Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 12:03, курсовая работа
Для современной структуры хозяйства России характерно образование межотраслевых комплексов. Эти комплексы возникают и развиваются как внутри отдельно взятой отрасли, так и между отраслями. Сложились следующие межотраслевые комплексы:
· топливно-энергетический,
· металлургический,
· машиностроительный,
· химико-лесной,
· строительный,
· агропромышленный,
· транспортный
· социальный
Межотраслевые комплексы ……………………………........ 2
Топливно-энергетический комплекс ………………………… 2
Металлургический комплекс ………………………………... 4
Машиностроительный комплекс …………………………..... 7
Химико-лесной комплекс …………………………………..... 12
Строительный комплекс ……………………………………... 14
Агропромышленный комплекс ……………………………… 15
Социальный комплекс ………………………………………... 17
Транспортный комплекс …………………………………….. 17
2. Технологическая подготовка производства ………………. 19
2.1 Определение технологической подготовки производства .. 19
2.2 Основные задачи и этапы ТПП ……………………………… 21
2.3 Технологическая документация в системе управления ТПП 25
Список литературы ……………………………………
· Трудоемкость. Производство машин требует больших затрат рабочего времени и высокой квалификации труда. Поэтому многие отрасли машиностроения тяготеют к районам с высокой концентрацией населения. Для разработки новых образцов техники необходимы не просто людские ресурсы, а высококвалифицированные рабочие и инженерно-технические кадры. Высокая трудоемкость присуща станкостроению (Москва), авиационной промышленности (Казань, Самара), производству приборов и электронной техники (Ульяновск, Новосибирск).
· Металлоемкость. Машиностроительный комплекс потребляет значительную часть черных и цветных металлов. В этой связи машиностроительные заводы, выпускающие металлоемкую продукцию, например, горно-шахтное оборудование размещаются в районах с развитым металлургическим производством. Так, крупные заводы тяжелого машиностроения расположены на Урале, в городе Екатеринбурге.
Многие
отрасли машиностроения развиваются
в районах с благоприятным
автомобилестроение развито в крупных городах европейской части России, таких как Нижний Новгород, Ульяновск, Ижевск, Тольятти, Набережные Челны, Елабуга. Некоторые машиностроительные предприятия ориентируются на потребителей их продукции, поскольку их продукцию сложно транспортировать из-за большого веса и крупных размеров. Выгоднее их производить прямо в районах потребления. Например, тракторы для перевозки леса производятся в Карелии (Петрозаводск), комбайны для уборки зерновых – на Северном Кавказе (Ростов-на-Дону, Таганрог). В зависимости от особенностей взаимодействия таких факторов, как материалоемкость, трудоемкость и энергоемкость выделяют тяжелое машиностроение, общее машиностроение и среднее машиностроение.
Тяжелое машиностроение относится к материалоемким отраслям с большим потреблением металла и относительно малой трудоемкостью. К нему относят производство металлургического, горно-шахтного, подъемно-транспортного оборудования, тяжелых станков, крупных морских и речных судов, локомотивов и вагонов. Размещение тяжелого машиностроения в первую очередь зависит от сырьевой базы и районов потребления. Например, производство металлургического и горно-шахтного оборудования размещаются, как правило, вблизи металлургических баз и в районах потребления готовой продукции. Так, оборудование для металлургической промышленности производят в тех же городах, где размещены и металлургические производства – Екатеринбург, Красноярск, Комсомольск-на-Амуре. Крупные центры производства горно-шахтного оборудования созданы в Западной Сибири. Это Новокузнецк, Кемерово. В Красноярске построен один из крупнейших заводов по производству тяжелых экскаваторов, которые используются при освоении месторождений Канско-Ачинского бассейна. Производство оборудования для нефтяной и газовой промышленности сложилось в нефтедобывающих и газодобывающих районах: Западной Сибири, Северном Кавказе. Оборудование для атомных станций выпускают в Санкт-Петербурге и Волгодонске. Основные центры морского судостроения сформировались на побережьях Балтийского моря (Санкт-Петербург, Выборг), которые специализируются на производстве пассажирских и грузовых судов, а также ледоколов-атомоходов. Главным центром судостроения на Белом море является Архангельск, а на Баренцевом – Мурманск. Речное судостроение представлено верфями на крупнейших речных магистралях: Волге, Оби, Енисее, Амуре. Железнодорожное машиностроение размещено в Коломне, Новочеркасске (Северо-Кавказский район), Муроме (Нижегородская область).
