Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 20:45, реферат
Проблема преобразования отношений и структуры собственности является одной из ключевых в ходе реформ, проводимых в любой из стран с переходной экономикой. Триада "стабилизация — либерализация — приватизация" стала классической для содержательного определения направлений таких реформ, по крайней мере на первой их стадии.
Введение.
Необходимость, сущность, цели и пути приватизации.
Приватизация и разгосударствление.
Международная практика приватизации.
С 1 июля 1994 г. в соответствии с Указом, подписанным Президентом РФ, начинается новый период в приватизационном процессе – так называемый постваучерный. Это – этап функционирования предприятий в рыночных условиях, их полная адаптация к рыночной среде. Главные проблемы российских предприятий в этот период связаны с инвестиционной политикой. Инвестирование средств в капитал, получение прибыли от его прироста предполагают инвестиционную привлекательность как собственных, так и приобретаемых ценных бумаг приватизированных предприятий. Следовательно, такая привлекательность должна обеспечиваться. Кроме того, предприятиям надлежит заботиться о поддержании ликвидности уже обращающихся акций и активном размещении своих ценных бумаг через фондовые биржи. А увеличение уставного фонда акционерных предприятий (как минимум до 10 млн. руб. вместо 500 тыс. руб.) возможно за счет новых выпусков акций и эмиссии облигаций (для привлечения заемного капитала). Приватизированным предприятиям в этот период необходимо также осваивать новые финансовые инструменты – банковские депозитные сертификаты, векселя, фьючерсы, опционы. В свою очередь государство, используя экономические и административные рычаги, должно совершенствовать инвестиционную политику, в первую очередь с позиции налогообложения.
Таким образом, на втором
этапе приватизации, когда капиталы
пойдут в экономику, должна реализовываться
производственная, экономическая и
финансовая адаптация приватизированных
предприятий к рыночной среде.
3.
Международная практика
приватизации.
Приватизация в 70 – 80 – е годы стала общемировым явлением. К концу 80-х годов более 80 стран разных континентов – от государств Латинской и Северной Америки до Южной Кореи, Филиппин, Малайзии приняли программы сокращения государственного сектора.
Анализ этого процесса,
происходящего как в
В отличие от национализации процесс приватизации не может быть одномоментным актом. Продажа предприятия это лишь первая стадия правового оформления смены собственника, которая должна быть дополнена по меньшей мере еще двумя: создание реальных условий для фактического осуществления юридического права собственности (механизма реализации политических, экономических, социальных и правовых норм) и, наконец, четким разделением ответственности между собственником и управляющими с передачей всей полноты коммерческого риска разным собственникам. Естественно, этот процесс носит долговременный характер. Он может быть инициирован государством, однако в дальнейшем его динамика зависит от интересов разных действующих лиц и исполнителей, а также от множества объективных факторов.
Результаты дискуссии по проблемам приватизации и практике ее проведения на Западе показали, что этот процесс никоем образом не рассматривается как поражение государства, как его демонтаж или как возможность перекладывания ответственности за решение задач общенационального характера на частный капитал. Речь идет об оценке допустимых с точки зрения эффективности масштабов прямого вмешательства государства в экономику, пересмотре функций и сфер, ранее находившихся в компетенции государства. О более четком разделении прав, обязанностей и ответственности между государственным и частным секторами экономики и, наконец, об усилении рыночных форм госрегулирования регионов, отраслей и экономики в целом.
Складывающиеся в
жизни соотношения между
Важным
Всем мировым опытом доказано, что приватизация может стать популярной и эффективной лишь при поддержке общественного мнения. Считается, что наибольшего успеха в этом плане добились Англия и Франция, убедительно доказавшие, что постепенность и добровольность при проведении приватизации «сверху» должны стать ее обязательными принципами. Существуют определенные способы достижения согласия между отдельными группами населения в реализации программ приватизации. Так, сомнения потребителей в целесообразности приватизации можно погасить установлением льготных региональных ставок; неудовлетворенность рабочих – льготными ставками на покупку акций; менеджеров, опасающихся раздела предприятия, -- приватизацией его как единого целого; политиков, опасающихся распродажи родины, -- сохранением контрольного пакета акций в стране2.
Политико-
Отмечая наиболее высокие темпы приватизации в Англии и Франции, западные исследователи вынуждены, однако, констатировать, что в настоящее время они замедлились. Разгосударствление дюжины госпредприятий в Англии длилось 10 лет. К началу 80-х годов правительство Франции осуществило лишь треть своей программы приватизации, выручив 71 млрд. фр. за полтора года. Правительству ФРГ понадобилось восемь лет (1983 – 1990 гг.), чтобы в благоприятных условиях приватизировать 676 государственных или полугосударственных предприятий на сумму 9,4 млрд. марок. В Италии и Испании были проданы дочерние компании, которые государство не признавало жизненно необходимыми. Приватизация затягивается даже там, где правительства были решимости полностью реализовать намеченные программы – теперь они либо урезают, либо растягивают во времени, либо в приватизируемых предприятиях сохраняется половинная доля государства. Иногда этот процесс смещается с федерального уровня в земли и коммуны (ФРГ). Замечено, что там, где потенциал приватизации велик (Австрия, ФРГ, Италия), правительства охотнее идут на либерализацию условий производства, чем на приватизацию. Стремление к последней всего сильнее там, где меньше предпринимательской свободы в сфере принятия решений.
Очевидно, в ряде стран Западной Европы достигнут к настоящему времени уровень приватизации, который соответствует новому витку НТП. В перспективе наступает период синтезирования различных форм собственности, нахождения их оптимального сочетания в экономике.
