Сущность и структура современной финансовой системы в Республики Казахстан и тенденции ее развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 18:03, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является раскрытие сущности и структуры современной финансовой системы в Республики Казахстан и тенденции ее развития
Исходя из поставленной цели, попытаемся выполнить следующие задачи:
• рассмотреть понятие финансовой системы
• исследовать государственный бюджет РК
• рассмотреть контроль и управление финансами

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 59.80 Кб (Скачать)

Предприятия, находящиеся на бюджетном финансировании, входят в состав управлений соответствующих  министерств или муниципалитетов. Вся их хозяйственная деятельность регламентируется государством. Прибыль  полностью или частично поступает  в соответствующие бюджеты, а  капитальные вложения финансируются  главным образом за счет бюджетных  ассигнований. Эти предприятия ежегодно составляют сметы, утверждаемые одновременно с государственным или местными бюджетами. На них полностью распространяется процедура, действующая в отношении  государственного и местных бюджетов. Финансы государственных предприятий  представляют собой совокупность экономических  денежных отношений, связанных с  формированием и использованием фондов денежных средств и накоплений предприятий, а также с контролем  за формированием, распределением и  использованием этих фондов и накоплений.

Взаимоотношения государственных корпораций с бюджетной  системой осуществляются по линии уплаты ими налогов в государственный  и местные бюджеты, процентов  за кредиты и получение из центрального бюджета субсидий, главным образом  на финансирование капитальных вложений, дотаций и кредитов под высокие  проценты. Взаимоотношения смешанных  предприятий с государственным  бюджетом по линии налогов складываются так же, как и у обычных акционерных  обществ. Взаимоотношения предприятий, находящихся на бюджетном финансировании, с бюджетом строятся по так называемому  принципу брутто или нетто. В первом случае в бюджет включаются валовые  доходы и расходы предприятий, во втором - отражается только положительное  или отрицательное сальдо. Такие  предприятия находятся на самостоятельном, автономном бюджете, а в государственном  или местных бюджетах учитываются  лишь финансовые результаты их деятельности. Как правило, в настоящее время  в большинстве стран применяется  принцип нетто. 

II глава.  Финансовая система РК 

2.1 Законодательные  основы функционирования финансовой  системы в РК 

Финансовая  система состоит из большого количества сфер и звеньев и только проанализировав  ее можно понять, как такой сложный  механизм может функционировать. А  источником и регулятором финансовой системы выступают законодательные  и правовые акты. Именно на основании  их можно проследить механизм функционирования финансовой системы, понять как аккумулируются и распределяются и перераспределяются финансовые ресурсы. В данной курсовой работе мы рассмотрим несколько законодательных  и правовых актов, которые составляют основу финансовой системы.

Государственные финансы выступают одной из главных  сфер финансовой системы и государственный  бюджет - одно из самых больших их звеньев. Именно в нем объединяются самые главные доходы и расходы  государства. Бюджет своим инструментарием  объединяет такие основные финансовые категории как налоги, расходы, государственный  кредит и другие, в их взаимодействие и динамике. Рассматривая, социально-экономическую  сущность государственного бюджета  следует отметить, что она определяется:

Способом  производства;

Наличием  формы собственности на средства производства;

Функционированием основных экономических законов  государства;

Характером  производственных отношений;

Природой, целями и задачами государства.

Содержание  социально-экономической сущности государственного бюджета проявляется  в том, что он одновременно является:

Перераспределения НД;

Инструментом  государственного регулирования и  стимулирования экономики;

Инструментом  эффективного воздействия на процессы расширенного воспроизводства;

Ведущим звеном финансовой и бюджетной системы  государства;

В бюджете  в условиях современности централизуется значительная часть денежных ресурсов, которые являются необходимым условием для реализации государством своих  функций, таких как экономическая, социальная, политическая. Бюджет является составной бюджетной системы. А  бюджетная система регламентируется «Законом РК о бюджетной системе»

Закон Республики Казахстан от 04.12.2008 N 96-4

"О  республиканском бюджете на 2009-2011 годы" 

Статья 1.

