Сущность и методы управления финансами

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 21:57, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является ознакомление с историей развития финансового рынка в России, выявление его современных проблем и перспективы развития. Для этого необходимо выполнить следующие задачи:
• освоить основные аспекты относительно финансовых рынков;
• познакомиться с основными понятиями;
• рассмотреть возможные способы классификации финансовых рынков;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК 6
1.1 Основные понятия 6
1.2 Сущность и функции финансового рынка 7
1.3 Классификация финансовых рынков 9
ГЛАВА II. СТРАТЕГИИ НА ФИНАНСОВЫХ РЫНКАХ 12
2.1 Принципы выработки инвестиционных стратегий 12
2.2 Этапы выработки стратегии 14
2.3 Ошибки инвестиционных стратегий 16
ГЛАВА III. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОГО ФИНАНСОВОГО РЫНКА 24
3.1 Современная ситуация на мировом финансовом рынке 24
3.2 Проблемы и перспективы развития современного финансового рынка в России 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 38

Работа содержит 1 файл

Курсовая по экономике недвижемости 2012 год 6 семестр.doc

— 217.50 Кб (Скачать)

     Интересно также и то, что сама инициатива ряда финансовых структур по поглощению региональных фондовых площадок активизировалась на фоне стремительного падения курса  доллара США по отношению к  другим мировым валютам, а также  на фоне столь же стремительного роста совокупного долга США, который по ряду оценок достиг величины в 40-50 триллионов долларов. Видимым инструментом реализации политики одной из таких групп являются крупнейшие мировые биржи (NYSE и NASDAQ), а также спекулятивные инструменты в виде различных хедж-фондов. Инструментами другой элитарной группы являются крупнейшие банки.

     Именно  эти инструменты и были использованы в нарастающей борьбе в среде  мировой финансовой элиты.

     Сразу за заявлением группы банков о своем  желании создать с 1 января 2008 года собственную биржу, последовали достаточно агрессивные действия в отношении, одного из крупнейших и старейших банков Европы - ABNAmro. В результате агрессивных действий со стороны миноритарных акционеров в лице хедж-фондов банк был доведен практически до банкротства.

     Ответными действиями банкиров стало серьезное  осложнение деятельности NASDAQ по установлению контроля над биржевой группой OMX. По некоторой информации, ряд банков через подставные ближневосточные  фонды пытался помешать этой сделке.

     Однако  с осени 2008 года против группировки  в мировой финансовой элите, представленной крупнейшими банками, началась массированная  атака, известная в СМИ под  названием "американский ипотечный  кризис". Результатом атаки стало  то, что ведущие мировые банки (включая Citibank) были практически разорены: по информации пресс-службы Citibank по итогам 2008 года вынужден списать более 20 миллиардов долларов убытков, понесенных банком в результате развития "ипотечного кризиса", банк Merryll Linch заявил о списании более 15 миллиардов долларов.

     Столь внушительные потери крупнейших и наиболее влиятельных банков мира аналитиками  оцениваются весьма не однозначно. Особую тревогу вызывает тот факт, что банки, которые сегодня понесли  убытки, сами стояли у истоков выстроенной ими пирамиды ипотечных бумаг и полностью контролировали всю иерархию отношений по этим финансовым инструментам. Результатом этого кризиса помимо всего прочего стало также и то, что банки так и не смогли реализовать проект создания собственной биржи.

     Аналитики обращают внимание и на тот факт, что среди десятка крупнейших мировых банков, тесно завязанных на существующие сегодня в мировой финансовой системе "пузыри" необеспеченных бумаг (поскольку сами и участвовали в формировании этих "пузырей"), есть банки (например, J.P.Morgan Chase & Co.), которые хотя и снизили в 2007 году основные финансовые показатели своей деятельности, но не только не понесли существенных убытков, но и получили прибыль по итогам года. Аналитики отмечают, что подобные расхождения в финансовых показателях для первой десятки мировых банков, указывают скорее всего лишь на один факт - использование инсайдерской информации о предстоящем кризисе. А это в свою очередь говорить о неоднородности элитарной группы, представленной банковским сообществом.

