Сущность и формы международных экон-их отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 14:17, лекция

Описание работы

1.Субъекты и формы экономических отношений.
2.Факторы развития международных экономических отношений
3.Современные тенденции развития международных экономических отношений.

Работа содержит 1 файл

МЭ, все лекции, 3 семестр.doc

— 171.00 Кб (Скачать)

   ЮАЭС  – Венесуэла, Аргентина, Бразилия, Перу.

   На  качественно новый этап развития выходит ЕС. В соответствии с единым европейским актом, принятым странами-членами ЕС в 1993 году, в основном сформировался внутренний рынок этого объединения. В результате: 1) ликвидированы почти все барьеры на пути свободного перемещения товаров, услуг, капиталов и людских ресурсов. 2) отменены формальности во взаимной торговле, разработаны единый налог и технологические общеевропейские стандарты. 3) отменены валютные ограничения, т е гос монополия на валютные операции в странах ЕС.

   Снятие  всех этих барьеров может повысить темпы эконом роста стран ЕС, снизить  уровень цен на ряз услуг, уменьшить издержки пр-ва и в конечном итоге усилить экономические позиции ЕС в мире, его конкурентоспособность. В целом в Зап Европе создано экономическое сообщество, кот охватывает население примерно 500 млн человек и ежегодным объемом ВВП, равным 13 трлн $

   Создан  сверхрынок объемом более 40 % от общемирового рынка.

    Вывод:  Интеграция выступает не как  временное случайное явление,  а как   закономерный процесс.  Как долговременная тенденция.  В этот процесс в различной  степени вовлечено большинство  стран современного мира, но только наиболее подготовленные, развитые в экономическом отношении объединяются в интеграционные союзы.

   Современная конкуренция как основа развития МЭ отличается небывалой остротой. Объясняется это тем, что масштабность конкуренции явилась следствием увеличения числа участников внешнеторговых операций МРТ и, в частности, дальнейшим развитием специализации гос-в, объективно этому способствующих.

   Современная особенность конкуренции в том, что, на ряду с монопольными гигантами, в рыночную экономику вступают средние и мелкие фирмы. К сотрудничеству стран с развитым экспортом присоединяются НИС, предпринимающие попытки изменить ситуацию на мировом рынке в свою пользу.

   В конце 20 века в развитии МЭ появилась новая  особенность – глобализация производства в условиях международной конкуренции ( т е распространение экономического влияния определенных промышленно развитых стран в глобальных масштабах).

   Объективная необходимость глобализации в следующем: увеличился разрыв в эконом развитии ПРС и развивающихся гос-в. Причем развивающиеся страны постепенно теряют уровень покупательской способности. Большинство населения не в состоянии приобретать товары высоких технологий. Причиной является высокая безработица, низкая зар плата. Выход из данной ситуации был найден в сер 70гг 20 века Японией, кот стала вывозить в соседние гос-ва Юго-Восточной Азии несколько устаревшие технологии ( т е инженерные описания, методики пр-ва различной аппаратуры и пр-ции). В результате на мировом рынке появилась техника, качеством чуть ниже новейших достижений яп электроники, но по ценам гораздо более доступнее широким слоям покупателей.

   Подобные  действия Японии подсказали развивающимся  и НИС, какими спопобами можно  ликвидировать технологич и финансовую зависимость от США. А также индустриальных стран зап Европы. Экономически западным кредиторам нет смысла вкладывать свои деньги в пром-ть развивающихся стран, чтобы создавать себе конкурентов. Но отстающие гос-ва, которых в мировом сообществе большинство, могут самостоятельно производить более дешевую продукцию, создавать свои рабочие места, следовательно, повышать покупательную способность населения.

   Развивающиеся, НИС, а также страны с переходной экономикой к рынку, объединяясь  в союзы, могут увеличить не только свои технологические возможности, но и рынок сбыта своей продукции. Мировые индустриальные державы начинают понимать, что получение сверхприбылей за счет отстающих гос-в  становится неэффективным, т е разделение мира на высокоразвитые и отстающие гос-ва привело к обнищанию, неплатежеспособности отстающих.

