Сущность рынка интеллектуального продукта

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 08:12, курсовая работа

Описание работы

Рынок интеллектуального продукта - это способ реализации экономических отношений между продавцами и покупателями по поводу купли продажи особого товара - интеллектуального продукта. Для характеристики данного рынка, таким образом, необходимо исследовать объекты рынка (интеллектуальные продукты), состав субъектов и способ их взаимодействия (структура рынка).бы раскрыть все рыночные и нерыночные формы производства и распределения продуктов на данном рынке.

Работа содержит 1 файл

Реферат1 Лоб.doc

— 114.50 Кб (Скачать)

В-третьих, является правовое регулирование. Развитая система правовых норм и институтов обеспечивает эффективную реализацию прав создателей и потребителей интеллектуальных продуктов, способствует усвоению этических норм субъектами этого рынка, то есть предполагает совершенствование законодательства по интеллектуальной собственности и принятия эффективных мер, чтобы “оно” работало.

    Понятие «Исключительность» прав для некоторых объектов интеллектуальной собственности носит относительный характер, так, например наименованием места происхождения товаров могут владеть одновременно несколько субъектов.

    Однако, несмотря на наличие в нашей стране столь прогрессивной, современной правовой базы наблюдается значительный рост числа нарушений прав авторов и правовладельцев.

    Отсутствие  квалифицированных юридических  кадров, занимающихся защитой авторских  и патентных прав, правовая неграмотность  самих правовладельцев, а так  же иных лиц - пользователей объектами творческого труда, привело к кризисной ситуации. Несмотря на наличие в России (впервые за всю историю) законов соответствующих требованиям современного цивилизованного общества, Российское законодательство об интеллектуальной собственности далеко не идеально. Слишком либеральные санкции позволяют практически безнаказанно производить и вводить в гражданский оборот огромное количество контрафакта. Так, например, в сфере компьютерных программ доля «пиратской» продукции составляет 95%.

    Отсутствие  Высшего Патентного суда, рассматривающего все категории споров по правам интеллектуальной собственности, включая авторские  и смежные права, затрудняет охрану интересов правовладельцев, а так же возможность классифицирования судебных прецедентов по делам, вытекающим из авторских и патентных споров для дальнейшего развития права интеллектуальной собственности и ликвидации пробелов в данном праве. 
 

    3. Рыночные формы в производстве и распределении интеллектуальных продуктов.

    К рыночным формам относят те формы, которые  прямо и непосредственно влияют на коммерциализацию рынка интеллектуальных продуктов.

    Основными направлениями стимулирования коммерциализации инноваций являются:

    - совершенствование формирования  и использования отраслевых инновационных  фондов в обеспечении проведения  и коммерциализации нововведений;

    - формирование нормативной базы  функционирования системы венчурного  финансирования инновационных проектов;

    - развитие малого инновационного предпринимательства путем формирования благоприятных условий для его образования и функционирования;

    - оказание финансовой поддержки  патентной и изобретательской  деятельности, содействия в защите  интеллектуальной собственности  и поддержании прав на нее в РФ и за рубежом;

    - совершенствование системы стимулирования  процессов создания и использования  инновационной продукции; 

    - вовлечение в хозяйственный оборот  ОИС, проведение их инвентаризации  и обеспечение надежной охраны  от несанкционированного использования;

    - ускорение развития инфраструктуры  обеспечивающей коммерциализацию  результатов инновационной деятельности;

    - развитие информационной инфрастуктуры,  оказания содействия научно-исследовательским  организациям в доступе к информационным сетям и базам данных.

    Во-первых, основой выступает система финансирования инновационной деятельности. Обеспеченность инновационного проекта финансовыми  ресурсами на всех стадиях жизненного цикла способствует снижению риска  отторжения инновации рынком и увеличивает ее эффективность.

    Элементами  системы финансирования инновационной  деятельности являются:

-источники  инвестиционных ресурсов;

-механизм  накопления финансовых средств  и их инвестирование в инновационные  --проекты; 

-механизм  управления инвестиционными ресурсами для обеспечения их эффективного использования и возвратности заемного капитала.

