Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 14:52, курсовая работа
Цель курсовой работы - изучить виды эластичности спроса, способы их измерения, задачи курсовой работы состоит в том чтобы:
- Исследовать сущность эластичности спроса
- Изучить изменение эластичности спроса
- Раскрыть факторы влияющие на эластичность спроса
- Провести анализ разновидности эластичности спроса
- Выявить эластичность спроса по доходу
- Определить эластичность спроса по цене.
ВВЕДЕНИЕ .............................................................................................................................
3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭЛАСТИЧНОСТИ СПРОСА ........................
6
Сущность эластичности спроса .............................................................................
10
Изменение эластичности спроса ............................................................................
17
Факторы влияющие на эластичность спроса ......................................................
21
РАЗНОВИДНОСТИ ЭЛАСТИЧНОСТИ СПРОСА ..........................................
24
Эластичность спроса по доходу...............................................................................
Эластичность спроса по цене……………………………………………………..
29
31
ПРИМЕНЕНИЕ ТЕОРИИ ЭЛАСТИЧНОСТИ ...................................................
33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................................................................................................
35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ........................................................
37
1)цены на заменители. Что
произойдет со спросом на
2) цены на дополняющие товары. Что произойдет
со спросом на футболки, если цена на джинсы
упадет? Товары, которые часто покупают
вместе, как, например, футболки и джинсы,
являются дополняющими товарами. Согласно
закону спроса, если цена на джинсы упадет,
увеличится количество покупаемых джинсов.
А поскольку люди часто покупают джинсы
и футболки одновременно, то спрос на футболки
также увеличится;
3) климатические или сезонные изменения.
Спрос на летние футболки может оказаться
гораздо выше, чем на футболки к началу
учебного года;
4) изменение доходов. Если экономическая
ситуация улучшается и у людей появляется
больше денег, то они охотно покупают те
же вещи и в таком же количестве по более
высокой цене. В период спада происходит
обратное. Экономисты обычно говорят,
что доходы влияют на спрос.
Существуют различные типы товаров:
а) товары низшей категории, т. е. менее
ценные товары (но они имеют хорошее качество),
приобретаемые людьми с низкими доходами;
например хлеб, крупяные изделия и т. д.;
б) товары высшей категории (более ценные)
– овощи, фрукты, мясо, новая одежда, обувь
и т. д.
Если доходы потребителей возрастают,
то растет спрос на товары высшей категории,
а кривая спроса сдвигается вверх и вправо
(а спрос на товары низшей категории сокращается);
5) количество покупателей. На спрос на
конкретный товар также влияет и количество
людей, являющихся участниками рынка данного
товара. Спрос на попкорн (воздушную кукурузу)
внутри кинотеатра значительно выше, чем
на улице, поскольку и попкорн, и кинофильм
неотделимы друг о друга;
6) изменения в стиле, вкусах, привычках.
Очевидно, что мода меняется. Возможно,
футболки исчезнут так же, как и туфли
на платформе, чтобы появиться вновь, скажем,
в 2015 г.;
7) перспективные ожидания. Как изменится
цена в будущем – возрастет или снизится?
Перспективные ожидания не слишком сильно
влияют на спрос на футболки. Однако ожидания
будущих цен на такие товары, как компьютеры,
жилье и автомобили, влияют на спрос.
Если происходит любое из этих событий,
кривая спроса изменяется таким образом,
что величина спроса на товар при существующих
ценах будет выше или ниже, чем предполагалось
первоначально. Если спрос увеличится,
то кривая спроса сдвинется вправо. Если
же спрос уменьшится, то кривая спроса
сдвинется влево, а не вниз.
