Сущность и формы международных экон-их отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 14:17, лекция

Описание работы

1.Субъекты и формы экономических отношений.
2.Факторы развития международных экономических отношений
3.Современные тенденции развития международных экономических отношений.

Работа содержит 1 файл

МЭ, все лекции, 3 семестр.doc

— 171.00 Кб (Скачать)

    Мировые цены характерны следующими признаками, отличающие их от внутренних цен:

  1. регулярность, т.е. внутренние цены, как правило, носят случайный, характер, эпизодический, что не свойственно мировым ценам, которые более устойчивы, т.е. действуют дольше по времени, чем внутренние.
  2. открытость торгово-политического режима (т.е. в качестве мировых цен не могут использоваться цены, сложившиеся в границах замкнутых эконом группировок)
  3. свободная конвертируемость валюты платежа. При заключении внешнеторговых контрактов валюты платежа определяются, как правило, одна из официальных резервных валют – американский доллар, фунт стерлнгов, франк швейцарский и Йена.
 

   В международной торговле применяют 2 вида внутренних цен:

   1. Расчетные (определяются с учетом производственных затрат предприятиями-экспортерами на конкурентные виды изготавливаемой прод-ции)

   2. Публикуемые. Данные цены сообщаются  в специальных фирменных каталогах цен. 

   Особую  роль в мировом ценообразовании  имеют фирмы ТНК и предприятия, входящие в эти образования. Поскольку  ТНК контролирует более 70% всех внешних  рынков и около 40% торговых операций, осуществляемых между структурными подразделениями, поэтому применяется особый вид цен- трансфертные цены. Как правило, данные цены примерно на 30% ниже мировых. Эти цены имеют закрытый характер, поскольку зависят от коммерческой тайны. В большей степени данные цены отражают не реальную конъюнктуру рынка, а внутрифирменную политику, зависящую от конкурентной борьбы. Свою специфику имеет порядок определения мировых цен.

   Экспортные  цены сырьевых товаров определяются в соответствии с ценами основных поставщиков конкретного товара, а импортные цены базируются на ценах, складывающихся в важнейших центрах потребления данного товара.

   Например, пшеница оценивается по экспортным ценам Канады, нефть – по странам ОПЕК, на пушнину учитываются цены Лондонского и С.-Петербургского аукционов. Цены обрабатываемой промышленности (готовой продукции) определяются как экспортные цены крупных компаний производителей – экспортеров этой продукции.

   В целом, мировые цены имеют тенденцию  к росту, но на различные товары цены растут по-разному. В частности, на внешних  рынках сырья и готовой продукции не было значительного повышения цен с 70-х гг. 20в.  Однако в настоящее время заметно растут цены на минеральное сырье, металлы, включая золото и платину. Цены на пшеницу имеют тенденцию к значительному росту (ок 5% в год). Причина – значительное снижение мировых запасов зерна, сокращение посевов пшеницы в западной Европе, постоянное снижение субсидий из гос бюджетов с/х и неблагоприятные погодные условия в США, снижение урожаев в центральной и восточной Европе, также увеличение потребления зерна в странах восточной Азии.

   Анализ  динамики мировых цен сырьевых товаров  и продукции обрабатывающей промышленности, производимый статистическим бюро при  ООН, который рассчитывает индексы  мировых цен на данный товар, т.е. уровень проста и снижения. Статистической бюро информирует о выявленных ценовых тенденциях ВТО и БМР. 
 
 

 

                -3- Внешнеторговая  политика государства.

Под внешнеторговой политикой понимается определенное воздействие государства на торговые отношения с другими странами. Цели внешнеторговой политики:

    1) изменение способа  степени включения страны в международное разделение труда (МРТ), (расширение видов специализации и производства в рамках МРТ)

    2) изменение объемов экспорта и импорта (приоритет  экспорта)

    3)изменение структуры внешней торговли (стремление к реализации своей 4)продукции в большинстве стран мира, поиск наиболее выгодный формы МЭО.

    обеспечение страны необходимыми ресурсами: сырьевыми, материальными, финансовыми, трудовыми.

