Технические барьеры в системе международной торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 20:06, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – изучение технических барьеров в системе международной торговли, и определение роли международной сертификации и стандартизации в решении проблем создания конкурентоспособной экономики.
В работе поставлены следующие задачи:
- Охарактеризовать развитие стандартизации и сертификации в современном мире.
- Определить степень соответствия российских стандартов международным.
- Обосновать направления совершенствования стандартизации и сертификации в РФ.
- Выделить принципы регулирования технических барьеров в торговле РФ на современном этапе.

Работа содержит 1 файл

курсовая ВЭД ред..doc

— 230.50 Кб (Скачать)

     Так, к основным задачами стандартизации можно отнести: повышение уровня безопасности жизни и здоровья граждан, а так же уровня экологической безопасности, безопасности жизни и здоровья животных и растений; обеспечение конкурентоспособности и качества продукции (работ, услуг), рационального использования ресурсов; содействие соблюдению требований технических регламентов; создание систем классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации, систем каталогизации продукции (работ, услуг)[14, c. 21].

      Сложившиеся в различных странах национальные системы стандартизации отражают исторические условия развития промышленного  и научно-технического потенциала страны. Так, в Японии и Франции в рассматриваемой сфере традиционно значительно государственное влияние, в Великобритании и ФРГ заключены соглашения между правительствами и национальными организациями по стандартизации, в США параллельно функционируют государственная и независимая (добровольная) системы стандартизации с преобладанием последней. В кругах специалистов по стандартизации стран-членов ЕС выражается озабоченность стремлением руководства американских органов по стандартизации навязать стандарты США другим странам в качестве международных. По мнению австрийского института стандартизации (ON), обе стороны по-разному толкуют основополагающее понятие "стандарт", однако, это объясняется не терминологическими трудностями, а экономическими противоречиями между США и странами - членами ЕС[20].

     В России действует более 20 тыс. стандартов, из них 4 тыс. международных, что создает  условия, способствующие устранению технических  барьеры в торговле в соответствии с нормами и правилами ВТО. Однако, сложившаяся в России система стандартизации по ряду положений не согласуется с межправительственными соглашениями, и не полностью соответствует требованиям ВТО. Несовершенство законодательной базы, особенно при увеличении объемов импорта, ухудшает положение в области обеспечения безопасности и качества товаров и услуг[21]. В России установлены следующие категории нормативно-технической документации, определяющей требования к объектам стандартизации:

- государственные стандарты (ГОСТ);

- отраслевые стандарты (ОСТ);

- стандарты предприятий (СТП);

- стандарты общественных объединений (СТО);

- технические условия (ТУ);

- международные стандарты (ИСО/МЭК)

- национальные стандарты

- региональные стандарты;

     Национальным  органом по стандартизации в России является Государственный комитет  Российской Федерации по стандартизации и метрологии (Ростехрегулирование). Он определяет стратегические направления по стандартизации, анализирует все заказы, планы работы технических комитетов, предложения субъектов хозяйственной деятельности и разрабатывают годовые планы по стандартизации. Руководство и координацию работ по стандартизации в области строительства осуществляет Госстрой России[17, c. 232].

     Для России особое значение имеет опыт взаимодействия национальных и международных  стандартов, накопленный в ЕС.

     Общие технические требования в ЕС установлены, как правило, лишь на продукцию, с  которой связана повышенная опасность  для жизни и здоровья людей  или для окружающей среды. Однако даже в отношении такой продукции  нередко достаточно декларации самого изготовителя о соответствии. Так, в системе ЕС производитель может выбрать метод обеспечения соответствия требованиям, как одну из альтернатив. В российской же системе контроль осуществляется в основном путем сертификации продукции на стадии "внедрения" на рынок и не применяются ограничения, связанные с характеристиками продукции.

     В ЕС публикуются проекты стандартов, и процесс их принятия длится год - два. После принятия директивы, как  правило, требуется еще 1 - 2 года для  вступления ее в силу. Таким образом, изготовители и импортеры располагают достаточным временем для адаптации к новым требованиям. В России проекты нормативных актов публикуются не всегда, и они вступают в силу в течение 6 - 12 месяцев с момента утверждения[20].