     Тяжелое положение крупнейших банков позволило  соперничающей группировке практически  без проблем завершить сделки по поглощению ряда региональных бирж, включая и поглощение биржевой группы OMX.

     Кроме того, в условиях осложнения своего финансового положения, банки вынуждены искать дополнительные средства для возмещения понесенных потерь. Средства банками могут быть получены главным образом путем продажи акций компаний в инвестиционных портфелях банков, однако уже с середины января на фондовом рынке был спровоцирован очередной кризис, результатом которого стало резкое падение котировок акций, что затруднило банкам продажу собственных пакетов акций с целью покрытия понесенных убытков.

     Можно предположить, что мировая финансовая элита достаточно четко осознает и оценивает то состояние, в котором находится мировая валютная система сегодня: правила, положенные в основу действующей мировой финансовой системы, в последние годы все отчетливее дают сбой, и надо принимать меры с тем, чтобы в случае краха удержать контроль над мировой финансовой системой в своих руках. Пока единственным и наиболее действенным инструментом является организация управляемых финансовых кризисов. Однако этот инструмент способен лишь оттянуть развязку.

     Развитие  кризиса, собственно и привело к образованию групп ("банковская" с центром в Лондоне, "биржевая" - с центром в Нью-Йорке, и "азиатская" с центром в Китае), противоборствующие между собой по вопросу стратегии выхода из сложившейся ситуации, а также по вопросу дальнейшего контроля над мировыми финансами.

     В целом, ситуация на мировом финансовом рынке показывает, что противоборство в мировой финансовой элите за контроль над будущей мировой  валютной системой вступает в завершающую  фазу - от того, как из сложившейся  ситуации смогут выйти крупнейшие банки, будет зависеть и дальнейшая ситуация в мировой финансовой системе.

     Идеальным решением была бы организация под  эгидой ООН представительного международного форума для выработки новых соглашений в мировой финансовой системе, аналогичных  Бретон-Вудскому соглашению 1944 г. и учитывающих новые реалии. Однако, скорее всего, эта возможность уже упущена. Поэтому становятся возможными самые пессимистические сценарии дальнейшего развития: в 20-м веке две мировые войны начинались именно с серьезных дефектов мировой финансовой системы. 

     3.2 Проблемы и перспективы развития современного финансового рынка в России 

     Условия развития мирового финансового рынка  осложняются в 2008 году ухудшением его  конъюнктуры и обострением кризисных  явлений в мировой экономике. На этом фоне отчетливо проявляются тенденции экспансии действующих в рамках крупнейших финансовых центров финансовых институтов в страны с развивающимися экономиками. Это постепенно ведет к формированию на мировом финансовом рынке зон влияния таких финансовых центров. В результате растет вероятность того, что число стран, где могут сохраниться и продолжать функционировать независимые и полноценные финансовые рынки, будет постепенно сокращаться. В ближайшее 10-летие немногочисленные национальные финансовые рынки будут либо становиться мировыми финансовыми центрами, либо входить в зону влияния уже существующих глобальных центров. Поэтому наличие самостоятельного финансового центра в той или иной стране станет одним из важнейших признаков конкурентоспособности экономик таких стран, роста их влияния в мире, обязательным условием их экономического, а значит, и политического суверенитета. В этой связи обеспечение долгосрочной конкурентоспособности российского финансового рынка и формирование в России самостоятельного финансового центра не могут рассматриваться как сугубо отраслевые или ведомственные задачи. Решение этих задач должно стать важнейшим приоритетом долгосрочной экономической политики.

     Задача  создания самостоятельного финансового  центра в России предполагает совершенствование налогообложения на финансовом рынке. Без формирования благоприятного налогового климата невозможно качественно повысить ликвидность рынка финансовых инструментов и привлекательность долгосрочных инвестиций, расширить спектр инструментов, обращающихся на финансовом рынке, перечень операций и оказываемых услуг, а также создать условия для преимущественного развития организованного рынка финансовых инструментов.

     В настоящее время необходимо принятие мер, направленных на создание более привлекательного режима налогообложения на российском финансовом рынке, чем налоговые режимы, существующие в странах, в которых действуют конкурирующие финансовые центры. Такие меры найдут отражение в основных направлениях налоговой политики Российской Федерации на долгосрочный период.

