Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 22:39, курсовая работа
Целью работы будет являться рассмотрение видов СЭЗ, причин их возникновения. Попробуем оценить масштабы международной деятельности свободных экономических зон, а также выявить, какими методами эти зоны влияют на иностранный капитал.
Введение 4-5
Глава 1. Сущность, цели создания, основные черты и классификация СЭЗ
Глава 2. Основные виды свободных экономических зон
2.1 Разновидность свободных зон. Опыт функционирования
2.2 Офшорные зоны как особая разновидность свободных экономических зон
Глава 3. Американский опыт свободных экономических зон: проблемы и перспективы. Зоны внешней торговли
Заключение
Список литературы
Придавая большое значение деятельности СЭЗ, особенно более совершенных их видов, предполагающих широкое привлечение иностранного капитала, высоких технологий, страны размещения таких зон предусматривают обширную систему экономико – правовых и социальных мер, обеспечивающих повышенную заинтересованность партнёров. Это прежде всего поощрительная налоговая и финансовая политика, предоставление различных льгот. Во многих странах практикуется полное или частичное освобождение от налогов в первые годы деятельности на срок до 10 лет, а обычно 5-7 лет (в Малайзии, например, полное освобождение на срок от 2 до 5 лет, в Республике Корея – 5 лет полностью, а последующие 3 года – 50 % обычной ставки; в Шри-Ланке – от 2 до 10 лет полностью, в зависимости от числа созданных рабочих мест, поступлений иностранной валюты, уровня передаваемой технологии и т.д.). При создании СЭПЗ в развивающихся странах и странах переходной экономики практикуются различные дополнительные льготы:
Часто это дополняется
освобождением от экспортных пошлин, налогов
на имущество, профессию, от некоторых
региональных и местных налогов.
В ряде стран допускается освобождение
работающих на предприятиях СЭЗ от подоходного
налога. Всё это в целом создаёт благоприятный
инвестиционный и предпринимательский
климат. Тем не менее в каждой из стран
в рамках экономической политики дифференцируются
условия льготного привлечения ресурсов,
иностранных и отечественных инвесторов
в СЭЗ. Как показывает опыт, наибольшие
льготы предоставляются предприятиям
отраслей материального производства,
но и в этом случае учитываются приоритеты.
Согласно рекомендациям Организации
ООН по промышленному развитию по условиям
инвестирования в СЭЗ производства отраслей
обрабатывающей промышленности разделены
на три группы. Наибольшие льготы имеет
первая группа – сборочные производства:
радиоэлектронные, точной механики, компьютерной
техники, т.е. те, которые нуждаются в новых
технологиях, рабочей силе. Менее преференциальная
вторая группа – текстильное, швейное
производство, требующее много рабочей
силы и достаточно быстро окупающееся.
Наименьшие льготы у третьей группы –
производства некоторых добывающих отраслей,
перерабатывающих местное сырьё, привлекающих
в значительных количествах местную рабочую
силу, позволяющих увеличить занятость
населения.
В настоящее время приоритетное значение
во многих странах, в том числе в России,
приобретает создание технико – внедрических
СЭЗ.
На производства первой и второй групп
приходится основная часть предприятий
СЭЗ (около 30% их числа с 55-60% занятых). Большинство
из них находятся в СЭЗ ЮВА и Латинской
Америки (Гонконг, Малайзия, Корея, Сингапур,
Тайвань, Гаити, Мексика, Сальвадор). Текстильные
и швейные производства – 20% предприятий
и 15-20% занятых в СЭЗ, что неслучайно, так
как обусловлено простотой технологий,
излишком и дешевизной рабочей силы в
развивающихся странах.
По расчётам экспертов Института востоковедения
РАН, затраты на создание 1 кв. км территории
СЭЗ оцениваются в 25-50 млн. долларов и требуют
расходов на инфраструктуру в размере
4 долларов на каждый вложенный доллар
иностранных инвестиций. Обычно на эти
цели привлекаются займы международных
кредитных институтов, в частности
всемирного банка, выдаваемые на льготных
условиях. Наглядный пример – ЭПЗ «Масан»
(МАСЭЗ), созданная в 19702 году в одноимённом
порту, находящемся недалеко от Пусана
(Республика Корея). Удобное географическое
расположение способствовало привлечению
техники, оборудования и капитала не только
японских компаний, но и ТНК других развитых
стран, тем более что МАСЭЗ располагает
хорошими экспортными коммуникациями.
Стратегические задачи создания зоны
были определены как привлечение в
Республику Корея иностранных инвестиций
и новейших технологий, развитие экспорта,
увеличение занятости. В 1995 году в МАСЭЗ
действовали 73 предприятия почти с 15 тысячами
работающими при объёме инвестиций в 235,3
млн. долларов и суммарном экспорте в 2,4
млрд. долларов. Только за 15 лет (с 1981 по
1995 г.) инвестиции в зону увеличились в
2 раза, а объём экспорта возрос почти в
3,5 раза. Здесь практиковался общепринятый
для подобных зон и упомянутый выше набор
льгот. При этом гарантировалась сохранность
капитала, репатриация прибыли и других
доходов на капитал. Льготная арендная
плата за землю действовала в течение
10 лет. Кроме того, применялись общепринятые
ограничения на импорт, был запрещён импорт
готовой продукции, производимой в стране.