     Таким образом, в последние десятилетия международные стандарты начинают играть ключевую роль в присутствии национальных предприятий на мировом рынке, то есть международная стандартизация становится аспектом государственной политики и стратегии фирм. А сертификация выступает, как один из факторов повышения конкурентоспособности как предприятия, так и экономики в целом.

1.3 Сертификация как  фактор повышения  конкурентоспособности  продукции, экономики  и вступления России  в ВТО 

     Одним из условий повышения конкурентоспособности  продукции и реализации товаров на мировом рынке является их соответствие требованиям международных норм, правил и законов, действующих в той или иной стране. Следовательно, содержанием сертификации является система мер и действий, подтверждающих соответствие фактических характеристик продукции требованиям международных стандартов, рекомендаций и других документов, действующих на мировом рынке или в стране - импортере данной продукции. Таким образом, одним из важнейших путей повышения качества продукции на предприятиях является стандартизация и сертификация. Сертификация, в свою очередь, относится к числу наиболее эффективных способов повышения конкурентоспособности продукции и предприятия в целом[10, c.9-10].

     Экономические преимущества сертифицированной продукции:

  • если предприятие обладает сертификатом, свидетельствующим о безопасности своей продукции для окружающей среды, жизни и имущества, то это может рассматриваться потребителями как свидетельство высокого качества и конкурентоспособности данной продукции;
  • если предприятие имеет сертификат на продукцию и (или) систему качества, то это во многих случаях может рассматриваться как необходимое условие заключение сделки и подписания контракта с иностранными партнерами, для которых наличие такого сертификата у партнера является нормой;
  • если предприятие имеет сертификат качества на продукцию и (или) систему качества, это может положительно отражаться на контрактной цене продукции или услуг (способствует обоснованности завышения уровня цены);
  • если предприятие имеет сертификат качества на продукцию и (или) систему качества предприятия, то это создает относительно более благоприятные условия для страхования, получения различных кредитов и способствует обеспечению определенных гарантий страховым компаниям и банкам[6, c. 67].

     В настоящее время в перечни обязательно сертифицируемой продукции в развитых странах входят несколько сот изделий. Так, в США номенклатура сертифицируемой продукции включает сельскохозяйственную и пищевую, товары широкого потребления, строительные конструкции, средства связи, медицинские препараты и технику, горнодобывающее, буровое и промышленное оборудование, транспортные средства, продукцию, изготовляемую по государственным заказам. На эти виды продукции разработаны государственные программы сертификации, являющиеся обязательными. В странах ЕС также имеются перечни обязательно сертифицируемой продукции, причем процесс сертификации проводится органами, аккредитованными на базе европейских норм (для определенных видов продукции)[20].

     Применение  предприятиями в России сертификации продукции в условиях рыночных отношений дает следующие преимущества:

  • обеспечивает доверие внутренних и зарубежных потребителей к качеству продукции;
  • облегчает и упрощает выбор необходимой продукции потребителям;
  • уменьшает импорт в страну аналогичной продукции;
  • предотвращает поступление в страну импортной продукции не соответствующего уровня качества;
  • способствует повышению организационно-технического уровня производства[18].

     Одной из наиболее обсуждаемых, а, следовательно, и актуальных тем на сегодняшний день является вхождение России во Всемирную торговую организацию (ВТО). Очевидно, что этот шаг позволит нашей стране достигнуть определенных целей, послужит новым витком развития экономики, направленным на цивилизованные отношения на рынке. Однако, от России потребуется проведение существенных преобразований в уже существующей сфере экономики, так как необходимо будет работать по единым правилам, действующим в ВТО, в числе которых сертификация производимой продукции.

