Сущность конкуренции. Виды конкуренции. Методы конкуренции.

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 12:59, курсовая работа

Описание работы

Конкуренция (лат. — сталкиваюсь, соревнуюсь, как экономическая категория) — борьба между производителями (продавцами) за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров и услуг в целях получения максимальной прибыли. По существу, конкуренция – борьба за достижение лучших условий доступа к ограниченным ресурсам общества.

Среда коммерческих отношений - это среда конкуренции, где последняя является одним из основных факторов мотивации деятельности продавцов и покупателей. Регулирование ситуации, которая определяет состояние рыночной среды, осуществляется в процессе конкурентной борьбы при помощи экономических средств и в результате экономических закономерностей развития рынка.

Содержание

Сущность конкуренции 3

Основные виды конкуренции 8

Чистая конкуренция 9

Монополистическая конкуренция 9

Олигополия 10

Чистая монополия 11

Методы конкуренции 13

Ценовая конкуренция 13

Неценовая конкуренция 13

Практическое задание 17

Заключение 21

Список используемой литературы 22

Список используемых сайтов в интернете 22

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 49.93 Кб (Скачать)

    Но, если заглянуть вглубь, можно расширить  список до 6 пунктов:

  • функциональная конкуренция — базируется на том, что одну и ту же потребность потребителя можно удовлетворить по-разному;
  • видовая конкуренция — это конкуренция между аналогичными товарами, но разными по оформлению;
  • предметная конкуренция — это конкуренция между аналогичными товарами, но разными по качеству изделия и по притягательности марки;
  • ценовая конкуренция — снижение цены увеличивает продажи, приводит к расширению рынка;
  • скрытая ценовая конкуренция: продажа личного товара по цене конкурента, снижение цены потребления товара
  • незаконные методы: антиреклама товаров конкурентов, производство товаров имитаторов (подделка). 

Методы  конкуренции

В экономике  принято разделять конкуренцию  по ее методам на:

  • ценовую - конкуренция на основе цены;
  • неценовую - конкуренцию на основе качества (потребительной стоимости).

   Рассмотрим  их более подробно.

   Ценовая конкуренция - это когда производитель в целях создания на рынке для своей продукции более благоприятных условий и подрыва позиций конкурента снижает цену на свою продукцию. При этом снижение цены может происходить как на основе уменьшения издержек производства, так и без изменения издержек производства путем установления монопольно низкой цены на продукцию.

   По  степени интенсивности конкуренция  может быть:

  • привлекательной, когда в данном сегменте субъект качественнее удовлетворяет свои потребности или получает прибыли больше, чем в предыдущем сегменте;
  • умеренной, когда действия субъекта конкуренции поддерживают конкурентную среду в данном сегменте рынка;
  • ожесточенной для объекта конкуренции, когда субъект поглощает, уничтожает либо вытесняет объект из данного сегмента;
  • ожесточенной для субъекта конкуренции, когда объект (конкурент) поглощает, уничтожает либо вытесняет объект из данного сегмента.

   Ценовые методы используются для проникновения на рынки с новыми товарами (этим не пренебрегают и монополии там, где не обладают абсолютным преимуществом), а также для укрепления позиций в случае внезапного обострения проблемы сбыта. При прямой ценовой конкуренции фирмы широко оповещают о снижении цен на выпускаемые и имеющиеся на рынке товары (обычно на 20-60%).

   Неценовая конкуренция – повышение технического уровня, качества продукции; выпуск новой продукции; создание товаров-заменителей; послепродажное обслуживание, реклама. Сильнейшим орудием неценовой конкуренции всегда была реклама, сегодня же роль ее возросла многократно. С помощью рекламы фирмы не только доносят до покупателей информацию о потребительных свойствах своих товаров, но и формируют доверие к своей товарной, ценовой и сбытовой политике, стремясь создать образ фирмы как «хорошего гражданина» той страны, на рынке которой предприниматель выступает во внешней торговле.

   Значимыми факторами при неценовой конкуренции  являются качество и эксплуатационные характеристики товара, дизайн, возможность  гарантийного и сервисного обслуживаний, доступность товара и др.

     Эти две формы не только существуют и  проявляются одновременно, но и обычно взаимодействуют. Однако как долговременная тенденция существует смещение центра тяжести от ценовой к неценовой  форме конкуренции. Научно-технический  прогресс создает широкие возможности  для неценовой конкуренции: неизмеримо расширив технико-технологический  потенциал производства, он обеспечивает масштабную модификацию и дифференциацию существующих продуктов, создание новых. Под его воздействием появились  предпосылки для быстрого повышения  качества сервиса, ведения рекламы  и совершенствования в целом  системы формирования спроса и стимулирования сбыта.

