Сущность экономического анализа, его значение и виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2011 в 16:00, курсовая работа

Описание работы

Сущность данной темы заключается в знании методов и владением приемами экономического анализа в современных условиях рыночной экономики, особенно для предпринимательских организаций, которые, осуществляя предпринимательскую деятельность, стремятся при ограниченности используемых ресурсов максимизировать получение прибыли.

Содержание

1.Введение.
2.Сущность и задачи экономического анализа.
3.Виды экономического анализа.
4.Методы, цели и методика экономического анализа.
5.Классификация видов экономического анализа в зависимости от функций управления.
6.Система показателей экономического анализа
7.Заключение.
8.Список используемой литературы.

Работа содержит 1 файл

Введение.doc

— 197.50 Кб (Скачать)

  • относительные (проценты, удельные веса, коэффициенты, индексы) и средние статистические величины;

  • способ группировки (используется для исследования зависимости в сложных явлениях, характеристика которых отражается однородными показателями и разными значениями);

  • балансовый метод (соизмерение двух комплексов показателей, стремящихся к определенному равновесию);

  • графический способ (построение масштабных изображений показателей и их зависимости с помощью геометрических фигур).

  В специальных  приемах экономического анализа  раскрывается специфичность метода экономического анализа, отражается его  системный, синтетический характер. Специальные методы экономического анализа используются для изучения влияния факторов на результаты хозяйствования:

  • способ цепных подстановок (определение ряда промежуточных значений обобщающего показателя путем последовательной замены базисных значений факторов на отчетные);

  • способ абсолютных разниц (изменение результативного признака определяется как произведение отклонения изучаемого фактора на базисное или отчетное значение другого фактора);

  • процентных, или относительных, разниц (применяется для измерения влияния факторов на прирост результативного показателя);

  • сокращенных подстановок (используются подстановки промежуточных произведений факторов);

  • метод выявления изолированного влияния факторов (основан на вычитании результирующего признака при единственном изменяющемся факторе);

  • интегральный метод (основан на логарифмическом законе перераспределения факторных нагрузок).

           Цель теории экономического анализа – изучение и совершенствование методологии оценки, диагностики и прогнозирования деятельности предприятия. Указанная цель предполагает, с одной стороны, изучение законов развития и функционирования систем для их последующего использования в экономическом анализе, а с другой – выработку методов анализа, адекватных различным состояниям, стадиям, этапам развития систем и конкретным задачам анализа. Цели теории экономического анализа достигаются в результате решения задач, к которым в первую очередь относится задача обеспечения аналитика и менеджера системой специальных знаний по выбору методов, способов и приёмов экономического анализа определённых ситуаций. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    5. Классификация видов экономического анализа в зависимости от функций управления. 

            Каждая наука имеет свой предмет исследования, который она изучает с соответствующей целью присущими ей методами. Философия под предметом любой науки (включая и АХД) понимает какую-то часть или сторону объективной действительности, которая изучается только данной наукой. Один и тот же объект может рассматриваться различными науками. Каждая из них находит в нем специфические стороны или отношения.

            Хозяйственная деятельность является объектом исследования многих наук: экономической теории, макро- и макроэкономики, управления, организации и планирования производственно-финансовой деятельности, статистики, бухгалтерского учета, экономического анализа и т.д. Экономика изучает воздействие общих, частных и специфических законов на развитие экономических процессов в конкретных условиях отрасли или отдельного предприятия. Статистика исследует количественные стороны массовых экономических явлений и процессов, которые происходят в хозяйственной деятельности. Предметом бухгалтерского учета является кругооборот капитала в процессе хозяйственной деятельности.

              Он документально отражает все хозяйственные операции, процессы и связанное с ними движение средств предприятия и результаты его деятельности. Что же является предметом АХД? В специальной литературе по экономическому анализу можно встретить десятки самых разных его формулировок. Все определения предмета АХД можно сгруппировать следующим образом: а) хозяйственная деятельность предприятий; б) хозяйственные процессы и явления. При более внимательном рассмотрении этих определений можно заметить, что анализ изучает не саму хозяйственную деятельность как технологический процесс, а экономические результаты хозяйствования как следствия экономических процессов.

            Поэтому в последнее время большинство исследователей этой проблемы предметом АХД считают экономические процессы, которые происходят в результате хозяйственной деятельности. Однако, как уже указывалось, хозяйственная деятельность предприятия и те процессы, что в ней происходят, являются объектом изучения многих наук. Данные определения не содержат то специфическое, что позволяет отличить АХД от других наук. Чтобы выделить ту часть или те отношения в данном объекте, которые относятся только к анализу, нужно исходить из сущности процессов хозяйственной деятельности. Процесс-это причинно-обусловленное течение событий, смена явлений, состояния объекта в соответствии с намеченной целью или результатом.

            Результаты экономических процессов как следствие планируются и прогнозируются на будущее в соответствующих показателях, учитываются по мере фактического формирования и затем анализируются. Но результаты как следствия процессов являются не предметом АХД, а объектами. Предметом же экономического анализа являются причины образования и изменения результатов хозяйственной деятельности. Познание причинно-следственных связей в хозяйственной деятельности предприятий позволяет раскрыть сущность экономических явлений и на этой основе дать правильную оценку достигнутым результатам, выявить резервы повышения эффективности производства, обосновать планы и управленческие решения.

