Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2011 в 16:00, курсовая работа
Сущность данной темы заключается в знании методов и владением приемами экономического анализа в современных условиях рыночной экономики, особенно для предпринимательских организаций, которые, осуществляя предпринимательскую деятельность, стремятся при ограниченности используемых ресурсов максимизировать получение прибыли.
1.Введение.
2.Сущность и задачи экономического анализа.
3.Виды экономического анализа.
4.Методы, цели и методика экономического анализа.
5.Классификация видов экономического анализа в зависимости от функций управления.
6.Система показателей экономического анализа
7.Заключение.
8.Список используемой литературы.
• относительные (проценты, удельные веса, коэффициенты, индексы) и средние статистические величины;
• способ группировки (используется для исследования зависимости в сложных явлениях, характеристика которых отражается однородными показателями и разными значениями);
• балансовый метод (соизмерение двух комплексов показателей, стремящихся к определенному равновесию);
• графический способ (построение масштабных изображений показателей и их зависимости с помощью геометрических фигур).
В специальных приемах экономического анализа раскрывается специфичность метода экономического анализа, отражается его системный, синтетический характер. Специальные методы экономического анализа используются для изучения влияния факторов на результаты хозяйствования:
• способ цепных подстановок (определение ряда промежуточных значений обобщающего показателя путем последовательной замены базисных значений факторов на отчетные);
• способ абсолютных разниц (изменение результативного признака определяется как произведение отклонения изучаемого фактора на базисное или отчетное значение другого фактора);
• процентных, или относительных, разниц (применяется для измерения влияния факторов на прирост результативного показателя);
• сокращенных подстановок (используются подстановки промежуточных произведений факторов);
• метод выявления изолированного влияния факторов (основан на вычитании результирующего признака при единственном изменяющемся факторе);
• интегральный метод (основан на логарифмическом законе перераспределения факторных нагрузок).
Цель теории экономического анализа
– изучение и совершенствование методологии
оценки, диагностики и прогнозирования
деятельности предприятия. Указанная
цель предполагает, с одной стороны, изучение
законов развития и функционирования
систем для их последующего использования
в экономическом анализе, а с другой –
выработку методов анализа, адекватных
различным состояниям, стадиям, этапам
развития систем и конкретным задачам
анализа. Цели теории экономического анализа
достигаются в результате решения задач,
к которым в первую очередь относится
задача обеспечения аналитика и менеджера
системой специальных знаний по выбору
методов, способов и приёмов экономического
анализа определённых ситуаций.
5.
Классификация видов
экономического анализа
в зависимости от функций
управления.
Каждая наука имеет свой предмет исследования, который она изучает с соответствующей целью присущими ей методами. Философия под предметом любой науки (включая и АХД) понимает какую-то часть или сторону объективной действительности, которая изучается только данной наукой. Один и тот же объект может рассматриваться различными науками. Каждая из них находит в нем специфические стороны или отношения.
Хозяйственная деятельность является объектом исследования многих наук: экономической теории, макро- и макроэкономики, управления, организации и планирования производственно-финансовой деятельности, статистики, бухгалтерского учета, экономического анализа и т.д. Экономика изучает воздействие общих, частных и специфических законов на развитие экономических процессов в конкретных условиях отрасли или отдельного предприятия. Статистика исследует количественные стороны массовых экономических явлений и процессов, которые происходят в хозяйственной деятельности. Предметом бухгалтерского учета является кругооборот капитала в процессе хозяйственной деятельности.
Он документально отражает все хозяйственные операции, процессы и связанное с ними движение средств предприятия и результаты его деятельности. Что же является предметом АХД? В специальной литературе по экономическому анализу можно встретить десятки самых разных его формулировок. Все определения предмета АХД можно сгруппировать следующим образом: а) хозяйственная деятельность предприятий; б) хозяйственные процессы и явления. При более внимательном рассмотрении этих определений можно заметить, что анализ изучает не саму хозяйственную деятельность как технологический процесс, а экономические результаты хозяйствования как следствия экономических процессов.
Поэтому в последнее время большинство исследователей этой проблемы предметом АХД считают экономические процессы, которые происходят в результате хозяйственной деятельности. Однако, как уже указывалось, хозяйственная деятельность предприятия и те процессы, что в ней происходят, являются объектом изучения многих наук. Данные определения не содержат то специфическое, что позволяет отличить АХД от других наук. Чтобы выделить ту часть или те отношения в данном объекте, которые относятся только к анализу, нужно исходить из сущности процессов хозяйственной деятельности. Процесс-это причинно-обусловленное течение событий, смена явлений, состояния объекта в соответствии с намеченной целью или результатом.
Результаты экономических процессов как следствие планируются и прогнозируются на будущее в соответствующих показателях, учитываются по мере фактического формирования и затем анализируются. Но результаты как следствия процессов являются не предметом АХД, а объектами. Предметом же экономического анализа являются причины образования и изменения результатов хозяйственной деятельности. Познание причинно-следственных связей в хозяйственной деятельности предприятий позволяет раскрыть сущность экономических явлений и на этой основе дать правильную оценку достигнутым результатам, выявить резервы повышения эффективности производства, обосновать планы и управленческие решения.