    Существуют  следующие формы финансирования инновационной деятельности:

- Государственное  финансирование.

- Акционерное  финансирование.

- Банковские кредиты.

- Венчурное  финансирование.

- Лизинг.

- Форфейтинг.

- Смешанное  финансирование.

    1. Особо важной формой является венчурное финансирование – это один из определяющих механизмов становления рынка интеллектуальных продуктов и  современной экономики целом, который нуждается в дальнейшем развитии. Необходимость этого механизма для успешного развития экономики, появления новых эффективных предприятий и укрепления позиций существующих вытекает из его функций и определения.

    Во-первых, хотелось бы отметить, что инвесторы заинтересованы в получении прибыли. Именно возможность получить большую норму прибыли и привлекает во всем мире специализированные финансовые организации в сферу венчурного финансирования. Следующее важное экономическое значение венчурного финансирования – роль поддержки. Зачастую венчурное финансирование - это единственный способ для разработчика выйти со своей идеей на рынок. К венчурному инвестору, как правило, приходят те, кому в силу высокой рискованности отказали в кредитах и банки, и традиционные инвестиционные компании. Остается единственная возможность – привлечь в реализацию конкретного проекта венчурное финансирование, которое не требует ни залога, ни гарантий, ни поручительства, но, правда, венчурного инвестора надо допустить к управлению бизнесом, превратить его в совладельца предприятия. Т.е. здесь роль венчурного финансирования сводится к коммерциализации достижений науки. В-третьих, во всем мире промышленность использует венчурный механизм для выявления перспективных научно-технических разработок в целях повышения конкурентоспособности и обеспечения диверсификации собственного производства. В этом случае механизм венчурного финансирования может использоваться не для получения прибыли, которая в абсолютном выражении будет несопоставима с доходами от основной производственной деятельности, а, прежде всего, для достижения целей выбранной стратегии научно-технического развития. Внеся сравнительно небольшие средства в реализацию инновационных проектов, крупные компании получают доступ к новой технологии и могут позволить себе отложить на определенный срок организацию собственных исследований и разработок в собственных лабораториях. Ну, и, наконец, не ограничиваясь ролью пассивных инвесторов, венчурные капиталисты стремятся ускорить рост компании, инвестируя в менеджмент, стратегический маркетинг и планирование компаний, в которые они вкладывают свои средства. Они являются прежде всего предпринимателями, и только во вторую очередь – финансистами.

    2. Государственное финансирование, то поддерживая фундаментальные и прикладные исследования, государство создает запас новых научных и технологических идей, которые, не будучи востребованными национальными субъектами хозяйствования, могут стать необходимыми в случае изменения внутренней и внешней рыночной конъюнктуры и тем самым инвестируют инновационно ориентированные субъекты хозяйствования. Создание государством условий для свободного доступа национальным субъектам хозяйствования к результатам фундаментальных и прикладных исследований является огромным по значению и стоимости вкладом в повышение их конкурентоспособности.

    Растущее, усиливающееся многообразие рынков товаров и услуг означает, что  стратегия многих предприятий становится все более дифференцированной. Это  сокращает жизненный цикл товара, заставляет производить товары небольшими партиями, увеличивая при этом производство дифференцированной продукции, разработанной и произведенной для особых групп потребителей. Все эти процессы в совокупности приводят к необходимости постоянного обновления или совершенствования имеющихся товаров и предопределяют разработку новых технических решений. При этом конкуренция становится динамичнее, сокращается время, в течение которого соперники имитируют новый товар, выпущенный одним из участников рынка.

    3. Другим важным аспектом в области коммерциализации инноваций является наличие эффективной системы маркетинга и сбыта, осуществляющей связь предприятия с конечными потребителями с целью постоянного выявления новых требований покупателей, предъявляемых к качеству производимых товаров и услуг. Это условие имеет значение, так как на практике инновации часто определяются как «создание и предоставление товаров или услуг, которые предлагают потребителям выгоды, воспринимаемые ими как новые или более совершенные». И большинство неудач с выведением инноваций на рынок специалисты объясняют тем, что они возникают на базе новых знаний, а не потребностей, в то время как покупателям нужен не новый товар, а новые выгоды.

