Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 20:06, курсовая работа
Цель данной работы – изучение технических барьеров в системе международной торговли, и определение роли международной сертификации и стандартизации в решении проблем создания конкурентоспособной экономики.
В работе поставлены следующие задачи:
- Охарактеризовать развитие стандартизации и сертификации в современном мире.
- Определить степень соответствия российских стандартов международным.
- Обосновать направления совершенствования стандартизации и сертификации в РФ.
- Выделить принципы регулирования технических барьеров в торговле РФ на современном этапе.
Российская
Федерация выполнила уже
Госстандарт и Еврокомиссия договорились согласовать 7 проектов общих технических регламентов, совместимых с директивами ЕС. Эти регламенты касаются безопасности оборудования, промышленной безопасности, безопасности эксплуатации зданий и установок, противопожарной безопасности, безопасности окружающей среды, а также санитарно-эпидемиологической безопасности. Кроме того, планируется согласовать, проекты специальных технических регламентов - по безопасности низковольтного оборудования, электробезопасности во взрывоопасных средах, тары и упаковки, а также игрушек[21].
Однако,
дальнейшее движение в этом направлении
может принести ожидаемые результаты
только при условии достаточной
эффективности
2 Регулирование технических барьеров в торговле РФ
на
современном этапе
2.1
Принципы технического
регулирования
Через деятельность государства в области стандартизации, и оценки соответствия проявляется его регулирующая роль на рынке. Под регулированием понимается действия государства, с помощью установленных норм и правил, организующие поведение на рынке хозяйствующих субъектов.
На современном этапе изготовитель и его торговый посредник, стремящиеся поднять репутацию торговой марки, выйти на рынок и победить в конкурентной борьбе, заинтересованы в выполнении:
Перечисленные выше документы - техническое законодательство, стандарты, сертификаты (декларации) соответствии - являются результатом деятельности, именуемой техническим регулированием. Иначе говоря, техническое регулирование - это правовое регулирование в трех областях: техническое законодательство, стандартизация, оценка соответствия. Товар отвечает требованиям рынка в том случае, если он способен преодолевать на своем пути различного рода барьеры, и, прежде всего тарифные (таможенные пошлины, квоты) и технические (нетарифные).
Так, в начале 2003 г. в Нью-Йорке была отозвана из торговых точек партия российского молока «Можайское» и «Милая Мила», т.к. в продуктах был обнаружен сульфонамид - вещество, потенциально способное вызвать у человека аллергическую реакцию. Причина заключалась в различии требований международных и национальных стандартов. Хотя российские ГОСТы на пищевые продукты в целом более жесткие, но тест на сульфонамид ими не был предусмотрен. Это пример естественного технического барьера [18].
Но можно говорить и об искусственно созданных технических барьерах для России, как страны не являющейся членом ВТО. Так, поставленные на рынок Швеции и Швейцарии отечественные автомобили были выполнены с учетом требований такой международной организации, как ЕЭК ООН. Однако импортеры вышли за рамки требований: в Швеции были предъявлены более жесткие требования по токсичности выхлопных газов; В Швейцарии установили норму по уровню шума 77 дБ, в то время как по нормам ЕЭК ООН допускается до 80 дБ[19].
Существование и значимость
Закон “О техническом регулировании” предполагает реформу технического регулирования в части технического законодательства, стандартизации и оценки соответствия. По мнению специалистов, реформа не только назрела, а явно перезрела. Страна вошла в рынок, но система технического регулирования осталась по инструментарию советской, а по смыслу «заточенной» на окологосударственную коммерцию. С такой системой мы обречены на вечное отставание, на провалы в мировой конкуренции, на инвестиционный голод потерянные проценты ВВП. Цена вопроса - темпы роста и место России на мировом рынке [11, c. 31].
Принципиальная схема положений системы технического регулирования представлена в Приложении 1.
Из доклада заместителя Министра промышленности и торговли РФ Владимира Саламатова: “Реформа технического регулирования является необходимым условием конкурентоспособности российской экономики.
Безопасность
продукции – это один из важнейших
элементов
Эффективная система технического регулирования предполагает:
Во-первых, установление ясных, однозначных и выполнимых обязательных требований к продукции, обеспечивающих ее безопасность.
Во-вторых, снижение административных барьеров, связанных с проведением оценки соответствия продукции установленным требованиям безопасности.