     Через ценовую конкуренцию продавцы влияют на спрос главным образом посредством  изменения в цене. Неценовая конкуренция  минимизирует цену как фактор потребительского спроса, выделяя товары или услуги посредством продвижения, упаковки, поставки, сервиса, доступности. При ценовой конкуренции продавцы двигаются по кривой спроса, повышая или понижая свою цену.

     При неценовой конкуренции продавцы перемещают кривые спроса потребителей, делая упор на отличительных особенностях свой продукции. Это позволяет фирме  увеличить сбыт при данной цене или  продавать первоначальное количество по более высокой. Риск при этом связан с тем, что потребители могут не рассматривать предложения продавца как лучшие, чем у конкурентов. В этом случае они будут приобретать более дешевые товары, которые, по их мнению, аналогичны более дорогим.

   Все это - методы честной, добросовестной конкурентной борьбы, они носят «законный характер». Добросовестная конкуренция ведет  к выигрышу потребителя (он получает больше разнообразной продукции, более  высокого качества, по более низким ценам).

   Наряду  с добросовестной, честной конкуренцией существует «недобросовестная, нечестная» конкуренция, под которой понимаются способы укрепления рыночного положения фирмы, связанные не с повышением качества и эффективности производства, а с использованием таких методов, как:

  • продажа по цене ниже себестоимости;
  • установление дискриминационных цен или коммерческих условий;
  • ложная информация и реклама, вводящая в заблуждение;
  • нарушение качества, стандартов и условий поставок товаров;
  • недобросовестное копирование товаров конкурентов;
  • промышленный шпионаж и др.

     От  недобросовестной конкуренции выигрывают производители (продавцы), но не покупатели. Недобросовестная конкуренция запрещается  законодательством (гражданскими и  уголовными кодексами) большинства  стран с рыночной экономикой.

     К незаконным методам неценовой конкуренции относятся промышленный шпионаж; переманивание специалистов, владеющих производственными секретами; выпуск поддельных товаров, внешне ничем не отличающихся от изделий-подлинников, но существенно худших по качеству (с этим действием «фирм-пиратов» столкнулись, в частности, советские внешнеторговые организации, экспортирующие часы, запасные части к советским автомобилям, тракторам, дорожно-строительным машинам), а потому обычно на 50% более дешевых; закупка образцов с целью их копирования. По свидетельству французского журнала МОСИ, наиболее активны фирмы-«имитаторы», находящиеся в Марокко, Гонконге, на Тайване, в Турции, Сингапуре, Южной Корее, Японии, Швейцарии, Мексике и Бразилии. 
 
 
 

 

Практическое  задание

     В практической части  данной курсовой я рассмотрю сравнительный  анализ турагентства «Дискавери» и  ЗАО «Абаканский туристический  комплекс «Дружба». Данные туристические  фирмы между собой являются конкурирующими, т.к. имеют лицензии на осуществление  туроператорской и турагентской деятельности в одной республике – Хакасия.

Сравнительные количественные критерии конкурентоспособности
Элементы  анализа конкурентов Турагентство  «Дискавери» ЗАО «Абаканский  туристический комплекс «Дружба»
Численность персонала, сотрудников 15, 32 сотрудника  вне штата (экскурсоводы, гиды, проводники  и т.п.) 7 основных, всего  46 (гостиничный персонал и др.)
Активы, млн.руб. 1,2, из них  0,6 спортивное снаряжение и техническое  оснащение 30, включая здание  гостиницы
Доступ  к другим источникам средств Нет Есть
Объем продаж в месяц, путевок 150-200 (заграница  +PX) 100-150
Доля  рынка, % 50 30
Рентабельность, % 100 60
Руководители  фирмы, человек 2 1 генеральный  директор
Наличие и размеры филиальной сети 5 филиалов (Красноярск, Новосибирск, Московский регион) Филиалов нет, наличие деловых партнеров в  РФ и за рубежом
Другие  количественные данные (расходы на рекламу), тыс.руб. в месяц 30 (печать в  СМИ, рекламные ролики и Интернет-реклама) 10
Перечень  основных видов услуг Все виды активного  отдыха по РХ и югу Красноярского  края, по РФ и за рубежом Культурно-познавательные туры, отдых за рубежом, лечебно-оздоровительные  туры ( курорт «Озеро Шира»), детские  и молодежные туры, организация маршрутов  выходного дня по РХ, экскурсии  индивидуальных туров.

