Сущность и структура современной финансовой системы в Республики Казахстан и тенденции ее развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 18:03, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является раскрытие сущности и структуры современной финансовой системы в Республики Казахстан и тенденции ее развития
Исходя из поставленной цели, попытаемся выполнить следующие задачи:
• рассмотреть понятие финансовой системы
• исследовать государственный бюджет РК
• рассмотреть контроль и управление финансами

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 59.80 Кб (Скачать)

Вместе  с тем, как и в других странах  с переходной экономикой, развитие бюджетной сферы за последние  годы у нас сдерживалось снижением  уровня государственных доходов, как  следствие жесточайшего кризиса  и высокой инфляции в предыдущие годы, ухудшения финансового состояния  и финансовой дисциплины, прежде всего, на государственных предприятиях, слабого  налогового администрирования и сложностей с налогообложением растущего частного сектора. К примеру, доходы государственного бюджета к уровню ВВП снизились с 22,3% а 2003 году до 16,9% в 2006 году, в том числе налоговых поступлений с 15,6% до 11% к ВВП.

Основная  доля налоговых поступлений в 2006 году была обеспечена за счет налогов  с потребителей – 40,7% к общей сумме  налогов.

В 2007 году доходы бюджета составят 15,3% к ВВП, в том числе налоговые - 11,7%, в 2008 год соответственно - 16,4% и 12,2% к уровню ВВП.

Для решения  крупных проблем, относящихся к  общей политике в области государственных  расходов, в 2006 году были начаты крупномасштабные реформы: по оптимизации сети и структуры  социальной сферы, реорганизации системы  центральных и местных исполнительных органов, реформированию жилищно-коммунального  хозяйства, социальной защиты и пенсионного  обеспечения населения.

Приоритетными направлениями расходования государственных  средств будут образование, здравоохранение, социальное страхование и обеспечение. В целом, доля расходов на социальные программы по проекту бюджета  на 1998 год составила 61,5% всех расходов государства.

Для решения  социальных задач республики в 2007 году правительством Республики Казахстан  были предприняты серьезные шаги по укреплению доходной части государственного бюджета. Основными направлениями  в данной области явились усиление контроля за поступлениями налогов  и работа с отдельными налогоплательщиками, совершенствование методов администрирования  за сбором налогов, модернизация и компьютеризация  налоговых служб республики. Однако эти меры не дали быстрого эффекта  и в 2006 году финансовые возможности  государственного бюджета были ограничены. В этой связи, основной акцент в бюджетной  политике этого года был направлен  на более эффективное управление государственной собственностью, рациональное использование государственных  финансов, усиление контроля за целевым расходованием средств налогоплательщиков. Работа в этом направлении будет проводиться постоянно и систематически.

Несмотря  на дополнительную нагрузку на государственный  бюджет в связи с реформированием  системы пенсионного обеспечения  и появлением весомых расходов по обслуживанию госдолга, правительство  выделило в бюджете 2006 года значительно  большую сумму для инвестиционных программ, чем в предыдущих годах. Если в 2007 году бюджетные инвестиции предусматривались в размере 19,9 млрд. тенге, то в следующем из бюджета  в приоритетные инвестиционные проекты  за счет внешних источников было направлено 34 млрд. тенге, или около 400 млн. долл., что, в свою очередь, стимулировало  значительный рост платежеспособного  спроса и подъем экономики республики.

Основными приоритетами государственной инвестиционной программы являются развитие социальной и производственной инфраструктуры, а также активизация жилищного  строительства. В. перечень инвестиционных проектов входят проекты по реабилитации системы образования, развитию дорожной сети, реконструкции ирригационных  систем и систем водоснабжения. Финансирование проектов предусматривается за счет средств государственного бюджета, а также за счет средств, предоставляемых  иностранными донорами.

Начиная с 1998 года, Министерство финансов отказывается от прямых кредитов Национального Банка. Для финансирования дефицита бюджета  в 1998 году были использованы только неинфляционные источники и рыночные методы заимствования  на внутренних и внешних финансовых рынках.

