Сущность экономического анализа, его значение и виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2011 в 16:00, курсовая работа

Описание работы

Сущность данной темы заключается в знании методов и владением приемами экономического анализа в современных условиях рыночной экономики, особенно для предпринимательских организаций, которые, осуществляя предпринимательскую деятельность, стремятся при ограниченности используемых ресурсов максимизировать получение прибыли.

Содержание

1.Введение.
2.Сущность и задачи экономического анализа.
3.Виды экономического анализа.
4.Методы, цели и методика экономического анализа.
5.Классификация видов экономического анализа в зависимости от функций управления.
6.Система показателей экономического анализа
7.Заключение.
8.Список используемой литературы.

Работа содержит 1 файл

Введение.doc

— 197.50 Кб (Скачать)

   Экономический  анализ как наука представляет  собой систему специальных знаний, связанную:

а) с исследованием  экономических процессов в их взаимосвязи, складывающихся под воздействием объективных экономических законов  и факторов субъективного порядка;

б) с научным  обоснованием бизнес-планов, с объективной  оценкой их выполнения;

в) с выявлением положительных и отрицательных  факторов и количественным измерением их действия;

г) с раскрытием тенденций и пропорций хозяйственного развития, с определением неиспользованных внутрихозяйственных резервов;

д) с обобщением опыта, с принятием оптимальных  управленческих решений.

   Исходя  из многообразия происходящих  экономических процессов выделяют  различные предметные области  экономического анализа.

Обычно в качестве таковых выделяют:

- проектные решения

- инвестиционную  деятельность

- финансовую  деятельность

- производственную  деятельность

- иные предметные  области анализа

   В зависимости  от конкретных задач экономический  анализ может быть текущим,  перспективным, оперативным и т.п. 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 

 
 
 

 
 

 
 

 
 
 
 
 
 

Такое деление  обусловлено спецификой решаемых задач  различными потребителями информации: собственниками предприятия, инвесторами, поставщиками, покупателями, налоговыми органами, персоналом предприятия, его администрацией, консультантами и др.

   Экономический  анализ, как одна из разновидностей  анализа вообще, представляет собой  систематизированную совокупность  аналитических процедур, имеющих целью получение заключений, выводов и рекомендаций экономического характера в отношении некоторого объекта. Объекты анализа могут быть исключительно разнородными – страна, рынок, предприятие, инвестиционный проект, технологическая линия, себестоимость, цена и т.п. Этим отчасти обуславливается существование различных трактовок данного термина.

   Под  экономическим анализом в широком смысле можно понимать, анализ в экономике как совокупность отношений, возникающих в процессе производства, обмена, распределения и потребления благ. Иными словами, этот термин даёт обобщённую характеристику аналитических процедур вообще, заключающихся в использовании некоторых моделей и методов, применяемых для оценки, осмысления и обоснования явлений или действий в экономике. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Виды экономического анализа. 

   В основу  видового деления экономического  анализа положены следующие основные  признаки:

 - принципы и цели анализа;

- задачи анализа;

- объект анализа;

- предмет анализа;

- субъект анализа;

 - актуальность экономического анализа;

- границы экономического  анализа;

- степень новизны  анализа;

- степень периодичности  анализа;

- место экономического  анализа в системе планирования;

- локальный  или комплексный характер анализа;

- степень объединения анализируемых общих функций (экономико-финансовый, технико-экономический, социально-экономический, функционально-стоимостный анализ);

- степень автоматизации  аналитических операций.

   Экономический  анализ можно классифицировать, по видам на основе следующих признаков:

- по сфере  охвата (или в зависимости от  объекта) экономический анализ  может быть международным (в  масштабе сравнительного анализа  экономик разных стран), анализом экономики страны, региона, группы отраслей или отдельной отрасли, предприятия, цеха, на уровне участка, рабочего места. Одно из главных мест, занимает экономический анализ организации (предприятия) – основного субъекта рыночной экономики, производящего материальную продукцию;

- с точки  зрения предмета можно рассматривать  экономический анализ конкретных фондов (основных, оборотных), анализ трудовых ресурсов, ценных бумаг, финансовых средств и т.д.;

- с точки  зрения субъекта экономический  анализ может быть проведён  управлениями, отделами анализа  и планирования министерств, ведомств, организаций, цехов и служб;

- по временному  периоду выделяют ретроспективный,  тактический, текущий, оперативный  и перспективный (прогнозный) анализ;

- по периодичности  проведения экономический анализ  может быть ежедневным, ежемесячным,  ежеквартальным, ежегодным и т.д.;

- в зависимости от занимаемого места в системе планирования экономический анализ может быть: а) предплановым, б) осуществляемым в процессе выполнения плана и в) послеплановым;

- с точки  зрения конечных целей экономический  анализ можно рассматривать как анализ экономического состояния предприятия в предплановый период, анализ обоснованности разработки бизнес-плана, анализ факторов, резервов и недостатков экономического развития предприятия;

- по степени  анализа общих функций рассматривают финансово-экономический, организационно-экономический, технико-экономический, социально-экономический, функционально-стоимостный анализ и т.д.