    5)изменен6ие соотношения экспортных и импортных цен (в сторону увеличения экспортных цен). 

   Современная внешнеторговая политика является взаимодействием 2-х направлений:

  1. протекционизма – политике, обеспечивающей защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции и наряду с этим освоение внешних рынков.
  2. либерализация – связано со снижением барьеров, препятствующих развитию внешнеэкономических связей.
 

Политика  протекционизма, как и политика либерализации, в чистом виде не проводится. Масштабы протекционизма зависят от уровня экономического развития гос-ва, политического авторитета.

   Политика  протекционизма имеет свои формы:

  1. селективный протекционизм (направление против отдельных стран или товаров)
  2. отраслевой протекционизм защищает определенные отрасли своего народного хозяйства в первую очередь с/х производство.
  3. коллективный – проводится объединением гос-в в отношении отдельной страны или многих стран
  4. скрытый – осуществляется методами внутренней эконом политики.
 

   ВП  осуществляется следующими мерами: в  основном, применяются тарифные ограничения..

   Тарифные  ограничения осуществляются таможенными тарифами – это денежные суммы таможенных пошлин, которыми облагается зарубежный товар при пересечении границы. Таможенные пошлины выполняют функцию налога, взимаемого в пользу государственного бюджета с товаров, провозимых через границу. В зависимости от организации пошлины могут быть: 1) экспортные (только лишь на нефтепродукты. В России данные пошлины введены в 1999г., с 1996г. отменены экспортные пошлины на все остальные товары также как и в других промышленно развитых странах). 2) импортные (на ввозимую продукцию)

   Транзитные  – на продукцию, провозимую через страну транзитом

Особенности конкуренции на внешних рынках  определяют степень тарифной защиты государством своего внутреннего рынка. Как правило, в России уровень применяемых тарифных ставок колеблется в пределах от 5 до 30% от стоимости товара. Исключение составляют предметы роскоши: яхты, самолеты, машины и т д

   Конкретный  объект таможенных ставок зависит от торгового режима, предоставляемого той или иной страной. Применяют 3 вида торговых режимов:

  1. Режим наибольшего благоприятствия – это нормальные условия, при которых данная страна предоставляет другой стране такие же условия, как и любой другой. Таможенная ставка = базовой, зафиксированной в таможенном кодексе. Это главный признак зарегистрированный ВТО, который должны соблюдать все государства, входящие в эту организацию.
  2. Льготный режим (или преференциальный). Данный режим м.б. предоставлен любому государству по усмотрению конкурентной страны, но в основном применяется по отношению к развивающимся странам. Базовая ставка торговой пошлины снижается для этих стран до 50%. Данный режим введен в 60-е гг. 20в. многосторонним соглашением экономически развитых стран о взаимном предоставлении тарифных льгот.
  3. Беспошлинный режим – предоставляется любой стране по усмотрению заинтересованного государства по согласию требованиям ООН для 47 наименее развитых стран, где ВВП на душу населения  не более 100$ или имеет не более 10% объемов обрабатывающей промышленности.

Кроме тарифных ограничений во внешней  торговле после IIМВ получили развитие нетарифные барьеры. Все нетарифные барьеры можно разделить на 3 группы:

      1. Внешнеторговые меры (барьеры), направленные на прямое ограничение импорта с целью защиты определенных отраслей национального производства. Они получили 5 видов мер:

лицензирование  – когда для ввоза/вывоза определенных товаров требуется получить разрешающий документ. Лицензии м.б. разовые или генеральные сроком действия до 1 года. 2)Квотирование – установление количественных ограничений на ввоз/вывоз товаров в стоимостном или натуральном выражении. До 1990г в России квотирование и лицензирование были основными мерами защиты российского(советского) рынка (до 70% всей ввозимой продукции, в настоящее время – 10%). 3)антидемпинговые пошлины, направленные против занижения цен экспортного товара и предусмотрены 6-й статьей «Генеральной ассоциации по тарифам торговли» (ГАТТ). Демпинг – это продажа товаров по цене, ниже нормальной рыночной в стране, а его худший вариант- продажа товаров ниже их себестоимости. 4)специальные пошлины (временные защитные меры, когда в результате непредвиденных обстоятельств импортируемый товар угрожает серьезным ущербом отечественным товаропроизводителям). Специальные пошлины устанавливаются на срок не более 4 лет, но введению антидемпинговых и специальных пошлин предшествует специальное расследование, в ходе которого обосновывается необходимость их применения. 5) «добровольное» ограничение экспорта – это вынужденная мера по сокращению поставок на экспорт собственной продукции под угрозой применения более жестких запретительных мер со стороны другого государства. Подобное самоограничение осуществляется в следующих видах: общее ограничение поставок, сокращение их ежегодного прироста, снижение экспортных цен.

