Министерство образования
и науки, молодежи и спорта Украины
Университет экономики и
управления
Реферат
по предмету: «Управление финансовой
санацией предприятия»
на тему: «Анализ причин,
сильных и слабых сторон предприятия»
Выполнила:
студентка 6 курса 601 гр.
Иванова И.И
Проверил преподаватель
дисциплины «УФСП»
Петрова
В.В.
г. Симферополь,2013г.
План:
Введение
- Сущность и этапы SWOT-анализа;
- Рекомендации по практическому применению SWOT-анализа;
- Начальный этап SWOT-анализа на примере АР Крым
Заключение
Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
В условиях рыночной экономики
важнейшей задачей любого предприятия
является постоянный контроль объема
продаж и доходов, так как при быстро меняющемся
спросе и обостряющейся конкуренции существенно
возрастает риск невостребованности продукции
(работ, услуг). Актуальность
данной темы обуславливается необходимостью
«выживания» в конкурентной среде, а как
следствие использование методов по анализу
ситуации.
Для своевременной оценки
текущей ситуации, принятия сбалансированных
решений, для управления доходами и
прибылью организации как основными
показателями финансовых результатов
функционирования организации необходим
оперативный анализ, а в ряде случаев
- мониторинг объема продаж, выручки, прибыли.
Для активного управления объемом продаж
и прибылью необходимо привлечение как
учетной (внутренней) информации, так и
данных о состоянии рынка, спроса на конкретные
группы товаров (работ, услуг), динамике
цен (рыночная неучетная информация). Интеграция
учетной и рыночной информации предполагает
использование новых методов экономического
анализа. Поскольку рыночная информация
часто меняется и является неустойчивой,
для ее формирования большое значение
имеют экспертные оценки, сделанные на
основании имеющихся данных управленческого
учета, следствие этого - получение на
их основе требуемого массива неучетной
информации, разработка методов анализа,
ориентированных на активное использование.
Одним из методов, основанных на экспертных
оценках, является SWOT-анализ. Этот метод
широко применяется в зарубежной практике
финансового анализа, где он рассматривается
как важнейший инструмент маркетингового
анализа организации. Однако при детализации
SWOT-анализа и включения в него математических
расчетов основных балансовых коэффициентов,
определяющих финансовые результаты деятельности,
финансовое состояние организации, его
можно и целесообразно рассматривать
как комплексный метод оценки финансово-хозяйственной
деятельности организации. Особое значение
он имеет для организаций с широкой номенклатурой
товаров (работ, услуг) при существенном
различии их доходности.
- Сущность и этапы SWOT-анализа
Термин «SWOT-анализ» возник
от сокращения первых букв английских
слов «сильные и слабые стороны, возможности
и угрозы» (Strength, Weaknesses, Opportunities, Threats). SWOT-анализ
представляет собой группировки факторов
маркетинговой среды на внешние и внутренние
(относительно фирмы) и их анализ с позиции
определения положительного или отрицательного
влияния на маркетинговую деятельность
фирмы. Схематически процесс SWOT-анализа
представлен на рис. 1
Рис. 1. Процесс SWOT-анализа
SWOT-анализ помогает ответить
на следующие вопросы:
- использует ли компания внутренние сильные стороны или отличительные преимущества в своей стратегии? Если компания не имеет отличительных преимуществ, то какие из ее потенциальных сильных сторон могут ими стать?
- являются ли слабости компании ее уязвимыми местами в конкуренции и/или они не дают возможности использовать определенные благоприятные обстоятельства? Какие слабости требуют корректировки, исходя из стратегических соображений?
- какие благоприятные возможности дают компании реальные шансы на успех при использовании ее квалификации и доступа к ресурсам?
- какие угрозы должны наиболее беспокоить менеджера и какие стратегические действия он должен предпринять для хорошей защиты?
Таблица 1
Примеры факторов SWOT-анализа
Приведем примерные варианты
факторов в первичной SWOT-таблице
При проведении SWOT-анализа
необходимо определить не только возможности
и угрозы внешней среды организации,
но и выявить вероятность использования
и влияние выбранных возможностей
и угроз на результаты деятельности
организации. Сначала оценивают вероятность
использования возможностей и их влияние
на деятельность организации, строят матрицу
возможностей. Аналогично осуществляется
анализ угроз и строится матрица угроз.