   Рыночная  экономика предполагает постоянный баланс пр-ва и потребления. Причем уровень потребления зависит  от материальных возможностей всех частников  процесса пр-ва. Если общий объем  зар платы всех участников примерно 25 млрд $, то суммарный объем цен товаров должен быть примерно в той же сумме. Если объем зар платы ниже суммарного объема производимой прод-ции (10 млрд$), то продавать продукцию будет некому. Таким образом, данную проблему можно решить только путем глобализации пр-ва. Потребителям высококачественной прод-ции должна быть предоставлена возможность равноправного обмена. Но, прежде чем купить, надо что-то продать, например, рабочую силу, которая в менее развитых странах гораздо дешевле, чем в высокоразвитых гос-вах. Однако, современный рынок этого допустить не может. Дешевая раб сила создает демпинговую прод-цию – прод-цию  низкой стоимости и цены. Т е создается тупик, ситуация, в которую завела себя современная система технологического империализма ПРС. Причем введение штрафных санкций за продажу по демпинговым ценам лишь обостряет проблему, т.к. эта мера не способствует расширению рынка сбыта, росту покупательной способности населения .Как правило, итог один – общий  экономический упадок, развал финансовой сферы, производственная нестабильность .Кроме того, удержать разделение мира на богатых и бедных, развитых и неразвитых даже путем применения военной силы  невозможно.

За последние 30 лет мировой  рынок новейших технологий постоянно сокращается (-1.5-2% ежегодно)

Вывод : в современном  мире реально существуют благоприятные  условия для развития промышленного  производства отстающих государств, которые формируются самими индустриальными  странами. Они вынуждены в силу экономических причин для собственной  же выгоды помогать менее развитым государствам, подтягивать их до собственного развития в целях расширения внешних рынков сбыта, т.к. внутренние рынки стран с высокой покупательской способностью перенасыщены наукоемкой продукцией. Дорогостоящие товары остаются  невостребованными, несмотря на высокое качество. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Основы  международной торговли. 

    
  1. Понятие, объекты и субъекты международной  торговли.
  2. Сущность и основные виды мировых цен.
  3. Внешнеторговая политика государства.
 

1 Понятие, объекты  и субъекты международной торговли. 

    Международная торговля – это сфера товарно-денежных отношений, представляющая собой совокупность внешней торговли всех стран мира. Внешняя торговля – обмен товарами и услугами между государственно оформленными национальными хозяйствами. Государственно оформленные национальные хозяйства – учреждения и организации, наделенные юридическими правами на определенные формы международных экономических отношений от имени государственных органов власти. Таким образом, термин «внешняя торговля» и «внешний рынок» применим только к отдельно взятым странам. Международная торговля связывает национальные экономики в единую систему мирового рынка. Мировой рынок имеет принципиальные отличия от внутренних национальных рынков.

  1. На мировой рынок поступают только конкурентоспособные товары, отвечающие общемировым требованиям и стандартам. При этом действуют мировые цены на основе интернациональной стоимости при производстве товаров в среднемировых общественно-нормальных условиях.
  2. Мировой рынок в большей степени подвержен монополизации, господству ТНК.
  3. Решающее влияние могут оказывать не экономические, а политические факторы(в частности, одна из мер внутренней гос политики Эмбарго (запрет гос-ва на ввоз определенной зарубежной продукции или на вывоз своих товаров в определенную страну) политика государств периодически оказывает свое влияние на масштабы мирового рынка и уровень мировых цен. Наиболее часто это проявляется в том случае, когда страны прибегают к такой мере как эмбарго – запрет на ввоз чьей-либо продукции в свою страну или на вывоз собственных товаров в запредельные страны).
  4. Расчеты осуществляются в свободно конвертируемой валюте (валюты, свободно обмениваемые между собой)
 

    В процессе международной торговли действуют  два направления товаропотоков: экспорт и импорт. В зависимости от происхождения и назначения товаров, экспорт и импорт имеет следующие формы.

    Экспорт.

  1. Вывоз товаров, изготовленных в данной стране.
  2. Вывоз сырья и производственных фондов для переработки за границей с последующим возвратом в страну в виде готовой продукции.
  3. Реэкспорт – то есть вывоз товаров первоначально ввезенных из заграницы.
  4. Временный вывоз заграницу национальных товаров на выставки, демонстрационные показы  с последующим возвратом.
 

    Импорт.

