Свободная торговля и протекционизм как направления экономической политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 00:34, курсовая работа

Описание работы

Актуальность и недостаточная степень разработанности определили основную цель - показать современные тенденции в регулировании международной торговли на основе изучения особенностей соотношения протекционизма и фритредерства и раскрытия механизма основных внешнеторговых противоречий, а также охарактеризовать специфику внешнеторговой деятельности России в условиях столкновения и взаимосвязи тенденций либерализации и протекционизма.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………3
Глава 1. Свобода торговли и протекционизм как формы
внешнеторговой политики государства………………………………………………….5
Глава 2. Принципы свободной торговли и протекционизма.За и против..………..7
Глава 3. Торговые барьеры………………………………………………………………...13
Глава 4. Таможенные тарифы……………………………………………………………..15
Глава 5. Таможенные пошлины на автомобили………………………………………..24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………..28
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………29

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 75.87 Кб (Скачать)

ГОУ ВПО «УрФУ  имени первого Президента РФ Б.Н. Ельцина» 
Кафедра термообработки и физики металлов 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
Реферат на тему 
«Свободная торговля и протекционизм

как направления  экономической

политики» 
 
 
 
 
 

 
 
 
                                                                                                                        Преподаватель:Семейкина Л.В. 
                                                                                           Студентка: Леднева Т.С. 
                                                                               Группа: Мт-38073 
 
 

 
 
Екатеринбург 2010
 

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………3

Глава 1. Свобода торговли и протекционизм как формы

внешнеторговой политики государства………………………………………………….5

Глава 2. Принципы свободной  торговли  и протекционизма.За и против..………..7

Глава 3. Торговые барьеры………………………………………………………………...13

Глава 4. Таможенные тарифы……………………………………………………………..15

Глава 5. Таможенные пошлины  на автомобили………………………………………..24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………..28

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………29 
 

 

      ВВЕДЕНИЕ 
 

     Расширение  и углубление экономических отношений  между странами в течение столетий неразрывно связано с развитием  внешней торговли. По оценке ВТО  и ОЭСР в течение последних 250 лет (за исключением периода 1913-1950 г.г.) среднегодовые темпы роста международной  торговли опережали темпы мирового экономического развития примерно в 1,5 раза. Многие дискуссии в новой  и новейшей истории экономической  мысли пронизаны вопросами внешнеторговой тематики.  
В практике мирового хозяйства реализуются два направления внешнеторговой политики: с одной стороны, происходит либерализация внешней торговли в рамках отдельных стран и их интеграционных объединений, а, с другой стороны, сохраняются устойчивые протекционистские тенденции в торгово-экономических связях различных государств и их группировок. Выбор политики свободной торговли (фритредерства) или протекционизма во внешней торговле в их бескомпромиссном варианте был характерен для прошлых столетий. В наше время эти два подхода взаимосвязаны и переплетаются.  
В условиях глобализации мирового хозяйства, возрастания взаимосвязи и взаимозависимости государств тенденция к усилению открытости национальных экономик вызывает обострение проблем эффективного сочетания свободной торговли и протекционизма. Либерализация мировой торговли - не однолинейный процесс, он достаточно противоречив. Часто он сопровождается усилением протекционистских тенденций (неопротекционизм), внешний либерализм может скрывать за собой протекционизм долговременного действия.  
В условиях острой конкурентной борьбы в глобализирующейся мировой экономике при дисбалансе интересов стран рациональное сочетание протекционистских и фритредерских элементов во внешнеторговой политике постоянно нарушается, возникают торговые противоречия. Эти противоречия являются одними из наиболее напряженных в мировой экономике, что обусловливает актуальность изучения их сущности и особенностей, а также путей их разрешения.  
Актуальность изучения данной проблемы определяется и тем, что внешнеторговые противоречия непосредственно возникают и у России в ее отношениях с другими странами. Участившиеся случаи дискриминации и ущемления интересов России на мировых товарных рынках, слабость защитного механизма, обострение торговых противоречий с основными торговыми партнерами, как в дальнем зарубежье, так и в СНГ определили важность изучения  
проблемы выработки эффективного соотношения свободы торговли и протекционизма. В настоящее время наша страна решает задачу достойного для себя включения в систему мирохозяйственных связей и присоединения к ВТО. На этапе активного поиска Россией своего места в современном международном разделении труда следует существенное внимание уделять выявлению механизма формирования соотношения свободы торговли и протекционизма, который мог бы нивелировать последствия перепадов мировой хозяйственной конъюнктуры, позволяя в то же время максимально использовать сравнительные преимущества национальной экономики.  
Актуальность и недостаточная степень разработанности определили основную цель - показать современные тенденции в регулировании международной торговли на основе изучения особенностей соотношения протекционизма и фритредерства и раскрытия механизма основных внешнеторговых противоречий, а также охарактеризовать специфику внешнеторговой деятельности России в условиях столкновения и взаимосвязи тенденций либерализации и протекционизма.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1.