    Наиболее  широко провоцирование добровольного  ограничения экспорта многими странами провоцируется США. Под давлением  Америки в январе 1975г. Японское правительство  выступило с 5-летней программой «добровольного ограничения» экспорта хлопчатобумажной продукции на внутренний рынок США.

      В 1961г. Наряду с Японией несколько  развивающихся стран взяли на  себя обязательства ограничить  вывоз текстиля на внешние   рынки, контролируемые США. Подобные  соглашения заключались и продлевались вплоть до последних лет. Данный процесс, в кот участвовало до 60 стран несколько приостановился в 2005 году. В конце 20 века добровольные ограничения экспорта распространилось не только на текстильные изделия, но и на другие товары. В 1968г США усилили давление не только на Японию, но и на страны ЕС, добиваясь введения добровольных ограничений на экспорт черных металлов в Америку (в основном чугун). Затем дипломатический и экономический нажим США переключился на продукцию радиоэлектронной промышленности и автомобили, и большую часть товаров народного потребления. 
 

      1. Группа  нетарифных барьеров. Административные формальности. К ним относятся:
    1. паратарифные меры – меры дополнительные к тарифам, т.е. платежи, взимаемые при ввозе иностранных товаров сверх таможенных пошлин. А) Различные таможенные сборы. Б) Внутренние налоги. В)  специальные целевые сборы. Г) акцизы (дополнительные налоги). В 1993 году введены НДС и акцизы. НДС постепенно снижаясь, представляет собой среднеевропейскую ставку - 18% . Дополнительный налог акциз в основном применяется на предметы роскоши и алкоголь (ставки колеблются от 10 до 250%). В Аргентине имается фрахтовый сбор в размере 0.5% для развития национального флота со всех ввозимых товаров. В Дании взимается сбор на охрану окружающей среды с посуды одноразового пользования в размере 50% от стоимости товаров.
    1. технические стандарты, кот включают контроль импорта  на соответствие национальных норм безопасности и качества (прежде всего, нормам экологической безопасности). Данные меры относятся к действиям скрытого протекционизма. В сер 70х годов 20 века при экспорте советских автомобилей «Жигули» в Швейцарию, требовалось пройти экологический контроль двигателя и получить сертификат качества. Общие затраты на данный процесс, включая стоимость сертификата, составили ок 500 швейцарских франков. В то же время подобный контроль автомобилей других стран осуществлялись за 100 франков. ТО, экологический контроль создал дополнительный скрытый барьер в торговле, увеличивающий торговую пошлину на 7% к цене Жигулей.

        В целом стандарты включают  в себя нормы здравоохранения,  требования к маркировке и  упаковке, к товаросопроводительным  документам.

      В 1979г. принимается первое многостороннее соглашение по техническим барьерам в торговле. В 1994г. – 2й по линии ВТО, а также соглашение о применении санитарных норм. 

      3. – государственная монополия,  когда  государство устанавливает  монополии (свое исключительное  право) на внешнюю торговлю  отдельными товарами. В основном  табак, спиртные напитки, спортивное оружие, автомобили, яхты, личный авиатранспорт.

На наряду с мерами по ограничению импорта  применяются меры экономического стимулирования собственного экспорта, кот осуществляют специализированные экспортно-импортные  банки (кредитуют внешнюю торговлю и ведут расчеты с иностранными партнерами – контрагентами).

Информация о работе Сущность и формы международных экон-их отношений