Сущность,становление и развитие мирового хозяйства

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 13:27, реферат

Описание работы

Внешнеэкономические связи становятся все более заметной составной частью хозяйственной деятельности российских предприятий и организаций.
Возрастает интерес в экономическом, производственном и научно-техническом сотрудничестве с партнерами их зарубежных стран.
Наряду с мировыми рынками товаров, капиталов, рабочей силы существует и взаимодействует с ними мировой рынок услуг. Специфическая особенность услуги как товара состоит в том, что она не имеет вещественной формы, а выступает как результат определенной деятельности. Производство и купля- продажа услуг подчинены действию закона стоимости, и их обмен на товары в материально-вещественной форме или другие услуги производится в соответствии с количеством затраченного на их производство труда. Услуги на мировом рынке – это поступающие на внешний рынок услуги, т.е. потребительские стоимости.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..2
§1. Состав и структура мирового рынка услуг…………………………………3
§2. Специфика международной торговли услугами…………………………....5
§3. Регулирование рынка услуг………………………………………………….6
§4. Виды международных услуг и сферы их реализации……………………...8
§5. Торговое посредничество в сфере услуг…………………………………...13
Заключение ………………………………………………………………………14
Список использованной литературы……………

Работа содержит 1 файл

эк-ка.doc

— 78.50 Кб (Скачать)

                        Министерство образования  и науки РФ

 ФГБОУВПО  «Московский Государственный Текстильный университет

имени А.Н.Косыгина» 

Тезисы  на тему

«Сущность, становление и развитие

Мирового  хозяйства» 
 

                    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Москва  2011 
 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ 
 

Введение…………………………………………………………………………..2

§1. Состав и структура мирового рынка услуг…………………………………3

§2. Специфика  международной торговли услугами…………………………....5

§3. Регулирование  рынка услуг………………………………………………….6

§4. Виды международных услуг и сферы их реализации……………………...8

§5. Торговое посредничество в сфере услуг…………………………………...13

Заключение ………………………………………………………………………14

Список  использованной литературы…………………………………………...15 
 

 

Введение. 

Внешнеэкономические связи становятся все более заметной составной частью хозяйственной деятельности российских предприятий и организаций.

Возрастает  интерес в экономическом, производственном и научно-техническом сотрудничестве с партнерами их зарубежных стран.

Наряду  с мировыми рынками товаров, капиталов, рабочей силы существует и взаимодействует с ними мировой рынок услуг. Специфическая особенность услуги как товара состоит в том, что она не имеет вещественной формы, а выступает как результат определенной деятельности. Производство и купля- продажа услуг подчинены действию закона стоимости, и их обмен на товары в материально-вещественной форме или другие услуги производится в соответствии с количеством затраченного на их производство труда. Услуги на мировом рынке – это поступающие на внешний рынок услуги, т.е. потребительские стоимости.

Мировой рынок услуг разбивается на более  узкие рынки, так как услуги разнообразны и разнородны. В основе этого рынка  лежит огромная и быстрорастущая часть мирового хозяйства – сфера  услуг. Предоставление услуг

– самая  динамичная статья мировой торговли.

 

§1. Состав и структура  мирового рынка услуг. 

Как отмечалось выше, мировой рынок услуг состоит  из множества более узких «специализированных» рынков, что вызвано разнородностью и разнообразием услуг. В услуги обычно включают транспорт, связь, торговлю, материально-техническое снабжение, сбыт и заготовки, бытовые жилищные и коммунальные услуги, общественное питание, гостиничное хозяйство, туризм, финансовые и страховые услуги, науку, образование, здравоохранение, физкультуру и спорт, культуру и искусство, а также инженерно- консультационные услуги, информационные и вычислительные, рекламу, юридические, биржевые и посреднические услуги, операции с недвижимостью и в области аренды оборудования, услуги по изучению рынков и контролю за качеством: предпродажный и послепродажный сервис, техническое обслуживание, деятельность государственных учреждений, организаций и ведомств. В ряде стран к услугам причисляют и строительство. Следует иметь в виду, что в

России  строительство, грузовой транспорт, связь по обслуживанию производства, розничная торговля, материально-техническое снабжение, сбыт и заготовка, производственные виды бытового обслуживания включаются статистикой в сферу материального производства.