Одной
из важных задач технического регулирования
является поиск сбалансированного подхода
между установлением обязательных требований
для обеспечения безопасности продукции
и при этом создание условий для повышения
качества и конкурентоспособности. Существующая
законодательная база в области технического
регулирования, основанная на Федеральном
законе «О техническом регулировании»,
на сегодняшний день позволяет в полной
мере проводить необходимый комплекс
мер по реализации реформы технического
регулирования.”[18]
2.2
Проблемы стандартизации
и сертификации в экономике
РФ
Стремление к введению национальных систем сертификации было связано с тем, что, с одной стороны, она защищает потребителя от небезопасной и экологически нечистой продукции, а с другой - затрудняет доступ на национальные рынки изделий иностранного производства, так как требует от экспортеров дополнительных длительных испытаний на соответствие продукции национальным стандартам. Такие дорогостоящие испытания под силу только крупным фирмам, что давало им определенные преимущества.
Различия
в национальных стандартах и других
нормативных документах, а также
процедурах проведения сертификации превращают
их в так называемые технические
барьеры международной
Например, для проведения сертификационных испытаний самолета ЯК-40 в Англии, а это было необходимым условием его эксплуатации, Авиарегистру Великобритании были переданы более 300 различных отчетов и документов, стоимость самих испытаний составила 3 млн.долл.США, а процедура переговоров и испытаний составила 5 лет[20].
Существование большого количества национальных систем сертификации в странах Западной Европы, а также появление региональных систем сертификации в Европе и Америке, основанных на нормативных документах этих стран и гармонизированных стандартов регионов, привело к тому, что однородная продукция оценивалась в разных странах различными методами. Это создавало некоторые трудности.
Формирование
высокоэффективной и социально-
На решение этих задач и нацелено подтверждение соответствия продукции или услуг(обязательное – в виде декларации о соответствии или обязательной сертификации, или добровольное – в виде добровольной сертификации)[].
Приоритетной формой обязательного подтверждения соответствия является декларирование соответствия, осуществляемое по требованиям технических регламентов. Обязательная сертификация в технических регламентах должна закладываться только в обоснованных случаях. Обязательное подтверждение соответствия производится только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом, и исключительно на соответствие его требованиям. Объектом обязательного подтверждения соответствия (сертификации или декларирование соответствия) может быть только продукция, выпускаемая в России. Формы и схемы подтверждения соответствия устанавливаются только техническим регламентом с учетом степени риска недостижения целей технических регламентов третьей стороной (не зависящей ни от изготовителя или поставщика, ни от потребителя продукции).
Если
в общем законе “О технических регламентах”
имеется не так много белых пятен, то в
части технического регулирования различных
отраслей в разрабатываемом законе остается
немало вопросов, ответов на которые сегодня
в документе нет. Например, в нем очень
подробно разработана глава, касающаяся
токсикологических, микробиологических,
клинико-лабораторных показателей безопасности
парфюмерно-косметической продукции.
Но при этом в законе не говорится об экологической
безопасности, в то время когда этот вопрос
требует подробнейшей и тщательной разработки.
В законопроекте также нет упоминания
ни о надзоре, ни о санкциях за причинение
ущерба окружающей среде. Не меньше вопросов
вызывает ситуация с импортом. Сейчас
вся продукция, которая поступает из-за
рубежа, должна подтверждаться сертификатами
в России. Закон не дает разъяснений по
этому поводу, открывая тем самым путь
для некачественной, фальсифицированной
продукции на российский рынок. В то же
время неизвестно, какая участь ожидает
нашу продукцию за рубежом. Вряд ли появление
новых игроков из России будет встречено
Западом с энтузиазмом, потому что повлечет
за собой передел рынка. Один из способов
защититься от конкурента - поставить
барьер в виде дополнительной проверки
российской продукции на предмет ее соответствия
международным стандартам. Во всяком случае,
отечественные производители предвидят
и такой вариант развития событий. В связи
с принятием технических регламентов
существенные изменения коснутся ассортимента:
часть продукции снимется с производства,
другая поменяет состав из-за того, что
уже не будет соответствовать требованиям
качества. Соответственно компаниям придется
разрабатывать новую маркетинговую программу,
искать дополнительные средства на рекламу
и продвижение товаров на рынке. А такими
ресурсами обладают только крупные предприятия[11,
c. 38].
В схемах декларирования завершающей операцией является принятие заявителем декларации о соответствии, а в схемах сертификации - выдача заявительного сертификата соответствия.
После
получения соответствующих
На
упаковку сейчас наносится знак, принятый
для обязательной сертификации, а
для декларирования соответствия используется
иной знак. Чтобы изменить этикетки, крупным
компаниям потребуются месяцы времени
и миллионы рублей, что в свою очередь
скажется на себестоимости продукции.
Информация о работе Технические барьеры в системе международной торговли