Турагентство  «Дискавери»:

  • Отдых в Хакасии: турбазы, водные туры, конные туры, рыбацкие туры, велотуры, круизы по Енисею, экскурсии, пешеходные туры, туры выходного дня, спелеотуры.
  • Экскурсии по России: «Золотое кольцо», «Серебряный венец», «Звезда Руси», Санкт – Петербург.
  • Санатории Сибири.
  • Отдых на Черноморском побережье.
  • Молодежные детские туры.

ЗАО «Абаканский  туристический комплекс «Дружба»:

  • Отдых в Хакасии
  • Зимние программы: Корея, Китай, Хакасия.
Сравнительные качественные критерии конкурентоспособности
Элементы  анализа конкурентов Турагентство  «Дискавери» ЗАО «Абаканский  туристический комплекс «Дружба»
Известность, престиж, % 100 80
Опыт  руководства и сотрудников Не менее 7 лет, стаж работы в туризме 15 лет на руководящей  должности (ген.директор)
Частота трудовых конфликтов Нет Нет
Приоритеты  на рынке Внутренний  туризм 50% - внутренний  туризм

50% - внешний  туризм

Гибкость  маркетинговой стратегии Есть Есть
Эффективность продуктовой стратегии, % 100 80
Работа  в области внедрения на рынок  новых продуктов Есть Есть (поиск  новых партнеров)
Ценовая стратегия Есть (скидки, бонусы, комиссионные скидки партнерам) Есть (скидки)
Сбытовая  стратегия Есть Есть
Коммуникационная  стратегия Есть Есть
Уровень обслуживания клиентов Высокий Высокий
Приверженность  клиентов Есть Есть

     Результаты  анализа указывают на тот факт, что турагентство «Дискавери» является более конкурентоспособным по отношению  к ЗАО «Абаканский туристический комплекс «Дружба». Стратегия данной фирмы носит более устойчивый характер в условиях конкурентной борьбы на туристическом рынке Хакасии.

Наиболее  сильные стороны турагентства «Дискавери»:

  • Занимает наибольшую долю рынка в Хакасии;
  • Имеет развитую систему филиалов;
  • Более разнообразный и интересный выбор туров и профессиональное оснащение туристов на маршрутах;
  • Более продвинутая ценовая стратегия.

   Таким образом, можно сделать вывод, что  ЗАО «Абаканский туристический комплекс «Дружба» менее перспективное предприятие, что позволяет турагентству «Дискавери» с его приоритетами быть лидером на туристическом рынке. 

 

Заключение

     В ходе работы мы изучили понятие конкуренции, выявили ее основную сущность, рассмотрев различные экономические теории.

     Основной  вывод – конкуренция является несомненным двигателем современной экономики. Она позволяет создавать что-то новое, двигаться дальше.

     Соответственно, высокий уровень конкуренции  – показатель развития той ли иной национальной экономики. Грамотно разработанное  антимонопольное законодательство способствует развитию конкуренции, что  ведет за собой прогресс в науке  и технике.

     Конкуренция является необходимым и определяющим условием нормального функционирования любой рыночной экономики.

     В заключение хочется привести слова  Г. Форда, который приветствовал своих коллег словами – «Не обращай внимания на конкуренцию. Пусть работает тот, кто лучше справляется с делом. Попытка расстроить чьи-либо дела – преступление, ибо она означает попытку расстроить в погоне за наживой жизнь другого человека и установить взамен здравого разума господство силы».

 

Список  используемой литературы:

  • Моисеева  Н.К., Анискин Ю.П. - Современное предприятие: конкурентоспособность, маркетинг. 2004
  • Блохин С.Н., Шкарин А.Ю. - Индивидуальный предприниматель. 2007
  • Арутюнова Г.И. - Экономическая теория для студентов технических вузов. 2003
  • Вечканов Г.С. – Экономическая теория. (Учебник для вузов)  2010
  • Ефимова Е.Г. – Экономика: Учебное пособие, 2-е изд., стереотип. 2007
  • Борисов Е.Ф. – Экономика-учеб. 2008
  • Липсиц И.В. – Экономика, учебник для вузов. 2006
  • Нуреев Р.М. – Курс микроэкономики для вузов. 2006

Информация о работе Сущность конкуренции. Виды конкуренции. Методы конкуренции.