Свободные экономические зоны: зарубежный опыт, условия создания, проблемы

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2011 в 12:52, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы: выявить особенности функционирования свободных экономических зон.

В связи с этим можно выделить следующие задачи:

- изучение теоретических основ свободных экономических зон;

- рассмотрение практики функционирования свободных экономических зон в некоторых странах Центральной и Восточной Европы;

- анализ деятельности свободных экономических зон..

Содержание

Введение 3

СЭЗ в Казахстане. В.П.Кузьменко, Л.И.Кузнецова 27 Июль 2010 4

Свободная Экономическая Зона "Алабуга", В.Игнатов, В.Бутов. 9.03.08г. 6
1. Теоретический аспект функционирования свободных экономических зон10

2. Классификация СЭЗ 13 3. Зарубежный опыт создания СЭЗ 15

4. Условия создания СЭЗ 18

5. Проблемы развития и функционирования СЭЗ 21

Заключение 23 Использованная литература

Работа содержит 1 файл

Мировая экономика курсовая конечн.doc

— 141.50 Кб (Скачать)

     Две зоны свободной торговли активно  действуют в Греции – одна в  Салониках, другая в Пиреях. Они созданы  соответственно в 1925 и 1932 гг. Управление ЗСТ в Салониках возложено на специальный автономный орган, входящий в состав Министерства торгового флота, а в Пиреях – на администрацию порта.

     На  ряду со значительными льготами, предоставленными ЗСТ (например, предприятия, созданные в зонах с разрешения администрации, министров торгового флота и финансов, имеют право беспошлинно ввозить необходимое сырье и материалы, льготы для транзитных грузов и т. д.), существуют и серьезные ограничения: запрещен ввоз товаров, составляющих монополию греческого правительства (соль, керосин, спички, бумага для сигарет и др.); ввоз в ЗСТ товаров греческого производства требует специального разрешения, также как и переработка товаров, предназначенных для использования в Греции, невозможна без одобрения таможенных органов. В 60-х годы стала серьезно заниматься созданием свободных экономических зон Финляндия. Здесь появились ЗСТ в Ханко, Хельсинки, Турку.

4. Условия создания СЭЗ

     Мировая практика предполагает два варианта создания СЭЗ. Вариант "сверху" означает, что образование зоны происходит по инициативе центральных властей и в рамках государственной программы (как, например, в Южной Корее). Вариант "снизу", - создание СЭЗ в порядке рыночной самоорганизации (Доминиканская республика, Польша). Более динамично развивается второй вариант, в том числе при смешанном частно-государственном финансировании. Предложения об учреждении свободной экономической зоны направляются в специально уполномоченный государственный федеральный или региональный орган, который после принятия решения об учреждении зоны включается в работу по формированию условий ее создания. Особое внимание при учреждении зон обычно уделяется таким критериям, как выбор места, формирование социальной и производственной инфраструктуры, отраслевая структура экономики региона.

     Создание  СЭЗ - действенное направление развития экономики отдельных территорий и регионов, ориентированное, как  правило, на решение конкретных приоритетных экономических задач, реализацию стратегических программ и проектов.

     На  выбор типа зон для конкретных территорий влияют не только общие, но и локальные факторы. Так, для  транспортных, внешнеторговых зон необходимо наличие крупного транспортного  узла. Они, как правило, размещаются  в приморских городах, располагающих  морскими портами, железнодорожным сообщением, аэропортом. Эти же условия желательны для размещения торговых, банковских и других зон. Для создания зон типа технопарков и технополисов нужна развитая научно-производственная база и квалифицированная рабочая сила. Организация туристическо-рекреационных зон требует наличия культурных и исторических центров, привлекательных для туризма ландшафтов, развитой инфраструктуры. Организация комплексных Особых экономических зон (ОЭЗ), предполагает анклавное или островное положение территории, как это и было отмечено в проекте Федерального закона "О Свободных экономических зонах в Российской Федерации", что связано с проблемами, рассматриваемыми далее.

     С учетом задач, поставленных при формировании той или иной зоны, предъявляются  соответствующие требования и к ее размещению. К наиболее общим из них относятся:

  • благоприятное географическое положение и транспортная доступность по отношению к внешнему и внутреннему рынкам и наличие развитых транспортных коммуникаций;
  • развитый производственный потенциал, наличие производственной и социальной инфраструктуры;
  • существенный по запасам и ценности природно-ресурсный потенциал (в первую очередь - запасы углеводородного сырья, цветных металлов, лесных ресурсов и т.д.).