Мировая статистика свидетельствует о том, что мировая торговля услугами является одним из наиболее быстро растущих секторов мирового хозяйства. Услуги растут более высокими темпами по сравнению с внешней торговлей; для двукратного роста потребовалось бы всего лишь семь – восемь лет по сравнению с

15 годами, которые были необходимы бы  для аналогичного увеличения  объема экспорта.

Доля  экономически развитых стран на мировом  рынке услуг составляет около 80%. Среди причин, стимулирующих быстрое  возрастание мирового рынка услуг, выделяются следующие:

. зрелая  экономика и высокий уровень  жизни повышают спрос на услуги;

. развитие  всех видов транспорта стимулирует  международную мобильность как  предпринимателей, так и населения;

. новые  формы связи, в том числе  спутники, иногда позволяют заменить личные контакты продавцов и покупателей;

. ускорившийся  процесс расширения и углубления  международного разделения труда,  что ведет к образованию новых  видов деятельности, прежде всего  в непроизводственной сфере.

Географическое  распределение торговли услугами, предоставляемыми отдельными странами, отличается крайней неравномерностью в пользу развитых государств с рыночной экономикой. На мировом рынке услуг доминируют 8 ведущих стран, на которые приходится 2/3 мирового экспорта услуг и более

50% импорта.  При этом на 4 страны – США,  Великобританию, Германию и Францию  приходится 44% всего мирового экспорта  услуг.

Для развивающихся  стран характерно наличие отрицательного сальдо во внешней торговле услугами (они экспортируют примерно 10% и импортируют 20% всех услуг). Это не исключает того факта, что некоторые из них являются крупными экспортерами услуг. Так например, Республика Корея специализируется на инженерно-консультационных и строительных услугах, Мексика – на туристических, Сингапур является крупным финансовым центром.

Многие  мелкие островные государства основную часть экспортных доходов получают за счет туризма. Для Турции, Испании  и ряда средиземноморских государств большое значение имеет экспорт  рабочей силы в виде выезда неквалифицированных рабочих на заработки.

Рассматривая  Россию, другие страны СНГ, необходимо отметить, что хотя они и обладают потенциальными резервами для развития туризма, транспортных услуг (организуют морские перевозки), их широкому экспорту мешает слабая материально-техническая база так же, как и недостатки хозяйственного механизма. Западноевропейские страны высокое качество своих услуг дополняют применением широкого спектра ограничений на использование иностранных услуг, в том числе и из стран СНГ. 
 

 

§2. Специфика международной торговли услугами. 

Международная торговля услугами имеет ряд особенностей по сравнению с традиционной торговлей  товарами.

Во-первых, услуги в отличие от товаров производятся и потребляются в основном одновременно и не подлежат хранению. Поэтому большинство видов услуг базируется на прямых контактах между производителями и потребителями, что обособляет международную торговлю услугами от торговли товарами, в которой часто используется посредничество.

Во-вторых, эта торговля тесно взаимодействует с торговлей товарами и оказывает на нее все возрастающее воздействие. Для поставок за рубеж товаров привлекается все больше услуг, начиная с анализа рынков и кончая транспортировкой товаров. Успех товара на внешнем рынке во многом зависит от качества и количества услуг, привлекаемых для его производства и реализации (включая послепродажное обслуживание).

В-третьих, сфера услуг обычно больше защищена государством от иностранной конкуренции, чем сфера материального производства. Более того, транспорт и связь, финансовые и страховые услуги, наука во многих странах традиционно находятся в полной или частичной собственности государства или же строго контролируются им. Импорт услуг в значительных масштабах может, как считают общественность и правительства многих стран, представлять собой угрозу для их благосостояния, суверенитета и безопасности. В результате перед международной торговлей услугами больше барьеров, чем перед торговлей товарами.