Классификация, систематизация, моделирование, измерение причинно-следственных связей является главным методологическим вопросом АХД. В зависимости от функций управления АХД разделяют по отраслевому признаку, по признаку времени, по пространственному признаку. Те в свою очередь делятся на : 1. По отраслевому признаку: Отраслевой – методика учитывает специфику отдельных отраслей экономики (промышленности, сельского хозяйства, строительства и т. д.); Межотраслевой, который является теоретической и методологической основой АХД во всех отраслях экономики.
2. По признаку времени: перспективный (предварительный)- проводится до осуществления хозяйственных операций. Он необходим для обоснования управленческих решений и планов прогнозов, предупреждения нежелательных результатов. Перспективный анализ в зависимости от временного горизонта делится на краткосрочный и долгосрочный. Краткосрочный анализ охватывает период до одного года, а долгосрочный – свыше одного года. Краткосрочный анализ используется для выработки тактической, а долгосрочный – стратегической политики предприятия в области бизнеса.
Ретроспективный (последующий, исторический)- осуществляется после свершения хозяйственных актов. Он необходим для изучения тенденций развития и контроля за выполнением оперативных планов, объективной оценки и диагностики результатов деятельности предприятия и уровня предпринимательских рисков. Ретроспективный анализ в свою очередь делится на оперативный и итоговый. Оперативный анализ проводится сразу после совершения хозяйственных операций или изменения ситуации за короткие отрезки времени. В условиях рыночной экономики роль оперативного анализа приобретает особое значение.
Итоговый анализ изучает результаты работы за отчетный период времени. Его ценность в том что деятельность предприятия изучается комплексно и всесторонне по отчетным данным за соответствующий период. Этим обеспечивается более полная и объективная оценка деятельности предприятия по использованию имеющихся возможностей.
3. По пространственному признаку: Внутрифирменный изучает деятельность только исследуемого предприятия и его структурных подразделений. Межфирменный анализ сравнивает результаты деятельности двух или более предприятий, что позволяет выявить передовой опыт, резервы, недостатки и на основе этого дать более объективную оценку эффективности деятельности, внести коррективы в стратегическую и тактическую политику предприятия.
В
процессе экономического анализа хозяйственно-
Хозяйственно-финансовая деятельность организации измеряется множеством экономических показателей, которые можно свести в определенную систему, разделив по определенным признакам:
а) стоимостные и натуральные — в зависимости от положенных в основу измерителей;
б) количественные и качественные — в зависимости от того, какая сторона явлений, операций и процессов измеряется;
в) объемные и удельные — в зависимости от применения отдельно взятых показателей или же их соотношений.
Стоимостные показатели относятся в настоящее время к числу наиболее распространенных. Использование стоимостных показателей вытекает из наличия в хозяйстве товарного производства и товарного обращения, товарно-денежных отношений. В денежном измерении выражаются, естественно, оптовый и розничный объем продаж, издержки обращения, прибыль. Денежный (стоимостный) измеритель вытекает из экономической сущности перечисленных категорий.
Натуральные показатели используются в плановой и учетно-аналитической практике организаций всех отраслей. Особенно они необходимы для контроля сохранности собственности, рациональным использованием материальных и трудовых ресурсов.
В организациях товары учитывают и анализируют не только в стоимостном, но и в натуральном выражении (по ассортименту в соответствии с установленной номенклатурой). В натуральных показателях ведется контроль и за выполнением производителями договоров поставки товаров.
Под количественными показателями при анализе понимают те, которые выражают количественную определенность явлений и могут быть получены путем непосредственного учета. Количественные показатели используют для выражения абсолютных и относительных величин, характеризующих объем производства и реализации продукции, его структуру и другие стороны работы организаций. Количественные показатели могут выражаться как в стоимостном, так и в натуральном измерителях. Так, количественными показателями являются объем реализованной продукции в рублях; выпуск продукции в килограммах, метрах; литрах; оптовый объем продаж по той или иной товарной группе в рублях и натуральных показателях; объем розничных продаж в рублях.
Качественные показатели определяют внутренние качества, признаки и особенности изучаемых явлений. Качественные показатели используют для оценки выпущенной продукции с точки зрения ее соответствия установленным требованиям (стандартам, техническим условиям, образцам), для оценки экономической эффективности трудовых и материальных затрат, а также финансовых вложений.
Большое значение сейчас приобретают показатели, характеризующие качество работы организаций. К качественным показателям работы организаций можно отнести следующие:
показатели, характеризующие ритмичность продаж;
выполнение плана продаж по заданной структуре товаров (с учетом внутригруппового ассортимента);
полное удовлетворение спроса потребителей (отсутствие случаев неудовлетворенного спроса);
изучение спроса и его прогнозирование (в связи с явлениями сезонности, изменением вкусов потребителей, изменениями моды, предложением новых товаров производителями, конструкторскими и моделирующими организациями);
сплошную или выборочную приемку товаров по качеству, препятствующую продаже некомплектных, низкосортных и недоброкачественных товаров (отсутствие претензий со стороны покупателей на низкое качество проданных товаров);
соблюдение требований санитарного надзора (особенно в торговле продовольственными товарами) и др.
Информация о работе Сущность экономического анализа, его значение и виды