Сущность, виды ренты и проблемы земельного налога

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 18:24, курсовая работа

Описание работы

Экономисты по-разному определяют сущность ренты. Одни рассматривают ренту как один из видов доходов на собственность, плата собственников за использование природного ресурса. Другие рассматривают ренту как регулярный доход с капитала или земельного участка, получаемый их владельцами без предпринимательской деятельности. Ренту определяют и как особый вид относительно устойчивого дохода, непосредственно не связанного с предпринимательской деятельностью.

Содержание

Содержание
Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Сущность, понятие и виды ренты..........................................................5
1.1.Сущность и понятие ренты...............................................................................5
1.3. Виды ренты.......................................................................................................8
Глава 2. Проблемы земельного налога................................................................17
3.1. Понятие и сущность земельного налога.......................................................17
3.2. Проблема и решение проблемы земельного налога....................................21
Заключение.............................................................................................................28
Литература.............................................................................................................30

Работа содержит 1 файл

курсовая микро.doc

— 152.00 Кб (Скачать)

     где SI - площадь участка, находящаяся во владении (пользовании)

     Средняя ставка Б(ст) налога за земли несельскохозяйственного  назначения устанавливается по 11 экономическим  районам Р.Ф. в рублях за 1 кв.м. площади. Для расчета точной ставки налога по конкретной территории (месту нахождения) земельного объекта применяется коэффициенты, увеличивающие сумму налога.

     Налог за земли несельскохозяйственного  назначения

     ЗН = SI * Б (ст* кстат ккур* кгод) 

     где кстат - коэффициент статуса города или развития социально - культурного потенциала; ккур - коэффициент курортной местности.

2.2Проблемы земельного налога и пути их решения"4

Переход к кадастровому исчислению земельного налога выявил существенные проблемы, как для налоговых органов, так  и для налогоплательщиков и местных  бюджетов. Обзор законодательства, судебно-арбитражной практики, юридической прессы, заявлений и жалоб налогоплательщиков позволяет обратить внимание на отдельные сложности, связанные с администрированием земельного налога.

Наиболее  распространенным недостатком является определение налоговой базы, без которого невозможно уплатить налог. Многие муниципальные образования  не могут предоставить в налоговые органы в полном объеме информацию об объектах налогообложения и правообладателях земельных участков.

В основе своей проблема определения налоговой базы актуальна для земельных участков сельскохозяйственного назначения и сопутствующих вопросов реализации статьи 16 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". Внимательное изучение проблемы позволяет утверждать, что неудовлетворительное положение дел по государственной регистрации прав и сделок с земельными участками, а также налогообложение правообладателей земельных долей по целому ряду районов сложилось из-за того, что недостаточными темпами осуществляется межевание, кадастровый учет земель и подготовка соглашений и договоров аренды.

В этой связи налоговые органы столкнулись  с острейшей проблемой налогообложения  доли собственника - физического лица, поскольку согласно пункту 1 статьи 392 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый Кодекс) налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности. Но в сведениях о земельных участках и их правообладателях, получаемых налоговыми органами из регистрационной службы согласно статье 396 Налогового кодекса, присутствует до 40% сведений с незаполненными кадастровыми номерами или кадастровыми номерами нарушенной структуры, отсутствуют размеры долей в праве собственности на земельные участки. Иными словами, отсутствие зарегистрированных прав общей долевой собственности на земельные участки в регистрационной службе препятствует работе налоговых органов, что в конечном итоге приводит к недопоступлению денежных средств в местные бюджеты.

Данная проблема остается неурегулированной и налоговые органы практически ежегодно вынуждены перепроверять базу данных правообладателей земельных долей, актуальность которой, в свою очередь, зависит от полноты информации, передаваемой муниципальными органами и органами по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Другая  немаловажная проблема - налогообложение  земельных участков, занятых под объектами недвижимости, особенно под многоквартирными домами. Ситуация усугубляется, если объекты недвижимости расположены на земельных участках, в отношении которых не проводились межевание и кадастровый учет. Соответственно, у налогоплательщиков отсутствуют правоустанавливающие документы на землю. Естественно, возникает вопрос о правомерности уплаты земельного налога.

Согласно  статье 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

При этом следует иметь в виду, что на основании статьи 392 Налогового кодекса  налоговая база в отношении земельных  участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности.

Согласно  пункту 1 статьи 36 Жилищного кодекса  собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, включающее земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке.

Доля  в праве общей собственности  на общее имущество в многоквартирном  доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения (пункт 1 статьи 37 Жилищного кодекса).

Учитывая  изложенное, в том случае, если земельный  участок, на котором расположен многоквартирный  дом, сформирован и в отношении  него проведен государственный кадастровый  учет, а также имеются правоподтверждающие документы о государственной регистрации данного земельного участка, а при их отсутствии - документы, подтверждающие право собственности на жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме (документы о государственной регистрации прав, правоустанавливающие документы, поименованные в пункте 1 статьи 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"), то налогоплательщиками земельного налога должны признаваться собственники жилых и нежилых помещений этого дома. При этом налог должен исчисляться в порядке, предусмотренном статьей 392 Налогового кодекса.

Множество вопросов и жалоб налогоплательщиков связано с необоснованным, по их мнению, начислением земельного налога.