График спроса – это всегда кривая линия
сверху вниз и слева направо, однако вид
кривой и наклон для различных продуктов
может сильно отличаться. Например, если
цена пакета молока вырастет втрое, то
спрос на него уменьшится. И если цена
на кока-колу увеличится втрое, то спрос
на нее тоже уменьшится. Однако, несмотря
на то, что цены возросли в одинаковое
количество раз, продажа молока уменьшится
не так сильно, как продажа кока-колы, и
все потому, что людям гораздо легче обойтись
без кока-колы, чем без молока. Количество
покупаемого молока менее чувствительно
к изменениям в цене, чем количество покупаемых
прохладительных напитков. Экономисты
объяснили бы это, сказав, что спрос на
кока-колу эластичен, а спрос на молоко
неэластичен. Эластичность описывает,
в какой степени изменение цены влияет
на величину спроса. Когда спрос на какой-то
продукт неэластичен, изменения в цене
мало влияют на изменение спроса. И наоборот,
когда спрос на продукт эластичен, даже
небольшие изменения в цене повлекут значительные
изменения в спросе. Помимо эластичного
и неэластичного спроса, бывает спрос
единичной эластичности – это ситуация,
когда 1%-ное изменение цены вызывает 1%-ное
изменение спроса на товар; спрос бесконечно
эластичный – ситуация, когда имеется
только одна цена, по которой потребители
покупают товар; спрос совершенно неэластичный,
когда потребители приобретают фиксированное
количество товара независимо от его цены.
Спрос на товары бывает неэластичным по
одной из нижеследующих причин.
1. Это товары первой необходимости. Несмотря
на изменения в цене, покупатели продолжают
приобретать товары первой необходимости.
У хлеба, молока, бензина и других аналогичных
продуктов неэластичная кривая спроса.
2. Для них трудно найти заменители. У Кока-Колы
эластичная кривая спроса, потому что
ее легко заменить на фруктовый сок, минеральную
воду или другие газированные напитки.
Но существует мало заменителей молока.
3. Они относительно недороги. Люди менее
склонны менять свои покупательские привычки,
если изменяется цена какого-либо недорогого
продукта.
4. Безвыходное положение потребителей.
Если у вас заканчивается бензин, вы вряд
ли будете искать место, где можно заправиться
подешевле.
Измерить эластичность можно с помощью
коэффициента эластичности, который показывает,
на сколько процентов изменится величина
спроса при изменении цены на 1%:
Сущность закона предложения
в том, что при прочих равных условиях
изменение величины предложения
товара или услуги находится в
прямой зависимости от изменения
цены товара, т. е. чем больше цена, тем
больше величина предложения.
Так же как и кривая спроса, кривая предложения
может сдвигаться или менять наклон. Если
предложение изменится, кривая предложения
сдвинется либо вправо (но не вниз), либо
влево (но не вверх). Проще говоря, это означает,
что продавцы предложат больше или меньше
конкретного товара при всех возможных
ценах на него. Каждый из нижеперечисленных
факторов может оказать влияние на величину
предложения.
1. Изменение себестоимости производства.
Если затраты при производстве продукта
снизятся, это позволит производителю
выбросить больше товара на рынок. Многие
бизнесмены вкладывают деньги в исследования,
чтобы усовершенствовать стратегию производства
и сконструировать более эффективное
оборудование, что позволит снизить затраты
на производство. Многие работники предлагают
пути снижения себестоимости и повышения
производительности. Рост себестоимости
приведет к противоположному результату
– предложение снизится.
2. Другие источники получения прибылей.
Большинство товаропроизводителей могут
выпускать не один, а несколько видов продукции.
Если цена на продукт, который еще не производился
(но может быть запущен в производство),
растет, то производители могут переключиться
на выпуск этой продукции. Например, с
ростом популярности персональных компьютеров
многие мебельные фабрики перешли на выпуск
столов, специально спроектированных
под компьютеры.
3. Изменения в технологии производства,
которые приводят к повышению производительности
труда (замена ручного труда машинным)
и к увеличению предложения.
4. Цены на другие товары (часто рост цен
на одни товары приводит к изменению предложения
других). Если увеличивается цена на кукурузу,
а цена пшеницы остается прежней, то предложение
пшеницы уменьшается, так как часть посевных
площадей, на которых возделывалась пшеница,
будет засеяна кукурузой.
5. Изменение количества продавцов (покупателей).
Возникновение на рынке новых предприятий
увеличивает предложение. Например, когда
в конце 1980-х гг. горные велосипеды стали
необыкновенно популярны, многие фирмы
начали их выпуск, и предложение увеличилось
очень резко.
6. Налоги и дотации. Если увеличиваются
налоги, то предложение сокращается, а
если увеличиваются дотации, то предложение
повышается, что приводит к сдвигу кривой
предложения вправо.
7. Перспективные ожидания. Если производитель
прогнозирует рост цен в недалеком будущем,
он может уже сегодня увеличить выпуск
в надежде на последующее получение прибыли.
