Свободные экономические зоны и их роль в привлечении иностранного капитала

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 22:39, курсовая работа

Описание работы

Целью работы будет являться рассмотрение видов СЭЗ, причин их возникновения. Попробуем оценить масштабы международной деятельности свободных экономических зон, а также выявить, какими методами эти зоны влияют на иностранный капитал.

Содержание

Введение 4-5
Глава 1. Сущность, цели создания, основные черты и классификация СЭЗ
Глава 2. Основные виды свободных экономических зон
2.1 Разновидность свободных зон. Опыт функционирования
2.2 Офшорные зоны как особая разновидность свободных экономических зон
Глава 3. Американский опыт свободных экономических зон: проблемы и перспективы. Зоны внешней торговли
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Мировая экономика курсач.docx

— 72.43 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО КУЛЬТУРЕ И КИНЕМАТОГРАФИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

 ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КИНО  И ТЕЛЕВИДЕНИЯ» 

Кафедра гуманитарных наук 
 

Курсовая  работа

по мировой экономике

на тему: «Свободные экономические зоны и  их роль в привлечении иностранного капитала»                                  
 

   
Выполнила: 
 
   
  Руководитель:
 

Санкт-Петербург

2010

 

Содержание 

  стр.
Введение                                                                                                                             4-5
Глава 1. Сущность, цели создания, основные черты и классификация СЭЗ

Глава 2. Основные виды свободных  экономических зон 

2.1 Разновидность свободных зон. Опыт функционирования               

2.2 Офшорные зоны как особая разновидность свободных экономических зон

 Глава 3. Американский опыт свободных экономических зон: проблемы и перспективы. Зоны внешней торговли

Заключение                                                                                                                                                                                         

Список  литературы                                                                                

    5-10

  10-23

  10-21

  21-24

 
  25-29 

   31-32

       33 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

  Современный этап развития мировой экономики в целом и международной торговли в частности характеризуется усилением процессов интеграции, либерализации и увеличением степени открытости национальных экономик. В настоящее время многие страны становятся на путь активизации своего участия в международном разделении труда. Экспортно–ориентированная стратегия развития становиться доминирующей в общей экономической стратегии не только большинства промышленно развитых стран, но и стран с переходной экономикой, развивающихся и новых индустриальных стран. 
 Свободные экономические зоны – один из важных элементов стратегии экспортной ориентации. Свободные экономические зоны (СЭЗ) создаются для привлечения местного и иностранного капитала, расширения экспорта, роста валютных доходов, получения доступа к новым технологиям, улучшения состояния платежного баланса и, в конечном счете, для развития национальной экономики и её более эффективной интеграции в мировую экономику. 
  Получив широкое распространение в мировой хозяйственной практике, СЭЗ имеют много разновидностей: количество СЭЗ равняется приблизительно 700, из них различают двадцати видов. Практика функционирования всего многообразия СЭЗ в различных странах мира показала, что они обеспечивают, прежде всего, и главным образом, полностью или частично, свободное перемещение товаров, услуг, интеллектуальной собственности, инвестиций и людей через государственную и таможенную границу, отделяющую мировой рынок от ограниченной территории какого – либо государства. 
 Кроме таможенных льгот могут предоставляться и некоторые другие льготы, например налоговые. Предпринимательство в СЭЗ развивается от простого к сложному, от дешевых вариантов к более капиталоемким и дорогим. Иностранные предприниматели обычно приглашаются в зону после того, как там создана необходимая инфраструктура. А капиталовложения в инфраструктуру составляют основную долю всех затрат, связанных с созданием и функционированием СЭЗ. 
 Тема СЭЗ становиться всё актуальней день ото дня: рыночные отношения находятся в постоянном противовесе и нужны средства, чтобы стабилизировать отношения между странами. 
 Американские ученые Марк Фразье 1и Ричард Рэн 2стали первыми, кто начал поднимать проблему существования СЭЗ. Они рассматривали самые древние складские и транзитные зоны. Они возникли на заре зарождающихся международных экономических связей. Им было суждено стать отправной точкой, с которой началась первая стадия в эволюции развития свободных экономических зон

 
Целью работы будет являться рассмотрение видов СЭЗ, причин их возникновения. Попробуем оценить масштабы международной деятельности свободных экономических зон, а также выявить, какими методами эти зоны влияют на иностранный капитал.  
     
