Свободные экономические зоны и их роль в привлечении иностранного капитала

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 22:39, курсовая работа

Описание работы

Целью работы будет являться рассмотрение видов СЭЗ, причин их возникновения. Попробуем оценить масштабы международной деятельности свободных экономических зон, а также выявить, какими методами эти зоны влияют на иностранный капитал.

Содержание

Введение 4-5
Глава 1. Сущность, цели создания, основные черты и классификация СЭЗ
Глава 2. Основные виды свободных экономических зон
2.1 Разновидность свободных зон. Опыт функционирования
2.2 Офшорные зоны как особая разновидность свободных экономических зон
Глава 3. Американский опыт свободных экономических зон: проблемы и перспективы. Зоны внешней торговли
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Мировая экономика курсач.docx

— 72.43 Кб (Скачать)

       
Рис.2 Система компонентов внешней  среды офшорного бизнеса
 

     Глава 3. Американский опыт свободных экономических  зон: проблемы и перспективы. Зоны внешней торговли

     Определённое воздействие на характер и динамику американского рынка оказывает экономическая политика правительства. Хотя формально правительство придерживается линии на сведение к минимуму государственного вмешательства в экономическую деятельность частных компаний, на самом деле эта деятельность регламентируется. 
   Воздействие государства на функционирование рыночного механизма осуществляется через политику обеспечения в стране свободной конкуренции, мер по поддержанию оптимальных темпов роста экономики. Через кредитную, бюджетную и налоговую политику государство имеет возможность содействовать научно – техническому прогрессу, создавать условия для обеспечения американским производителям доступа на внешние рынки и устранять нечестную конкуренцию со стороны иностранных фирм на рынке государства. Посредством применения других мер оказывать государственную поддержку различным организациям и объединениям в некоторых сферах экономики. 
   Особое место среди институциональных образований, создаваемых с государственной поддержкой США, занимают свободные экономические зоны. Они создаются для решения как внешнеэкономических, так и общехозяйственных задач страны. Предоставление таможенных, налоговых и иных льгот местному капиталу, действующему в этих зонах, способствовало широкому распространению этих территориально – хозяйственных объединений в стране. Ныне в США действуют 3 основных типа свободных экономических зон: зоны внешней торговли, предпринимательские зоны и технологические парки. Они вносят существенный вклад в региональное развитие страны и способствуют расширению её внешней торговли. Рассмотрим механизм и основные направления деятельности зон внешней торговли. 
   Несмотря на то, что концепция свободной торговли хорошо известна с древних времён, свободные торговые зоны стали создаваться в мире только в ХIX веке. Успех этих зон в Северной Европе (особенно – свободного порта в Гамбурге) оказал большое влияние на создание в США подобных зон, которые начали действовать на территории этой страны в 30 – е годы прошлого столетия. Они получили название зон внешней торговли. 
   Такие зоны – ограниченные участки территории США, в пределах которых устанавливается льготный, по сравнению с общим, режим хозяйственной, в том числе внешнеэкономической, деятельности. Иными словами, это – торговая или торгово- производственная зона, которая, оставаясь частью национальной территории, с точки зрения таможенного, бюджетно – налогового и финансового режима рассматривается как находящаяся за пределами государственной границы. 
  Современные зоны внешней торговли (ЗВТ) предоставляют широкий спектр услуг. В них завозимый товар не только складируется, сортируется и упаковывается. В зонах его можно заново переработать, осуществить сборку определённых видов продукции из компонентов местного или иностранного производства или даже создать отдельные виды производств на базе продукции, поступающей в зону или создаваемой в ней. Обычные предпосылки организации свободных торговых зон – выгодное географическое положение (близость к международным артериям, крупным промышленным центрам, районам приграничной торговли и т.д.) и наличие развитой инфраструктуры (подъездные пути, складские помещения, грузовые терминалы, разгрузочно – погрузочная техника, устойчивая электро -, водо -  и теплоснабжение). Поэтому зоны внешней торговли обычно размещаются в портах и аэропортах или вблизи от них. 
 Согласно существующему законодательству США, зоны внешней торговли, действующие на территории страны, подразделяются на зоны общего назначения и специализированные субзоны. Зоны общего назначения находятся вне пределов юрисдикции таможенной службы США. Они располагаются, как правило, около или на территории портов или аэропортов. Типичная зона внешней торговли общего назначения включает в себя сдаваемые в аренду площади для хранения товаров и организацию дистрибьюторного центра в помещении складского типа с доступом к любым способам транспортировки. В большинстве зон располагаются также площадки промышленных парков, на которых пользователи зон могут располагать своё хозяйство. Снабжение коммунальными услугами в зоне производится на основе использования публикуемых тарифов для государственных компаний. 
     Сфера деятельности этих зон, в основном, включает складирование, сортировку, упаковку и перевалку товаров без их дополнительной обработки. В ряде случаев допускается незначительная обработка иностранных товаров в целях их дальнейшего экспорта. Тем самым они представляют собой американский вариант того, что в международной практике называется зоной свободной торговли или свободной гаванью. 
    Зоны общего назначения создаются на основе разрешения, которое выдается Комитетом по зонам внешней торговли. Такие разрешения выдаются различными организациями при правительстве штата и местных властях, например, администрации порта, комитетам по промышленному развитию штата или графства, агентствам и корпорациям по экономическому развитию и т.д. Важное условие создание этих зон – вклад, который они должны вносить в хозяйственное развитие штата или графства, в повышение уровня занятости, расширения торговли. Управляются зоны государственными или частными компаниями, с которыми организации, получившие разрешение на создание зон, заключают контракты. 
    Наибольшее количество зон общего назначения было создано в 70-е – 80-е годы, что было связано с ростом внешней торговли США и усилением конкурентной борьбы на внутреннем рынке. В этот период зоны создавались не только в морских портах и международных аэропортах, но также в городах, не имеющих выхода к океану, но играющих важную роль во  внешней торговле. 
 Такое явление объясняется рядом факторов, наиболее важные из которых: резко возросший объём торговли США, активизация деятельности иностранных корпораций на внутреннем рынке, быстрый рост различных видов экспортных операций, что привело к созданию новой инфраструктуры в США. Так, в 1970 году из 52-х созданных зон общего назначения 24 были расположены в городах, не имеющих выхода к океану или Великим озёрам. Подобная ситуация наблюдалась в США и в первой половине 90-х годов. 
   Специализированные зоны (субзоны) организуются для работы отдельных, обычно крупных, компаний, деятельность которых выходит за рамки зон общего назначения. 
   Торговые зоны общего назначения обычно создаются на небольших по площади территориях, насчитывающих несколько сот акров (акр = 0,4 га). 
   Большинство зон общего назначения имеет в своём составе одну или две специализированные зоны. В последние годы в составе зон создаётся по 3 или 4 субзоны, а в зоне общего назначения, расположенной в Канзас-Сити (штат Миссури), действует 6 специализированных зон. 
     К настоящему времени зоны внешней торговли практически охватили всю территорию страны – они созданы в 48 штатах. География размещения свидетельствует о том, что наибольшая их концентрация отмечается либо в штатах, имеющих выход к морю или океану, либо в штатах, располагающих крупными промышленными комплексами, как правило, не имеющих выхода к водным артериям. Создание зоны внешней торговли объясняется не только удобным географическим положением, но и комплексом экономических, производственных и социальных факторов, оптимальный баланс которых призван обеспечивать эффективное функционирование той или иной зоны. 
Широкому распространению свободных экономических зон способствуют в первую очередь различные льготы, которые предоставляются компаниям как местным, так и иностранным, действующим на их территории. Основные из них – следующие:

    • таможенные пошлины и внутренние налоги США, если таковые должны взиматься, уплачиваются только тогда, когда товары перевозятся из зоны внешней торговли на территории таможни для внутреннего потребления;
    • товары, находящиеся в зоне внешней торговли, не облагаются таможенными пошлинами и с них не собираются акцизные сборы; частная собственность компании или отдельных лиц, находящихся на территории зоны, освобождается от взимания федерального и местного налогов на стоимость;
    • товары, которые экспортируются из зоны внешней торговли, благодаря хорошо отлаженной системе охраны на территории зоны требуют незначительной страховки;
    • таможенная процедура при экспорте товаров из зоны внешней торговли сведена к минимуму;
    • товары, которые запрещены для импорта в США, не ввозятся на территорию зоны. Однако эти товары могут ввозиться на территорию ЗВТ для последующего импорта в США, если они пройдут соответствующую переработку в зоне, отвечающую требованиям американской таможенной службы;
    • импорт товаров из ЗВТ на территорию США осуществляется в соответствии с процедурой, позволяющей импортёру уплачивать таможенную пошлину либо на товар, поступивший в ЗВТ, либо на иностранные компоненты, использованные в результате переработки этого товара. Тем самым импортёру предоставляется право выбирать меньшую пошлину;
    • импортёры продукции, которая относится к таким отраслям промышленности, как судостроение, производство конторского оборудования, промышленного оборудования, нефтепродуктов и автомобилестроения, и продукция, которая собирается или производится в ЗВТ, при ввозе конечного продукта на таможенную территорию США освобождаются от уплаты так называемого инверсированного, или обратного, тарифа.

