Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 18:03, курсовая работа
Целью исследования является раскрытие сущности и структуры современной финансовой системы в Республики Казахстан и тенденции ее развития
Исходя из поставленной цели, попытаемся выполнить следующие задачи:
• рассмотреть понятие финансовой системы
• исследовать государственный бюджет РК
• рассмотреть контроль и управление финансами
ВВЕДЕНИЕ
Надежная финансовая система является стержнем в развитии и успешного функционирования рыночной экономики и необходимой предпосылкой роста и стабильности экономики в целом. Эта система является основой, мобилизующей и распределяющей сбережения общества и облегчающей его повседневные операции. Следовательно, хотя структурный переход от в основном централизованно планируемой и контролируемой экономики к экономике, функционирующей в соответствии с рыночными принципами, включает в себя многие элементы, самое важное - создать надежную финансовую систему. После того, как создана надежная финансовая система, могут развиваться рынки денег и капитала, особенно первичный и вторичный рынки национальных государственных ценных бумаг.
Финансы объективно необходимы, их необходимость обусловлена существованием товарного производства, обращения, а также действием закона стоимости. Денежные отношения, складывающиеся между предприятиями в их хозяйственной деятельности, опосредует кругооборот фондов в процессе производства. Материальной основой финансов является производство.
Изучение экономической структуры любого общества современного государства невозможно без анализа финансовой системы, представляющем собой совокупность финансовых отношений и регулирующих их институтов.
Финансовые
отношения представляют собой важную
составную часть общих
Финансовая
система охватывает многочисленные
институты государственных
В работе использованы научные труды отечественных и зарубежных ученых; богатый мировой опыт функционирования финансово-кредитных систем стран с развитой и развивающейся рыночной экономикой, принципы системности и развития.
В Казахстане за десять лет независимости полностью изменилась система экономических и социальных отношений. Со времени начала в 1994 году глобальных экономических реформ в значительной мере достигнута финансовая стабилизация, близится к завершению приватизация всей государственной собственности, наметился подъем производства
В свою
очередь, это позволило заложить
прочный фундамент обеспечения
финансовой стабилизации экономики: созданы
реальные предпосылки привлечения
инвестиций, способствующие умеренному
экономическому росту, подъему и
структурной перестройке
Целью
исследования является раскрытие сущности
и структуры современной
Исходя из поставленной цели, попытаемся выполнить следующие задачи:
• рассмотреть понятие финансовой системы
• исследовать государственный бюджет РК
• рассмотреть
контроль и управление финансами
I глава.
Теоретические аспекты
1.1 Понятие
финансовой системы
Финансовая
система государства
В юридическом
смысле под финансовой системой понимается
совокупность финансовых учреждения государства
(финансовое ведомство и его подразделения,
налоговые органы, государственные
банки, государственные страховые
компании). Финансовая система РК носит
рыночный характер и обычно состоит
из пяти звеньев: государственный бюджет,
местные финансы, специальные фонды,
финансы государственных
Финансовая система может быть построена на принципе единства, либо на принципе относительной автономности институтов финансовой системы.
Общественные
отношения, выступающие предметом
финансового права в целом, так
и отдельных его институтов, в
частности, являются финансово-экономическими
отношениями. Определенные группы этих
отношении образуют институты финансовой
системы (финансово-экономические
Финансовая система предполагает:
1. финансовое устройство;
2. правовые основы денежной системы;
3. управление в области финансов;
4. финансовое планирование;
5. финансовый контроль
Принципы организации финансовой системы можно определить так:
1 ) финансы
любой страны носят
2) институт,
посвященный организации
3) управление
в области финансов всегда
носит организационный
4) финансовое планирование роста дается на бюджетное планирование, банковское планирование, планирование финансов государственных предприятий и организаций.
5) финансовый
контроль принимает виды
Финансовая
система государства
1. Совокупность финансовых отношений.
2. Совокупность фондов денежных средств.
3. Финансовый аппарат управления.
Финансовые отношения представляют собой совокупность экономических отношений, возникающих между государством, предприятиями. организациями, отраслями, отдельными гражданами в связи с движением денежных фондов.