 Основу правового регулирования земельного налога составляет глава 31 "Земельный налог" Налогового кодекса (ч. ч. 1 - 2). Однако особенности правового регулирования земельного налога продолжают иметь место, что является естественным, если учитывать то обстоятельство, что земельный участок является объектом недвижимости, а налогоплательщиками - землепользователи, землевладельцы и собственники земельных участков. На федеральном уровне существенную роль в правовом регулировании земельного налога играют и другие законы. Это, прежде всего, Земельный кодекс РФ, Закон РФ от 11 октября 1991 "О плате за землю" (ред. от 07.03.2005) (действует только статья 25 о нормативной цене земли), а также иные акты земельного законодательства, опосредованно участвующие в регулировании исследуемых отношений.

Главой 31 Налогового кодекса установлены  все элементы земельного налога. Статья 387 данной главы непосредственно  связана со статьей 12 первой части  Налогового кодекса, в которой среди  прочего дается понятие местного налога. Можно сказать, что пункт 1 статьи 387 есть развитие (применительно конкретно к земельному налогу) положений пункта 4 статьи 12 Налогового кодекса, в соответствии с которым местные налоги:

1) устанавливаются  Налоговым кодексом и нормативными  правовыми актами органов муниципальных образований о налогах;

2) вводятся  в действие и прекращают действовать  на территориях муниципальных  образований в соответствии с  Налоговым кодексом и нормативными  правовыми актами органов муниципальных  образований о налогах;

3) обязательны к уплате на территории соответствующих муниципальных образований.

Реализуя  положения по установлению земельного налога, представительные органы муниципальных  образований могут также устанавливать  налоговые льготы, основания и  порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков. Соответствующие положения включаются в принимаемые ими нормативные правовые акты по земельному налогу.

Положение данной главы Налогового кодекса, определяющее полномочия по установлению льгот по уплате земельного налога, соответствует нормам, содержащимся в п. 4 ст. 12 и ст. 56 "Установление и использование льгот по налогам и сборам" Налогового кодекса.

Таким образом, начиная с 1 января 2006 года решение о предоставлении льгот по уплате земельного налога принимается представительными органами муниципальных образований, на территории которых введен данный налог.

Наконец, еще одной из наиболее часто встречающихся  проблем, является проблема получения  налогоплательщиками (организациями и индивидуальными предпринимателями) информации о кадастровой стоимости принадлежащих им земельных участков для целей самостоятельного исчисления земельного налога.

Согласно  п. 14 ст. 396 Налогового кодекса по результатам  проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, не позднее 1 марта этого года.

Такой порядок установлен Постановлением Правительства Российской Федерации  от 07.02.2008 N 52 "О порядке доведения  кадастровой стоимости земельных  участков до сведения налогоплательщиков", согласно которому определено, что  территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости бесплатно предоставляют налогоплательщикам земельного налога, признаваемым таковыми в соответствии со статьей 388 Налогового кодекса, сведения о кадастровой стоимости земельных участков в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости для целей налогообложения по письменному заявлению налогоплательщика в порядке, установленном статьей 14 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости". При этом до 1 марта 2008 года указанные сведения предоставляются в порядке, установленном статьей 22 Федерального закона "О государственном земельном кадастре". 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     Главная особенность экономических отношений, связанных с использованием земли как невоспроизводимого, ограниченного природного фактора является существование земельной ренты. Отдавая землю в аренду предпринимателям, землевладельцы получают за это определенную плату - ренту.

     Рента, которая возникает вследствие разности плодородия земельных участков (или разности местоположения участков по отношению к рынку), называется дифференциальной рентой.

     Абсолютная  рента является результатом монополии  частной собственности на землю  со стороны определенного класса общества.

     В сельском хозяйстве есть еще одна разновидность ренты – монопольная рента: это особая форма земельной ренты, которая появляется при монопольных ценах на исключительно редкие и невоспроизводимые в других местах земледельческие продукты и полезные ископаемые.

     Земля является предметом не только аренды, но и купли - продажи, и она имеет иррациональную цену, основанную не на стоимости, а на доходе, которой приносит использование земли владельцу.

     Повсюду, где силы природы могут быть монополизированы и обеспечивают применяющему их промышленнику добавочную прибыль,- будет ли то водопад, или богатый рудник, или богатая рыбой вода, или хорошо расположенное строительное место, - лицо, признаваемое собственником этих предметов природы, улавливает у функционирующего капитала эту добавочную прибыль в форме ренты.

     Проблемы  земельного налога является определение  налоговой базы.

Данная проблема остается неурегулированной и налоговые органы практически ежегодно вынуждены перепроверять базу данных правообладателей земельных долей, актуальность которой, в свою очередь, зависит от полноты информации, передаваемой муниципальными органами и органами по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Другая  немаловажная проблема - налогообложение  земельных участков, занятых под  объектами недвижимости, особенно под многоквартирными домами. Наконец, еще одной из наиболее часто встречающихся проблем, является проблема получения налогоплательщиками (организациями и индивидуальными предпринимателями) информации о кадастровой стоимости принадлежащих им земельных участков для целей самостоятельного исчисления земельного налога.

Для решение этих проблем устанавливают  порядки и Федеральные Законы, льготы  и т.д. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Литература 

  1. Налоговый Кодекс РФ
  2. Земельный Кодекс РФ
  3. Видяпина В.И. Экономическая теория. М.: ИНФРА-М, 2004
  4. Маслов К.А. 2006.:Материал для подготовки к семинару по Экономической теории
  5. Чепурина М.Н., Киселева Е.А. Курс экономической теории. Киров “АСА”, 2008
  6. Камаев В.Д. Экономическая теория. Москва, ЮНИТИ, 2002
  7. www.minfin.ru
  8. www.klerk.ru

Информация о работе Сущность, виды ренты и проблемы земельного налога