, организаций, общественные потребности или потребности  общества в целом, не воплощенные  в материально-вещественной форме. Под услугами понимают разнообразные виды деятельности, не имеющие материальной формы. Отличия от товаров: они не осязаемы и не видимы; не поддаются хранению; производство и потребление совпадают по месту и времени. Долгое время услуги относились к "не торгуемым товарам", т.е. товарам которые потребляются в той же стране где и производятся. Но по мере развития НТП и интернационализации хозяйственной жизни часть услуг была вовлечена в мирохозяйственный оборот, и появился термин "торгуемые услуги".

    Одной из важнейшей закономерностей развития экономики во всем мире является взаимосвязь  экономического роста и повышения  роли услуг в национальной экономике. Это находит выражение в увеличении доли трудовых, материальных, финансовых ресурсов, используемых в сфере услуг. По мере развития общества, роста производительных сил происходит определенное развитие сферы услуг. Несмотря на это на протяжении многих лет услуги практически не изучались теорией международной  экономики. Отчасти это было связано  со сложностью определения самого понятия  услуг, которых существует великое  множество.

    В отличие от товаров услуги производятся и потребляются в основном одновременно и не подлежат хранению. В связи  с этим требуется присутствие  за рубежом непосредственных производителей услуг или иностранных потребителей в стране производства услуг. В отличие  от операций с товарами они не подлежат таможенному контролю. Услуги могут  быть капиталоемкими и наукоемкими, иметь промышленный характер либо удовлетворять личные потребности, могут быть неквалифицированными или требовать очень высокого уровня квалификации исполнителей. Не все виды услуг в отличие от товаров пригодны для широкого вовлечения в международный оборот, например коммунальные услуги. Сфера услуг, как правило, в большей степени защищена государством от иностранной конкуренции, чем сфера материального производства. см. Фомичев Международная торговля»

    В рамках сферы услуг объединяется широкий круг видов хозяйственной  деятельности, направленной на удовлетворение личных потребностей населения и  нужд производства, а также потребления  общества в целом. К концу 90-х годов  сфера услуг в ведущих зарубежных странах выросла в крупнейший сектор хозяйства: суммарная доля транспорта, связи, оптовой и розничной торговли, кредитно-финансовых учреждений, страхового бизнеса, бытовых, деловых и социально-культурных услуг достигла 62 - 74 % в ВВП, 63 - 75 % - общей численности занятых и  превысила 50% общего объема капиталовложений.

    Одна  из главных закономерностей общественного  развития - опережающий рост сферы  услуг в сравнении с материальным производством и расширение ее хозяйственных  позиций. В услугах формируются  такие ключевые факторы экономического роста, как научное знание, нематериальные формы накопления, информационные технологии, а также глобализация хозяйственной  деятельности и т.п. Соответственно важнейшее значение имеют глубокие научно-технические, качественные и  структурные изменения в самих  отраслях услуг, которые повышают их вклад в развитие общества и создают  необходимые предпосылки для  его дальнейшего прогресса. 20% всей мировой торговли приходится на торговлю услугами. По данным ВТО, в 1998 г. мировой экспорт услуг составил 1,2 трлн. долларов, что на 2% меньше, чем в предыдущем году.

    Участие ведущих стран в мировом экспорте услуг в 1998 г. было следующее (в %): США - 18,1, Великобритания - 7,7, Франция - 6,1, Германия - 5,9, Италия - 5,4, Япония - 4,7, Нидерланды и Испания - по 3,7, Бельгия и Люксембург - по 2,7, Гонконг - 2,6, Австралия - 2,4, Канада - 2,2, Швейцария - 2,0, Республика Корея и Китай - по 1,8, Турция - 1,7, Сингапур - 1,4, Швеция - 1,4, Тайвань - 1,3. см. «Мировая торговля услугами в 1998 году»// Бюллетень иностранной коммерческой информации - 1999 - №64

    На  протяжении двух последних десятилетий  сфера услуг является одним из наиболее динамично развивающихся  секторов мировой экономики. В мировой  экономике наблюдается постоянный рост доли сферы услуг в совокупном ВВП, которая составляет в настоящее  время более 70% от его общего объема и значительно превышает долю сферы производства товаров. Такое  соотношение является характерным  как для экономически развитых, так  и для развивающихся стран, где  значение данного показателя составляет соответственно 73 и 65%. Примерно аналогичные  тенденции были характерны в этот период и для других структурных  показателей многих стран, которые  и определили в результате структурные  изменения в мировой экономике. см. Аброскин А. «Сфера услуг и экономическое развитие»// Вопросы статистики - 1998 - №10

    Зависимость экономики страны от торговли услугами показывает удельный вес торговли услугами в ВВП страны. Например, его величина в середине 90-х годов колебалась в пределах 10 - 15% для Великобритании, Финляндии, Франции, Швейцарии, Швеции и в пределах 5 - 10% для США, Канады, Германии, ЮАР, Австралии, Японии.