Работа состоит из 3 глав: сущность, цели создания СЭЗ; основные виды СЭЗ; а также конкретный пример Америка - американский опыт свободных экономических зон: проблемы и перспективы; подробнее рассмотрены американские зоны внешней торговли. Основная часть работы содержит рассмотрение видов и подразделений свободных экономических зон, а также их особенностей. 

Глава 1. Сущность, цели создания, основные 

черты и классификация СЭЗ 

  В соответствии с документами международной конвенции по упрощению и гармонизации таможенных процедур, под свободной зоной понимается часть территории страны, на которой товары рассматриваются как объекты, находящиеся за пределами национальной таможенной

территории (принцип «таможенной экстерриториальности») и поэтому не

подвергаются  обычному таможенному контролю и налогообложению. Иными

словами, СЭЗ - это  часть территории страны с особым действующим режимом.

     Выражающее этот режим специальное законодательство, которое регулирует деятельность хозяйствующих субъектов в СЭЗ, охватывает следующий круг вопросов: таможенное регулирование; налогообложение; лицензирование; визовое оформление; банковскую деятельность; имущественные и залоговые отношения; предоставление концессий; управление свободной зоной. Определенную специфику в СЭЗ могут иметь также акты трудового и социального законодательства. В современных теоретических работах, посвященных проблемам свободных зон, их сущность трактуется более широко: они определяются как инструмент выборочного сокращения масштабов государственного вмешательства в экономические процессы. Эта формулировка понятия «свободная зона» охватывает весь спектр явлений, связанных с действием преференциального режима хозяйствования. При таком подходе свободная зона - это «не только и не столько обособленная географическая территория, но, скорее, часть национального экономического пространства, где введена и применяется определенная система льгот и стимулов, не используемая в других его частях». 
   При создании СЭЗ реализуется  точечная стратегия ускорения хозяйственного роста – определяются регионы и сферы целевого стимулирования экономической активности на основе международного сотрудничества, концентрации ресурсов с использованием благоприятствующих факторов. Это позволяет решить взаимосвязанные цели: экономическую, социальную, производственную и научно – техническую.
 
 
Экономическая цель преследует активизацию, расширение внешнеторговой и в целом внешнеэкономической деятельности; привлечение иностранного и отечественного капитала; повышение конкурентоспособности национального производства, его экономической эффективности; увеличение экспорта и  рационализацию импорта; рост валютных поступлений в бюджет и на цели дальнейшего развития СЭЗ. 
  В рамках социальной цели решаются следующие задачи: создание новых рабочих мест, рост занятости населения; повышение квалификационного уровня работников с учётом использования мирового опыта; формирование современных менеджерских кадров; повышение благосостояния и уровня жизни населения; ускорение развития социальной и бытовой инфраструктуры. 
   Производственная и научно-техническая цели включают: приток иностранной и отечественной техники и технологий; ускорение внедрения результатов НИОКР; концентрацию научно-технических кадров, в том числе зарубежных, а также материально-финансовых ресурсов на приоритетных направлениях; более полное использование имеющихся мощностей, в частности, конверсионных; развитие производственно-транспортной инфраструктуры. 
   Создание и функционирование СЭЗ во всех их разновидностях способствует общему подъему экономики на национальном и региональном уровнях. Неслучайно в настоящий период времени в мире насчитывается порядка 2000 СЭЗ, из которых более 1000 находится в развивающихся странах. Численность занятых в таких зонах, согласно оценкам Центра ООН по ТНК, превысила 3 млн. человек, а суммарный внешнеторговый оборот достиг почти 1,2 трлн. долларов. Довольно быстрое распространение СЭЗ (а их число с 1981 года к настоящему времени выросло более чем в 10 раз) подтверждает их положительную роль как важного института мировой экономики, способствующего его устойчивости, привлечению внешних ресурсов роста. 
  В условиях ограниченности, а тем более дефицита ресурсов в ряде стран СЭЗ выступают как реальный и достаточно эффективный инструмент включения национальных экономик в мировое хозяйство. Они ориентированы на активную внешнеэкономическую деятельность, большую восприимчивость к современной технике и технологиям, создание целевых производств, соответствующей инфраструктуры, применение особых методов и форм финансовой, инновационной, производственно – сбытовой, внешнеторговой деятельности. Будучи частью территории страны, СЭЗ выступают вместе с тем как практический рычаг адаптации всей национальной экономики к мировому хозяйству, ускоряя этот процесс. В то же время необходимо подчеркнуть, что СЭЗ отделены от остальной территории страны и административно (специальным, пропускным), и экономически таможенным, налогово – финансовым режимами. Этот признак СЭЗ оговорен и в официальном их определении, данном в документах Киотской конвенции (1973).

