Технические барьеры в системе международной торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 20:06, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – изучение технических барьеров в системе международной торговли, и определение роли международной сертификации и стандартизации в решении проблем создания конкурентоспособной экономики.
В работе поставлены следующие задачи:
- Охарактеризовать развитие стандартизации и сертификации в современном мире.
- Определить степень соответствия российских стандартов международным.
- Обосновать направления совершенствования стандартизации и сертификации в РФ.
- Выделить принципы регулирования технических барьеров в торговле РФ на современном этапе.

Работа содержит 1 файл

курсовая ВЭД ред..doc

— 230.50 Кб (Скачать)

2.3 Пути совершенствования  стандартизации и  сертификации в  РФ 

     Международные и национальные стандарты используются при разработке проектов технических регламентов. С появлением технического регламента статус стандарта изменяется. Обязательные требования содержатся только в технических регламентах. Стандарты переходят в разряд добровольных документов. Различия технических регламентов и стандартов могут быть сведены к следующим основным характеристикам: технические регламенты содержат существенные требования и регламентируют уровень безопасности продукции и производства, эксплуатации и утилизации. Стандарты являются доказательной базой для реализации требований технических регламентов и оценки соответствия продукции этим требованиям.

     Для оценки соответствия техническим регламентам, нужно пройти три важные процедуры:

    • Декларирование соответствия - процедура, посредством которой производитель дает письменную гарантию, что продукт, процесс или услуга соответствует установленным требованиям;
    • Испытание - техническую операция, которая включает определение одной или нескольких характеристик продукта, процесса или услуги;
    • Сертификацию - процедура, посредством которой третья сторона дает письменную гарантию, что продукт, процесс или услуга соответствует установленным требованиям[16, c. 54].

     Вступление  России во Всемирную торговую организацию (ВТО) - процесс неизбежный, но сложный. Существующая ныне система технического регулирования и действующее законодательство не вполне соответствуют международным нормам и правилам, закрепленным в документах ВТО. В данный момент в Министерстве экономического развития и торговли и Ростехрегулировании действует ФЗ " О техническом регулирования в РФ". Авторы проекта изучали директивы ЕС, законодательство США, Японии и многих других стран в области обеспечения безопасности продукции. Была учтена позиция переговорной команды России по вступлению в ВТО, особенности международной практики. При подготовке проекта использовались положения законодательства Чешской республики об ответственности изготовителей за выпуск некачественной продукции, а также рекомендации Федеральной торговой комиссии США об отзыве товаров.

     Все это попытки приведения российского законодательства в соответствие с общеевропейскими нормами[18].

     На  смену тотальной обязательной сертификации пришла более гибкая система подтверждения  соответствия требованиям безопасности. С большинства производителей будут спрашивать не сертификат, а декларацию. Это сэкономит предпринимателям до 1 млрд. рублей в год, упростит их коммерческую деятельность и устранит излишние административные барьеры (Доп. Информация в Приложение 2) [16, c. 58].

     После введения закона "Об основах технического регулирования" необходимо было пересмотреть и привести в соответствие с международной практикой и процедуру подтверждения соответствия продукции. В условиях рынка соответствие стандартам должно стимулироваться экономически, а не директивно в виде государственного надзора и контроля. В связи с этим должны претерпеть изменения и сами стандарты. Действующие в настоящее время санкции на продукцию - это в какой-то мере прообразы технических регламентов. Соответствие регламенту должно стать гарантией безопасности продукции, а соответствие стандарту, в свою очередь, гарантией ее качества со всеми вытекающими преимуществами на рынке.

     С 15 февраля 2010 года в России отменена обязательная сертификация пищевой и парфюмерно-косметической продукции, действовавшая почти 20 лет. Теперь производитель может сертифицировать товары добровольно. А может и не делать этого. Обязательную сертификацию ввели в начале 90-х. Тогда просто необходимо было защититься от хлынувшего в страну потока некачественных товаров. За прошедшие годы ситуация изменилась. Однако сертификация в том виде, в котором она существует, мало защищает потребителя[20].

     Из-за большого количества фиктивных органов и фиктивных лабораторий сертификация и потеряла доверие населения и предпринимателей. Это и послужило одним из поводов того, что правительство приняло решение об отмене обязательной сертификации.

     Еще одним поводом для этого стало  желание правительства ликвидировать  излишние административные барьеры для бизнеса, ввести более современный механизм регулирования - добровольную декларацию качества. Как во многих странах мира, с сегодняшнего дня и в России производителям продуктов и косметики достаточно будет заявить о качестве и безопасности своих товаров[19].