Общее
машиностроение включает группу отраслей,
которые характеризуются
Среднее машиностроение объединяет предприятия малой металлоемкости, но повышенной трудоемкости и энергоемкости. К этой отрасли относятся приборостроение, производство средств вычислительной техники, электротехническая промышленность. Данная отрасль размещается там, где имеются квалифицированные кадры. Одной из главных отраслей среднего машиностроения является автомобилестроение. В этой отрасли наиболее ярко выражена специализация и кооперация. Предприятия автомобильной промышленности построены во многих регионах России. Продукция приборостроения отличается небольшой материалоемкостью и энергоемкостью, но для ее производства требуется высококвалифицированная рабочая сила и научно-исследовательские кадры. Поэтому около 80% выпуска товарной продукции сосредоточено в европейской части России, в таких крупных городах как Москва и Санкт-Петербург.
Машиностроительному комплексу России присущ целый ряд проблем. Так, в настоящее время износ основных производственных фондов превышает 55%. В отрасли только около четверти новых технологий соответствуют мировому уровню. Россия существенно отстает в выпуске промышленных роботов, электронно-вычислительного оборудования, бытовой электроники. Серьезные недостатки отечественного машиностроения определяют значительное превышение объема импорта над экспортом. Так, в 2008 году импорт машин, оборудования и транспортных средств составил 52,9%, в то время как экспорт только 4,5%. Неконкурентоспособность многих видов российской машиностроительной продукции на внутреннем и мировом рынках приводит к снижению экономического престижа страны.
В состав химико-лесного комплекса входят химическая и нефтехимическая, а также лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленности Химическая промышленность представлена многими отраслями, которые используют различное сырье и выпускают разнообразную продукцию. Распределение предприятий химической промышленности по территории страны зависит от различных факторов размещения. Влияние каждого из них не одинаково как для отдельных отраслей, так и для их групп. По степени влияния отдельных факторов на размещение химических производств, они могут быть разделены на следующие группы. К первой группе относятся производства, тяготеющие к источникам сырья. Эти производства потребляют большое количество сырья на единицу продукции. Они обычно располагаются в максимальной близости от источников сырья. К ним относятся производства калийных удобрений, каустической и кальцинированной соды, синтетических красителей и другие. Во вторую группу входят производства, тяготеющие к топливным и энергетическим ресурсам. Для них характерен большой расход топлива, тепловой или электрической энергии на 1 тонну продукции. Это производства карбида и цианамида кальция, синтетических волокон, метилового спирта. К третьей группе относятся производства, тяготеющие к районам сосредоточения трудовых ресурсов. Эти производства характеризуются высокой трудоемкостью выпускаемой продукции. К ним относятся предприятия по переработки пластмасс, выпуску резинотехнических изделий и шин, вискозного и капронового волокна, химико-фармацевтические производства. Четвертую группу составляют производства, тяготеющие к районам потребления. К ним относятся производства, вырабатывающие малотранспортабельную продукцию: соляную и серную кислоту. Пятая группа объединяет производства, выпускающие продукцию повсеместного потребления и использующие разнообразные виды сырья и материалов. Размещение таких производств возможно как вблизи сырьевой базы, так и в районах потребления продукции.
Кроме того, при размещении большинства химических производств необходимо учитывать наличие водных ресурсов и экологические факторы.
Наиболее
крупные комплексы химической промышленности
сложились в Центральном, Северо-Западном,
Уральском и Сибирском
Лесная отрасль России представляет собой совокупность взаимосвязанных подотраслей, основными из которых являются: лесозаготовительная, лесохимическая, целлюлозно-бумажная, деревообрабатывающая. Роль сырьевого фактора в размещении отраслей лесной промышленности усиливается при комплексном использовании древесины. В результате этого возникают комбинированные производства. В лесных районах России возникли и развиваются крупные лесопромышленные комплексы: Сыктывкарский, Братский, Усть-Илимский, Амурский. Они представляют собой сочетание лесозаготовок и переработки древесины.
Главным направлением развития отраслей лесного комплекса в настоящее время является сокращение экспорта круглого леса и пиломатериалов и увеличение доли производства и экспорта готовой продукции механической и химической переработки древесины.
