Сущность эластичности спроса

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 14:52, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - изучить виды эластичности спроса, способы их измерения, задачи курсовой работы состоит в том чтобы:
- Исследовать сущность эластичности спроса
- Изучить изменение эластичности спроса
- Раскрыть факторы влияющие на эластичность спроса
- Провести анализ разновидности эластичности спроса
- Выявить эластичность спроса по доходу
- Определить эластичность спроса по цене.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ .............................................................................................................................
3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭЛАСТИЧНОСТИ СПРОСА ........................
6
Сущность эластичности спроса .............................................................................
10
Изменение эластичности спроса ............................................................................
17
Факторы влияющие на эластичность спроса ......................................................
21
РАЗНОВИДНОСТИ ЭЛАСТИЧНОСТИ СПРОСА ..........................................
24
Эластичность спроса по доходу...............................................................................
Эластичность спроса по цене……………………………………………………..
29
31
ПРИМЕНЕНИЕ ТЕОРИИ ЭЛАСТИЧНОСТИ ...................................................
33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................................................................................................
35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ........................................................
37

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 134.55 Кб (Скачать)

Процентные изменения объема спроса и цены рассчитываются следующим образом:

где Qи Q— первоначальный и текущий объем спроса; Pи Р— первоначальная и текущая цена. Таким образом, следуя данному определению, коэффициент ценовой эластичности спроса рассчитывается:

Если ЕDР > 1 — спрос эластичен; чем выше этот показатель, тем эластичнее спрос. Если ЕDР < 1 — спрос неэластичен. Если

ЕDР =1, имеет место спрос с единичной эластичностью, т. е. снижение цены на 1 % приводит к росту объема спроса тоже на 1 %. Иными словами, изменение цены товара в точности компенсируется изменением спроса на него.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.  ПРИМЕНЕНИЕ ТЕОРИИ ЭЛАСТИЧНОСТИ

Теория эластичности спроса и предложения имеет важное практическое значение.

Проиллюстрируем ее применение на конкретных примерах. Увеличение

производственных издержек толкает предприятие на повышение  цены продукции.

Что произойдет со сбытом? Снизится ли он значительно или вообще не изменится?

Компенсирует ли рост цены сокращение прибыли за счет потери части

потребительского спроса?

Чтобы ответить на эти вопросы  и правильно выбрать ценовую  стратегию

предприятия, надо знать  эластичность спроса и предложения  на данный товар.

Ниже приведены коэффициенты ценовой эластичности спроса на некоторые  виды товаров и услуг:

    

Хлеб ...........

0,15

Говядина ..........

0,64

Баранина ..........

2,65

Яйца ...........

0,32

Электричество в домах ....

0,13

Табачные изделия .......

0,46

Газеты и журналы .......

0,42

Одежда и обувь ........

0,20


 

Приведенные данные характерны для экономики США. Для России показатели

ценовой эластичности рыночного  спроса будут несколько иными  в зависимости от наличия товаров-заменителей и других обстоятельств, о которых говорилось

выше.

Для фирмы важно иметь  в виду, что эластичность спроса на ее продукцию и

эластичность рыночного  спроса не совпадают. Первая всегда (за исключением

абсолютной монополии  фирмы на рынке) выше второй. Рассчитать ценовую

эластичность спроса на продукцию  фирмы достаточно сложно, так как  необходимо принимать во внимание и реакцию конкурентов на повышение или понижение фирмой цены. Помочь в этом может использование математических моделей или опыт руководителей фирмы.

Если фирма при принятии решения о цене будет руководствоваться  только данными об эластичности рыночного спроса, то потери сбыта от повышения цен могут стать более значительными, чем ожидались. Например, если примем эластичность рыночного спроса на табачные изделия 0,46, то это совершенно не означает, что эластичность спроса на сигареты фабрики «Ява» или «Дукат» будет иметь то же значение. Конкуренция повысит коэффициент эластичности спроса на сигареты каждой из этих фабрик.

Эластичность спроса является важным фактором, влияющим на ценовую  политику фирмы. Предположим, что какая-то фирма построила стоквартирный дом и решает вопрос, по какой цене следует предлагать квартиры съемщикам. Расходы на строительство и эксплуатацию фактически не зависят от того, сколько квартир будет сдано (за исключением расходов на текущий ремонт, которые составляют небольшую долю от общих расходов).

Если фирма знает спрос  на квартиры и его эластичность, она может определить,

по какой цене следует  сдавать эти квартиры, чтобы обеспечить максимальную

выручку. При этом максимальная выручка может достигаться даже в том случае, если часть квартир останется пустовать. Проиллюстрируем это графически.

Допустим, что фирма столкнулась  с линейной кривой спроса. При арендной плате 1 тыс. руб. в месяц ценовая  эластичность спроса

равна единице и сумма  поступлений от аренды наибольшая. Однако, по этой цене может быть сдано только 80 квартир, а не 100. Если же фирма установит арендную плату ниже 1 тыс. руб., она может сдать оставшиеся 20 квартир, однако ее выручка при этом сократится .

