Сущность и особенности организации труда в торговле

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 18:55, курсовая работа

Описание работы

В современной экономике, одну из ключевых ролей играет торговля. В период глобализации и активного роста и развития рыночных отношений, торговля становиться одним из важнейших секторов экономики, который относиться к наиболее прогрессивным видам деятельности, затрагивающим все слои населения. Процесс купли продажи существует всегда и везде.
Розничная торговля играет важную роль в экономике государства, поскольку затрагивает ключевые бизнес-процессы, связанные с продажей товаров и услуг и их доведения до конечного потребителя.

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 38.67 Кб (Скачать)

бесперебойное обеспечение рабочих  мест товарами, упаковочными материалами  и т. д.;

размещение рабочих мест в строгом соответствии с последовательностью выполнения торгово-технологических операций;

создание нормальных условий труда, оптимальная окраска стен, оборудования и приспособлений.

Большое значение имеет планировка рабочих мест. Она представляет собой  размещение на определенной площади (в  зоне приложения труда) функционально  связанных между собой элементов  технологии, оборудования, организационной  оснастки (рабочей мебели) и инвентаря, необходимых для осуществления  торгово-технологического процесса. Длина  фронта рабочих мест дифференцируется в зависимости от ассортимента и  степени сложности реализуемых  товаров, от интенсивности покупательских потоков и частоты покупок.

Обслуживание рабочих мест связано  с выполнением подготовительно  -заключительных, транспортных и хозяйственно -бытовых функций.

Подготовительно-заключительные функции  включают: подготовку товаров к продаже; проверку полноты ассортимента товаров  и его пополнение на оборудовании; подготовку инвентаря и размещение его в рабочей зоне; выкладку товаров;

подготовку кассовой машины к работе; подсчет общей суммы выручки  и сдачу ее в установленном  порядке; уборку рабочего места.

Транспортные функции предусматривают  внутримагазинное перемещение товаров и освободившихся упаковки и тары.

Выполнение хозяйственно-бытовых  функций должно обеспечивать рабочие  места необходимым оборудованием, инвентарем, упаковочными материалами  и форменной одеждой.

Повышению производительности труда  работников магазина во многом способствует совершенствование приемов и  методов труда. Под приемами труда  следует понимать совокупность трудовых действий, направленных на выполнение повторяющихся в определенной последовательности операций, связанных единым целевым  назначением. Метод труда — способ осуществления процесса труда. Используемые приемы и методы труда зависят  от ассортимента реализуемых товаров, методов подготовки и продажи  товаров, квалификации работников и  других факторов. Совершенствование  приемов и методов труда должно сопровождаться сокращением затрат времени на выполнение трудовых операций, обеспечением безопасности труда, достижением  максимальной содержательности труда. Оно должно способствовать уменьшению затрат времени на обслуживание покупателей  и утомляемости работников.

К важным факторам повышения эффективности труда работников розничных торговых предприятий относится его нормирование, которое позволяет установить рациональную численность и структуру штата работников, эффективно использовать оборудование и рабочее время, повысить материальную заинтересованность работников в результатах своего труда.

Рациональная организация труда  работников магазина не возможна без  нормирования затрат времени на выполнение торгово-технологических операций. Рабочий день работников магазина складывается из времени работы и перерывов. Время  работы затрачивается на выполнение подготовительно -заключительных, основных и вспомогательных операций.

На качество обслуживания покупателей  существенное влияние оказывают  квалификационный и общеобразовательный  уровень работников магазина. Поэтому  одним из направлений совершенствования  организации труда в магазине является подготовка и повышение  квалификации кадров. С повышением квалификации и общеобразовательного уровня работников розничных торговых предприятий растет производительность их труда и культура обслуживания покупателей, уменьшается уровень  затрат труда в торговле. Квалифицированный  работник быстрее овладевает передовыми методами труда, затрачивает меньше времени на выполнение отдельных  операций, успевает обслужить большее  количество покупателей, чем работник, обладающий более низкой квалификацией.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Научная организация труда и  ее основные направления

Основные задачи научной  организации труда (НОТ) в торговле  повышение качества торгового обслуживания населения, сбережение времени покупателей, затрачиваемого на приобретение товаров, обеспечение выполнения плана товарооборота  и других показателей хозяйственной  деятельности, повышение эффективности  труда торговых работников, максимальная экономия материальных и трудовых затрат.