Свобода торговли и протекционизм  как формы внешнеторговой политики государства 

     Внешнеторговая  политикаэто совокупность государственных средств и методов в сфере внешней торговли, направленая на регулирование экспорта и импорта. Реализация внешнеэкономической политики предполагает определение стратегических целей государства во внешнеэкономических отношениях, в целом и по отдельным странам, а также выработку методов и средств, обеспечивающих достижение поставленных целей, сохранение стабильности и устойчивости взаимосвязей.

     Внешнеэкономическая политика регулирует внешнеторговую деятельность, к ее сфере относится международная  купля-продажа товаров и услуг, международное перемещение материальных, денежных, трудовых и интеллектуальных ресурсов.

     Основной  целью внешнеторговой политики является создание благоприятных внешних  условий для расширенного воспроизводства  внутри страны, к которым относятся:

  • изменение способа и степени включения данной страны в международное разделение труда;
  • изменение объема экспорта и импорта;
  • изменение структуры внешней торговли;
  • обеспечение страны необходимыми ресурсами;
  • изменение соотношения экспортных и импортных цен.

     Государственное регулирование международной торговли может быть:

     1) Односторонним, когда инструменты  государственного регулирования  используются правительством страны  в одностороннем порядке без  согласования или консультации  с ее торговыми партнерами. Обычно  односторонние меры применяются  в ответ на аналогичные шаги  других стран и приводят к  возникновению политической напряженности  между торговыми партнерами (обложение  отдельных товаров пошлинами,  введение квот).

     2) Двусторонним, когда меры торговой  политики согласовываются между  странами, являющимися торговыми  партнерами. Например, по взаимной  договоренности каждой из сторон  могут вводиться конвенционные  пошлины, не ущемляющие интересы  другой, страны могут согласовывать  технические требования по маркировке, упаковке, договариваются о взаимном  признании сертификатов качества  и пр.

     3) Многосторонним, когда торговая  политика согласовывается и регулируется  многосторонними соглашениями. Примеры  многосторонней политики включают  Генеральное соглашение о тарифах  и торговле (ГАТТ), соглашение о  сфере торговли стран-членов Европейского  союза (ЕС).

     В зависимости от масштабов вмешательства  государства в международную  торговлю различают протекционистскую  торговую политику и политику свободной  торговли.

     1) Протекционизм (protectionism) – политика, направленная на защиту внутреннего  рынка от иностранной конкуренции  и зачастую на захват внешних  рынков. Это система государственного  регулирования внешнеторговых связей, направленных на создание благоприятных  условий фирмам-резидентам. Инструменты  протекционизма: таможенные пошлины,  тарифы (делятся на адвалорные, т.е.  пошлина с цены товара; специальные;  автономные; договорные) и субсидии.

     2) Свобода торговли (free trade) — политика  минимального государственного  вмешательства во внешнюю торговлю, которая развивается на основе  свободных рыночных сил спроса  и предложения. К основным методам  свободной торговли относят: демпинг  (продажа товаров по искусственно  заниженным ценам); нетарифные методы  регулирования (рецензирование и  стандартизование).

     Политика  протекционизма, как и политика либерализма  в чистом виде не проводится. Различные  степени протекционизма встречаются  постоянно и зависят от уровня экономического развития той или  иной страны. Развитие протекционистских  тенденций позволяет выделить несколько  форм протекционизма:

    селективный протекционизм – направлен против отдельных стран или товаров;

    отраслевой  протекционизм – защищает определенные отрасли, прежде всего сельское хозяйство;

    коллективный  протекционизм – проводится объединениями  стран в отношении стран, в  них не входящих;

    скрытый протекционизм  – осуществляется методами внутренней экономической политики.

     И протекционизм, и свобода торговли отражают, прежде всего, реакцию тех  или иных государств на изменения  в международном разделении труда, на события, происходящие в международных  экономических отношениях. Как правило, в своей внешнеэкономической  политике государства используют оба  инструмента регулирования в  зависимости от определенного рынка, вида товаров или услуг. Это может  быть установление минимально гарантированных  цен на сельскохозяйственную продукцию, прямые субсидии производителям, льготные условия приобретения средств производства, квотирование объемов производства, установление ограничений на импорт с целью защиты национальных фермеров и пр. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 2.

Принципы  свободной торговли и протекционизма.

За  и против. 

Между сторонниками протекционизма и защитниками свободы торговли идет давняя полемика. В XX в. происходило  значительное усиление протекционистской  идеологии и практики, и в настоящее  время она является одним из важных элементов международных экономических  отношений. В чем же притягательность этих двух принципов, и какие критические  аргументы против них выдвигают  оппоненты?

Между сторонниками протекционизма и защитниками свободы торговли идет давняя полемика. Меркантилисты, впервые обратившиеся к анализу внешней торговли и увидевшие в ней источник обогащения государства, были тем не менее страстными поборниками протекционизма — системы мер, направленных на стимулирование национальной экономики и ее защиту от иностранной конкуренции. Первыми экономистами, которые выступили за свободу торговли, по иронии судьбы стали французские физиократы, которые отрицали какую бы то ни было производительную роль торговли в увеличении богатства нации. Наиболее последовательными защитниками экономического либерализма вообще и международной торговли в частности явились английские классики, не только разработавшие стройную теорию внешней торговли, но и предложившие конкретную политику в этой области. В XX в. в результате войн и экономических кризисов происходило значительное усиление протекционистской идеологии и практики, и в настоящее время она является одним из важных элементов международных экономических отношений.