    Условиями, при которых предприятия занимаются коммерциализацией инноваций и на основе их разрабатывают новые товары, являются: угроза устаревания существующих продуктов; возникновение новых потребностей у покупателей; смена вкусов и предпочтений потребителей; сокращение жизненного цикла товаров; ужесточение конкуренции.

    Развитие  технологий, как известно, существенно  сократило время появления на рынке товара-последователя. Если в  начале 1960-х гг. жизненный цикл технологии составлял в среднем десять лет, то в середине 80-х он уже сократился до двух-трех лет, а в последнее десятилетие время воспроизведения последователями новой продукции, скажем в малотоннажной химической промышленности, равняется, по оценкам компаний, шести месяцам [3].

    Динамичное  сокращение жизненного цикла товаров  инициирует рост потребности реального сектора экономики в инновациях. Меньше чем через год после того, как компания “Apple” представила на рынок первый персональный компьютер, в отрасли конкурировали десять поставщиков. Через восемь лет их было уже более пятисот. Бурное развитие мультимедийных технологий служит ярким примером того, как в современном, стремительно развивающемся мире, новая технология может коренным образом изменить ситуацию на рынке. Это еще одно подтверждение тому, что с течением времени активная жизнь большинства технологий на рынке значительно сокращается и для изделий рано или поздно наступает время заметного снижения объема реализации.

    Создание  совместных предприятий, введение в  хозяйственный оборот объектов интеллектуальной собственности в качестве нематериальных активов, развитие внешнеэкономических связей, присоединение к международным договорам и союзам значительно усиливают значимость результатов инновационной деятельности для роста экономического потенциала РФ и эти процессы будут инициировать потребность реального сектора экономики и социальной сферы в их использовании.

    Переход экономики на инновационный тип  функционирования может быть реализован при достижении производством соответствующего уровня развития, который определяется как внутренними факторами — состояние производственной базы, кадровым потенциалом, — так и внешними, главным из которых является уровень наукоемких технологий, поступающих на рынок из научно-технического сектора экономики. Очевидно, что для устойчивого развития наукоемкого производства необходимо, чтобы темпы развития инноваций были не ниже темпов роста собственно производства. 

    4. Соотношение рыночных и нерыночных форм на рынке интеллектуальных продуктов в России. 

    Рынок интеллектуальных продуктов в России очень молод. Несмотря на недостаточное развитие нерыночных форм как основы рынка интеллектуальных продуктов, соотношение переходит на чашу весов рыночных форм, так как считается что проблемы данного рынка в России в значительной степени связаны с недостаточным развитием маркетинга в научно-технических организациях и на инновационных предприятиях. Одной из важнейших проблем инновационной компании становится маркетинговое сопровождение создания новых продуктов. Практический опыт свидетельствует о высокой степени риска выведения на рынок именно инновационных продуктов: в среднем около трети новых товаров терпят поражение и вместо прибылей приносят одни убытки. Особенности выведения на рынок новых товаров связаны как со спецификой самих продуктов, так и с особенностями рынка. Среди причин провала новых продуктов обычно выделяют следующие факторы: недостаточный анализ рынка, дефекты продукта, недостаток эффективных маркетинговых мероприятий, чрезмерно высокие издержки, действия конкурентов, недостаток поддержки при выведении товара на рынок, производственные проблемы. Отсюда отечественно СМИ то и делает что пестрит о «Сколково», обозначая его как главный двигатель нашего инновационного рынка, всячески пытаясь сделать аналог кремниевой долины в Калифорнии.

    Однако, если посмотреть с другой стороны, вся эффективность маркетинга и рыночных форм в целом зависит преимущественно от таких факторов как культура, менталитет и отечественное законодательство. Именно они определяют характер производства интеллектуальных продуктов, интенсивность и влияет на дальнейшее распределение, так как исключительно только из за нашей культуры громадные масштабы принимает такое элемент как пиратство.

Информация о работе Сущность рынка интеллектуального продукта