- по систематической  комплектности производимого анализа  различают локальный, или тематический, и комплексный, или многотемный, экономический анализ;

- по количеству  анализируемых факторов экономический  анализ может быть однофакторным  или многофакторным;

- по используемым  в экономическом анализе методам  различают элементарные методы, методы  статистического анализа средней сложности и сложные методы экономико-математического анализа;

- по степени  автоматизации аналитических работ  можно выделить анализ с использованием  простых расчётов на калькуляторах  или сложных расчётов с использованием  компьютерных программ;

- по времени  охвата данных экономический  анализ может быть краткосрочным  (обычно до одного года), среднесрочным  (от одного года до трёх лет), долгосрочным (более трёх лет).

   В зависимости от степени охвата и количества исследуемых явлений и факторов экономический анализ может быть элементарным и комплексным

, а в зависимости  от масштаба исследуемого объекта  выделяют макро- и микроэкономический анализ. Например, при элементарном экономическом анализе можно построить такую простую функцию, как объём производства, зависящий от произведения двух показателей: производительности труда или численности занятости или фондоотдачи основных фондов и общей их стоимости. В данном случае речь идёт в основном о микроэкономическом анализе в масштабах участков, цехов, предприятия или объединения в целом.

   Цель  элементарного экспресс-анализа  – получение топменеджерами предприятия  необходимой информации, возможно, даже не очень точной, однако  в максимально короткие сроки.  Элементарный анализ проводят  в тех случаях, когда главным условием является фактор времени, т.е. тогда, когда требуется принятие немедленных решений. Например, полная информация о срыве сроков поставок продукции покупателю как о свершившимся факте бесполезна по сравнению с краткой информацией о возможной угрозе срыва сроков поставок.

   Актуальность  экономического анализа означает, что анализ проводится в конкретное  и определённое время и в  определённом месте. Например, запоздавшая  информация о срыве поставок  продукции  малоценна по сравнение  с тем, если бы она поступила до срыва поставок. Экономический анализ не может быть безразмерным, т.е. он должен быть проведён в определённом формате или в определённых границах, например в границах предприятия, цеха. Новизна проводимого анализа заключается в использовании новых методов, приёмов, программных компьютерных средств, которые ранее не использовались в исследовании.

   Экономический анализ носит локальный и комплексный характер. При локальном анализе исследование осуществляется по отдельным направлениям, объектам, предметам, факторам анализа. При комплексном анализе исследование проводится по всему комплексу производственного процесса – от закупок сырья, материалов, включая производственный процесс изготовления, и до реализации продукции. При этом разрабатывается программа многофакторного экономического анализа. В результате комплексного анализа оформляется база данных для разработки бизнес-плана развития предприятия, готовится годовой или другой периодичности отчёт работы предприятия в целом Локальный или комплексный анализ может быть проведён методами сплошного или выборочного охвата анализируемых явлений. Например, анализ качества продукции при сплошном охвате проводится по всем деталям или изделиям, что существенно увеличивает стоимость контрольных операций, а при выборочном 10%-ном методе с определённой долей вероятности контроль проводится по каждым десяти изделиям из партии в 100 изделий.

    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  4. Методы, цели и методика экономического анализа.

  Принципы  метода экономического анализа: сравнение, детализация, элиминирование, использование объективный основ взаимосвязи экономических показателей.

  Методологическую  основу экономического анализа предприятия  представляет моделирование характера  взаимосвязи результативного показателя с показателями-факторами.

  Метод экономического анализа представляет собой системное, комплексное изучение, измерение  и обобщение влияния факторов на результаты деятельности предприятия  путем обработки специальными и  традиционными приемами системы  показателей с целью повышения эффективности производства.

  Характерными  особенностями метода являются: определение  системы показателей, характеризующих  хозяйственную деятельность; установление соподчиненности показателей с  выделением совокупных результативных факторов и факторов, на них влияющих; выявление формы взаимосвязи между факторами; выбор приемов и способов для изучения взаимосвязи; количественное измерение влияния факторов на совокупный показатель.

  Совокупность  приемов и способов, которые применяются  при изучении хозяйственных процессов, составляет методику экономического анализа.

  Методика  экономического анализа базируется на пересечении трех областей знаний: экономики, статистики и математики.

  К экономическим  методам анализа относят: сравнение, группировку, балансовый и графический методы.

  Статистические  методы включают в себя использование  средних и относительных величин, индексный метод, корреляционный и  регрессивный анализ и др.

  Математические  методы можно разделить на три  группы: методы моделирования (матричные методы, теория производственных функций, теория межотраслевого баланса); методы математического программирования (линейное, нелинейное, динамическое программирование); методы исследования операций (теория графов, теория игр, теория массового обслуживания).

  Методы  экономического анализа находят  свое практическое отображение в  конкретных приемах или инструментах. Среди них можно выделить традиционные приемы, которые широко применяются  и в других дисциплинах для  обработки и изучения информации, и нетрадиционные (специальные) приемы экономического анализа.

  К традиционным приемам относятся:

  • сравнение (сопоставление изучаемых данных и фактов хозяйственной жизни);

Информация о работе Сущность экономического анализа, его значение и виды