Сущность и особенности организации труда в торговле

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 18:55, курсовая работа

Описание работы

В современной экономике, одну из ключевых ролей играет торговля. В период глобализации и активного роста и развития рыночных отношений, торговля становиться одним из важнейших секторов экономики, который относиться к наиболее прогрессивным видам деятельности, затрагивающим все слои населения. Процесс купли продажи существует всегда и везде.
Розничная торговля играет важную роль в экономике государства, поскольку затрагивает ключевые бизнес-процессы, связанные с продажей товаров и услуг и их доведения до конечного потребителя.

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 38.67 Кб (Скачать)

операции. Расчет явочной численности производится по формуле:        

 Чя = [Рм * (Тр+Тпз)] / Тм,        

 где  Чя – явочная численность работников, чел;        

 Рм – условное количество рабочих мест, ед.;         

 Тр – время работы магазина в неделю, ч;        

 Тпз – время заключительно-подготовительных операций, ч;        

 Тм – плановая продолжительность рабочей недели одного работника, ч.            

 Для  расчета среднесписочной численности  используется формула:        

 Чсс = Чя * Тнф / Тпф,        

 где  Чсс – списочная численность работников, чел.;        

 Чя – явочная численность работников, чел.;         

 Тнф – полное число рабочих дней на одного работника в год

(номинальный  фонд);        

 Тпф – плановый полезный фонд рабочего времени на одного работника в

год.              

 Рассчитанная  среднесписочная численность продавцов  может быть уменьшена с учетом  того, что часть их работы может  выполняться заведующими отделами, их заместителями. Численность  работников мелкорозничной сети  определяется с учетом режима  их работы. Но при этом следует  иметь в виду, что при определении  численности продавцов и кассиров  целесообразно учитывать и такие  факторы, как интенсивность покупательских  потоков, спрос населения, его  сезонность, а также применение  современных технологий продажи  товаров.              

 На  основе расчета плановой численности  работников составляется штатное  расписание и производится расчет  фонда заработной платы. Штатное  расписание представляет перечень  всех должностей с указанием  количества работников и предусмотренных  ставок и окладов (при тарифной  системе оплаты труда) либо  коэффициентов возрастания заработной  платы (при бестарифной системе  оплаты труда).              

 В  торговле рынок труда имеет  свои особенности, которые выражаются  в следующем:

-          потребность в работниках торговли растет более быстрыми темпами по сравнению с другими отраслями, что свидетельствует о повышении значения торговли в условиях развивающегося рынка;

-          торговля привлекает большое число работников из других сфер, поэтому здесь работает много людей без специальных знаний, но имеющих опыт работы в различных отраслях экономики;

-          привлекательность труда в торговле обусловлена более высокой доходностью по сравнению с другими отраслями;

-          потребность в рабочих профессиях  в торговле имеет свою специфику, обусловленную тем, что выявляется устойчивая тенденция спроса  на молодых работников. Эта тенденция рынка труда в торговле ставит задачу создавать новый мотивационный механизм стимулирования труда.

 Условия труда в  магазине  
Совершенствование организации труда в магазине неразрывно связано с улучшением условий труда работников, которые в значительной мере определяют их работоспособность и утомляемость. Добиться улучшений условий труда можно внедрением средств механизации тяжелых и трудоемких работ, улучшением санитарно-гигиенических, бытовых и эстетических условий труда, обеспечением охраны труда и строгим соблюдением техники безопасности.          

 Улучшению  условий труда работников магазина  во многом способствует широкое  применение тары-оборудования для  доставки товаров в розничную  торговую сеть, внедрение средств  механизации погрузочно-разгрузочных  работ и внутримагазинного перемещения товаров, механизация операций, связанных с подготовкой товаров к продаже и их отпуском, а также учетно-вычислительных операций.

Условия труда работников магазина во многом зависят от вентиляции и  отопления. В торговом зале и других помещениях магазина должен поддерживаться нормальный воздухообмен и температура  воздуха. Температура воздуха в  торговом зале и подсобных помещениях магазина в холодный период года должна быть в пределах 17-22'C, в теплый период - не превышать 28'C. Согласно санитарным нормам скорость движения воздуха в  помещениях в теплый период года может  быть в пределах от 0,3 до 0,5 м/с, в холодный - не более 0,3 м/с. Система вентиляции и отопления должна предусматривать равномерное распределение воздуха в помещениях магазина. Относительная влажность воздуха в холодный периоды года не должна превышать 75 %, в теплые период года она может быть в пределах от 55 % (при 28'C) до 75 % (при 24'C).  
Особые требования предъявляются к освещению магазинов. Оно должно быть равномерным, достаточно интенсивным, но не ослепляющим. Важно, чтобы освещение не искажало фактический цвет товаров. Рабочие места фасовщиков, продавцов гастрономических товаров, контролеров-кассиров должны освещаться в 1,5-2 раза интенсивнее, чем остальная часть торгового зала.              

 В  рабочих помещениях магазина  концентрация пыли в воздухе  не должна превышать 10 мг/м3. Снизить  концентрацию пыли можно при  помощи вытяжной вентиляции. Для удаления пыли, осевшей на оборудовании, стенах и т. д., используют пылесосы.              

 Неблагоприятное  воздействие на организм человека  оказывает шум. Он приводит  к переутомлению работников, развитию  различных заболеваний. Основными  источниками шума в магазинах  являются транспортеры, холодильные  и вентиляционные установки, а  также некоторые другие виды  торгово-технологического оборудования. Шум оказывает отрицательное  воздействие не только на работников  магазина, но и на покупателей.  Предельно допустимый уровень  шума для торговых залов магазинов  составляет 50-60 дБ.              

 Улучшению  условий труда работников торговли, повышению культуры обслуживания  покупателей способствуют также  соблюдение требований технической  эстетики при организации рабочих  мест и оформлении интерьеров, а также строгое соблюдение  санитарно-гигиенических условий  труда. Магазины должны располагать  необходимыми санитарно-техническими  устройствами и бытовыми помещениями.               

 На  производительность труда работников  магазина, качество обслуживания  покупателей существенное влияние  оказывает микроклимат в его  коллективе. Благоприятный микроклимат  в коллективе предполагает доброжелательное  отношение работников друг к  другу, дружную работу, взаимовыручку  и т. д. Он во многом зависит  от характера и стиля руководства  коллективом магазина.


Информация о работе Сущность и особенности организации труда в торговле