    Роль  услуг в экономике стран оценивается  также с помощью индекса, рассчитанного  как отношение доли экспорта товаров к доле экспорта услуг в ВВП стран. Чем меньше индекс, тем большее значение имеют услуги.

    Определение доли экспорта услуг в торговле услугами наглядно укажет на страны нетто-экспортеры и импортеры услуг. Так, отрицательное  сальдо баланса услуг Германии - крупнейшей участницы мировой торговли услугами - является для нее на протяжении многих лет существенной проблемой.

    Внешнеторговая  квота (отношение торговли услугами к доле сферы услуг в ВВП), а  также показатель торговли услугами страны в расчете на душу населения  показывают степень открытости экономики  во внешнеэкономических связях страны в сфере услуг.

    Однако  сфере услуг, международной торговле услугами оказывалось недостаточное  внимание учеными, особенно в последние  годы. В связи с растущими масштабами мирового обмена услугами возникает  необходимость создания международных  механизмов регулирования. Наиболее важным направлением является работа по выполнению условий Генерального соглашения по торговле услугами (ГАТС).

    В настоящее время Всемирная торговая организация ведет список отраслей услуг, по которым страны выражают согласие с либеральным режимом доступа  на национальный рынок для зарубежных партнеров. Из 12 отраслей, согласно классификации  ВТО, к наиболее «открытым» в мире относится туризм. Кроме того, многие страны считают, что положительный  эффект может принести либерализация  рынка деловых и финансовых услуг. В либерализации рынков услуг  заинтересованы развитые страны, стремящиеся  к дальнейшему расширению экспорта.

    В 1997 г. достигнуты соглашения о либерализации  рынка телекоммуникаций и информационных технологий (вступило в силу с января 1998 г.) и о либерализации рынка  финансовых услуг (с 1999 г.). Режим свободной  конкуренции позволит и дальше снижать  стоимость услуг телефонной связи (в рамках первой) или страхования (в рамках второго). Однако в сложной  ситуации могут оказаться национальные коммуникационные компании, национальные банки и страховые общества.

    Поэтому в сфере регулирования торговли услугами следует проводить поэтапную, согласованную политику, чтобы не нарушить экономического баланса. 

1.2. Сущность услуг и их особенности, характеристика и классификация

    Сфера услуг отличается большим разнообразием. В индустрии услуг действует  значительная часть коммерческого  сектора: авиакомпании, банки, компьютерные бюро, страховые, юридические, консалтинговые фирмы, медицинскими учреждения и компаниями по торговле недвижимостью. Производством  услуг занимаются также правительственные  и некоммерческие организации.

    Отдельный сектор в сфере услуг занимают сервисные организации. Они отличаются друг от друга и по размерам - от огромных международных корпораций в таких  сферах, как банковское, страховое  дело, телекоммуникации, гостиничное  хозяйство до малых различных  предприятий местного уровня.

    Любой продукт труда, произведенный для  продажи, является товаром. Отсюда, услуги, реализуемые на различных рынках, выступают в виде самостоятельной  и весьма разнообразной группы товаров. Главная роль услуги как товара - в возможности удовлетворения потребностей покупателей.

    Производство  услуг может быть, а может и  не быть связано с товаром в  его материальном виде. К услугам  часто относят все виды полезной деятельности, не создающей материальных ценностей, т.е. главным критерием  отнесения той или иной деятельности к сфере услуг служит неосязаемый  характер производимого в данной сфере продукта.

    Виды  услуг чрезвычайно разнообразны: они могут иметь промышленный характер, либо удовлетворять личные потребности, могут быть неквалифицированными, либо требовать очень высокого уровня квалификации исполнителей.

    11 видов услуг:

    1. Транспорт

    2. Поездки

Информация о работе Тенденции и перспективы участия России в международной торговле услугами