Последствия, к которым может привести
реализация угроз, могут проявиться из-за
разрушения организации, приведение к
критическому состоянию, тяжелому состоянию
или легким повреждениям. Выявленных в
процессе анализа факторов, которые классифицируются
как угрозы внешней среды, записывают
на полях матрицы. Следующим этапом SWOT-анализа
является оценка факторов внутренней
среды организации. Для этого используют
метод определения профиля внутренней
среды. Для каждого фактора приводится
экспертная оценка его значимости. Проведенный
анализ факторов внутренней и внешней
среды и ранжирование их по уровню влияния
на деятельность организации позволяет
сформировать конкретный перечень слабых
и сильных сторон организации, а также
угроз и возможностей. Установление связей
между наиболее влиятельными Слабые ¬
ми и сильными сторонами организации,
угрозы и возможности ¬ ми внешней среды
- заключительный этап процесса SWOT-анализа.
Для установления взаимосвязей строится
матрица SWOT-анализа (табл.2).
Таблица 2
Итоговый вид матрицы
SWOT-анализа
На пересечении SW с OT проставляется
экспертная оценка их взаимного влияния
в баллах. Итоговая сумма баллов
по строкам и столбцам показывает
приоритетность учета того или иного фактора
при формировании стратегии. По итогам
SWOT-анализ составляется матрица стратегических
мероприятий:
SO - мероприятия, которые необходимо
провести, чтобы использовать сильные
стороны для увеличения возможностей
компании;
WO - мероприятия, которые необходимо
провести, преодолевая слабые стороны
и используя представленные возможности;
ST - мероприятия, которые используют
сильные стороны организации для предотвращения
угроз;
WT - мероприятия, которые минимизируют
слабые стороны для избежания угроз.
2. Рекомендации по
практическому применению SWOT-анализа
Чтобы на практике избежать
возможных ошибок и извлечь максимум
пользы из SWOT-анализа, необходимо придерживаться
нескольких правил:
- По возможности максимально конкретизировать сферу проведения SWOT-анализа. При проведении анализа, охватывающего весь бизнес, его результаты скорее всего будут слишком обобщенными и бесполезными для практического применения. Фокусирование SWOT-анализа на положение компании в разрезе конкретного рынка / сегмента даст гораздо более полезные для практического применения результаты.
- Соблюдайте корректность при отнесении того или иного фактора к силам / слабостям или возможностей / угроз. Сильные и слабые стороны - это внутренние черты компании. Возможности и угрозы описывают ситуацию на рынке и неподвластны прямым влиянием менеджмента.
- SWOT-анализ должен показывать реальное состояние и перспективы компании на рынке, а не внутреннее их восприятие, поэтому сильные и слабые стороны могут считаться таковыми лишь в том случае, если они (или их результат) именно таким образом воспринимаются внешними покупателями и партнерами. Они должны соответствовать объективно существующим различиям продуктов компании от конкурентов. Ранжировать силы и слабости необходимо в соответствии с их важностью (значимостью) для покупателей и включать в SWOT-анализ необходимо лишь наиболее важные.
- Качество SWOT-анализа напрямую зависит от объективности и использования разносторонней информации. Нельзя поручать его проведение одному человеку, так как информация будет искажена его субъективным восприятием. При проведении SWOT-анализа должны учитываться точки зрения всех функциональных подразделений компании. Кроме того, все выявленные факторы обязательно должны быть подтверждены объективными фактами и результатами исследований.
- Необходимо избегать пространных и двусмысленных формулировок. Чем конкретнее формулировка, тем понятнее будет влияние этого фактора на бизнес компании сейчас и в будущем, тем большую практическую ценность будут иметь результаты SWOT-анализа.