 Отметим следующие характерные черты СЭЗ: 
а) применение различных видов льгот и стимулов, в том числе:

• внешнеторговых (снижение или отмену экспортно-импортных пошлин, упрощенный порядок осуществления внешнеторговых операций);

• фискальных, связанных с налоговым стимулированием конкретных видов деятельности. Льготы могут затрагивать налоговую базу (прибыль или доход, стоимость имущества и т.д.), отдельные ее компоненты (амортизационные отчисления, издержки на заработную плату, НИОКР и транспорт), уровень налоговых ставок, вопросы постоянного или временного освобождения от налогообложения;

• финансовых, включающих различные формы субсидий, предоставляемых как в и прямом виде - за счет бюджетных средств и преференциальных государственных кредитов, так и косвенно - в виде установления низких цен на коммунальные услуги, снижения арендной платы за пользование земельными участками и т.п. 

• административных, упрощающих процедуры регистрации предприятий, режима въезда-выезда иностранных граждан. В результате применения льгот норма прибыли в СЭЗ составляет 30-35%, а иногда и больше: например, транснациональные компании получают в азиатских СЭЗ в среднем 40% прибыли в год. Существенно сокращаются (в 2-3 раза) сроки окупаемости капитальных вложений. 
б) наличие локальной, относительно обособленной системы управления зоной, наделенной правом принимать самостоятельные решения в широком экономическом спектре; 
в) всесторонняя поддержка со стороны центральной государственной власти.

 
  Создание СЭЗ - действенное направление развития экономики отдельных территорий и регионов, ориентированное, как правило, на решение конкретных приоритетных экономических задач, реализацию стратегических программ и проектов. При этом, как показывает практика, система льгот, устанавливаемых в СЭЗ, в достаточной степени индивидуальна и тесно связана с реализуемыми на её территории программами. Вместе с тем, общепринятой типологии свободных зон в настоящее время не существует. Однако можно сказать о нескольких основных типах СЭЗ, разграниченных по определенным признакам:

  • По уровню и кругу решаемых задач: складские, транзитные зоны, свободные порты; промышленные и экспортные; научно-технологические зоны, технополисы и технопарки, инновационные центры; комплексные, многопрофильные СЭЗ;
 
  • По размерам территорий: точечные (фирма, склад, терминал); территориально-масштабные (промышленно  – экспортные зоны, технопарки); особо  крупные (регионы);
  • По направлениям и сферам хозяйственной организации: предприятия отраслевые, преимущественно отраслевого профиля; секторального (добыча, обработка, услуги), функционального (банковская, коммерческая деятельность);
  • По участвующим сторонам и особенностям расположения: международные, приграничные.
 

  Все эти типы зон и их разновидности объединяются в понятие СЭЗ принципиальными характеристиками функционирования: использование льготного налогово-финансового, внешнеторгового и таможенного, инвестиционного, процедурного режимов. Смысл СЭЗ определяется совокупностью решаемых задач, а не преференциальным, льготным механизмом функционирования, что нередко выдвигается как основной аргумент необходимости их создания. Последнее – средство, а не цель. СЭЗ призваны способствовать ускорению экономического роста, эффективному встраиванию национальной экономики в мировое хозяйство.

Глава 2. Основные виды свободных экономических зон

  2.1 Разновидность свободных  зон. Опыт функционирования

  Конкретные  виды зон зависят от специфических  задач и функций, особенностей условий  деятельности, её характера и объёмов. Специалисты насчитывают не менее 30 разновидностей СЭЗ. Вариант классификации зон по основным видам приведён на рис.1: 

