Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 21:49, курсовая работа
В современном обществе по инициативе участников экономического процесса ежедневно заключается множество сделок, по приобретению товаров и услуг, включая финансовые инструменты. Сделки оплачиваются с помощью денег, находящихся либо в обращении, либо в форме депозитов на банковских счетах, при этом также может использоваться кредит. Кроме того, осуществляется пополнение бюджета за счет отчислений субъектов хозяйствования и физических лиц, а также финансирование государственных программ и бюджетных учреждений и организаций
Введение
1. Появление и распространение банковских пластиковых карточек
1.1 Развитие банковских пластиковых карточек как инструментов безналичных платежей
1.2 Классификация банковских пластиковых карточек
1.3 Современное состояние мирового рынка банковских пластиковых карточек
2. Организация безналичных расчетов с использованием банковских пластиковых карточек
2.1 Механизм совершения операций с использованием банковских пластиковых карточек
2.2 Современное состояние рынка банковских пластиковых карточек в Республике Беларусь
2.3 Проблемы и анализ рынка банковских пластиковых карточек в Республике Беларусь
2.4 Оценка эффективности функционирования электронных расчетов
3. Тенденции и перспективы развития рынка банковских пластиковых карточек в республике Беларусь
3.1 Особенности и проблемы рынка банковских пластиковых карточек
3.2 Перспективы развития рынка банковских пластиковых карточек в Республике Беларусь
Заключение
Список использованных источников
Продукты, представляющие схему "платёж после", - это кредитные карточки, среди которых выделяют:
Карточки категории «Стандарт» - карточки для индивидуальных клиентов, эмбоссированные с магнитной полосой. Операции с её использованием могут производиться как посредством банкоматов, POS - терминалов, так и посредством импринтера.
Карточки категории «Голд» и «Платинум», аналогичны карточкам "Стандарт", но имеют набор дополнительных услуг для привилегированных клиентов и более высокий лимит.
Карточки категории «Бизнес» - корпоративные карточки.
Расчётным банком системы Europay является британский Мидленд банк. В системе Europay возможно формирование системы клиринга и расчётов в рамках одной страны. В этом случае банки-участники данной страны заключают многостороннее соглашение о порядке расчётов и выбирают расчётный банк. Сведения о транзакциях в национальной валюте по карточкам банков-участников, совершённых внутри страны, поступают в Europay, где учитываются взаимные требования, а окончательные расчёты производятся Центральным банком.
По продуктам по схеме "платёж до" сейчас тарифы устанавливаются в процентах от суммы транзакции; по транзакциям в банкоматах помимо процента от суммы устанавливается фиксированный платёж. По продуктам "платёж после" также устанавливается плата в процентах от суммы транзакции, при этом по операциям в ПТС эквайер платит эмитенту, по выдаче наличных - эмитент-эквайеру.
На конец второго квартала 2003 года по карточкам MasterCard было проведено свыше 6,3 миллиардов операций (не считая электронные дебетовые транзакции по картам Cirrus и Maestro) на общую сумму 534,7 миллиардов долларов США, что на 15,7% больше по сравнению с аналогичным периодом 2001 года. Объем операций в торгово-сервисной сети по карточкам MasterCard составил 371,7 миллиардов долларов, увеличившись на 13,3% по сравнению с первым полугодием 2001 года. Карточки Maestro принимались к оплате на более чем 6,9 миллионах POS – терминалов в 83 странах мира, а также примерно в 8ОО тысяч банкоматов MasterCard/Maestro Cirrus. 15 тысяч финансовых учреждений, входящих в систему MasterCard, эмитировали почти 559 млн. карточек с ее логотипом (рост 16,7%), причем 458.6 миллионов пришлось на карточки Maestro, число которых возросло на 17,8% [6, с. 12].
American
Express. Во всем мире карты AmEx
предлагаются банками своим
Diners
Club International – небанковская организация,
состоящая из франшиз.
Межбанковская картассоциация JCB является лидером на рынке кредитных карт Японии и активно развивает свою экспансию в качестве транснациональной компании. Ориентируется JCB главным образом на высший и средний класс потребителей с высоким уровнем доходов и дифференцированным спросом. С одной стороны, JCB - единственная в Японии компания, чьи карты являются международными. С другой стороны, JCB отличается от других международных платежных систем усиленным акцентом на развитие своих карт не только и не столько в качестве средства платежа, сколько в качестве доступа к услугам в области туризма и развлечений. Карточки последней распространены в Японии и некоторых странах Юго-Восточной Азии.
В данной дипломной работе JCB и Diners Club International упомянуты лишь для полноты картины, так как на территории Республики Беларусь операции по ним практически не проводятся.
Итак, на рынках традиционных банковских пластиковых карточек с логотипами Visa, Eurocard/Masterсard и American Express, наблюдается рост основных показателей: общего числа карточек, количества и объема операций, масштабов сетей банкоматов и приема карточек к безналичной оплате за товары и услуги.
До
недавнего времени Visa, Eurocard/MasterCard и
American Express, исходя из доходности эмиссии
карточек, в основном ориентировались
на потребительский рынок и
Мировой рынок банковских пластиковых карточек находится в высокой точке своего развития и с каждым годом становится все более тесным. Дальнейшее углубление рынка уже невозможно без использования особых приемов работы. Хороший результат по дополнительной эмиссии карточек дает объединение на одной карточке логотипов эмитента и крупного потребителя услуг (co-branding). Характерным для мирового рынка является высокий уровень межсистемной интеграции и взаимодействия в области унификации, стандартизации и безопасности. Эмитентам карточек приходится считаться с тем, что современные владельцы карточек желают иметь доступ к услугам нескольких платежных систем с одной карточки и обслуживаться в любом банкомате или точке платежа, а предприятия торговли и сервиса хотят использовать один терминал для всех видов карточек.