              Классификация, систематизация, моделирование, измерение причинно-следственных связей является главным методологическим вопросом АХД. В зависимости от функций управления АХД разделяют по отраслевому признаку, по признаку времени, по пространственному признаку. Те в свою очередь делятся на : 1. По отраслевому признаку: Отраслевой – методика учитывает специфику отдельных отраслей экономики (промышленности, сельского хозяйства, строительства и т. д.); Межотраслевой, который является теоретической и методологической основой АХД во всех отраслях экономики.

             2. По признаку времени: перспективный (предварительный)- проводится до осуществления хозяйственных операций. Он необходим  для обоснования управленческих решений и планов прогнозов, предупреждения нежелательных результатов. Перспективный анализ в зависимости от временного горизонта делится на краткосрочный и долгосрочный. Краткосрочный анализ охватывает период до одного года, а долгосрочный – свыше одного года. Краткосрочный анализ используется для выработки тактической, а долгосрочный – стратегической политики предприятия в области бизнеса.

              Ретроспективный (последующий, исторический)- осуществляется после свершения хозяйственных актов. Он необходим для изучения тенденций развития и контроля за выполнением оперативных планов, объективной оценки и диагностики результатов деятельности предприятия и уровня предпринимательских рисков. Ретроспективный анализ в свою очередь делится на оперативный и итоговый. Оперативный анализ проводится сразу после совершения хозяйственных операций или изменения ситуации за короткие отрезки времени. В условиях рыночной экономики роль оперативного анализа приобретает особое значение.

           Итоговый анализ изучает результаты работы за отчетный период времени. Его ценность в том что деятельность предприятия изучается комплексно и всесторонне по отчетным данным за соответствующий период. Этим обеспечивается более полная и объективная оценка деятельности предприятия по использованию  имеющихся возможностей.

               3. По пространственному признаку: Внутрифирменный изучает деятельность только исследуемого предприятия и его структурных подразделений. Межфирменный анализ сравнивает результаты деятельности двух или более предприятий, что позволяет выявить передовой опыт, резервы, недостатки и на основе этого дать более объективную оценку эффективности деятельности,  внести коррективы в стратегическую и тактическую политику предприятия.

6.Система показателей экономического анализа

 

      В процессе экономического анализа хозяйственно-финансовой деятельности приходится постоянно иметь дело с системой показателей. Экономические показатели — это микромодели экономических явлений. Отражая динамику и противоречия происходящих процессов, они подвержены изменениям и колебаниям и могут приближаться или отдаляться от своего главного предназначения — измерения и оценки сущности экономического явления. Поэтому аналитик должен всегда помнить о цели и задачах исследования и использовать показатели для описания и оценки конкретных аспектов деятельности организации.

      Хозяйственно-финансовая деятельность организации измеряется множеством экономических показателей, которые можно свести в определенную систему, разделив по определенным признакам:

      а) стоимостные и натуральные — в зависимости от положенных в основу измерителей;

      б) количественные и качественные — в зависимости от того, какая сторона явлений, операций и процессов измеряется;

      в) объемные и удельные — в зависимости от применения отдельно взятых показателей или же их соотношений.

      Стоимостные показатели относятся в настоящее время к числу наиболее распространенных. Использование стоимостных показателей вытекает из наличия в хозяйстве товарного производства и товарного обращения, товарно-денежных отношений. В денежном измерении выражаются, естественно, оптовый и розничный объем продаж, издержки обращения, прибыль. Денежный (стоимостный) измеритель вытекает из экономической сущности перечисленных категорий.

      Натуральные показатели используются в плановой и учетно-аналитической практике организаций всех отраслей. Особенно они необходимы для контроля сохранности собственности, рациональным использованием материальных и трудовых ресурсов.

      В организациях товары учитывают и анализируют не только в стоимостном, но и в натуральном выражении (по ассортименту в соответствии с установленной номенклатурой). В натуральных показателях ведется контроль и за выполнением производителями договоров поставки товаров.

      Под количественными показателями при анализе понимают те, которые выражают количественную определенность явлений и могут быть получены путем непосредственного учета. Количественные показатели используют для выражения абсолютных и относительных величин, характеризующих объем производства и реализации продукции, его структуру и другие стороны работы организаций. Количественные показатели могут выражаться как в стоимостном, так и в натуральном измерителях. Так, количественными показателями являются объем реализованной продукции в рублях; выпуск продукции в килограммах, метрах; литрах; оптовый объем продаж по той или иной товарной группе в рублях и натуральных показателях; объем розничных продаж в рублях.

      Качественные  показатели определяют внутренние качества, признаки и особенности изучаемых явлений. Качественные показатели используют для оценки выпущенной продукции с точки зрения ее соответствия установленным требованиям (стандартам, техническим условиям, образцам), для оценки экономической эффективности трудовых и материальных затрат, а также финансовых вложений.

      Большое значение сейчас приобретают показатели, характеризующие качество работы организаций. К качественным показателям работы организаций можно отнести следующие:

показатели, характеризующие ритмичность продаж;

выполнение  плана продаж по заданной структуре  товаров (с учетом внутригруппового ассортимента);

полное  удовлетворение спроса потребителей (отсутствие случаев неудовлетворенного спроса);

изучение  спроса и его прогнозирование (в связи с явлениями сезонности, изменением вкусов потребителей, изменениями моды, предложением новых товаров производителями, конструкторскими и моделирующими организациями);

сплошную  или выборочную приемку товаров  по качеству, препятствующую продаже некомплектных, низкосортных и недоброкачественных товаров (отсутствие претензий со стороны покупателей на низкое качество проданных товаров);

соблюдение  требований санитарного надзора (особенно в торговле продовольственными товарами) и др.

Информация о работе Сущность экономического анализа, его значение и виды