В 1997 году не было допущено ни одного дефолта  по государственным финансовым обязательствам, что серьезно укрепило имидж нашей  страны как надежного партнера в  международных делах. Впервые в  истории Казахстана в ноябре 1996 года ему присвоен международный кредитный  рейтинг, позволивший уже через  месяц осуществить уверенную  дебютную эмиссию евробондов в сумме 200 млн. долл. США на мировых финансовых рынках.

По уровню привлечения прямых иностранных  инвестиций на душу населения республика уверенно входит в первую пятерку  центрально- и восточноевропейских стран, а также СНГ. Совокупный приток прямых иностранных инвестиций, по данным Европейского банка реконструкции и развития, в экономику Казахстана за период 1989-1996 гг. составил 2761 млн. долл. США. К сожалению, в ближайшем будущем на внутренние ресурсы полагаться не приходится. Нужны передовой опыт, новые технологии и ноу-хау, управленческий и маркетинговые навыки. Вот почему мы прилагаем много усилий для создания благоприятного инвестиционного климата в стране.

Можно подчеркнуть, что Казахстан имеет  в настоящее время достаточно совершенную законодательную и  институциональную базу для эффективного привлечения и использования  иностранных инвестиций. Мы имеем  сегодня наиболее либеральный налоговый  режим по сравнению с другими  государствами СНГ, ограниченное число  налогов – их всего 11 против 45, существующих в старом налоговом законодательстве. 1Немаловажное значение имеет и то, что реформы в республике движутся вперед. По оценкам Всемирного Банка, Казахстан является инициатором  и лидером среди стран СНГ  в проведении реформ.

Привлекая инвестиции в экономику страны, мы решаем и еще одну важную социальную проблему – сохранение занятости  населения. Это весьма актуально  для Казахстана, поскольку в 1996 году статистическими органами республики признано официально безработными – 391,7 тыс. чел. или 4,1% от экономически активного  населения.

Еще один фактор – это структурные реформы. Согласно планам правительства, все  радикальные реформы должны быть завершены в ближайшие два  года. Транзитный статус казахстанской  экономики, движущейся от административной системы к рыночной, перейдет в  разряд более устоявшихся. Для этого  есть все условия. Это и законодательная  база рынка, и инвестиционные пакеты, и способ организации бюджетной, налоговой, валютной и антиинфляционной политики, и, наконец, способ организации  самих отношений не только в экономике, но и в обществе. В республике создан достаточно прочный задел  для устойчивого роста экономики  в будущем.

2.3 Пути улучшения финансовой системы 

Одной из актуальнейших и принципиально  важных проблем сегодня является укрепление финансовой системы и  обеспечение выхода национальной экономики  на траекторию роста и социального  развития. Это требует консолидации усилий как государственного аппарата, так и всей общественности, интеллектуального  потенциала ученых и целенаправленной энергии предпринимателей. Именно от общих усилий и результативных действий зависит предоставление необратимости  тем позитивным сдвигам, которые  впервые достигнуты на пути стабилизации экономики и выхода ее из кризиса.

Перспективы развития финансовой системы на этапе  рыночного построения экономики  и пути ее кадрового и профессионального  обеспечения должны рассматриваться  в контексте их роли и влияния  на функционирование нашего общества. Общеизвестно, что финансы в экономике  по своему значению равноценны кровеносной  системе организма. Они создают  тесное переплетение специфических  финансовых сфер, как то – бюджет, казначейство, налогообложение, социальная защита, банковское дело или кредит, если и будут доведены даже до идеального состояния, не могут позитивно влиять на экономику, поскольку это отдельные  звенья единой цепи. Их необходимо усовершенствовать  одновременно.

Такой подход к решению назревших проблем  требует концентрации внимания в  разрезе двух плоскостей: оценки совершенствования  имеющейся в наличии финансовой системы и механизмов ее функционирования соответственно современных нужд и  оценки профессионализма персонала  финансовых служб и их способности  к реализации этих заданий. Ведь учреждения финансовой системы – это не абстрактные  формирования, они представлены людьми, которые на своих плечах несут  нелегкую ношу современных финансовых проблем. Только профессионализм и  ответственность – залог успеха в формировании управления финансами  и повышении эффективности влияния  финансовой системы на социально-экономическое  развитие общества.