 

Сбережение времени покупателей  обеспечивается в первую очередь  за счет вежливого и заботливого  обслуживания их в магазинах, постоянного  наличия в продаже широкого ассортимента товаров, непрерывного совершенствования  процессов труда, рационального  размещения торговой сети, применения новой техники и прогрессивных  методов торговли, развития и полного  использования материально-технической  базы торговли. Важная роль в выполнении этих условий принадлежит работникам прилавка, и в первую очередь продавцам.

 

Под организацией труда в  торговом предприятии понимается большой  комплекс мероприятий, куда входят вопросы  рационального разделения и кооперирования труда торговых работников, улучшение  организации и обслуживания мест продавцов, кассиров и других работников, изучение и распространение передовых  приемов и методов труда, создание благоприятных условий для труда  и отдыха работников, развитие творческой инициативы работающих, подготовка и  воспитание, кадров, повышение роли материальных и моральных стимулов к труду, развитие социалистического соревнования и движения за коммунистическое отношение к труду. Над этими вопросами в первую очередь работают службы НОТ в предприятиях торговли.

 

Одним из эффективных средств  улучшения обслуживания покупателей  и сбережения их времени при покупке  товаров, повышения производительности труда продавцов и сокращения товарных потерь в процессе реализации товаров является разделение труда  работников прилавка. Разделение труда  возможно в тех торговых предприятиях, где работает не менее двух человек.

 

Так, в палатке с двумя  работниками один обслуживает покупателей, выполняя непосредственно функции  продавца, другой выполняет обязанности  заведующего, заказывает товары, принимает  материальные ценности, ведет учет и отчетность и т. п.

 

В крупных и средних  предприятиях торговли разделение труда  имеет более разнообразные формы. Оно зависит от размера торгового  предприятия и его материально-технической  базы, объема и структуры товарооборота, численности работающих, применяемых  форм обслуживания покупателей, наличия  в штате персонала, занимающегося  эксплуатацией здания и торгового  оборудования и т. д.

 

В предприятиях торговли разделение труда среди работников прилавка осуществляется за счет специализации  по продаже отдельных товаров, выделения  работников для расчетов с покупателями и отпуска товаров, отделения  функций обслуживания покупателей  от вспомогательных операций по обслуживанию рабочих мест продавцов.

 

Практика работы торговых предприятий показывает, что, например, продавец, длительное время занятый  продажей тканей, умеет отпускать  их значительно быстрее и не допускает  ошибок в отмеривании по сравнению  с теми, кто не занимается этим постоянно. Продавец телевизоров и радиоприемников  быстрее обслужит покупателя и даст ему более квалифицированную  консультацию по правилам пользования  этими товарами, чем любой другой продавец. Продавец готового платья с большим вкусом и умением подберет одежду покупателю, чем это сделает продавец, занимающийся продажей технически сложных товаров, и т. д. Кассир быстрее и без ошибок произведет расчет с покупателем за купленные им товары, чем это сделал бы продавец или другой работник прилавка, так же как работник, постоянно отпускающий покупки на контроле, выполнит эту операцию значительно быстрее, чем кассир или продавец.

 

Разделение труда на основную и вспомогательную работу предусматривает  освобождение работников прилавка от ряда подготовительных процессов и  операций по обслуживанию рабочего места. Примером такого разделения труда служит предварительная фасовка товаров, с выделением должности фасовщика, отбор и подача товаров со складов на рабочие места продавцов отборщиками и подсобными рабочими, уборка тары и мусора и т. д. Прежде всего это необходимо делать в магазинах с напряженными и равномерными покупательскими потоками, где продавец в течение всего рабочего дня занят обслуживанием покупателей. Но при относительно небольших или неравномерных покупательских потоках, особенно в мелких магазинах, продавец в свободное от обслуживания покупателей время обязан выполнять и эти вспомогательные работы.

 

Не менее важное значение, для повышения эффективности труда работников прилавка имеет совмещение профессий. Оно заключается в том, что работник помимо своей основной профессии осваивает и смежные специальности. Например, продавец должен освоить обязанности кассира и контролера и заменять этих работников во время их отсутствия, что обеспечит в необходимых случаях непрерывность обслуживания покупателей. Продавец также обязан уметь красиво и правильно выложить товар на своем рабочем месте и оформить витрину, заменяя при необходимости декоратора. Совмещение профессий должно происходить не в ущерб выполнению основной работы.