     Поэтому территории, наиболее благоприятные для размещения СЭЗ, имеют, как правило, приграничное положение, а также располагают морскими торговыми портами и магистральной транспортной сетью (железнодорожной, автодорожной, аэропортами), сложившимися промышленными, научными и культурными центрами, районами концентрации наиболее ценных природных ресурсов.

     Для организации эффективно функционирующей  зоны с особым экономическим режимом  необходимо руководствоваться следующими принципами, наработанными мировой  практикой:

  • прибыльности, предпринимательской и инвестиционной активности;
  • конкурентоспособности бизнеса по сравнению с аналогичной деятельностью другой территории за счет использования новых форм и методов организации;
  • целеполагания как в краткосрочном, так и в долгосрочном периоде;
  • единства предпринимательской и управленческой инициативы в условиях компромисса интересов хозяйствующих субъектов и СЭЗ (соответствия структуры управления СЭЗ экономическим условиям);
  • обеспечения законодательства, нормативных и режимных требований, а также условий кредитования, фрахта, таможенных услуг, операций с ценными бумагами.

     Мировой опыт (Японии, США, Европы, Азии) показывает, что на функционирование СЭЗ оказывают  влияние следующие факторы:

  • политическая стабильность;
  • инвестиционные гарантии;
  • качество инфраструктуры;
  • квалификация рабочей силы;
  • упрощение административных структур;

     Необходимо  также учитывать, что в условиях России привлечение иностранных  инвесторов возможно через перспективу  освоения обширного отечественного рынка.

     Сегодня можно утверждать, что создание и  функционирование СЭЗ на территории России лишь в малой степени достигло поставленных целей, как на региональном, так и на общегосударственном  уровне. При реализации этой новой  для страны задачи возникло множество проблем различного характера, разрешение которых предстоит в ближайшем будущем. 
 

5. Проблемы развития и функционирования СЭЗ

     При разработке и принятии закона о СЭЗ, что, как показано выше, является самой  насущной задачей для развития зональной практики, прежде всего необходимо разрешить следующую проблему.

     Функционирование  СЭЗ в режиме свободной таможенной зоны (а именно это привлекает большинство  регионов, добивающихся статуса СЭЗ) означает, что территория зоны подпадает  под условия таможенной экстерриториальности. Между тем, конституционность норм таможенной экстерриториальности принципиально не ясна сегодня даже в отношении небольших участков государственной территории РФ (площадью в несколько кв. км), не говоря уже о регионах размером с целую область, поскольку Конституция Российской Федерации запрещает образование таможенных границ внутри территории страны: "На территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств". Исключения допускаются лишь в целях "...обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей" . Уже одно это обстоятельство ставит под вопрос правомерность принятия решений об образовании различных СЭЗ на территории России.

     Вторая  проблема состоит в отсутствии четко  сформулированных целей создания зон, не противоречащих как интересам  регионов, так и Федерации в  целом. Руководители регионов видят, как  правило, в таких зонах лишь одну сиюминутную привлекательную сторону - перспективу получения льгот по полному или частичному освобождению от налогов. Многие полагают, что СЭЗ помогут им избавиться от проблем, решить которые сами они не в состоянии: плохого состояния инфраструктуры, развала производства, безработицы, тяжелой социальной обстановки, экологических проблем. Между тем, как отмечено в , система предоставляемых свободной зоне льгот должна служить инструментом реализации имеющихся сравнительных преимуществ данной территории, а не механизмом компенсации имеющихся недостатков или отсутствующих здесь факторов развития. Более того, при нынешних широких масштабах распространения свободных зон в мировом хозяйстве налоговые льготы - далеко не главный стимул для притока в зону иностранного капитала.

     В-третьих, все претенденты на создание СЭЗ  стремятся взять под свою юрисдикцию как можно больше территории, не понимая, что чем ее больше, тем  хуже для предпринимательского успеха зоны. Ведь, по зарубежному опыту, для  нормального обустройства 1 квадратного километра экспортопроизводящей зоны требуются вложения порядка 40-45 млн. долларов США, таможенно-торговой . Вот почему большая часть действующих в мире СЭЗ ограничена пределами предприятия, нескольких производственных объектов, авиа- или морского порта, в исключительном случае - небольшого по территории города или района.