Заключение 

Финансовая  система является системой интеграционного  типа, характеризуется тесной связью входящих в нее элементов (подсистем) и тем, что ни одна из ее подсистем  не может существовать самостоятельно: финансы, с одной стороны, выражают часть производственных отношений  и поэтому выступают элементом  системы этих отношений, с другой — представляют систему, состоящую  из взаимосвязанных элементов, имеющих  свои функциональные свойства. В финансах можно назвать в качестве функциональных подсистем такие, как налоговая, бюджетная, финансовых планов (прогнозов), сметного финансирования, финансовых показателей и др.

Помимо  функционального критерия классификации  финансовой системы применяется  классификация по признаку субъектов  финансов (участвующих в финансовых отношениях), что позволяет разграничить финансовую систему по звеньям.

Звенья  как соподчиненный ряд классификации  содержат элементы высшего разряда: финансовые отношения, финансовые фонды, управляющий аппарат. Такое свойство систематизации придает финансовой системе интеграционный характер.

В рыночных отношениях функционирование экономики  товарно-денежные отношения регулируются государством в гораздо меньшей  степени. Основные регуляторы — спрос  и предложение товаров, работ, услуг. Вне товарных отношений финансы  существовать не могут. Только при обмене произведенных товаров, услуг, их реализации за определенный денежный эквивалент у товаропроизводителей образуется денежная выручка. Из выручки от реализации продукции, работ, услуг должны быть выделены соответствующие фонды  денежных средств, которые направляются на возмещение израсходованных средств  производства, оплату труда. А стоимость  прибавочного продукта должна быть распределена на части, удовлетворяющие экономическим  интересам всех участников общественного производства, воспроизводственной сферы, нетрудоспособных членов общества, для создания страховых фондов и ресурсов.

Для осуществления  переориентации экономики необходимы крупные финансовые вложения, поэтому  важными проблемами являются изыскание  источников структурных преобразований, определение соотношения между  средствами государства в виде бюджетных  ассигнований и собственными средствами предприятий.

Государственный бюджет в качестве инструмента управления экономикой оказывает интегрированное  воздействие на общественное производство как фин.документ, как экономический  рычаг; и как стимул.

Государственный бюджет является центральным звеном финансовой системы. В нем находят  взаимосвязь различные виды доходов, расходов и государственные займы. Доходная часть содержит перечень поступающих  средств, а расходная - объединяет все  виды производимых займов. Т.е. госбюджет - это экономическая категория, которая  выражает производственные отношения  в денежной форме, возникающие между  государством и другими участниками  общественного производства в процессе распределения и перераспределения  стоимости общественного продукта.

Государственный бюджет является инструментом осуществления  государственной политики и основным источником денежных средств для  реализации намеченных программ. Формирование доходной части имеет в настоящее  время немало проблем, поэтому частые корректировки налогового законодательства, усугубляющие положение предприятий, негативным образом влияют на процесс  производства, а значит, на состояние  госбюджета. Важным вопросом при составлении  госбюджета являются направления расходования бюджетных средств, связанные с  проведением финансово-бюджетной  политики.

На уровне микроэкономики структуру финансовой системы составляют первичные финансы - на предприятиях и в домашних хозяйствах. Их финансовая деятельность включает два момента: образование денежных средств (что происходит посредством  начального распределения доходов) и расходование таких средств. Доходы и расходы сбалансируются (уравновешиваются) следующим образом. На предприятиях состояние финансов отражается в счете прибылей и убытков (затрат). В домашнем хозяйстве полученные доходы (от использования факторов производства) сопоставляются с расходами (затратами на текущее потребление и сбережения).

Первичные финансы на уровне макроэкономики служат базой вторичных финансов государства. Они образуются в результате последующего распределения (или перераспределения) доходов главным образом с  помощью налогов. Налоги - обязательные платежи предприятий и населения, которые государство взимает  с учетом величины первичных доходов.

Информация о работе Сущность и структура современной финансовой системы в Республики Казахстан и тенденции ее развития