 

Разделение труда и  совмещение профессий способствует не только повышению эффективности  труда торговых работников, но и  является важным средством повышения  культуры обслуживания покупателей, экономии населением времени, затрачиваемого на приобретение товаров на предприятиях торговли.

 

 

 

 

 

Разделение и кооперирование труда  в торговле

КООПЕРИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВА — форма длительных, рациональных производственных связей, которые возникают  в результате общественного разделения труда и устанавливаются между  специализированными предприятиями  в процессе производства продукции. Кооперирование производства организуется также при наличии свободных  мощностей на одних предприятиях и недостатке их на других. Различают  отраслевое и межотраслевое кооперирование производства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Условия труда и режимы работы магазина

 Режим работы в  магазине               

 Качество  обслуживания покупателей в значительной  мере зависит от режима работы  розничного торгового предприятия.  В свою очередь, на режим  работы магазина влияют интенсивность  покупательских потоков, распределение  товарооборота по часам дня,  дням неделе, сезонам. При этом  следует также учитывать необходимость  создания оптимального режима  труда и отдыха торговых работников, предоставления им пятидневной  рабочей недели, составления удобного  графика выхода на работу.              

 Согласованности  режима работы магазина с режимом  труда и отдыха его работников достигают путем разработки рациональных графиков выхода на работу. Они должны основываться на соблюдении предусмотренной трудовым законодательством продолжительности рабочего времени и обеспечении ритмичности чередования времени труда и отдыха работников магазина в течение дня и рабочей недели. Следует предусматривать время на подготовительно-заключительные операции. Графики должны соответствовать изменению покупательских потоков в различные часы дня и дни недели.              

 В  рабочее время включается время,  затрачиваемое на подготовительно-заключительные  операции. Так, для продавца это  время слагается из затрат  времени на получение и подготовку  товаров к продаже, их размещение  и выкладку, подготовку инвентаря  и упаковочного материала, проверку  весоизмерительного оборудования, подсчет чеков, уборку инвентаря, упаковочных материалов, передачу товарно-материальных ценностей и т.д. На эти операции отводится, как правило, не менее 15-30 мин, но не более 60 мин в смену.              

 При  семичасовом рабочем дне устанавливают  шестидневную рабочую неделю  с одним выходным днем. В магазине  с восьмичасовым рабочим днем  продолжительность  рабочей недели составляет обычно пять дней с двумя выходными днями.  Общая продолжительность рабочего времени  за неделю – 40 ч.              

 Если  в магазине полуторасменный режим  работы (11 ч в день), то для работников  устанавливается рабочий день  продолжительностью 8 ч с двумя  выходными днями. В исключительных  случаях, когда невозможно установить  рабочий день нормальной продолжительности,  для продавцов и контролеров- кассиров разрешается применять суммированный учет рабочего времени. При этом продолжительность рабочего дня не должна превышать 11 ч 30 мин при обязательном предоставлении отдыха на следующий день. Общее количество рабочих часов в месяц должно быть такое же, как и других работников. Перевод работников на суммированный учет рабочего времени осуществляется по согласованию с профсоюзным комитетом.              

 В  том случае, если магазин работает  в полторы или две смены  и в течение дня имеет неравномерный  поток покупателей, то для всех  работников может устанавливаться  ленточный график выхода на  работу. Такой график предусматривает  выход на работу не всех  работников одновременно, а группами в разные часы дня. Чаще всего такие графики применяются в продовольственных магазинах.               

 Расчет  плановой численности работников  производится с учетом режима  работы предприятия. При этом  учитываются коэффициенты увеличения  численности, необходимой для  замены временно отсутствующих  работников (отпуск, болезнь). При планировании  численности продавцов, кассиров, контролеров-кассиров определяют  явочную и среднесписочную численность.  При расчете численности этих  работников используется показатель  условного рабочего места. При его определении могут быть взяты показатели средней площади одного условного рабочего места (в продовольственной торговле – 20 кв. м, в непродовольственной – 21,5 кв.м). В явочную численность входят работники, которые ежедневно должны быть на работе в течение рабочего времени с учетом времени, затрачиваемого на подготовительно-заключительные

Информация о работе Сущность и особенности организации труда в торговле