Если
говорить о переменах на рынке
банковских карточек, руководители компаний
Visa, MasterCard, American Express одним из важнейших
направлений развития в ближайшем будущем
объявили глобальный переход на микропроцессорные
карточки в традиционных кредитных и дебетных
нишах, дальнейшее развитие смарт-карточек
типа "электронный кошелек", широкомасштабное
внедрение "электронной наличности"
и электронной торговли через Internet. Ускоренное
развитие получат межсистемные интеграционные
процессы, а также проекты на основе многофункциональных
смарт-карточек. Современный этап развития
рынка следует считать как технологический,
подготовительный к всеобщему переходу
на смарт-карточки и смарт-технологии.
2. Организация безналичных расчетов с
использованием банковских пластиковых
карточек
2.1
Механизм совершения операций с использованием
банковских пластиковых карточек
Необходимым условием успешного продвижения карточного бизнеса является развитость инфраструктуры приема карточек к обслуживанию. В данном аспекте следует выделить техническую инфраструктуру, обеспечивающую использование банковских карточек как инструмента для получения наличных денег и осуществления безналичных расчетов за товары и услуги.
Основными устройствами обслуживания банковских пластиковых карточек являются:
1)
Импринтер - механическое устройство,
предназначенное для
2) Электронный P.O.S. (point of sale) терминал - электронное программно-техническое устройство, предназначенное для фиксирования операций, произведенных с использованием карточек, с последующим формированием карт-чека. При совершении карточной операции в электронный терминал вставляется (или через него протягивается) карточка клиента. В это время информация, закодированная на магнитной полосе, считывается, кассир вводит запрашиваемую сумму, и терминал автоматически запрашивает авторизацию. После получения ответа из авторизационного центра терминал распечатывает на двойной ленте аналог слипа. Третья копия в данном случае не требуется, поскольку информация об операции поступает в авторизационный (процессинговый) центр изначально в электронном формате. Иногда технология требует от клиента вводить на клавиатуре терминала PIN-код, что повышает степень безопасности. В данном случае PIN фактически является аналогом подписи клиента, использование его с "живой" подписью необязательно.
Терминалы бывают двух видов:
- платежный терминал;
- кассовый регистратор, допускающий возможность объединения в локальную сеть с системой учета, складирования и базой данных штрих-кодов товаров торговых предприятий, при этом достигается полная автоматизация операции оплаты покупки.
3) Банкомат (ATM - Automat Teller Machine) - электронный программно-технический комплекс, выполняющий без участия оператора операции по выдаче налично-денежных средств, а также другие операции, разрешенные правилами и лицензиями платежных систем. Таким образом, банкоматы относятся к устройствам банковского самообслуживания. Используя его, клиент может получить почти полный спектр банковских услуг, не прибегая к помощи кассира или операциониста.
Банкоматы могут выполнять ряд основных и дополнительных операций. К первым относятся:
-
выдача наличных банкнот
- получение выписки о состоянии счета;
- операции депозита;
- организация перевода денег со счета;
- работа с чеками;
-
обработка сберегательной
В
последнее время набор функций
банкомата существенно
Иногда банкомат способен даже непосредственно контактировать с держателем карточки: считав информацию с магнитной полосы (микропроцессора), он может обратиться к клиенту по имени или предложить взять ту сумму, которую последний снимает чаще всего. Однако выполнять перечисленные функции могут далеко не все из них.
По функциональным возможностям различают банкоматы:
- cash dispenser, обеспечивающие минимум функций: выдачу наличных, показ баланса счета, иногда смена PIN-кода (только для некоторых ЧИП карт);
-
full function (полнофункциональный банкомат)
И все же главной функцией банкомата остается снятие наличных денег со счета. В этой операции содержится некое внутренне противоречие: ведь достоинство банковских карточек заключается в возможности не иметь дело с наличными. Вместе с тем, возможность получения наличных в любое время суток становится необходимым условием существования любой платежной системы. Исходя из этого банкоматы располагают в доступных и удобных для держателей карточек местах.
По способу размещения различают банкоматы:
- lobby, предназначенные для установки в помещениях;
- through the wall (через стену) - уличные (обычно они имеют внутренний подогрев);
- вестибюльные (также относятся к классу through the wall, но устанавливаются в помещениях);
- retail, устанавливающиеся в местах, где поток транзакций небольшой, впрочем, некоторые специалисты утверждают, что банкомат retai — тот же lobby;
- island (островковые), которые могут быть установлены далеко от банковской сети, обладают повышенной защищенностью и весом.
Внешне банкомат представляет собой металлический бронированный шкаф с дисплеем, на котором высвечиваются инструкции клиенту и другая информация. На передней панели расположена клавиатура для ввода клиентом команд, щель для приема карточки, щель для выдачи квитанции и окно (щель) для выдачи денег. Внутри, помимо электроники, имеются кассеты для хранения банкнот и устройство для их пересчета, кассета для хранения изъятых карточек, принтер для распечатки квитанций.