Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2011 в 12:52, контрольная работа
Цель данной работы: выявить особенности функционирования свободных экономических зон.
В связи с этим можно выделить следующие задачи:
- изучение теоретических основ свободных экономических зон;
- рассмотрение практики функционирования свободных экономических зон в некоторых странах Центральной и Восточной Европы;
- анализ деятельности свободных экономических зон..
Введение 3
СЭЗ в Казахстане. В.П.Кузьменко, Л.И.Кузнецова 27 Июль 2010 4
Свободная Экономическая Зона "Алабуга", В.Игнатов, В.Бутов. 9.03.08г. 6
1. Теоретический аспект функционирования свободных экономических зон10
2. Классификация СЭЗ 13 3. Зарубежный опыт создания СЭЗ 15
4. Условия создания СЭЗ 18
5. Проблемы развития и функционирования СЭЗ 21
Заключение 23 Использованная литература
ФИЛИАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
В Г.НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ
Кафедра
менеджмента
По дисциплине: Мировая экономика.
Тема:
«Свободные экономические зоны: зарубежный
опыт, условия создания, проблемы»
Набережные Челны
2010
Оглавление
Введение
СЭЗ в Казахстане. В.П.Кузьменко, Л.И.Кузнецова 27 Июль 2010 4
1. Теоретический
аспект функционирования
2. Классификация
СЭЗ
4. Условия создания
СЭЗ
5. Проблемы развития
и функционирования СЭЗ
Заключение
Введение
Острая необходимость во внутренних и внешних капиталовложениях в экономику, недостаточный уровень притока иностранных инвестиций побудили к поиску новых механизмов привлечения внешних инвестиций. Создание свободных экономических зон является сравнительно новым и перспективным направлением в экономической политике. Во многих странах мира они зарекомендовали себя эффективным механизмом привлечения иностранного капитала. Именно этим и определяется актуальность выбранной темы.
Свободные экономические зоны рассматриваются также как элементы инвестиционной политики республики, где могут быть апробированы новые механизмы управления экономикой, возможности привлечения инвестиций в развитие приоритетных отраслей и производств, определяющих инновационный, ресурсосберегающий, социально-ориентированный характер экономики.
Цель данной работы: выявить особенности функционирования свободных экономических зон.
В связи с этим можно выделить следующие задачи:
- изучение теоретических основ свободных экономических зон;
- рассмотрение практики функционирования свободных экономических зон в некоторых странах Центральной и Восточной Европы;
- анализ деятельности свободных экономических зон..
В работе будут рассмотрены теоретические основы понятия «свободные экономические зоны», классификация, принципы свободных экономических зон и деятельность свободных экономических зон в России со всеми проблемами и недостатками.
Для написания данной контрольной работы использовались печатные периодические издания, книжные издания, интернет-ресурсы.
Автор: В.П.Кузьменко, Л.И.Кузнецова 27 Июль 2010
Первой
страной СНГ, которая начала разрабатывать
собственное законодательство о
свободной экономической зоне, был
Казахстан. В этой стране закон «О свободных
экономических зонах в Казахской ССР»
был принят 30 ноября 1990 г., то есть еще в
период вхождения Республики в состав
Советского Союза. На основании этого
закона Верховный Совет Республики Казахстан
издал ряд постановлений о создании конкретных
СЭЗ в отдельных районах и городах. Следует
отметить, что впоследствии Указом Президента
Республики Казахстан «О мерах по упорядочению
деятельности свободных экономических
зон» от 5 марта 1994 г. многие конкретные,
принятые ранее постановления о создании
СЭЗ были признаны утратившими силу.
Одна из основных
особенностей законодательства Республики
Казахстан по СЭЗ заключается в основательной
проработанности вопросов административного
управления в зонах свободной экономической
деятельности. Руководство деятельностью
на территории СЭЗ осуществляется Административным
советом зоны, которая не имеет права вмешиваться
в оперативную, хозяйственную и иную деятельность
предприятий при условии, если эта деятельность
не противоречит установленным в зоне
нормам и правилам. СЭЗ в Казахстане по
сравнению с другими территориями имеет
свои особенности в сфере трудовых отношений
(вопросы найма рабочей силы), в сфере валютного
законодательства и финансово-кредитного
регулирования, а также налогообложения
физических и юридических лиц.
На
Административный совет СЭЗ возложены
следующие полномочия:
— привлечение иностранного капитала
на конкурсной основе;
— разработка и реализация текущих (годовых)
и перспективных программ развития зоны;
— определение финансовой, налоговой,
кредитной политики, визового и таможенного
режима;
— лицензирование и квотирование экспорта
и импорта товаров, услуг, а также природных
ресурсов;
— регистрация предприятий, объединений,
а также граждан, занимающихся хозяйственной,
финансовой и иной деятельностью;
— сдача в аренду земли, недр и других
природных ресурсов, а также находящихся
на территории зоны зданий;
— взимание налогов и других платежей;
— выпуск ценных бумаг;
— контроль за улучшением экологической
обстановки, сохранность историко-культурных
ценностей;
— разработка и применение правил по привлечению
иностранных граждан и организаций в предприятия
связи, транспорта, добычи полезных ископаемых,
имеющих стратегическое значение для
экономики республики.