В чем же притягательность этих двух принципов, и какие критические  аргументы против них выдвигают  оппоненты?

I. Принцип свободы  торговли появился и совершенствовался как реакция на протекционистские мероприятия государства в разные периоды развития национальной экономики, начиная от эпохи первоначального накопления капитала и кончая временем создания национальной промышленности в отсталых странах. Естественно, что в этом принципе наряду с критикой протекционизма содержатся доказательства преимуществ свободы торговли.

Критика протекционизма велась главным образом для выявления отрицательных сторон политики ограждения национальной экономики от иностранной конкуренции. Последствия такой политики очевидны, и они свидетельствуют об издержках протекционизма.

  • Во-первых, протекционизм в долгосрочном плане подрывает основы национального производства, поскольку ослабляет давление со стороны мирового рынка, необходимое для развития предпринимательской инициативы. Над стремлением к прогрессу, инновациям верх берут рутина, нежелание расставаться с приобретенными привилегиями и полученными доходами по положению. Решимость окружить себя протекционистскими барьерами часто определяется не общенациональными экономическими интересами, а является результатом давления мощных частных интересов, пользующихся лоббистской поддержкой политических и парламентских кругов.
  • Во-вторых, протекционизм вреден с точки зрения потребителя, которого он заставляет переплачивать за необходимые ему товары и услуги, причем не только за импортные, облагаемые таможенной пошлиной, но и за изделия национального производства, выпуск и продажа которых связаны с неконкурентной системой ценообразования.
  • В-третьих, протекционизм порождает риск цепной реакции, поскольку после защиты одних отраслей рано или поздно потребуется защита других.
  • В-четвертых, ограждение национальных производств от иностранной конкуренции загоняет их в конечном счете в протекционистскую ловушку, ибо если для укрепления таких производств были «выданы костыли», то потом их достаточно сложно убрать без риска краха. Таким образом, введенный как временная мера протекционизм может стать неотъемлемым атрибутом долгосрочной национальной экономической политики.
  • В-пятых, политика протекционизма усиливает межгосударственное соперничество и несет потенциальную угрозу международной стабильности и безопасности. Она ослабляет узы взаимозависимости между странами, сдерживает развитие и углубление международного разделения труда, специализации и кооперации производства, порождая одновременно вражду и недоверие друг к другу.

Преимущества  свободы торговли достаточно многогранны и доказываются как теорией, так и практикой.

  • Во-первых, свободная торговля позволяет улучшить благосостояние торгующих наций, так как открывает возможности международной специализации производства и обмена на основе принципа сравнительных преимуществ. Рост благосостояния происходит за счет выигрыша, получаемого от международной торговли. Классики предлагали измерять этотвыигрыш разницей между нормой прибыли в условиях международного обмена товарами и нормой прибыли при его отсутствии. А. Маршалл использовал другой метод — определение величины излишков (прибылей) производителей и потребителей продукции.
  • Во-вторых, свободная торговля облегчает развитие конкуренции и поддерживает дух новаторства не только среди национальных производителей, но и в отношениях с другими странами. Это в конечном счете способствует повышению качества выпускаемой продукции.
  • В-третьих, свободная торговля открывает возможности для расширения рынков и, следовательно, для международной концентрации производства и массового выпуска товаров, выгодного потребителям.
  • В-четвертых, свободная торговля служит основой оптимизации распределения производственных ресурсов между странами и такой их международной комбинации, которая значительно повышает эффективность их использования.

Рекомендации сторонников  свободной торговли (фритрейдерства = free trade) способствовали экономическому росту и процветанию многих стран, вставших на путь открытой экономики.

Движение фритрейдеров зародилось в Англии в последней трети XVIII в. и было связано с происходившим там промышленным переворотом. Борьба английских фритрейдеров была направлена против аграрных пошлин, поддерживавших высокие цены на сельскохозяйственную продукцию, которые сдерживали развитие фабричного производства, а также на снижение таможенных пошлин во взаимной торговле с другими странами, которое способствовало бы увеличению вывоза английских товаров за границу.

Под давлением фритрейдеров в 20-е гг. XIX в. в Англии была проведена  реформа таможенной системы, в ходе которой были отменены или значительно  снижены пошлины на многие товары. В середине XIX в. фритрейдерство одержало полную победу в Англии, что в  значительной степени способствовало превращению ее к этому времени  в наиболее развитую страну мира. Во второй половине XIX в. тенденции фритрейдерства стали проявляться и в торговой политике Франции (1852 — 1870 гг.), России (1850 — 1860 гг.) и других стран.

Информация о работе Свободная торговля и протекционизм как направления экономической политики