Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 20:45, реферат
Проблема преобразования отношений и структуры собственности является одной из ключевых в ходе реформ, проводимых в любой из стран с переходной экономикой. Триада "стабилизация — либерализация — приватизация" стала классической для содержательного определения направлений таких реформ, по крайней мере на первой их стадии.
Введение.
Необходимость, сущность, цели и пути приватизации.
Приватизация и разгосударствление.
Международная практика приватизации.
В 80-е годы на путь
либерализации хозяйственной
Темпы приватизации в азиатском регионе гказались ниже запланированных, и произошло это по трем главным причинам: неустойчивость рынка денежных капиталов, сопротивление отдельных социальных групп (профсоюзов, бюракратии и т. д.) и недостаток в компететных специалитах по реализации программ.
Наиболее быстро и успешно приватизация проходит в тех странах и отраслях, которые теснее интегрированы в мировое хозяйство (авиатранспорт, телекоммуникации, порты, банки). Дальше других стран по пути приватизации продвинулась Южная Корея, где реализуется американская система ЭСОП, в соответствии с которой служащие получают в собственность на льготных условиях не менее 20% акций предприятия.
Дискуссия о приватизации в странах Восточной Европы выявила едунодушие в оценке и признании многих преимуществ, которые несет в себе разгосударствление. Тем не менее, перед сторонниками реформ в настоящее время – множество проблем, не получающих однозначного решения. Имеются в виду масштабы приватизации, ее временные рамки, условия распродажи госпредприятий, возможность участия в ней иностранных инвесторов. За всеми теоритическими посылками и аргументами стоит центральный вопрос – как собственность, никому не принадлежащую и никакой выявленной ценности не имеющую, продать людям, которые не имеют денег.
Западные специалисты,
предостерегая
Некоторые специалисты склоняются к мнению, что в Восточной Европе может быть полезен опыт развивающихся стран – разумеется, при учете специфики условий и различий в стартовых позициях. В данной связи внимание обращается прежде всего на то, что развивающиеся страны интегрированы в мировой рынок, тогда как восточноевропейским еще предстоит определить свое новое место в системе мирохозяйственных связей. Еще важнее менее благоприятные в Восточной Европе юридические, институциональные и политические условия для приватизации. Здесь стоит указать на следующее.
Учитывая изложенное,
западногерманские
В целях реализации этих требований предлагается ряд общих с точки зрения эффективности рецептов, на которые не влияют ни национальные, ни региональные особенности различных стран. Правовые гарантии всех собственников должны носить необратимый характер. Прежде чем приватизировать предприятие, государство должно обеспечить контроль над ним и четко определить права распоряжения собственностью коллектива, которые ранее формировались на основе традиций и привычек. Нельзя не учитывать, что в условиях самоуправления проявляются факторы, противодействующие росту эффективности: краткосрочная заинтересованность в максимизации прибыли и отсутствие стимулов к умножению капитала, слабая мобильность труда, противостояние между увольняемыми и стабильно занятыми.
Для ограничения возможностей всякого рода злоупотреблений и снятия тем самым социальной напряженности вся информация об условиях приватизации госпредприятий, за исключением той, что касается цены предприятия и потенциальных инвесторов, должна быть открытой для населения.
Начинать реализацию
программы целесообразно с
Результаты
Наряду с
Характерной черотой процесса приватизации в Восточной Европе стал отказ от какого-либо одного универсального метода приватизации: ясно, что каждый из них имеет свои достоинства и недостатки. Чтобы реализовать первые и сягчить последние, желательно наряду с принципом возмездности внедрять для определенных категорий граждан и безвозмездную передачу имущества в собственность.
Несмотря на серьюзную экспертную проработку программы приватизации и ряд благоприятных условий вхождения, а вернее, «перемалывания» бывшей ГДР в мельнице рыночной экономики ФРГ, здесь начался затяжной кризис. Обещанный уже с лета 1991г. подъем так до сих пор и не начался. А результаты приватизации и здесь оказались существенно ниже ожидаемых. С еще большими трудностями она сталкивается в восточноевропейских странах, предоставленных самим себе.
Обзор хода и уже
выявившихся итогов процесса приватизации
в развитых, развивающихся и бывших
социалистических странах Центральной
и Восточной Европы позволяет, очевидно,
сделать ряд выводов, с которыми следует
считаться и при разработке курса экономических
преобразований в нашей стране.
Заключение.
Приватизация является лишь одной из составных частей общей концепции перехода к новой экономической системе, основанной на функционировании цивилизованных рыночных отношений. Параллельно развитию процесса разгосударствления в обществе должны происходить сдвиги и в других сферах экономической, политической, социальной и культурной жизни, стимулирующие эффективное функционирование нарождающейся частной собственности и уравнивающие ее в правах с государственной. В области экономической – это прежде всего ликвидация монополий и создание благоприятных условий для развития здоровой конкуренции, коммерциализация существующих госпредприятий, создание мощной финансовой и банковской системы, стимулирующей и обеспечивающей гарантиями малый и средний бизнес. В области социальной – это смыгчение последствий возрастающей дифференции в доходах, распределение тягот приватизации на все слои общества и растягивание этого процесса во времени. Это, наконец, опережающие меры по социальной защите наиболее обездоленных и пострадавших.
Идеальной модели приватизации нет ни в одной стране. Опыт каждой из них выявляет как положительные, так и негативные последствия. В большей степени они детермированы исходной конкретной исторической обстановкой и социально-культурной средой: уровнем стабильности в обществе, развитостью системы правового регулирования и ее эффективностью; условиями экономического развития; уровнем госсектора; наличием развитой финансовой и банковкой системы; удельным весом среднего класса в социальной структуре; психилогией населения. Но даже при самым благоприятных стартовых позициях (они налицо в ФРГ) рамки приватизации объективно ограничены. Не следует строить иллюзий относительно возможностей в короткий срок выгодно и безболезненно распродать большую часть государственного имущества. Главным ограничителем здесь являются отсутствие необходимого капитала и неизбежные негативные социальные последствия, вызванные прежде всего высокими темпами роста безработицы. Переход от одного качества общества к другому практически невозможен без негативных последствий и непопулярных мер.
Эффективное и поэтапное
проведение крупномасштабных операций
по приватизации возможно при наличии
и соблюдении особо важных условий,
среди которых обеспечение
Следует признать, что в долгосрочной перспективе в странах с высоким уровнем концентрации экономической мощи в руках государства неизбежно сохранится доминирующее положение госсектора. Его необходимо реформировать, лишить привилегий, которые вызывают убыточность, уравнять в условиях деятельности с частными предприятиями и перевести их на коммерческую основу.