Несколько простых рекомендаций
по выполнению успешного SWOT-анализа:
- SWOT-анализ - только аналитический инструмент для определения стратегии компании;
- будьте реалистичными при оценке сильных и слабых сторон Вашей организации;
- В процессе анализа необходимо учитывать:
- Сценарии и прогнозы развития ситуации;
- Оценивать сильные и слабые стороны надо по сравнению с конкурентами;
- Для выделения проблемных зон полезно сопоставлять свое видение состояния дел в организации сегодня и то, каким Вы видите будущее компании;
- Избегайте общих слов, будьте конкретнее в своих оценках:
- Некоторые факторы сложно однозначно определить только во внешнюю или только во внутреннюю среду. Главный критерий - можете ли Вы влиять на этот фактор. Если Ваша компания может контролировать фактор - пишите во внутреннюю среду, если нет - это фактор внешней среды;
- Другие факторы можно отнести одновременно и к сильным, и к слабых сторонам. Попробуйте детализировать фактор, тогда станет яснее, что нужно писать в преимущества, а что - в недостатки. Например, «сплоченный коллектив» может повышать мотивацию (тогда пишите в преимущества), а может таить опасность «круговой поруки» (угрозы);
- Результатом анализа должны стать:
- Установление комплекса целей;
- Разработка стратегии и понимания финансового результата работы компании;
- Не усложняйте анализ. SWOT должен проявлять объективно главные тенденции, его сила - в лаконизме и объективности;
Таким образом, SWOT-анализ - в
существенной мере субъективный, нужно
помнить об этом.
3. Начальный этап
SWOT-анализа на примере АР Крым
Для более наглядного описания
темы приведем пример SWOT-анализа. Но так
как его объектом может быть не только
бизнес, но и регионы, личности. Проведем
первый этап SWOT-анализа на примере Крымского
полуострова. Это связано так же с тем,
что проблема развития данного региона
– это один из актуальных вопросов не
только для его жителей. Но и для нашей
страны в целом. И в поиске путей развития
нам может помочь SWOT – анализ.
- Сильные стороны
- Природное разнообразие
- Благоприятные природно-климатические условия для отдыха, развития туризма и сельского хозяйства
- Экологически чистая территория
- Этническое многообразие
- Наличие альтернативных источников энергии (возобновляемых)
- Благоприятное географическое положение (в Украине и в Европе) способствует развитию трансграничного и межрегионального сотрудничества
- Богатство природных ископаемых – газ, нефть, сероводород, термальные воды, грязи, глины, материалы для строительства
- Высокий людской потенциал
- Хороший научный потенциал (некоторые исследовательские институты работают и имеют практические разработки)
- Наличие свободных людских ресурсов
- Потенциал развития сельского хозяйства (выращивание столового винограда на этой базе вино шампанское, овощи в открытом и закрытом грунте, фундук, инжир, рис)
- Наличие моря - потенциал развития рыболовства (мидии, консервы)
- Потенциал развития химической промышленности (некоторая продукция производится только в Крыму – бром, сода )
- Развития судостроения и ремонта судов
- Увеличение доли ВВП
- Наличие аэропорта, 5 морских портов и разветвленная железная дорога
- Слабые стороны
- непостоянный характер занятости, определенный сезонностью деятельности значительной части предприятий и организаций (санаторно-курортные учреждения, торговля, транспорт, отдельные подотрасли пищевой промышленности);
- Отсутствие оборотных средств и рынков сбыта для сельскохозяйственной продукции
- Недостаток водных ресурсов
- Широкое применение старых технологий, особенно в сельском хозяйстве
- Отсутствие инфраструктуры для развития сельского хозяйства (обслуживающие кооперативы и тп.)
- Отсутствие инфраструктуры для развития туризма
- Отсутствие тесной взаимосвязи науки и бизнеса
- Отсутствие взаимопонимания между двумя ветвями власти
- Старая модель управления регионом и недостаток знаний о новых инструментах и методах
- Не утверждена стратегия развития Крыма
- Отсутствие квалифицированного персонала для обслуживающего сектора
- недостаток собственных финансовых оборотных средств и сложности доступа к кредитным ресурсам, как вследствие отсутствия залога, так и высокого уровня процентных ставок банков;
- высокая степень физического и морального износа (средний степень износа основных средств равняется 46-59%).