  1. Ввоз из заграницы товаров для реализации на внутреннем рынке принимающей страны
  2. Ввоз сырья, производственных фондов, узлов, деталей для переработки в данной стране и последующего вывоза за границу в виде готовой продукции.
  3. Реимпорт – повторный ввоз товаров в страну ранее вывезенных. Происходит в том случае, если на поставленную за рубеж продукцию потребителям излагаются претензии - рекламации –заявленные тех данные не подтверждаются; перечень претензий к качеству или способу сборки готовой продукции.
  4. Временный ввоз товаров на международные выставки, демонстрационные показы, на кот могут совершаться фьючерсные торговые сделки.
 

    В международной торговле применяются  термины: учет экспортных поставок, учет импортных поставок. 

    Экспортные  поставки осуществляются во внешнеторговых ценах ФОБ (англ «свободен на борту») – это означает, что продавец несет лишь часть расхода: по транспортировке груза и страхованию, включая погрузку на борт судна.

    Импортные поставки учитываются во внешне торговых ценах СИФ – цена, включающая стоимость товара, его страхование, доставка. СИФ(стоимость и франт) - закупка услуг судна на период перемещения груза.

    В настоящее время в мире насчитывается  около 30млн видов выпускаемых  изделий производственного и  потребительского назначения. Кроме  того, по оценкам ВТО насчитывается более 600 видов услуг, оказываемых в международной практике.

    В качестве субъектов международной  торговли выступают все гос-ва мира. Кроме того, в современнох условиях интеграции мрового сообщества важнейшими субъектами мировой торговли становятся ТНК и  МНК. В качестве субъектов междунар торгви выступают интеграционные сообщества – ЕС, САЗСТ, АТР, ЕврАЗЕС, БРИК(Бразилия, индия, Россия, Китай), ШОС, ЮАЭС)

    В международной торговле в качестве объектов выделяют продукты труда, товары и услуги. Однако не все товары и услуги могут быть объектами международного обмена. На международном уровне товары подразделяются на торгуемые и неторгуемые. Торгуемые товары – высоко конкурентные товары, отвечающие общемировым требованиям, кот могут предлагаться различным странам, их цены определяются конъюнктурой мирового рынка. Неторгуемые товары – реализуются в той же стране, где и производятся. В целом, за период с 1950 по 2007г.г. включительно  мировой торговый оборот увеличился в 22 раза.

    Развитие  международной торговли услугами началось гораздо позже, чем товарами. Долгое время услуги относились к неторгуемым товарам. Однако, в развитии НТП во втор пол 20 вв усиление внешне-экономических связей постепенно превратили ряд услуг в торгуемые, т е конкурентоспособные.

    Начиная с 1965 по настоящее время объем ПРС увеличился с 55% до 70% ( в США до 82%), НПС с 18% до 42%. На современном этапе рост международной торговли услугами на 27% превышает объем мировой торговли товарами. Сфера услуг становится более привлекательной, поскольку гос-во нуждается в информации о сырьевых рынках, рынках сбыта, транспортных услугах, включая охрану перевозимых грузов. Кроме того, постоянно расширяются сферы различных финансовых услуг (кредитный рынок, валютный рынок, страховой рынок). Данные виды услуг быстро окупаются, пользуются возрастающим спросом, стоимость их повышается быстрее, чем цены дефицитных товаров. 

    -2- Сущность и основные  виды мировых цен 

    В Условия мирового рынка Понятие  стоимости и структура цены одинаковы  как для внутренних, так и для внешних рынков. Цена – это денежная сумма, которая формируется с учетом основных ценообразующих факторов. Факторы:

    1. Финансовые факторы: 1)затраты на производство продукции. 2) прибыль, получаемая в результате реализации продукции (планируемые в цене с учетом прошлых периодов реализации). 3) налоговые платежи
    2. Общеэкономические факторы: 1) качество, внешний вид, надежность. 2) конъюнктура рынка, определенное соотношение спроса и предложения
 

    3. Внешнеэкономические факторы: 1) валютный  курс. 2) межгосударственные договоры о фиксированных ценах (страны ОПЕК).

  1. специальные факторы : 1) политические факторы. 2) военные факторы

Информация о работе Сущность и формы международных экон-их отношений