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

  Рассмотрев тему по данной курсовой работе, мы пришли к выводу, что изучение эластичности спроса на продукцию является первейшей задачей фирмы в условиях рынка. Одной из важнейших характеристик спроса является его эластичность. Оценка эластичности спроса (по цене, доходам покупателей и другим параметрам) позволяет фирме выбрать верную стратегию поведения на рынке. Коэффициенты (показатели) эластичности спроса и предложения дают возможность определить положение кривых спроса и предложения и прогнозировать изменение объема продаж в зависимости от изменения факторов, влияющих на спрос и предложение.

Ценовая эластичность спроса измеряет степень чувствительности потребителей к изменениям цены. Если потребители  относительно чувствительны к изменениям цен, спрос является эластичным. Если потребители относительно нечувствительны  к изменениям цен, спрос неэластичен.

Ценовую эластичность спроса можно  определить, наблюдая за характером воздействия  изменения цены на величину общей  выручки от продажи продукции. Если цена и общая выручка изменяются в противоположных направлениях, значит, спрос эластичен. Если цена и общая выручка изменяются в  одном и том же направлении, спрос  неэластичен. В случае единичной  эластичности спроса изменение цены оставит общую выручку неизменной.

Количество доступных товаров-заменителей, место продукта в бюджете покупателя, его принадлежность к предметам  необходимости или роскоши, а  также длительность анализируемого периода времени — все это  факторы, влияющие на эластичность спроса.

Практическое значение коэффициента эластичности заключается в облегчении прогнозирования того, какие именно отрасли имеют шансы на процветание  и расширение, а какие в будущем, вероятнее всего, ожидает застой и сокращение производства. Точнее говоря, при прочих равных условиях высокая положительная эластичность по доходу означает, что вклад конкретной отрасли в экономический рост будет больше, чем ее доля в структуре  экономики. Небольшой положительный  или, еще хуже, отрицательный коэффициент  указывает на перспективу сокращения производства в отрасли. Например, упомянутая высокая положительная эластичность спроса на автомобили предвещает процветание  автомобильной промышленности на долгосрочную перспективу, тогда как низкая эластичность по доходу спроса на сельскохозяйственную продукцию предполагает хронические  затруднения в этой отрасли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Микроэкономика. Теория и российская практика: Учебное пособие/ Под.ред. А.Г. Грязновой, А.Ю. Юдонова. – 4-е изд. исправл. И доп. – М.: КНОРУС. – 2008. – 592 с. (Финансовая академия при Правительстве РФ).
  2. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов. – 2-е изд., изм. – М.: Норма, 2008. – 576 с.
  3. Доллан Эдвин Дж. Микроэкономика / Доллан Эдвин Дж., Линдсей Дэвид Е.; Пер. с англ. В. Лукашевича и др.; Под общ. ред. Б. Лисовика. – СПб.: Литера плюс, 2008. – 446 с.
  4. Кулешова А.Б. Конкуренция в вопросах и ответах / А.Б. Кулешова. – М.: ТК Велби: Проспект, 2008. – 255 с.
  5. Портер Майкл Э. Конкуренция / Портер Майкл Э.; Пер. с англ. О.Л. Пелявского [и др.]. – М.: Вильямс, 2008. – 602 с.
  6. Сидракова М.М. Микроэкономика: учебн-практическое пособие / М.М. Сидракова; Министерство образования РФ, Казан. фин.-экон. ин-т. – Казань: Издательство КФЭИ, 2008. – 68 с.
  7. Тарасевич Л.С. Микроэкономика / Л.С. Тарасевич. – М.: Юрайт, 2009. – 374 с.
  8. Амосов А. вопросы перехода к инновационному типу производства // Экономист. – 2008. №7. – с. 23–32.
  9. Курнышева И., Лыков С. Конкурентоспособность и проблемы структурной модернизации // Экономист. – 2008. №9. – с. 39–47.
  10. Кучуков Р., Савка А. Проблемы конкурентоспособности народного хозяйства // Экономист. – 2008. №8. – с. 3–12.
  11. Морозов Н., Райзберг Б. Государственное управление инновационными процессами // Экономист. – 2008. – №1. – с. 35–38.
  12. Маевский В. О Соответствии между инновационной и сырьевой динамикой // Экономист. – 2008. – №1. – с. 41–47.
  13. Набиуллина Э. Приоритеты деятельности на 2008 год и среднесрочную перспективу // Экономист. – 2008. №4. – с. 3–18.
  14. Нешитой А. Необходимость роста на базе развития // Экономист. – 2008. №2. – с. 15–20.
  15. Цветков В. Подкрепить инновационное развитие промышленной политикой // Экономист. – 2008. №3. – с. 30–40.
  16. Пешкова А. Конкуренция переходит в стадию креативности [электронный ресурс]. – Режим доступа: // http://www.arhpress.ru, свободный.
  17. Проект долгосрочной концепции социально-экономического развития [электронный ресурс]. – Режим доступа: // http://www.economy.gov.ru/, свободный.
  18. Тогунов И.А. Конкуренция в здравоохранении [электронный ресурс]. – Режим доступа: // http://www.cfin.ru/management/, свободный.
  19. Жид Ш., Рист Ш. История экономических учений. Пер. с англ. М.: 2008 год.
  20. Гусейнов Р.М. История экономических учений: Учебное пособие. Новосибирск:, 2008.

 

              

 


Информация о работе Сущность эластичности спроса