МАСЭЗ стала важным катализатором создания
и развития современного производства
компьютеров, электронной техники, программного
обеспечения, бытовых электроприборов
в стране прежде всего на экспорт.
В последнее время всё большее распространение
получают СЭЗ с научно-технологической,
исследовательской ориентацией, призванные
ускорить и удешевить разработку и внедрение
технических новшеств, диверсифицировать
производство, создать новые рабочие места,
подготовить квалифицированных специалистов,
- научно – технологические зоны (НТЗ):
технополисы (Япония), технопарки (США),
технико – внедренческие зоны, научные
парки, технологические и деловые центры.
Новый Федеральный закон России также
предусматривает в качестве одного из
основных направлений создание технико
– внедренческих особых экономических
зон. В большинстве случаев в них сочетается
исследовательская и производственно-
Заслуживают
специального внимания сервисные СЭЗ,концентрирующие
банковское и стразовое обслуживание
на льготных условиях и обычно представляющие
собой особый сектор ЭПЗ, где сосредоточены
страховые и финансовые компании, банки,
их филиалы, обслуживающие деятельность
структур зоны.
К особому виду, рассматриваемому многими
специалистами вне СЭЗ, следует отнести
оффшорные зоны, предусматривающие специальную
юрисдикцию регистрации и функционирования
иностранных компаний на льготных налоговых
условиях, но запрещающие последним какую-либо
производственную деятельность. Их сейчас
около 60, наиболее известны Кипр, Панама,
Сингапур, острова Фиджи, Багамы, Бермуды
и Мальта.
Наконец, типичными становятся комплексные
СЭЗ многофункционального характера,
сочетающие различные направления деятельности.
Они характеризуются масштабами деятельности,
большими объёмами привлекаемого капитала.
Такими стали упомянутый выше «Манаус»
и «Огненная земля» в Аргентине. К ним
относятся и специальные экономические
зоны в Китае.
Результаты создания и функционирования
СЭЗ Китая положительны: зоны обеспечивают
до 40% общего объёма экспорта, широко привлекается
иностранный капитал, ежегодный рост промышленного
производства достигает 70%, внедряются
в производство новейшие технологии, обеспечено
динамическое развитие социальной сферы
и т.д., что, естественно, не может не отразиться
благоприятно на всей экономике КНР. И
наконец, Россия. Здесь реально действуют
к настоящему времени две СЭЗ: «Янтарь»
(Калининградская область) и «Находка»
(Дальний Восток), хотя поначалу предполагалось
несколько десятков.
С учётом важнейшей роли СЭЗ в ускорении
хозяйственного развития и негативного
предшествующего опыта в России был разработан
и вступил в силу Федеральный закон и «Об
особых экономических зонах в Российской
Федерации». Закон предусматривает создание
особых экономических зон двух типов:
промышленно-производственных и технико-внедренческих.
Первые могут создаваться на территориях
до 20 кв. км, вторые – не более двух кв.
км.
При этом объём минимальных инвестиций
в зоны установлен в размере 10 млн. евро.
Предусматривается ряд реальных стимулов
(пониженная ставка единого социального
налога (ЕСН) для ТВЗ; ускоренная амортизация,
перенос убытков на будущий период, включение
в расходы затрат на НИОКР и некоторые
другие – для ППЗ. Первоначально число
таких зон будет ограничено. В Законе определён
весь комплекс вопросов создания и деятельности
ОЭЗ. Согласно Закону создано Федеральное
агенство по управлению ОЭЗ.
4 Представляется своевременным
и перспективным становление новых типов
СЭЗ, в более полной мере отвечающих актуальным
условиям глобализации мирохозяйственных
связей, когда в их систему непосредственно
включается определённые экономические
регионы стран. Это создаёт новые возможности
эффективного внешнеэкономического взаимодействия
национальных хозяйств. Речь идёт о вариантах
международных свободных экономических
зон (МСЭЗ), центр тяжести регулирования
деятельности которых в соответствующей
сфере перемещался бы на региональные
внутринациональные структуры. К примеру,
МСЭЗ рыболовства на Дальнем Востоке под
эгидой региональных структур России,
Японии, Республики Корея и МСЭЗ лесопроизводства
и лесопереработки Дальневосточного и
Сибирского Федеральных округов России
и приграничных провинций Китая и т.п.
Это помогло бы существенно продвинуть
проекты международного сотрудничества,
облегчило бы постепенное формирование
совместного экономического пространства
в рамках согласованной правовой базы.
Возможны и другие подобные варианты,
создающие позитивные предпосылки для
развязывания некоторых политических
узлов. Например, МСЭЗ «Ожный Федеральный
округ РФ – Абхазия – Южная Осетия» и
т.п.