  Для многих компаний наиболее важна также отсрочка уплаты импортных пошлин на период нахождения иностранных товаров в пределах зоны до момента их выпуска на таможенную территорию США, а также не взимание пошлин в случае реэкспорта ранее ввезённых в зону иностранных товаров. По этим причинам многие дистрибьюторы товаров иностранного производства располагаются на территории зон внешней торговли. Несмотря на то, что розничная торговля на территории зон, как правило, запрещена, компании розничной торговли также выигрывают от отсрочки уплаты импортных пошлин, располагая на территории зон свои склады. 
    О масштабах и основных направлениях зон внешней торговли США  свидетельствуют следующие данные. В 1992 году общая стоимость товаров, которые были завезены и переработаны в зонах внешней торговли, достигла 93,8 млрд. долларов (по сравнению со 102 млн. долларов в 1970 году). 
    Основные пользователи субзон – заводы по сборке автомобилей (в 1996 году их было 40). На автосборочные заводы приходится 63% всего объёма работ, которые выполняются в зонах. 
   Товары отечественного производства составляют 75% от общего объёма товаров, которые завозятся как в зоны общего назначения, так и в специализированные зоны. 
   Общий объём вывезенной продукции из зон внешней торговли в 1992 году достиг 93,4 млрд. долларов, в том числе экспорт в зарубежные страны – 11,2 млрд. долларов и на территорию США – 82,2 млрд. долларов. 
   Сейчас в зонах обоих типов действует более 2,8 тысяч фирм, главным образом американских. Число занятых в этих зонах составляет около 320 тысяч человек. 

Заключение

  Подводя итог всей работы, можно сказать о том, что свободные экономические зоны - области очень высокой концентрации торговых, финансовых, производственных, технологических связей. Они являются очагами высокого уровня развития рыночных отношений, предпринимательства, местом совершенствования технологии и управленческого механизма. Эти феноменальные формирования на исходе XX века превратились в весомый фактор мировой экономики и представляют собой своеобразные коммерческие центры, ускоряющие глобальный товарооборот и стимулирующие внешнюю торговлю. 
 Сейчас  насчитывается много СЭЗ, развитие которых началось в конце 80-х годов. Тогда свободные экономические зоны рассматривались как элемент государственной внешнеполитической политики и способ стимулирования межгосударственных экономических связей с иностранными партнерами. СЭЗ должны были стать компактными территориями с высокой концентрацией предприятий и с участием иностранного капитала. Более того, предполагалось создавать такие зоны в регионах с развитым научно-техническим потенциалом, чтобы изготовлять наукоемкую продукцию на основе соединения отечественных технологий и зарубежного капитала. 
 Важный институт мирового хозяйства – свободные экономические зоны (СЭЗ). Они позволяют наладить устойчивые и эффективные связи между странами, способствуют активному вовлечению национальных хозяйств в мировую экономику. Их преимущества связаны с удобным территориальным и транспортным расположением и подкрепляются широкой целевой системой экономических (финансовых, налоговых, таможенных и т.п), правовых, организационно-административных льгот. Первоначально СЭЗ ориентировались на решение внешнеторговых задач, но постепенно акцент в их деятельности переместился на производственные, научно-технические, инновационные цели. В соответствии с этим изменялись конкретные формы
СЭЗ: от внешнеторговых, таможенно - складских до экспортно-производственных – научно-технологических, комплексных. 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы: 

  • Воронкова О.Н., Пузакова Е.П. «Внешнеэкономическая деятельность: организация и управление», 2007
  • Гурециев М.С. «Свободные экономические зоны» (Опыт, проблемы, перспективы),2007
  • Данько Т.П., Окрут З.М. «Свободные экономические зоны»,2000
  • Игнатов В.Г., Бутов В.И. «Свободные экономические зоны», 2006
  • Климовец О.В. «Международный офшорный бизнес», 2004
  • Рыбалкин В.Е. «Краткий внешнеэкономический словарь-справочник»,2006
  • Рыбалкин В.Е. «Международные экономические отношения», 2007
  • Сберегаев Н.А. «Основы внешнеэкономической деятельности предприятий», 2008
  • Щербанин Ю.А. «Мировая экономика», учебник, 2004

Информация о работе Свободные экономические зоны и их роль в привлечении иностранного капитала