Аналогично пессимистические прогнозы
относительно цен в будущем могут привести
к падению производства.
Форма и наклон кривой предложения для
различных товаров будут меняться в зависимости
от их эластичности точно так же, как и
для кривой спроса. Эластичность предложения
измеряется пропорционально изменению
предложения, последовавшему за изменением
цены. Когда изменение цены незначительно
влияет на предложение товара или услуги,
то предложение неэластичное. И наоборот,
если даже небольшое изменение в цене
влечет за собой значительное изменение
предложения данного товара или услуги,
то предложение такого товара или услуги
эластичное.
Кроме эластичного и неэластичного предложений,
существуют: предложение единичной эластичности
– это когда 1%-ное увеличение цены ведет
к 1%-ному увеличению предложения товаров
на рынке; эластичность предложения в
мгновенный период (т. е. период времени
мал, и производители не успевают отреагировать
на изменения) – предложение фиксировано;
эластичность предложения в долгосрочный
период (отрезок времени достаточен для
создания новых производственных мощностей)
– предложение наиболее эластично.
Измеряется эластичность предложения
с помощью коэффициента эластичности,
который показывает, на сколько процентов
изменится величина предложения при изменении
цены на 1%. Он всегда имеет положительный
знак, так как между ценой и величиной
предложения всегда существует прямая
зависимость
1.2. Изменение эластичности спроса
Спрос - величина переменная. При этом следует различать изменение величины спроса, или объема спроса, и изменение спроса. Величина спроса меняется тогда, когда изменяется только цена данного товара.
Величина (объём) спроса – это конкретное количество товара, которое потребители готовы купить по отдельной конкретной цене. Графически изменения объема спроса выражаются в "движении" по кривой спроса вниз или вверх. Например из точки А в точку В при уменьшении цены объём спроса увеличивается. (Рис.2).
Рис. 2.
Спрос меняется тогда, когда изменяются неценовые факторы, имевшие ранее постоянные величины. Изменение спроса выражается в "движении" кривой спроса, в ее смещении вправо или влево.
Рис. 3.
Например, увеличение денежных доходов потребителей (при отсутствии инфляции) означает повышение спроса, то есть сдвиг кривой D в положение D1. При этом спрос может возрастать быстрее или медленнее роста дохода в зависимости от качества товара, его места в бюджете потребителя и ряда других свойств, которые будут выяснены позже.
Такая ситуация типична для большинства товаров за исключением низкокачественных. Рост доходов переключает спрос потребителей на товары лучшего качества, спрос же на низкокачественные товары снижается, то есть кривая перемещается из положения D в положение D2.( Рис. 4.)
При определённых условиях
рост цен сопровождается увеличением
спроса. Такое явление наблюдается
для товаров низшего
Существует ещё и эффект Веблена – повышение цен на престижные товары не сокращает на них спрос, а увеличивает, так как люди покупают не товары, а престиж. Наклон кривой положительный, до определённых пределов.
Рост цен на товар, который является субститутом данного товара, повышает спрос на данный товар. Например, рост цен на красные гвоздики может переключить часть спроса на розовые (или белые) гвоздики, вследствие чего цена их также начнет расти. Это позволяет сделать вывод о том, что если два товара взаимозаменяемы, (являются товарами-субститутами), то между ценой на один из них и спросом на другой существует прямая связь. Рост цен на красные гвоздики привел к росту спроса на розовые гвоздики.
Наоборот, повышение цен на взаимодополняемое (комплементарное) благо сокращает спрос на него. Например, рост цен на лыжи приведет к уменьшению объема их продаж. Следствием сокращения объема продаж лыж будет падение спроса на лыжные крепления. Падение спроса на них заставит продавцов снизить их цены.
Таким образом, если два товара взаимодополняемы (комплементарны), то между ценой на один из них и спросом на другой существует обратная связь.
В нашем примере рост цен на лыжи привел к падению спроса на лыжные крепления.
Важным фактором, влияющим на спрос, является число покупателей. В реальной рыночной экономике, когда речь идет о числе покупателей, чрезвычайно важно учитывать их половозрастную структуру, средний размер семей, долю лиц пенсионного возраста и т.д.