Например: финансовые отношения между государством и предприятием - это взнос платежей в бюджет (налоги, прибыль), а также дотации и кредиты.
финансовые отношения между предприятиями - это долевое участие в создании совместных предприятий; взаимное кредитование: купля-продажа ценных бумаг.
финансовые отношения между предприятием и его работниками -это движение фонда материального труда (зарплата, дивиденды, премии).
финансовые отношения между предприятием и кредитной системой осуществляют при оплате процентов за предоставление кредитов.
финансовые отношения между государством и населением - это уплата подоходного налога; откладывание средств на лицевые счета, получение ссуд.
Финансовая система представлена централизованными финансами с
децентрализованными финансами.
Централизованные (общегосударственные) финансы:
бюджет (республиканский и местный);
специальные внебюджетные фонды (пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонд содействия занятости населения, дорожный фонд, инвестиционный и др.).
Децентрализованные финансы:
- финансы
предприятий и организаций
- финансы
населения (уплата подоходного
налога, получение материальных
и нематериальных благ, оплачиваемые
услуги, оплата труда за исключение
товаров в кооперативах и
Финансовая система РК носит рыночный характер, обычно состоит из пяти звеньев: государственный бюджет, местные финансы, специальные фонды, финансы государственных банков, финансы государственных предприятий и корпораций.
По определению,
финансовая система - это совокупность
финансовых отношений. По природе своей
финансовые отношения являются распредeлительными,
причем распределение стоимости
осуществляется прежде всего по субъектам.
Субъекты формируют денежные фонды
целевого назначения в зависимости
от того, какую роль они играют в
общественном производстве: являются
ли непосредственными его
Внутри
каждой из названных сфер выделяются
звенья, причем группировка финансовых
отношений осуществляется в зависимости
от характера деятельности субъекта,
оказывающей определяющее влияние
на состав и назначение целевых денежных
фондов. Этот критерий позволяет выделить
в сфере финансов предприятий (учреждений,
организаций) такие звенья, как финансы
предприятий, функционирующих на коммерческих
началах: финансы учреждений и организаций,
осуществляющих некоммерческую деятельность;
финансы общественных объединений.
В страховой сфере, где характер
деятельности субъекта предопределяет
специфику объекта страхования,
в качестве звеньев выступают: социальное
страхование, имущественное и личное
страхование, страхование ответственности,
страхование
Сферы и звенья финансовых отношений взаимосвязаны, образуя в совокупности единую финансовую систему.
Разные звенья финансовой системы обслуживают разные виды финансового распределения: внутрихозяйственное - финансами предприятий. внутриотраслевое - финансами предприятий, комплексов, ассоциаций, межотраслевое и межтерриториальное - государственным бюджетом, внебюджетными фондами.
Каждое
звено финансовой системы в свою
очередь подразделяется на подзвенья
в соответствии с внутренней структурой
содержащихся в нем финансовых взаимосвязей.
Так, в составе финансов предприятий,
функционирующих на коммерческих началах,
в зависимости от отраслевой направленности,
могут быть вычленены финансы
промышленных, сельскохозяйственных,
торговых, транспортных предприятий
и т.д., а в зависимости от формы
собственности - финансы государственных
предприятий, кооперативных, акционерных,
частных и др. Отраслевые и экономические
особенности предприятий, функционирующих
на коммерческих началах, оказывают существенное
влияние на организацию финансовых отношений,
состав формируемых денежных фондов целевого
назначения, порядок их образования и
использования.
1.2 Структура
финансовой системы
На современном
этапе государственная
Государственный
бюджет - основное средство
Основными
доходами государственного бюджета
выступают налоги, составляющие от
70 до 90% и более общей суммы
его доходов. За государственным
бюджетом в странах с развитой
рыночной экономикой закреплены главные
налоги - подоходный налог с физических
лиц, налог на прибыль корпораций,
акцизы, налог на добавленную стоимость,
таможенные пошлины. Из государственного
бюджета производятся и основные
расходы на: военные цели, вмешательство
в экономику, содержание государственного
аппарата, социальные расходы, субсидии
и кредиты развивающимся