Свободные экономические зоны: зарубежный опыт, условия создания, проблемы

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2011 в 12:52, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы: выявить особенности функционирования свободных экономических зон.

В связи с этим можно выделить следующие задачи:

- изучение теоретических основ свободных экономических зон;

- рассмотрение практики функционирования свободных экономических зон в некоторых странах Центральной и Восточной Европы;

- анализ деятельности свободных экономических зон..

Содержание

Введение 3

СЭЗ в Казахстане. В.П.Кузьменко, Л.И.Кузнецова 27 Июль 2010 4

Свободная Экономическая Зона "Алабуга", В.Игнатов, В.Бутов. 9.03.08г. 6
1. Теоретический аспект функционирования свободных экономических зон10

2. Классификация СЭЗ 13 3. Зарубежный опыт создания СЭЗ 15

4. Условия создания СЭЗ 18

5. Проблемы развития и функционирования СЭЗ 21

Заключение 23 Использованная литература

Работа содержит 1 файл

Мировая экономика курсовая конечн.doc

— 141.50 Кб (Скачать)

        Основная специализация предприятий, намечаемых к созданию на территории СЭЗ "Алабуга" - автомобилестроение. В рамках программы создания производства комплектующих изделий для сборки автомобилей предполагается создание ряда совместных предприятий с участием ведущих мировых компаний. В 2002-2003 годах на территории СЭЗ предполагается освоить производство автомобильных сидений, высоковольтных проводов для систем зажигания, воздушных компрессоров тормозных систем, амортизаторов и других комплектующих изделий для автомобилестроения. Сооружение объектов зональной инфраструктуры (энергоснабжение, водоснабжение, транспортное и коммуникационное обустройство зоны) будет вестись в привязке к создаваемым предприятиям. 
 
 

 

            1. Теоретический аспект функционирования свободных экономических зон 

    Ни  в отечественной, ни в зарубежной литературе пока не утвердилась единая трактовка, и даже общепризнанное определение  понятия «свободная экономическая  зона» (далее - СЭЗ). В самой общей  форме принято определять СЭЗ как обладающий выгодным экономико-географическим положением регион или часть страны, где устанавливается беспошлинный или льготный экспортно-импортный режим и достигается его некоторая торговая и валютно-финансовая обособленность от остальных регионов страны. Свободной экономической зоной может быть не только часть страны, но и вся (небольшая) страна в целом.

    Размышляя над таким определением СЭЗ, профессор  К.А.Семенов заметил: «Из этого  определения видно, что свобода  обособленной части государственного пространства является не абсолютной, а относительной. Свободной эта территория является лишь в том смысле, что ввезенные на нее товары освобождаются от таможенных пошлин, налогов на импорт и других видов контроля за импортом, которые в соответствии с таможенным законодательством страны применяются в отношении импортируемых товаров на другие территории этой страны. Это означает, что товары, ввозимые в СЭЗ из-за границы не декларируются как ввоз на территорию принимающей страны. Но в то же время законы не освобождают товаровладельцев и инвесторов от существующего экономического правопорядка, а лишь облегчают его. В связи с этим свободные экономические зоны, как верно заметил академик Е.Авдокущин, следовало бы именовать не свободными, а специальными экономическими зонами»1.

    Видно, что такое определение СЭЗ  отражает территориальность, льготность, и ограниченность влияния органов  государственной власти в хозяйственной  деятельности этих экономических формирований. Последнее созвучное теорией  М.Фридмана и требованием рынка. Дважды поясняя свое определение СЭЗ, профессор Семенов К.А. изложил его весьма лаконично, назвав «зоны обособленной частью национального экономического пространства, на которой применяется определенная система льгот, не используемая на других территориях данного государства».

    В широком смысле определения СЭЗ  дали московские ученые-экономисты Т.П.Данько и З.М.Округ. «Под СЭЗ, - утверждают они - понимается суверенная территория государства, где обеспечивается производство и распределение общественного продукта для достижения определенной и конкретной общенациональной интегрированной, корпоративной цели с использованием специальных механизмов регулирования общественно-экономических отношений производства и распределения, способных к диффузионному расширению ее границ»2.

    Поясняя столь пространное определение, авторы подчеркнули, что СЭЗ всегда остается под юрисдикцией государства, его территорией, никогда не пользующейся правом экстерриториальности. СЭЗ ими  видится как «искусственно созданное государством «вкрапление» в национальную экономическую среду и экономически значительно отличающееся от нее».