     Если  для производителей выгода от упрощенной системы декларирования очевидна, то для потребителей - это еще большой  вопрос. Можно ли будет доверять тому, что товар действительно  соответствует всем нормам безопасности? Особенно учитывая, что в России нет ни жесткой системы контроля соответствия качеству, ни адекватного наказания за его отсутствие, как, скажем, в европейских странах.

     Поэтому чтобы в России переход от обязательной сертификации к декларированию был  безопасен, необходимо повысить, а в некоторых случаях даже ужесточить ответственность производителей. Вплоть до уголовной ответственности за продажу фальсифицированных, опасных, некачественных товаров. И конечно же надо ужесточить контроль за рынком. Пока в нашей стране не хватает квалифицированных центров, которые могли бы проверять всю продукцию и подтверждать ее соответствие. Покупателям же эксперты советуют по-прежнему внимательно изучать этикетку, выбирать продукцию, произведенную по ГОСТу. В этом случае можно быть уверенным, что за товаром и его производством ведется контроль.

     Законопослушные и ответственные производители  сформировали службы качества и сертификации, навели порядок в нормативной  документации, наладили испытания продукции, навели порядок в метрологическом  обеспечении производства. Стали четко выполнять требования по предоставлению информации для потребителя. На рынке появляется конкуренция. Сформированы потребительские институты. Проводится общественный мониторинг безопасности и качества продукции. Требовательнее и грамотнее стал потребитель[18].

     Отныне  производители пищевых товаров  и косметики будут подписывать  декларацию вместо получения сертификата  чтобы доказать, что их товар соответствует  санитарным нормам или Госстандарту.

     Однако, отмена с 15 февраля 2010 года обязательной сертификации пищевой и парфюмерно-косметической продукции стала причиной спора о возможном появлении на прилавках товаров с опасными ингредиентами. Защитники обязательной сертификации утверждают, что страну захлестнет волна фальсификата. Противники сертификации уверяют, что значительная часть сертификатов не гарантировала безопасность товаров.

     На  данный момент, лишь10%-15% пищевых производств имеют возможность (техническую и кадровую) подтверждать безопасность своей продукции. Между тем, даже если учесть данные "Ростеста", говорить о том, что опасные товары хлынут на прилавки магазинов, нельзя.

     Во-первых, санитарные нормы никто не отменял, они продолжат действовать. СЭС  после проведения тестов выдает производителю  товара санитарно-эпидемиологические заключения, которые производитель предоставляет торговцам. Эти документы по-прежнему будут подтверждать соответствие товара требованиям по безопасности. При этом выдавать его будет госструктура, в которой гарантированно есть необходимые лаборатории и обученный персонал.

     В-вторых, многие производители продолжат  сертифицировать свою продукцию  добровольно, несмотря на отмену обязательной сертификации. Например, обязательную сертификацию на продукцию масложировой отрасли отменили еще с 29 декабря 2008 года. Но многие компании проводят внешний аудит, чтобы быть уверенными на сто процентов в качестве своей продукции[13, c. 67].

     В-третьих, необходимо признать, что за время  существования обязательной сертификации, отношение к ней двойственно. И многие считают, что она не оправдала возложенные на нее функции. Она превратилась просто в очередной побор с бизнеса, не дающей потребителю никаких гарантий безопасности.

     Так, по сути декларация соответствия - это документ, в котором изготовитель принимает на себя ответственность за соответствие продукции нормам по безопасности. А получение же сертификата будет теперь жестом доброй воли.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

     В заключение данной курсовой работы отметим следующие моменты: 

  1. Техническое регулирование оказывает существенное влияние воздействие на разные аспекты конкурентоспособности, играет значительную роль в модернизации экономики, переходе на инновационный путь развития.
  2. В настоящее время созданы все предпосылки, позволяющие реализовать реформу технического регулирования при условии работы федеральных органов исполнительной власти, бизнес-сообществ, научных и других заинтересованных сторон.
  3. При разработке технических регламентов целесообразно учитывать их влияние на качество и конкурентоспособность.
  4. Снизить возможное негативное воздействие устаревших норм на инновационное развитие промышленности можно путем активного участия в деятельности по разработке и внедрению технических регламентов бизнес-сообществ, общественных объединений, экспертов и других заинтересованных лиц.
  5. Обеспечить снижение издержек и повышение конкурентоспособности экономики можно путем более эффективного использования технических регламентов, документов по стандартизации, гармонизированных с международными нормами и обеспечивающих более эффективное применение требований технических регламентов и их исполнение[15, с. 3-5].