Строительный комплекс развивается на основе связей между отраслями строительства и промышленности. В зависимости от функциональных особенностей отраслей, осуществляющих строительство, он включает три звена:
· Строительная индустрия
· Промышленность строительных материалов и промышленность строительных конструкций и деталей
· Строительное и дорожное машиностроение, производство машин и оборудования для промышленности строительных материалов
Основой
и ядром строительного
Агропромышленный
комплекс (АПК) – это совокупность
взаимосвязанных отраслей хозяйства,
которые участвуют в
АПК состоит из трех звеньев:
· Промышленность, которая производит средства производства для сельского хозяйства. Это тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, ремонт сельскохозяйственной техники, производство минеральных удобрений и химических средств защиты растений, добыча торфа для сельского хозяйства, микробиологическая промышленность.
· Собственно сельское хозяйство (растениеводство и животноводство);
· Отрасли по заготовке и переработке сельскохозяйственной продукции, доведению ее до потребителя (пищевая, заготовительная система, элеваторы, складское хозяйство).
Самым мощным звеном, по сути, сердцевиной АПК является сельское хозяйство, которое производит до 50% всей продукции, сосредотачивает 70% всех производственных фондов, обеспечивает работой 60% всех занятых в производственных отраслях АПК. Эффективная работа агропромышленного комплекса возможна только при условии согласованной работы всех звеньев. Межрайонное территориальное разделение труда в аграрно-промышленном комплексе развито слабее, чем в промышленности. Однако можно выделить три основные сельскохозяйственные зоны России, которые полностью обеспечивают себя сырьем и поставляют продукцию на общероссийский рынок. Это Северо-Кавказский, Центрально-Черноземный, Поволжский экономический районы.
В настоящее время положение дел в АПК России оценивается как кризисное. Большинство крупных, высокотоварных хозяйств прекратили свое существование. Приватизация и продажа земельных участков привели к тому, что большое количество сельскохозяйственных земель не обрабатывается. Степень износа техники и оборудования превышает 75%, а отечественная промышленность выпускает только половину видов техники, в которой нуждается АПК. Да и ту хозяйства не могут купить из-за диспаритета цен - низкой закупочной цены на сельскохозяйственную продукцию и высоких цен на горючее, удобрения, сельскохозяйственную технику. Только решение этих вопросов и сбалансированное развитие всех звеньев АПК является необходимым условием решения проблемы обеспечения страны продовольствием и сельскохозяйственным сырьем для нужд перерабатывающей промышленности.
Под
социальным комплексом следует понимать
совокупность отраслей материального
и нематериального
Транспортный комплекс России – это совокупность всех видов транспорта, объединенных транспортными узлами. Транспортные узлы – это пункты, в которых сходятся несколько видов транспорта, и осуществляется обмен грузами между ними. В России несколько сотен транспортных узлов разных типов. Крупнейший из них – Москва. Роль различных видов транспорта в транспортной системе определяется их долей в общей транспортной работе – перемещении грузов и людей, которое измеряется соответственно в тонно-километрах (грузооборот) и пассажиро-километрах (пассажирооборот). Транспортная система России включает железнодорожный, автомобильный, внутренний водный, морской, трубопроводный, воздушный транспорт. В условиях России для перевозки пассажиров и грузов на средние и дальние расстояния наиболее эффективным является железнодорожный транспорт. Главная задача железных дорог в стране состоит в обеспечении надежной транспортной связи европейской части с восточными районами.
Транспорт
– это одна из важнейших сфер материального
производства. Главной функцией транспорта
является перевозка различных товаров
из районов их производства в районы потребления.
При этом продолжается процесс материального
производства, но уже в сфере обращения.
Продукт любого рода считается полностью
произведенным только в том случае, когда
он доставлен потребителю. При этом транспортные
издержки включаются в себестоимость
продукции. Полные транспортные издержки
хозяйства России в сфере производства
и обращения составляют около 10% ВВП. В
некоторых отраслях промышленности, например,
таких как лесная или нефтяная отрасли
транспортные издержки составляют около
30%. себестоимости продукции. При размещении
производства учитывают потребность в
перевозках, массу исходных материалов
и массу готовой продукции, их транспортабельность,
обеспеченность транспортными путями.
Обеспеченность территории хорошо развитой
транспортной системой является одним
из важных факторов хозяйственного освоения
территории. Для нашей страны, с ее большой
территорией и неравномерным размещением
населения, природных ресурсов, и основных
производственных фондов, транспортный
комплекс имеет очень большое значение.
2. Технологическая подготовка производства
2.1 Определение технологической подготовки производства
В
промышленности освоение выпуска новых
образцов изделий, повышение технического
уровня и качества продукции, улучшение
всех технико-экономических