2.2 Офшорные зоны как особая разновидность свободных экономических зон
Благоприятные режимы осуществления хозяйственной деятельности, в том числе и налогообложения, предоставляют многие страны в зависимости от цели, которые преследует их внешнеэкономическая стратегия. Только «чистых» офшорных зон, т.е. стран, которые целенаправленно создают на своей территории льготные условия для международной экономической деятельности, около 80. Эти зоны могут являться самостоятельными государствами: Ирландия, Люксембург, Мальта, Сингапур; быть зависимыми территориями: Гибралтар в составе Великобритании или Антильские острова в составе Нидерландов; частями государств: Нью-Брансуик (Канада), Вайоминг, Делавэр (США), кантон Цуг (Швейцария).
Условно на карте
мира выделяются четыре региона – североамериканский,
карибский, европейский и Океания, характеризующиеся
наиболее активной деятельностью в сфере
оффшорного бизнеса.
Существует множество характеристик
офшорных зон: географическое положение,
политическая стабильность, авторитет
на международном рынке, наличие в стране
профессиональных кадров, хороших коммуникаций
и банков, иногда и возможность посещения
этой страны, перспективность для удовлетворения
каких-либо других проектов, которые могут
возникнуть в дальнейшем. Но большинство
бизнесменов, осуществляя выбор оффшорной
зоны, ориентируется на четыре принципиальных
момента:
В
соответствии с этими характеристиками
оффшорные зоны можно разбить
на три группы.
В первой группе – страны с низким налогообложением,
не требующие отчетности. Это, как правило,
небольшие государства третьего мира
(так называемые «кокосовые оффшоры»).
Наиболее известны среди них Багамские
острова , Британские Виргинские острова,
Каймановы острова, остров Теркс и Кайкос,
Панама. Все эти зоны характеризуется
высокой степенью конфиденциальности
для владельцев офшорных компаний (в Государственной
регистр компаний заносится минимум сведений)
и почти полным отсутствием контроля со
стороны властей за деятельностью этих
компаний. Именно поэтому солидные компании
и банки не хотят иметь с ними финансовых
отношений. С компаний, как правило, не
взимаются налоги, за что они платят ежегодный
фиксированный взнос. Принципиальной
разницы между этими территориями нет.
Вторую
группу составляют страны, предоставляющие
оффшорным компаниям ощутимые налоговые
льготы, но и требующие от них
финансовую отчетность. Например, к
этой группе можно отнести США
и Кипр. Регистрация и обслуживание
компаний здесь дороже, а престиж
страны высок.
Постепенно переходят в эту группу
и страны, прежде не требовавшие финансовой
отчетности от нерезидентных компаний.
Так, с 2000 года отчетность, заверенную
аудитором, должны предоставлять все компании,
зарегистрированные в Гибралтаре.
Третья группа офшорных зон – государства,
формально не являющиеся оффшорами, но
налоговые законы, которых в некоторых
случаях предполагает низкое налогообложение
для определенных операций или групп инвесторов.
В других случаях снижение налогообложения
доходов предприятий достигается применением
условий международных соглашений об
избежании двойного налогообложения или
резидентства компаний. К этой группе
можно отнести Великобританию, Бельгию,
Австрию, Нидерланды, Швейцарию, Люксембург,
Лихтенштейн.
5 Налоговое законодательство
ряда стран осуществляет налогообложение
и своих резидентов на основе их всемирных
доходов. В этом случае, как только доход
переходит с офшорного предприятия на
его непосредственного учредителя, так
сразу и подвергается налогообложение
по правилам страны – резиденции получателя
дохода. Существенные недостатки присущи
и самим офшорным фирмам. Они в большинстве
случаев исключены из сферы налоговых
соглашений. Налоговые службы подвергают
контракты с офшорными фирмами пристрастной
проверке. В ряде стран некоторые законы
имеют явную антиофшорную направленность,
хотя сам термин может в них не употребляться.
Основные компоненты среды офшорного
бизнеса:
Подобно любому другому виду бизнеса,
офшорный определяется средой, в которой
он функционирует (внешними по отношению
к бизнесу факторами). Поскольку офшорный
бизнес оперирует в мировой среде, специалисты,
применяющие оффшорные схемы, должны обладать
знаниями из области общественных наук.
Остановимся на наиболее значительных
компонентах внешней среды и влияющих
на офшорный бизнес внешних факторах.
Каждой стране присущи своя история,
свои ценности, политическая система.
Тоже можно сказать и о бизнесе. Так, принципы
ведения бизнеса в России и США, других
странах значительно различаются. Различия
обусловливаются разнообразием существующих
в стране форм организации хозяйственной
деятельности, влиянием на практику ведения
офшорного бизнеса таких составляющих
внешней среды, как политика, экономика,
правовая и налоговая системы, система
государственного устройства, структура
национального бюджета и платежного баланса
страны, социальная структура, культура
общества, идеология.
Информация о работе Свободные экономические зоны и их роль в привлечении иностранного капитала