Утвердить республиканский бюджет на 2009 - 2011 годы согласно приложениям соответственно, в том числе на 2009 год в следующих  объемах:

1) доходы - 2 845 331 476 тысяч тенге, в том  числе по:

налоговым поступлениям - 1 827 322 214 тысяч тенге;

неналоговым поступлениям - 55 352 958 тысяч тенге;

поступлениям  от продажи основного капитала - 17 957 823 тысяч тенге;

поступлениям  трансфертов - 944 698 481 тысячи тенге;

2) затраты  - 3 175 298 064 тысяч тенге; 

3) чистое  бюджетное кредитование - 46 154 983 тысяч  тенге, в том числе: 

бюджетные кредиты - 60 177 000 тысяч тенге;

погашение бюджетных кредитов - 14 022 017 тысяч  тенге;

4) сальдо  по операциям с финансовыми  активами - 195 242 554 тысяч тенге, в  том числе: 

приобретение  финансовых активов - 196 742 554 тысяч тенге;

поступления от продажи финансовых активов государства - 1 500 000 тысяч тенге;

5) дефицит  - -571 364 125 тысяч тенге, или 3,4 процента  к валовому внутреннему продукту  страны;

6) финансирование  дефицита бюджета - 571 364 125 тысяч  тенге.  

Статья 2.

Предусмотреть в республиканском бюджете на 2009 год поступления арендных плат за пользование РК комплексом "Байконур" в сумме 14 202 500 тысяч тенге и  военными полигонами в сумме 3 061 071 тысячи тенге.  

Статья 3.

Утвердить объемы поступлений в бюджет на 2009 год, направляемые в Национальный фонд Республики Казахстан, согласно приложению 4.  

Статья 4.

Установить, что в доход соответствующего бюджета зачисляются:

по коду "Налог на добычу полезных ископаемых" классификации доходов единой бюджетной  классификации - задолженность недропользователей по роялти, а также роялти по контрактам на недропользование, в которых сохраняются  гарантии стабильности налогового режима;

по коду "Социальный налог" классификации  доходов единой бюджетной классификации - задолженность по взносам, ранее  перечислявшимся в Пенсионный фонд, Государственный центр по выплате  пенсий, Фонд обязательного медицинского страхования, Фонд государственного социального  страхования, Фонд содействия занятости, а также отчисления пользователей  автомобильных дорог, ранее поступавшие  в Дорожный фонд.  

При этом налогоплательщики, осуществляющие деятельность по контрактам на недропользование, в  которых сохраняются гарантии стабильности налогового режима, уменьшают вышеуказанные  отчисления или социальный налог  на сумму отчислений в Государственный  фонд социального страхования, исчисленную  в соответствии с Законом Республики Казахстан "Об обязательном социальном страховании";  

по коду "Бензин (за исключением авиационного) собственного производства, реализуемый  производителями оптом" - задолженность  по сбору с бензина, ранее поступавшему в Дорожный фонд;  

по коду "Дизельное топливо собственного производства, реализуемое производителями  оптом" - задолженность по сбору  с дизельного топлива, ранее поступавшему в Дорожный фонд.  

Статья 5.

Отрицательное сальдо, образовавшееся по состоянию  на 31 декабря 1998 года в результате превышения сумм начисленных работодателями пособий  по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, на погребение, выплачивавшихся из Фонда  государственного социального страхования, над начисленной суммой отчислений в указанный фонд, ежемесячно засчитывается  в счет уплаты социального налога в пределах 4 процентов от фонда  заработной платы.  

2.2 Состояние  и проблемы развития финансовой  системы РК 

По мнению многих экспертов, Казахстан уже  преодолел наиболее болезненный  после достижения финансовой стабилизации пик структурных экономических  преобразований и добился заметных успехов, реализуя собственную стратегию  и, тактику экономических реформ.