     Сложившаяся ситуация на мировых финансовых рынках, а также рост интереса международных  финансовых институтов и фондовых бирж к российскому финансовому рынку  требуют не только скорейшего завершения выполнения положений Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации на 2006 - 2008 годы, но прежде всего формулирования дополнительных долгосрочных мер по совершенствованию регулирования финансового рынка в Российской Федерации. Отдельные ранее высказанные инициативы и предложения необходимо концептуально пересмотреть с учетом новых вызовов, предъявляемых динамично меняющимся устройством мирового финансового рынка.

     В 2006 - 2008 годах в соответствии со Стратегией развития финансового рынка Российской Федерации на 2006 - 2008 годы разработаны проекты федеральных законов, затрагивающие широкий перечень проблем развития финансовых институтов и инструментов.

     Для обеспечения доступности информации о ценных бумагах и прозрачности сделок с ними подготовлены изменения  в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг", направленные на уточнение перечня существенных фактов деятельности акционерных обществ, подлежащих публичному раскрытию.

     В целях создания условий для дальнейшего  развития рынка производных финансовых инструментов был разработан в 2008 году проект федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации", который предполагает совершенствование режима налогообложения операций с производными финансовыми инструментами налогом на добавленную стоимость, налогом на доходы физических лиц и налогом на прибыль организаций.

     Также подготовлен проект федерального закона, направленный на введение механизма  ликвидационного неттинга. Отсутствие правовой определенности в отношении  порядка исполнения обязательств по срочным сделкам в случае введения процедур банкротства в отношении одного из ее участников в настоящее время является одним из факторов, сдерживающих развитие рынка производных финансовых инструментов.

     Вместе  с тем по состоянию остаются нереализованными отдельные важные задачи, определенные Стратегией развития финансового рынка Российской Федерации на 2006 - 2008 годы, в частности:

     - создание правовых механизмов, направленных  на предотвращение инсайдерской  торговли и манипулирования на  финансовом рынке;

     - построение системы пруденциального  надзора за профессиональными  участниками рынка ценных бумаг;

     - создание условий для секьюритизации  финансовых активов;

     - правовое регулирование осуществления  выплат компенсаций гражданам  на рынке ценных бумаг;

     - формирование массового розничного  инвестора;

     - развитие производных финансовых  инструментов.

     В части определения путей построения инфраструктуры финансового рынка  ряд инициатив требует корректировки  подходов к их реализации.

     План  первоочередных мероприятий по реализации Стратегии приведен в приложении № 1.

     До 2020 года необходимо решить следующие  задачи развития финансового рынка:

     - повышение емкости и прозрачности  финансового рынка;

     - обеспечение эффективности рыночной  инфраструктуры;

     - формирование благоприятного налогового климата для его участников;

     - совершенствование правового регулирования  на финансовом рынке.

     В рамках решения задачи по повышению  емкости и прозрачности российского  финансового рынка потребуется:

     1) внедрение механизмов, обеспечивающих участие многочисленных розничных инвесторов на финансовом рынке и защиту их инвестиций;

     2) расширение спектра производных  финансовых инструментов и укрепление  нормативной правовой базы срочного  рынка;

     3) создание возможности для секьюритизации  широкого круга активов;

     4) повышение уровня информированности  граждан о возможностях инвестирования  сбережений на финансовом рынке.

     В рамках решения задачи по обеспечению  эффективности инфраструктуры финансового  рынка предусматривается:

     1) унификация регулирования всех сегментов организованного финансового рынка;

     2) создание нормативно-правовых и  организационных условий для  возможности консолидации биржевой  и расчетно-депозитарной инфраструктуры;

     3) создание четких правовых рамок  осуществления клиринга обязательств, формирования и капитализации клиринговых организаций финансового рынка, а также функционирования института центрального контрагента;

     4) повышение уровня предоставления  услуг по учету прав собственности  на ценные бумаги и иные  финансовые инструменты.

     Задача по формированию благоприятного налогового климата для участников финансового рынка должна найти отражение в основных направлениях налоговой политики на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов. В этой связи следует предусмотреть изменение налогового законодательства Российской Федерации по следующим направлениям:

Информация о работе Сущность и методы управления финансами