Подводя некоторые итоги приватизации в развитых странах Запада, можно отметить, что, во-первых, в подавляющем их большенстве под влиянием разгосударствления, составной частью которого стала приватизация, экономическое положение в 80-е годы улучшилось. В Великобритании, к примеру, отмечаются укрепление госбюджета (в результате как увеличившегося поступления налогов, так и сокращения субсидий госпредприятиям), рост производительности труда. За 1979 – 1990гг. доля населения в собственности увеличилась с 7 до 24 %, доля семей собственников жилья – с 55 до 66 %. В этих результатах, правда, проявляются и конъюнктурные факторы, роль которых невозможно отделить от приватизационных.
Во-вторых, наиболее приспособленными к новым формам хозяйствования оказались те страны, в которых идея приватизации стала популярной и был обеспечен определенный социальный и политический консенсус (Англия, Франция).
В-третьих, условия и механизм проиватизации, ее последствия в разных странах в большой мере определяются социально-культурной средой и конкретно-исторической обстановкой. В-четвертых, опыт прошедших лет вновь подтвердил, что принципы частной собственности, заложенные, например, в акционерных обществах, не обеспечивают социальной справедливости. Не следует переоценивать последствия «народного капитализма» и в формировании чувства хозяина у владельца акций.далеко не каждый может и хочет стать хозяином или равноправным собственником, особенно если это навязывается ему сверху. В условиях бесплатного распределения акций создается лишь атмосфера пассивного ожидания увеличения семейного дохода за тот же труд. 60 млн. американцев-владельцев ценных бумаг сознают, что получают не право участия в управлении, а квитанцию на рожденственскую премию.
Спустя два года после приватизации в ФРГ из 4 млн. акций в руках мелких владельцев осталось 50 тыс., т. е. чуть более 1%. Аналогичная картина наблюдается и во Франции, где каждый второй управленец и лишь 7% рабочих имеют акции, причем доля последних, находящихся в их руках, еще ниже. Последующая концентрация акций неизбежна даже при установлении законодательных ограничений.
Результаты
Приватизация в Сирии, к примеру, не помогла выходу страны из кризиса. Тормозится этот процесс в Бразилии, здесь, по расчетам социологов, идею приватизации поддерживало около 70% населения. Но уже первый аукцион по продаже 17 предприятий сталелитейной и нефтехимической промышленности, убыточных в своем большенстве, был сорван из-за сопротивления местных властей и левоконсервативных кругов, пугающих население «распродажей родины». На повторных аукционах несколько проданных предприятий дали выручку всего лишь в 1,7 млрд. долл. Хотя список предприятий, подлежащих приватизации, растет и включает в себя самолето-строительные компании, морские порты, объекты электроснабжения, телекоммуникаций и железнодорожных перевозок, иностранные инвесторы «раскупать» Бразилию не торопятся.
Иные результаты демонстрируют Чили, аргентина, Южная Корея, Тайвань. Очевидные успехи приватизации в Чили опираются на мощную поддержку иностранного капитала. В этой стране низки показатели инфляции и внешнего долга, велики темпы экономического роста. Программа приватизации в Чили была рассчитана на 15 лет и предусматривала четыре этапа. На первом из них (1974 – 1975гг.) шел поиск пути выхода из кризиса, разрабатвалась дальнейшая стратегия приватизации. Преждним собственникам было возвращено 360 компаний. В основу экономической политики легли сокращение госрасходов, либерализация цен, отказ от гарантий и покрытия долгов предприятий, новые принципы инвестиционной политики – эффективность и наличие ресурсов. На втором этапе (1975 – 1980гг.) наряду с продажей 96 компаний и 16 коммерческих банков на сумму около 1 млрд. долл., продолжалась политика врастания госпредприятий в рыночные отношения. В смешанных предприятиях уменьшалась доля государства, они переводились в акционерные общества. Третий этап (1981 – 1982гг.) совпал с мировым экономическим кризисом, который сказался на сокращении масштабов приватизации. Однако социальная база этого процесса расширилась, в том числе и за счет льготной продажи акций работникам предприятий. С 1985 г. начался завершающийся этап программы, предусматривающий приватизацию крупных монополий, по отношению к каждой из них применялся конкретный комплекс технических приемов.
При значительной общности с Чили (продажа мелких предприятий, акций государства в смешанных компаниях или отдельных подразделений госпредприятий, передача некоторых функций государства в области образования, здравоохранения муниципалитетам, затем приватизация крупных госмонополий и др.) Аргентину отличает определенная специфика в результатах приватизации. За 1976 – 1983гг. количество госпредприятий здесь сократилась вдвое при небольшой выручке за продажу: 300 млн. долл. Экономические реформы, проводимые военным режимом, хотя и дали импульс социально-экономическому развитию страны, впоследствии привели к новому кризису, усилению структурной несбалансированности. Это объясняется рядом причин3. Имея весомую поддержку иностранного капитала, правительство не сумело добиться социального согласия в проведении реформ как рабочего движения, так и военного ведомства – одного из гласных предпринимателей. К тому же реформы не имели комплексного характера и были ограничены временем правления военного режима. В конце 80-х годов был дан новый старт приватизации, благодаря чему приватизировано около 80% добычи нефти; к продаже также предложены телекоммуникации, электроэнергеника, транспорт. Проводимая ныне форсированная приватизация, в значительной степени навязанная международными организациями с целью урегулирования внешней задолженности, в условиях разрушенной в прошлое десятилетие экономики имеет весьма ограниченные возможности.