На изменение спроса влияют
и вкусы потребителей, однако их
влияние порой довольно трудно определить
однозначно. К тому же один и тот
же фактор может оказывать разное
(нередко прямо
Спрос бывает:
- эластичным
- единичной эластичности
- неэластичным
Рассмотрим все три вида спроса.
Эластичный спрос - степень чувствительности спроса к изменению цены товара. Мерой такого изменения служит коэффициент эластичности спроса. Он определяется как отношение изменения объема спроса (количества приобретаемого товара) к изменению его цены. Выражается в процентах, обозначается буквой Е.
E=% роста или снижения объема спроса/% снижения или роста цены товара
Эластичность спроса характеризует степень зависимости объема покупаемого товара от колебания рыночных цен. Когда снижение цены вызывает такое увеличение покупок товара, что общая выручка возрастает, то говорят об эластичном спросе (эластичность больше единицы). Когда же снижение цены компенсируется объемом продаж, так, что общая выручка остается неизменной, говорят о единичной эластичности (эластичность равна единице).
Наконец, когда снижение цены товара вызывает незначительный рост спроса, а общая выручка уменьшается, следует говорить о неэластичном спросе (эластичность меньше единицы).
Эластичность спроса зависит от многих факторов: 1) наличие товаров-заменителей. Одним из самых неэластичных товаров является соль, т. к. ее нельзя ничем заменить; 2) удельный вес стоимости товара в бюджете потребителя; 3) размеры дохода покупателей. При этом цена может не меняться, изменяется платежеспособность. Чем дороже товар, тем эластичнее спрос на него; 4) качество товара. Чем выше качество, чем менее эластичен спрос; 5) степень необходимости товара. На продукты питания спрос менее эластичен, а на предметы роскоши - более эластичен; 6) размеры запасов товара; 7) потребительские ожидания.
Единичная эластичность спроса- спрос, при котором процентное сокращение в цене вызывает такое процентное увеличение количества покупаемого товара, что общий доход производителя, продавца товара остается неизменным, или, с другой стороны, такое сокращение количества покупаемого товара в ответ на увеличение цены, что доход не изменяется.
Неэластичный спрос-Слабая реакция величины спроса на изменение цены, так что относительное снижение цены приводит к меньшему относительному увеличению спроса. Следовательно, совокупный доход снижается при росте объема производства, а предельный доход становится отрицательным. Подобную цену фирма, стремящаяся к максимальной прибыли, не выберет, и цена может оказаться равновесной в конкурентной отрасли.
1. 3. Факторы, влияющие на эластичность спроса
Важным моментом, оказывающим воздействие на эластичность спроса, является наличие товаров-заменителей. Чем больше на рынке продуктов, признанных удовлетворять одну и ту же потребность, тем больше возможностей для покупателя отказаться от приобретения данного конкретного продукта в случае повышения его цены, тем выше эластичность спроса на данный товар.
Например, спрос на хлеб относительно неэластичен. В то же время спрос на
отдельные сорта хлеба является относительно эластичным, так как с повышением цены, к примеру, на бородинский хлеб покупатель может перейти на другой сорт ржаного хлеба и т.п. Спрос на сигареты, лекарства, мыло и другие подобные продукты относительно неэластичен. Однако если рассматривать эластичность по отношению к отдельным видам сигарет, сортам мыла и т.п., то она будет значительно выше.
Та же закономерность применима к изделиям, выпускаемым отдельной фирмой. Если на рынке присутствует значительное число конкурентов, выпускающих аналогичную или близкую по назначению продукцию, то спрос на продукцию этой фирмы будет относительно эластичным. В условиях совершенной конкуренции, когда много продавцов предлагают одинаковую продукцию, спрос на товар каждой отдельной фирмы будет абсолютно эластичным.
Другим важным обстоятельством, влияющим на ценовую эластичность, является фактор времени. В краткосрочном периоде спрос имеет тенденцию быть менее эластичным, чем в долгосрочном. Например, спрос на бензин со стороны индивидуальных владельцев автомобилей относительно неэластичен, и повышение цены, особенно в летний сезон, вряд ли сократит спрос. Однако можно предположить, что осенью значительная часть автовладельцев поставят свои машины в гаражи, спрос на бензин снизится, сократится объем продаж его. Кроме того, к следующему лету часть из них начнут пользоваться пригородными электричками. Несмотря на то, что спрос на бензин относительно неэластичен в обоих случаях, в долгосрочном периоде эластичность выше.