     Государственная инвестиционная и промышленная политика России вынуждена строиться исходя из далекого от совершенства действующего законодательства параллельно с  созданием современной инфраструктуры на базе международных стандартов и сетевых решений с использованием единых, реально работающих инвестиционных инструментов, механизмов, процедур и форматов. Мировые тенденции и поставленные Президентом России стратегические цели в сфере экономики диктуют необходимость ускоренного формирования региональных и отраслевых сетевых структур в России с участием предприятий и регионов, готовых к освоению международных стандартов, с проверкой компетентности их персонала согласно европейским и международным нормам. Самостоятельное формирование национального института независимых, авторитетных экспертов и сетевой экономики (консорциумы, холдинги и прочие кооперативные объединения субъектов рынка), в свою очередь, создаст условия для практической реализации промышленно-инновационной политики России на базе профессионального использования современных сетевых принципов организации, структурирования и сертификации субъектов рынка и персонала. Это положительно скажется также на эффективности реализации инновационных программ, повышении текущей и перспективной конкурентоспособности, инвестиционной привлекательности и капитализации предприятий, регионов и России в целом.

     Неотъемлемая составляющая современных инвестиционных процессов, повышения капитализации и конкурентоспособности предприятий, экономик стран в целом является Международная сертификация субъектов рынка. Сертификация всей цепочки системы менеджмента качества (СМК) - от кредитора и производителя до потребителя, в соответствии с международными стандартами в рамках сетевой организации, устраняет барьеры между странами, обеспечивая развитие бизнеса за счет прямых поставок наиболее "длинных" и дешевых ресурсов, взаимно и значительно при этом снижая издержки, а, следовательно и стоимость заемных ресурсов и инвестиций.

     Сертифицированные на должном уровне СМК позволяют  российскому предпринимательству  встраиваться в мировые процессы поставки финансовых ресурсов, товаров  и услуг. СМК становится основой  рыночного технического регулирования ответственной за поставку качественной, безопасной продукции (услуг), а так же распределение и снижение рисков.

Список  использованных источников 

  1. Закон Российской Федерации от 27.12.2002 N 184 «О техническом регулировании».
  2. Закон Российской Федерации от 07.02.92 №2300-1 "О защите прав потребителей" (в ред. Федерального закона от 09.01.96 № 2-ФЗ).
  3. Закон Российской Федерации от 10.06.93 №5154-1 "О сертификации продукции и услуг" (в ред. Федерального закона от 27.12.95 № 211-ФЗ).
  4. Закон Российской Федерации от 10.06.93 №5154-1 "О стандартизации" (в ред. Федерального закона от 27.12.95 № 211-ФЗ).
  5. Соглашение о технических барьерах в торговле // Результаты Уругвайского раунда многосторонних переговоров. М., 2002. С. 122 - 146.
  6. Абрамов В.А.Сертификация продукции и услуг. Практическое пособие. М.: Изд-во «Ось-89», 2001.- 288 с.
  7. Варакута С. А. Управление качеством продукции: Учебное пособие. ИНФРА - М, 2009. - 207 с.
  8. Гиссин В.И. Управление качеством продукции. Р.-на-Дону: Изд. "Феникс". 2008. - 255с.
  9. Ерасова Е.А. Конкурентоспособность в современной экономике: вопросы теории и практики: Учебное пособие. СПБ.: ОЦЭиМ, 2006. - 128 с.
  10. Ерасова Е.А. Реформа системы государственной стандартизации и сертификации: Стратегическое направление повышения конкурентоспособности / Проблемы современной экономики, 2004. № 1.- С. 9-10.
  11. Ерасова, Е.А. Российская практика технического регулирования: проблемы  стратегического решения / Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 5, Экономика. - 2006. - № 1. - С. 31-40.
  12. Исаев Л.К., Малинский В.Д. Метрология и стандартизация в сертификации. М.: ИПК Издательство стандартов, 2009. -  169 с.
  13. Ильенкова С.Д. Управление качеством: учебник / под ред. С. Д. Ильенковой - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнити-ДАНА,2009. - 352 с.
  14. Крылова Г. Д. "Основы стандартизации, сертификации, метрологии". Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ,  2009. -  671 с.
  15.   Крючкова П.В., Авдашева С.Б. Система технического регулирования в РФ: формирование, возможное и ожидаемое воздействие на конкуренцию – М.: Изд. дом Государственного университета – Высшей школы экономики, 2009. – 72 с.
  16. Мигин С.В. Актуальные вопросы реализации реформы технического регулирования в Российской Федерации. - М.: РИА «Стандарты и качество», 2008. - 216 с.
  17. Сергеев А.Г. Метрология. Стандартизация. Сертификация: учеб. пособие для вузов. - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: Логос, 2005. -  с. 559
  18. http://www.gost.ru/- Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии
  19. http://www.tamognia.ru/ - Таможня.ру
  20. http://www.rb.ru - Деловой портал
  21. http://www.wto.ru - Россия и Всемирная торговая организация

Информация о работе Технические барьеры в системе международной торговли