    На  Административный совет СЭЗ возложены  следующие полномочия: 
— привлечение иностранного капитала на конкурсной основе; 
— разработка и реализация текущих (годовых) и перспективных программ развития зоны; 
— определение финансовой, налоговой, кредитной политики, визового и таможенного режима; 
— лицензирование и квотирование экспорта и импорта товаров, услуг, а также природных ресурсов; 
— регистрация предприятий, объединений, а также граждан, занимающихся хозяйственной, финансовой и иной деятельностью; 
— сдача в аренду земли, недр и других природных ресурсов, а также находящихся на территории зоны зданий; 
— взимание налогов и других платежей; 
— выпуск ценных бумаг; 
— контроль за улучшением экологической обстановки, сохранность историко-культурных ценностей; 
— разработка и применение правил по привлечению иностранных граждан и организаций в предприятия связи, транспорта, добычи полезных ископаемых, имеющих стратегическое значение для экономики республики.3

    Единого определения СЭЗ действительно не существует. Но, подытожив мнения различных экономистов, можно прийти к определенным выводам: во-первых, СЭЗ – это неотъемлемая часть страны; во-вторых, на данной территории действует целая система льгот; в третьих, «свободной» зона является только в смысле освобождения от пошлин, налогов на импорт и прочих видов контроля за импортом; в четвертых, быть резидентом СЭЗ не значит абстрагироваться от существующего экономического правопорядка; и в пятых, СЭЗ, при верном к ним подходе, способствуют решению внешнеторговых, общеэкономических, социальных, научно-технологических задач4.

 

2. Классификация  СЭЗ

 

      Классификация СЭЗ - это не просто перечисление их с краткой характеристикой, это эволюция их развития, становления и функционирования. Это весьма длительный путь развития и преобразования простейших экономических зон в более совершенные. Это вечно изменяющееся содержание экономических структур, получивших название экономических зон.

      1. Торгово-складские зоны (The Store and trade zones)

      В зонах данного типа иностранные  товары могут храниться, продаваться  и продаваться без оплаты обычных  таможенных пошлин. Это – беспошлинная торгово-складская зона, именно так  ее определила Киотская конвенция. Для этих зон характерны три особенности: 1. они создаются для обслуживания мирового рынка; 2. на них не распространяются многие налоговые нормы и таможенные ограничения, действующие на остальной территории страны («таможенная экстерриториальность»); 3. на них распространяется государственное регулирование внешнеэкономических связей.

      2. Свободные таможенные зоны (The free customs zones)

      Современными  разновидностями беспошлинных торговых и складских зон, относящихся  к простейшим, являются свободные таможенные зоны. Они создаются для активизации внешнеэкономической деятельности.

      Этот  тип зон называют еще специальными или беспошлинными таможенными  зонами и даже свободными таможенными  территориями. Эти зоны; как правило, создаются в морских и речных портах, в воздушных гаванях и на транспортных магистралях.

        3. Зоны свободной торговли (The zones of the free trade)

      Зоны  свободной торговли - это «коммерческие центры», деятельность которых должна ускорять товарооборот и стимулировать внешнюю торговлю. Они представляют собой ограниченные территории, которые рассматриваются вне таможенного национального пространства государств. Под свободой таких зон понимается освобождение товаров от уплаты таможенных пошлин, налога на импорт, других видов финансового контроля. Товарная продукция, ввозимая в зону свободной торговли, не декларируется, но таможенная администрация имеет право организовать контроль внутри зоны с целью не допустить провоза контрабанды и запрещенных товаров.

      4. Экспортно-производственные зоны (The export-production zones)

      Этот  тип зон называют еще «зонами  экспортной переработки» или «специальными  зонами поощрения экспорта». Они  представляют собой анклавы в рамках национальной таможенной территории, обычно расположенной неподалеку от международных портов.

      5. Комплексные зоны (The complex zones)

      Эти зоны обладают практически всеми  чертами уже отмечаемых типов  зон. Следуя логике эволюционного развития свободных зон, можно сказать, что комплексные зоны представляют собой самые современные формы. В них сочетаются торговые, таможенные, производственные и научно-исследовательские функции, образующие в зоне комплексность и многопрофильность деятельности инвесторов. Комплексные зоны предполагают совместное предпринимательство.

      6. Свободные научно-технические зоны (The free scientific-technical zones)

      Свободные научно-технические зоны называют технополисами  или технопарками. Под технологическими парками понимается такой комплекс-промышленных сооружений и объектов услуг, который способен обеспечивать субъектам предпринимательства условия, необходимые для производства современной конкурентоспособной продукции и применении новейших технологий, отвечающих требованиям современного мирового рынка.. Технопарк - это эффективный механизм генерации предпринимательских структур в научно-технической сфере, механизм соединения научной и инновационной деятельности, механизм интеграции науки, производства, финансовых структур и органов власти.