      Основные  виды СЭЗ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    рис.1 
     

  Исторически первые и логически наиболее простые СЭЗ, предусматривающие создание благоприятных условий для купли-продажи, транспортировки, хранения, переработки внешнеторговых грузов, - торгово–складские зоны. В беспошлинных торгово–складских зонах (БТСЗ) импортные товары могут складироваться, покупаться и продаваться, частично перерабатываться без оплаты таможенных пошлин и налоговых сборов. На них, однако, распространяются меры государственного регулирования. Такие зоны существенно облегчают контакты с мировым рынком, как свидетельствует, в частности, опыт Ирландии, где ещё в 1950-х годах впервые была создана БТСЗ. Более широким кругом функций характеризуются относящиеся к этой группе зоны внешней торговли, получившие  распространение в США в   1930-е годы, свободные таможенные и свободные беспошлинные зоны (Венгрия, бывшая Югославия и Болгарии), где наряду с коммерческими и складскими операциями допускаются улучшение и модернизация товаров, предоставление страховых и банковских услуг без уплаты пошлин и НДС, организация торгов и выставок. Оказание различных услуг по операциям в СТЗ (СБЗ) осуществляется как их структурами, так и местными предприятиями. Разновидность этого представляют зоны беспошлинной розничной торговли в крупных международных портах и аэропортах (Шеннон, Гамбург, Шереметьево, Хитроу и т.д.). Наконец, свободные порты – ТСЗ, где помимо названых операций осуществляются погрузка – разгрузка судов, размещение товаров на территории и биржевых складах, а также обслуживание и ремонт судов. Неслучайно свободные зоны этого вида размещаются обычно в пунктах крупных транзитных товаропотоков: железнодорожных узлах, морских, речных и воздушных портах. Вместе с тем именно в ТСЗ с учётом их близости к международной товаропроводящей сети в дальнейшем стали создаваться импортозамещающие и экспортные производства. Для управления деятельностью в этих зонах создаётся специальная администрация; они отделены от основной территории страны таможенной, а иногда государственной границей. Такая ТСЗ («Манаус») в своё время была создана в Бразилии и по занимаемой площади (3,6 млн. кв.км) превосходила иные страны. 
 Однако свободные зоны, ориентированные только на коммерческую, внешнеторговую деятельность, транзитные товарные операции, не получили широкого распространения из-за ограниченности возможностей – привлекательности в силу близости к международным транспортным коммуникациям и связанным с этим уменьшением транспортных затрат на перевозки внешнеторговых грузов; некоторой экономии на таможенных пошлинах и накладных расходах. Характерен пример США: для зон внешней торговли  (а их к началу 1990-х годов насчитывалось почти 200) здесь предусмотрен режим «внетаможенной территории», т.е. освобождение от всех видов таможенных пошлин и тарифов, федеральных акцизов и квотных ограничений по экспорту и импорту. 
   По существу этот тип зон не предполагал создания и развития антиимпортного, экспортного производства, вовлечения национального и иностранного капитала, дополнительных трудовых ресурсов не оказывал ощутимого влияния на структурные сдвиги в экономике. Возможности мирового хозяйства здесь использовались недостаточно. Неслучайно, и прежде всего в развитых и новых индустриальных странах, свободные торгово-складские зоны (СТСЗ) постепенно преобразовались в свободные промышленные (СПЗ), экспортно – производственные (СЭПЗ) и промышленно-производственные зоны (СППЗ). В США, в частности в зонах внешней торговли, начали создаваться специальные подзоны исключительно для производственной деятельности (сборочных операций, первичной переработки сырья). Обычно предприятия в таких зонах работают на импортных комплектующих и полуфабрикатах, местном сырье и импортном оборудовании, которые легче доставить в зону, привлекая отечественные и иностранные капиталы. Практически возник качественно иной вид СЭЗ, характеризующийся новыми целями и механизмами. По данным Таможенной службы США, на начало 2001 года в 144 зонах внешней торговли общего назначения зарегистрировано и переработано товаров на общую стоимость более 150 млрд. долларов.  
3  В рамках  СЭПЗ можно выделить зоны совместного предпринимательства (Болгария, Венгрия), предпринимательские зоны (Англия), зоны свободного предпринимательства (США), специальные экономические зоны (КНР), а также специальные предприятия, обслуживающие внешние рынки и пользующиеся особыми льготами (например, в приграничных районах Мексики). СЭЗ этого вида отражают новый уровень взаимодействия национальной и мировой экономики, предполагающей качественные, структурные сдвиги в национальном и мировом хозяйстве, ускорение процесса интернационализации хозяйственной жизни. 
В чём заключаются главные характеристики СЭПЗ, их преимущества для сторон?

Информация о работе Свободные экономические зоны и их роль в привлечении иностранного капитала