     В практике развития российских СЭЗ есть и другие проблемы, как общие (например, отсталость инфраструктуры), так и  частные, но эти три рассмотренные - неурегулированность нормативно-правовой базы, отсутствие четко сформулированных целей и противоречия между сиюминутными интересами отдельных регионов и перспективами развития Федерации в целом и недостаток (и на федеральном, и на региональном уровне) средств на обустройство создаваемой зоны - являются, по моему мнению, основными факторами, тормозящими эффективную работу существующих и создание новых СЭЗ.

 

    Заключение 

     Иностранные инвестиции – это то, для чего, собственно, и создаются СЭЗ во всем мире. С их помощью правительство предполагает решить ряд существенных проблем, которые нависают над страной в процессе перехода к рынку. СЭЗ позволяют активизировать внешнеэкономическую деятельность страны по средствам привлечения инвестиций, снизить социальную напряженность, улучшить имидж страны в глазах иностранных инвесторов. Опыт многих стран, а особенно наших соседей Польши, Венгрии, позволяют сделать вывод, что СЭЗ, при разумном к ним подходе, глубоком понимании механизмов функционирования, способны вывести экономику страны на более высокий качественный уровень. Кроме того, примеры этих стран могут послужить хорошим примером деятельности СЭЗ для нашей страны.

     Процесс создания СЭЗ – процесс требующий  тщательного продумывания всех составляющих СЭЗ. Разработка целей и задач должна быть всесторонней и всеобъемлющей, необходимо принимать во внимание множество факторов: экономическое положение страны, стабильность инвестиционного законодательства, стабильность налогового законодательства, внешнеторговые связи страны и прочее. Только в этом случае функционирование СЭЗ будет эффективным.

        По средствам создания СЭЗ правительства стран пытаются решить те проблемы, которые собственными силами они решить не в состоянии. Для новых инвесторов создаются определенные условия, именно это условия и являются особенностями функционирования СЭЗ. В работе были рассмотрены составляющие СЭЗ, принципы и условия функционирования, этапы создания и опыт деятельности СЭЗ некоторых стран.

     Зарубежный  опыт красноречиво говорит в пользу СЭЗ. Достаточно сказать, что мировая ассоциация свободных экономических зон объединяет более 100 подобных структур. Они успешно действуют в Китае (Шанхай, Шэньчжэнь), на Кипре, в Бразилии. СЭЗ получили развитие и в странах с классическими рыночными системами, далеко продвинутых в направлении социально-ориентированных рыночных реформ, – в США, Швейцарии, Ирландии. Иными словами, логика свободной экономической зоны сохраняется во всех открытых системах, где среда формируется с участием налоговых отношений. 

 

    Использованная литература 

1. Постановление ВС РСФСР ОТ 24.10.90 г. "О создании в Приморском крае в районе г.Находка свободной экономической зоны".

2. СЭЗ в Казахстане. Статья. Авторы: В.П.Кузьменко, Л.И.Кузнецова. 27 июля 2010г.

3.. Статья. Свободная экономическая зона "Алабуга". В.Игнатов, В.Бутов. www.elabuga-city.ru, 9 марта 2008г.

4. Стулов А. Балтийский "Янтарь". // Деловые люди – 2004 – № 3.

Семенов Г. Развитие свободных и оффшорных  зон. // Российский экономический журнал – 2005 – № 11.

5. Васильев Л. СЭЗ: мифы и действительность. // Биржевые ведомости –2006 – № 1-2.

  1. Рекомендации по созданию СЭЗ в России. // БИКИ –  1996 – № 39 (7465).
  2. Савин В. О законодательной базе свободных экономических зон в России // Бизнес – 2008.
  3. Елисеев А. Особая экономическая зона в Калининградской области. // Международный бизнес России. – 2005.

9. Смородинская  П., Капустин А. Свободные экономические  зоны: мировой опыт и российские  перспективы. // Вопросы экономики  – 2005 – № 12.

10. Смородинская Н. Туманно будущее свободных зон. // Экономика и жизнь – 2006 – № 12 
 
 
 
 

Информация о работе Свободные экономические зоны: зарубежный опыт, условия создания, проблемы