Органы государственной власти на территории
зоны (Советы народных депутатов) делегируют
свои полномочия Административному совету
СЭЗ.
Таким
образом, с одной стороны, устраняются
возможности возникновения
1) Особая экономическая зона промышленно-производственного типа «Алабуга» на территории Елабужского района Республики Татарстан. Особая экономическая зона промышленно-производственного типа «Алабуга» была создана Постановлением Правительства Российской Федерации № 784 от 21.12.2005.
Основной целью деятельности ОЭЗ «Алабуга» является оказание содействия развитию экономики Республики Татарстан и Российской Федерации в целом, путем создания наиболее благоприятных условий для реализации российскими и международными компаниями инвестиционных проектов в области промышленного производства.
Промышленно-
ОЭЗ
«Алабуга» находится в
Изучение опыта других стран показало, что проект, который будет осуществляться в Республике Татарстан, является уникальным по своим задачам и условиям. Татарстан – один из наиболее развитых в экономическом отношении регионов России. Республика расположена в центре крупного индустриального района, где развита нефтедобыча (ОАО «Татнефть»), нефтепереработка, нефтехимический комплекс (ОАО «Нижнекамскнефтехим», ОАО «Казаньоргсинтез», ОАО «Нижнекамскшина» и др.), машиностроение (ОАО «КАМАЗ», ОАО «Соллерс») и авиастроение.
Особая экономическая зона «Алабуга» расположена в Камском промышленном узле с населением около 1 млн. человек. Для обеспечения производств трудовыми ресурсами будет задействован потенциал близлежащих городов – Елабуги, Набережных Челнов, Нижнекамска, Менделеевска. В этих городах имеется комплекс высших и средне-специальных учебных заведений, подготавливающих квалифицированные кадры, в том числе для химической промышленности и машиностроения.
Общая территория ОЭЗ составляет 20 квадратных километров, разделенных на модули по 5, 10 и 20 га. К каждому модулю подводятся все необходимые коммуникации – дороги, электричество, теплоснабжение, газ, вода, высокоскоростные линии связи и так далее. По территории ОЭЗ проходит железнодорожная ветка, которая будет обслуживать крупнейшие земельные участки с помощью ответвлений, ведущих непосредственно к будущим корпусам. На данный момент на территории ОЭЗ «Алабуга» проложено и эксплуатируется около 257 км инженерных сетей, более 4 км внутриплощадочных автомобильных дорог, почти 5 км железных дорог, построено 20 км ограждений.
Введен в эксплуатацию Административно-деловой центр, в котором располагается офис администрации ОЭЗ, офисные помещения для резидентов зоны и все необходимые объекты деловой инфраструктуры – отделение банка, почта, медпункт, конференц-зал, ресторан, фитнес-зал и др.
2) СЭЗ “АЛАБУГА”
В 1985 году в городе
Елабуга начато строительство завода
по производству пропашных тракторов,
а в 1988 году Правительство СССР решило
перепрофилировать строящийся комплекс
на производство легковых автомобилей
малого класса. Первоначально предусматривалось
создание мощностей для выпуска 600 тысяч
легковых автомобилей в год.
К началу 1991 года на строительстве объектов
Елабужского автомобильного завода были
осуществлены большие объемы капитальных
вложений, которые были фактически заморожены
из-за отсутствия источников финансирования.
Благодаря усилиям руководства Российской
Федерации и Республики Татарстан строительство
корпусов не прекращалось.
С целью создания условий для успешной
реализации программы использования мощностей
Елабужского автомобильного завода было
решено организовать свободную экономическую
зону на территории его промышленной площадки.
Основанием для создания
Свободной экономической зоны "Алабуга"
явился Указ Президента Российской Федерации
"О государственной поддержке создания
производственным объединением "Елабужский
автомобильный завод" мощностей по
производству легковых автомобилей"
от 1 апреля 1996 года и принятое во исполнение
этого Указа постановление Правительства
Российской Федерации "О создании в
г. Елабуге мощностей по производству
легковых автомобилей" от 14 мая 1996 года.
22 апреля 1998 г. принят Закон Республики
Татарстан "О Свободной экономической
зоне "Алабуга". Во исполнение этого
Закона Кабинет Министров Республики
Татарстан Постановлением от 10 ноября
1998 года принял решение о создании Свободной
экономической зоны "Алабуга". Постановлением
определены границы СЭЗ, утвержден пакет
документов, регламентирующих механизм
функционирования зоны. Площадь ее составляет
16,5 км2.
Свободная
экономическая зона создается в районе,
имеющем развитую транспортную и производственную
инфраструктуру. Авиационное сообщение
осуществляется через международные аэропорты
"Казань" и "Бегишево". Задействована
железнодорожная связь промышленной площадки
завода с крупными железнодорожными узлами
Российской Федерации. Через сеть автомобильных
дорог СЭЗ "Алабуга" имеет выход на
автомагистраль федерального значения
"Москва-Казань-Уфа". Через глубоководную
транспортную систему обеспечен доступ
к Черному и Балтийскому морям с апреля
по ноябрь месяцы.
Информация о работе Свободные экономические зоны: зарубежный опыт, условия создания, проблемы