Сущность подготовки кадров. Организация и управление этими процессами

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 17:48, реферат

Описание работы

В современных условиях обучение персонала в организациях осуществляется в соответствии с концепцией непрерывного образования, которая была разработана в 70-ые годы XX века. Эта концепция устанавливает, что процесс профессионального развития становится постоянным (через всю жизнь). Необходимость непрерывного образования обусловлена ускоряющимися изменениями в производственных и информационных технологиях, быстрым старением знаний .

Работа содержит 1 файл

1 глава.docx

— 100.44 Кб (Скачать)
  1. СУЩНОСТЬ  ПОДГОТОВКИ, ПЕРЕПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ОРГАНИЗАЦИЯ  И УПРАВЛЕНИЕ ЭТИМИ ПРОЦЕССАМИ
 
    1. Сущность подготовки и переподготовки кадров.

      В современных условиях обучение персонала  в организациях осуществляется в соответствии с концепцией непрерывного образования, которая была разработана в 70-ые годы XX века. Эта концепция устанавливает, что процесс профессионального развития становится постоянным (через всю жизнь). Необходимость непрерывного образования обусловлена ускоряющимися изменениями в производственных и информационных технологиях, быстрым старением знаний .

      Кроме того, организации признают, что  более эффективным для них  является повышение отдачи уже работающих сотрудников на основе их непрерывного обучения, чем привлечение новых.

      Непрерывное образование - это процесс и принцип формирования 
личности, предусматривающий создание таких систем образования, которые открыты для людей любого возраста и сопровождают человека 
в течение всей его жизни, способствуют постоянному его развитию,  
вовлекают его в непрерывный процесс овладения знаниями, умениями, навыками и способами поведения [2, с. 410].

      Непрерывное образование предусматривает не только повышение квалификации, но и переподготовку в соответствии с изменяющимися условиями, а также стимулирование постоянного самообразования.

      Профессиональное  образование как процесс —  это одно из звеньев единой системы  непрерывного образования, а как  результат  подготовленность человека к определенному виду трудовой деятельности, профессии, подтвержденная документом (аттестатом, дипломом, свидетельством) об окончании соответствующего учебного заведения [2, с. 410].

Обучение  персонала в организации - это целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения знаниями, умениями, навыками и способами поведения (общения). Современный подход к обучению персонала в организации характеризуется тем, что затраты на обучение рассматриваются как прибыльные капиталовложения. Эффективность затрат на обучение обосновывается теорией человеческого капитала.

На основе обучения персонала формируется организационное знание. В задачи управления обучением персонала должно входить не только развитие индивидуального обучения, но и превращение его результатов в организационное знание, и последующее его использование в интересах организации.

      Деятельность  по обучению персонала должна осуществляться с учетом целей не только самой  организации, но и с учетом целей  работников.

   С позиции организации целями обучения являются:

  • воспроизводство высококвалифицированного персонала;
  • обеспечение соответствия профессионально-квалификационного уровня работников требованиям рабочего места или должности;
  • внедрение нововведений;
  • адаптация персонала.

   С позиции работников целями обучения являются:

  • поддержание на соответствующем уровне профессиональной квалификации;
  • создание возможностей для служебно-профессионального продвижения;
  • приобретение профессиональных знаний вне сферы непосредственной профессиональной деятельности.

   Обучающая деятельность организации включает разнообразные ее виды и формы.

По форме  обучения различают: обучение с отрывом от производства, а обучение без отрыва от производства.

   В зависимости от места обучения выделяют [33, с. 286]:

  • обучение на рабочем месте (Training on the Job);
  • обучение вне рабочего места (Training off the Job).

   Обучение на рабочем месте характеризуется непосредственным взаимодействием с обычной работой в обычной рабочей ситуации. Обучение в этом случае организовано и проводится специально для данной организации и только для ее сотрудников.

К основным методам обучения на рабочем месте  относят: введение в должность; инструктаж; советы и регулярные указания руководителя; ротация персонала; делегирование полномочий; наставничество; копирование; метод усложняющихся заданий, использование специальных инструкций и др.

      Обучение  вне рабочего места включает все виды обучения за пределами самой работы. Такое обучение проводится внешними структурами и, как правило, вне стен организации. Основными методами обучения вне рабочего места являются: лекции; конференции, дискуссии, семинары; деловые игры; метод конкретных ситуаций (Case studies), моделирование.

      Обучение  на рабочем месте и вне его не исключают друг друга, так как обучение в организации может вестись с отрывом и без отрыва от работы. Кроме того, они могут дополнять друг друга, так как обучение в процессе работы часто совмещается с обучением в других организациях или учреждениях образования.

   По  целевому назначению выделяют следующие виды обучения:

  • подготовка кадров;
  • переподготовка кадров;
  • повышение квалификации.

   Система подготовки кадров предполагает обучение людей, не имеющих профессии. Подготовка считается законченной, если получена квалификация для осуществления конкретной деятельности. Наиболее широко этот вид обучения на предприятиях применяется в отношении рабочих.

   Переподготовка  кадров. В отличие от подготовки кадров, т. е. обучения людей, не имеющих профессии (специальности) и от повышения квалификации (обучение в рамках той же профессии или специальности), переподготовка означает освоение работниками новой профессии (специальности).