      Анализируемые типы СЭЗ далеко не исчерпали все  многообразие этих экономических формирований. По данным ООН в настоящий момент в мире насчитывается несколько  десятков экономических организационных  структур с набором самых различных льгот  для привлечения национальных и зарубежных инвестиций.

         Итак, можно сделать вывод, что свободные экономические зоны, во всем своем многообразии, могут удовлетворить запросы даже самого требовательного инвестора. Они, предоставляя широкие возможности, способны привлечь иностранный капитал именно в ту сферу, которая, по мнению правительства страны, наиболее в этом нуждается: надо активизировать научную деятельность - свободные научно-технические зоны; использовать простаивающие помещения - торгово-складские зоны; поощрить использование местного сырья и поставку товаров на внутренний рынок принимающей страны - экспортно-производственные зоны; а если и первое, и второе, и третье - комплексные зоны.

3. Зарубежный опыт создания СЭЗ

     Первые  свободные экономические зоны (естественно, их структура и порядок формирования были иными, чем теперь) появились еще во второй половине XIX в. в странах Западной Европы. Но наибольший интерес к их созданию заметен в 20-30-е годы нынешнего столетия и особенно после второй мировой войны. Этому способствовал ряд причин: развитие НТР, усиление конкурентной борьбы за рынки сбыта и сырья; гигантский рост внешнеторгового оборота; распад колониальной системы, в результате чего на пути экономического развития вступило около ста независимых государств; решительное “вклинивание” в число развитых государств так называемых “новых индустриальных стран” и т.д. В числе государств, проявивших огромный интерес к свободным экономическим зонам, оказались и некоторые бывшие социалистические страны – Китай, Россия, Украина, Казахстан, Вьетнам. Рассмотрим опыт некоторых стран.

     ОЭЗ «Алабуга» находится в центральной  части Российской Федерации, поэтому  транспортировка импортных сырьевых ресурсов с целью переработки  и дальнейшего их реэкспорта выглядит просто бессмысленной. Россия обладает крупной ресурсной базой для переработки и производства конечных товаров, а российский внутренний рынок товаров растет, требуя развития импортозамещающих производств. Соответственно, практической целью ОЭЗ «Алабуга» является организация импортозамещающих производств из российского сырья. Именно на такие задачи нацелено создание инфраструктуры ОЭЗ «Алабуга»5.

          Западная Европа. Как было сказано в первом разделе, старейшими СЭЗ являются Гамбургская и Бременская в Германии, включенные еще в прошлом веке в Таможенный союз. Позднее, уже в нынешнем столетии, появились зоны в Киле, Куксхафене и других городах. Появление СЭЗ именно в этих городах было не случайным. Гамбург – это город-земля, крупнейший морской и речной порт, расположенный на реке Эльбе, в ста километрах от Северного моря. Международный аэропорт. Разнообразные отрасли промышленности. Гамбургская ЗСТ состоит из двух участков в порту, а также части территории другой зоны в Куксхафене (ЗСТ “Куксхафен” управляет администрация земли Нижняя Саксония).

     Управление  СЭЗ “Гамбург” существенно отличается от управления других зон. Администрация  свободного порта, которая управляет  зоной свободной торговли (входит в состав правящих структур земли  Гамбург), имеет право выполнять таможенные функции, за исключением сбора пошлин. Большинство складов и пакгаузов эксплуатируется фирмами и частными лицами самостоятельно, но строительство новых объектов хранения товаров требует обязательного согласования с руководством зоны. Местные власти имеют в своей структуре специальную компанию по сооружениям, которая владеет значительной частью транзитных складов ЗСТ; ей также принадлежат и некоторые пакгаузы.

     В Дании зона свободной торговли сформировалась на территории копенгагенского порта в конце прошлого века. Копенгаген не только столица Дании, но и крупнейший морской порт, международный аэропорт, здесь действует автомобильный и железнодорожный паром, связанный с Мальме (Швеция). Высоко развита промышленность экспортной направленности, здесь расположены крупнейшие торговые фирмы и банки.

     Старейшая из них – в Линце. Это крупный  город на севере Австрии (земля Верхняя  Австрия), речной порт на Дунае, аэропорт, важный транспортный узел, развитая промышленность, продукция которой в значительной степени идет на экспорт. ЗСТ в Линце располагает значительным производственными площадями: около 40 тыс. м. составляет площадь пакгаузов, транзитных депо, складов; около 100 тыс. м. – площадки для открытого хранения; склад-холодильник площадью 5,8 тыс. м; промышленное здание площадью около 13 тыс. м; сборочные мастерские – 5 тыс. м; кроме того, административные здания.

Информация о работе Свободные экономические зоны: зарубежный опыт, условия создания, проблемы