В Казахстане за пятнадцать лет независимости  полностью изменилась система экономических  и социальных отношений. Со времени  начала в 1994 году глобальных экономических  реформ в значительной мере достигнута финансовая стабилизация, близится к  завершению приватизация всей государственной  собственности, наметился подъем производства. Если в 1993 году инфляция составляла свыше  двух тысяч процентов, то в 2001 году она  снизилась до 23,7%, а сегодня составляет около 7-9 %. Произошли практически полная либерализация цен и отмена большинства ограничений в сфере внешней торговли.

В 1996 году впервые за последние годы был  обеспечен рост валового внутреннего  продукта по сравнению с предыдущим годом на 0,5 %. Ставка рефинансирования Национального Банка Республики Казахстан, достигавшая в середине 1994 года 450-480%, снизилась более чем  в 20 раз.

Проведение  рациональной политики государственных  расходов обеспечило снижение уровня дефицита бюджета.

В свою очередь, это позволило заложить прочный фундамент обеспечения  финансовой стабилизации экономики: созданы  реальные предпосылки привлечения  инвестиций, способствующие умеренному экономическому росту, подъему и  структурной перестройке национальной экономики и улучшения на этой основе качества жизни населения.

Одним из основных разделов правительственной  программы по углублению реформ являлось реформирование системы управления финансовыми ресурсами страны и  ее адаптация к рыночным условиям. В этой связи, в последние годы усилия правительства были направлены прежде всего на рационализацию бюджетных  расходов, укрепление финансовой дисциплины, создание реального собственника и  стимулирование привлечения инвестиций в развитие экономики республики, совершенствование межбюджетных отношений  и формирование эффективного механизма  управления государственным внешним  и внутренним долгом, укрепление и  развитие рынка государственных  ценных бумаг и других инструментов рыночной инфраструктуры.

Несмотря  на сложность экономической ситуации, в последние годы из республиканского бюджета выделялись значительные средства на поддержку отечественных товаропроизводителей, санацию и реабилитацию государственных  предприятий, финансирование инвестиционных и социальных проектов, объектов малого и среднего бизнеса. В частности, только в 200б году на эти цели направлено свыше 15% бюджетных средств, или 26,9 млрд. тенге, в том числе на развитие агропромышленного комплекса - 9,8 млрд. тенге, или 91,4% к прогнозу. Кредиты для финансирования инвестиционных проектов составили 3,6 млрд. тенге, или 99,5% к плану, а Реабилитационному банку на проведение процедур по неплатежеспособным предприятиям – 5,8 млрд. тенге, или 97,1% к плану.

С целью  привлечения иностранного капитала для расширения производства и приобретения навыков по маркетингу и управлению в 2005- 2006 годы осуществлялась передача ряда крупных предприятий черной и цветной металлургии, химической отрасли иностранным инвесторам. Можно, конечно, как угодно критиковать  правительство за эти меры, тем  более, что никто не застрахован  от ошибок в таком чрезвычайно  сложном и абсолютно новом  для нас деле, но факт остается фактом. Этими предприятиями только за 2006 год произведено продукции более  чем на 190 млрд. тенге, что составляет почти 28% от общего объема промышленной продукции.

По сравнению  с соответствующим периодом 2005 года возросло производство стали (на 6%), проката  готового (на 7%), меди рафинированной (в 1,4 раза), магния и магниевых сплавов (в 1,5 раза), свинца в концентрате (на 5,8%), глинозема (на 5,8%). Возросло также  производство железной руды и чугуна. Но самое главное – здесь удалось  сохранить занятость, избежать крупных  социальных конфликтов и сейчас предпринимаются  меры по усилению контроля за налоговыми поступлениями от этих предприятий. Ключевой задачей правительства  остается создание реального собственника, что позволит расширить доходную базу бюджета. В 2006 году значительно  ускорились темпы проведения приватизации в соответствии с отдельными индивидуальными  проектами. В настоящее время  почти все крупные предприятия  находится в частных руках. На данном этапе проводится большая  работа по завершению приватизации объектов по индивидуальным проектам.

Информация о работе Сущность и структура современной финансовой системы в Республики Казахстан и тенденции ее развития