   Переподготовка - получение знаний, умений навыков  для освоения новой профессии  и качественно другой профессиональной деятельности.

   С позиций организации процесса обучения, принципиальной разницы между первичным  обучением и переподготовкой  нет. В большей степени переподготовка характерна для категории рабочих, хотя возможна и для служащих.

   Организация переподготовки работников характерна при проведении организацией (предприятием) закрытой кадровой политики. Проведение переподготовки связано с такими процессами как:

  • высвобождение работников;
  • перепрофилизация производственной деятельности;
  • реализация программ технического развития;
  • реализация штанов служебно-профессионального продвижения работников.

   Особенность переподготовки кадров обуславливается  особенностями контингента работников, которых она охватывает. Это в основном люди средних и старших возрастных групп, что накладывает свою специфику на процесс их обучения.

   Управление  процессом переподготовки работников предполагает:

  • определение потребности в переподготовке и факторов, влияющих на нее;
  • проведение социологических исследований среди высвобождаемого контингента работников, подбор рационального сочетания прежней и новой профессий как условия правильного выбора программы и методов обучения.

   Численность работников, нуждающихся в переподготовке, зависит: от численности высвобождаемых работников; контингента высвобождаемых работников; возможности их трудоустройства в организации; от доли работников, согласившихся на переподготовку. Переподготовка кадров должна быть организована таким образом, чтобы обеспечить упреждение возможного дефицита работников отдельных профессий и специальностей.

   Повышение квалификации, как и приобретение знаний, навыков и умений происходит в процессе самой производственной деятельности. Специально организованное обучение позволяет достичь цели за более короткий срок.

   Повышение квалификации направлено на последовательное совершенствование профессиональных знаний, умений и навыков, рост мастерства по имеющейся у работника профессии. Особенность повышения квалификации состоит в том, что обучаемые, уже обладая определенными знаниями и практическими навыками выполнения работ, могут в силу этого критически относиться к учебному материалу, стремясь получить именно то, что им, прежде всего, нужно для производственной деятельности. Действующее законодательство Республики Беларусь обязывает нанимателя проводить планомерную работу по непрерывному профессиональному обучению работников.

   Организация непрерывного профессионального обучения рабочих осуществляется в соответствии с Положением о непрерывном профессиональном обучении рабочих (служащих), утвержденном Постановлением Совета министров РБ от 15 мая 2007 г., 16 599.

   Настоящее Положение регулирует порядок организации  непрерывного профессионального обучения рабочих, а также служащих, уровень  подготовки которых не требует высшего  или среднего специального образования.

   Основными целями непрерывного профессионального  обучения рабочих (служащих) являются:

  • обеспечение отраслей экономики профессиональными кадрами требуемого уровня квалификации;
  • обеспечение эффективной занятости населения на основе сбалансированности спроса и предложения на рынке труда, сохранение и развитие профессионального потенциала и конкурентоспособности кадров;
  • обеспечение кадровой поддержки инновационных процессов;
  • создание резерва рабочих кадров необходимой квалификации.

   Основными задачами непрерывного профессионального  обучения рабочих (служащих) являются:

  • достижение целей непрерывного профессионального обучения рабочих (служащих);
  • определение объемов и квалификационной структуры непрерывно профессионального обучения рабочих (служащих);
  • совершенствование научно-методического обеспечения непрерывного профессионального обучения рабочих (служащих);
  • адаптация содержания учебных программ к приоритетам социально-экономического развития в интересах государства и граждан.

   Непрерывное профессиональное обучение рабочих (служащих) включает:

  • профессиональную подготовку;
  • переподготовку;
  • повышение квалификации;
  • курсы целевого назначения.

   Непрерывное профессиональное обучение рабочих может осуществляется в установленном порядке, как в учреждениях образования, так и в иных организациях, располагающих материально-технической базой. Обучение рабочих непосредственно в организациях проводится в случае необходимости данного обучения рабочих для собственных нужд, а также по заявкам других организаций на основе договоров. Ответственность за обеспечение непрерывного профессионального обучения рабочих в организациях возлагается на кадровые службы или соответствующие структурные подразделения, созданные для этих целей, или на инженера по подготовке кадров.

   Финансирование  мероприятий по непрерывному профессиональному 
обучению рабочих (служащих) осуществляется за счет собственных  
средств юридических и физических лиц и иных источников, не запрещенных законодательством. 

   Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации рабочих (служащих) осуществляются путем формирования учебных групп или индивидуально. Численность лиц, проходящих профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации в учебных группах не должна превышать 30 человек. 

   Профессиональная  подготовка, переподготовка и повышение  квалификации рабочих (служащих) включают теоретическое и производственное обучение. Теоретическое обучение направленно на получение обучающимися теоретических знаний, необходимых для последующего формирования умений и навыков по профессии (должности). 

   Производственное  обучение в составе учебной группы проводится в два этапа. Первый этап проводится под руководством мастера производственного обучения на специально созданной в учреждении образования, или организации материально-технической базе. Второй этап (производственная практика) проходит на рабочих местах организации под руководством мастера производственного обучения или индивидуально под руководством не освобожденного от основной работы высококвалифицированного инструктора производственного обучения рабочих массовых профессий.

Информация о работе Сущность подготовки кадров. Организация и управление этими процессами