     О практическом значении для национальной и мировой экономики эффективной системы государственных, международных стандартов, технических регламентов можно судить по уже существующему в этой области мировому опыту. До 80% мировой торговли (на сумму около 4 трлн. долл. США в год) осуществляется на основе международных (и соответствующих им национальных) стандартов и технических регламентов.

     Технические барьеры, возникающие в международной  торговле из-за различий систем национальной сертификации, обусловили создание международных  организаций по сертификации и международных систем сертификации отдельных видов продукции.

     Национальная  сертификация, в частности, в России, во многих случаях (по многим товарам) превратилась в серьезное препятствие  для выхода этих товаров на мировые  рынки.

     При низком международном рейтинге конкурентоспособности  российской экономики возникла настоятельная  потребность в реформировании существующей у нас системы стандартизации и сертификации, основы которой сложились  еще в советское время в  условиях неразвитых рыночных отношений. Реформа системы стандартизации и сертификации в соответствии с мировой практикой рыночной конкуренции направлена на то, чтобы перенести основную ответственность за качество, безопасность произведенного товара с государства, государственных ведомств на производителя и продавца [10, c.10].

     С этой целью предусмотрен постепенный  переход от всеобщей обязательной сертификации продукции к более либеральной  ее форме, отвечающей принципам свободной  конкуренции, - декларированию продукции (ее качества, безопасности) самим производителем, а также продавцом. Соответственно вместо государственного контроля за качеством и безопасностью продукции, осуществляемого иногда 10-20 различными инстанциями, действующими в системе сертификации, предусматривается обычная для рыночной экономики практика, когда данный контроль становится важнейшей обязанностью самих производителей товаров[13, c. 132]. Сертификатом производителя становится декларация.

     Декларирование - специальная форма подтверждения  соответствия, при которой производитель подтверждает, что его продукция безопасна и качественна. Оно особенно активно используется при производстве товаров массового спроса в основном известных брендов.

     В 2010 году - в год завершения реформы, 60% продукции, поступившей на внутренний рынок, задекларированы, 30% выпущено без обязательного соответствия требованиям государственной сертификации и лишь 10% сертифицированы.

     Таким образом, система государственной сертификации и стандартизации перестраивается кардинально.

     Вплоть  до недавнего времени требования к стандартному качеству в РФ определяли свыше 20 ведомств и 19 систем обязательной сертификации. Только официальные платежи, не считая «неофициальных», за получение сертификатов составляли около 1 млрд. долл. в год. Тем не менее, почти любая сделка на поставку продукции не могла гарантировать получение товаров с высокой потребительной стоимостью. Около 70% продукции в той или иной степени фальсифицировано, несмотря на то, что более 90% ее имеет сертификат соответствия. К тому же приобрести сертификат неофициально менее затратно, чем при официальном его оформлении в органах сертификации [6, c. 52].

     Существующие  меры государственного контроля за безопасностью  продукции на российском рынке сводились  лишь к контролю за наличием и содержанием копий разрешительных документов (сертификатов соответствия, гигиенических заключений, пожарных сертификатов, решений о ввозе продукции. Подобный формальный подход наряду с высокозатратными процедурами получения разрешительной документации создавал предпосылки для возникновения коррупционных отношений между представителями торговых организаций и контролирующих органов. А испытательные лаборатории, органы по сертификации не несли ответственности за ущерб, причиненный опасной продукцией, прошедшей сертификацию.

     Теперь  эту сложную, неэффективную и  затратную систему поэтапно заменяет система технических регламентов, содержащая перечисленный в законе минимум обязательных требований к  продукции (который не может быть произвольно увеличен - существует «закрытый список» требований) в отношении ее безопасности для здоровья и жизни граждан, охраны окружающей среды, безопасности имущества, а также мероприятий, вводящих потребителей в заблуждение.

     Прежние законы «О стандартизации» и «О сертификации продукции и услуг» утрачивают силу. Вместо 60 с лишним тысяч ведомственных нормативов реформа предусматривает не более 1 тысячи нормативов, принимаемых на федеральном уровне в качестве технических регламентов.

Информация о работе Технические барьеры в системе международной торговли