В-четвертых, не все виды услуг, в отличие от товаров, пригодны для широкого вовлечения в международный хозяйственный оборот. В первую очередь это относится к некоторым видам услуг, поступающих преимущественно в личное потребление (например, коммунальные и бытовые). 
 

 

§3. Регулирование рынка  услуг. 

Вплоть  до самого последнего времени рынок услуг (за исключением финансов) представлял собой поле деятельности мелких и средних фирм.

Ситуация  кардинально изменилась в связи  с появлением, а точнее массированным  выходом на этот рынок транснациональных  корпораций, которые смогли поставить себе на службу современные средства телекоммуникаций, создав глобальную систему передачи информации.

Рост  международной торговли услугами, особенно современными, превращение услуг  в составной элемент внутрипроизводственной деятельности ТНК поставили на повестку дня вопрос о необходимости регулирования рынка услуг на международном, региональном и отраслевом уровнях.

К настоящему времени действующая система  регулирования функционирует на нескольких уровнях, для каждого  из которых характерно наличие ряда специфических организаций.

Существенную  роль играют двухсторонние соглашения, как отраслевые (чаще всего по транспорту и связи), так и торгово-экономические, в которых рассматриваются отдельные  аспекты торговли услугами и капиталовложений в эту сферу. Другой формой является многостороннее регулирование внутри интеграционных объединений. В Европейском союзе, например, сняты ограничения на взаимную торговлю товарами и услугами.

Важной  формой является регулирование торговли услугами в рамках международных  организаций. Подготовкой соглашений по этим вопросам занимаются специализированные межправительственные организации (Организация международной гражданской авиации – ИКАО, Международная морская организация – ИМО, Всемирная туристическая организация – ВТО и др.), а также международные торгово-экономические организации широкого профиля (прежде всего ГАТТ/ВТО, ЮНКТАД (Конференция ООН по торговле и развитию), ОЭСР).

Основная  идея США – крупнейшего поставщика услуг на мировой рынок заключалась  в том, чтобы в регулировании услуг использовались те же правила, которые выработаны по отношению к товарам: недискриминация, национальный режим, транспарентность (гласность и единство прочтения законов), неприменение национальных законов в ущерб иностранным производителям.

На пути осуществления этой программы, однако, стоят серьезные проблемы, связанные прежде всего с тем, что поскольку потребление услуг и их производство осуществляются одновременно, то регулирование условий производства услуг означает регулирование условий инвестирования.

Развивающиеся страны, со своей стороны, стремятся  сохранить за собой право контролировать деятельность иностранных фирм и  прежде всего филиалов

ТНК, т.е. ориентируются на режим наибольшего  благоприятствования. 

  §4. Виды международных услуг и сферы их реализации. 

4.1. Услуги во внешнеторговом  контракте купли-продажи. 

Экспорт и импорт услуг, как и товаров  оформляется контрактом или соглашением. А поскольку часто товары и  услуги бывают тесно связаны между  собой, то внешняя торговля ими оказывается в одном документе. Так, внешнеторговый контракт купли-продажи содержит условия по товару и услугам, а некоторые его разделы имеют самую тесную связь с реализацией услуг – транспортные условия, рекламации, страхование, арбитраж, базисные условия поставки. Особенно много услуг содержат условия реализации машин и оборудования: предпродажный и послепродажный сервис, обслуживание в гарантийный период, послегарантийное обслуживание, обучение персонала и т.д.

Предпродажный сервис – важный элемент услуг, позволяющий поставщикам показать покупателю «товар лицом», продемонстрировать все его преимущества, положительные стороны с точки зрения простоты и надежности в эксплуатации.

Информация о работе Сущность,становление и развитие мирового хозяйства