Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 08:58, реферат
Сущность ассортимента товаров как одной из составляющих конкурентоспособности торгового предприятия заключается в том, чтобы предприятие своевременно предлагало определенную совокупность товаров, которая бы, соответствуя в целом профилю его торговой деятельности, наиболее полно удовлетворяла требованиям определенных категорий покупателей и была максимально выгодной для предприятия. В связи с этим очень важно знать потребительские предпочтения. Потребительские предпочтения – результат положительного отношения потребителей к конкретным товарам как к наиболее полно удовлетворяющим их потребности.
Сущность ассортимента
товаров как одной из составляющих
конкурентоспособности
Сущность ассортимента товаров
как одной из составляющих конкурентоспособности
торгового предприятия
Потребительские предпочтения, подкрепленные
платежеспособностью
Необходимость формирования потребительских предпочтений обусловлено тем, что в условиях насыщенного рынка, характеризующегося большой полнотой и широтой ассортимента товаров и услуг, потребителю порой сложно выбрать те товары, которые наиболее полно удовлетворяют его потребности.
Потребительские предпочтения одних
товаров другим создают предпосылки
для возникновения между ними
конкурентных отношений. Любое предприятие
стремится создать и
Классификация ассортимента, его показатели и свойства
Ассортиментом называется определенная совокупность (набор), перечень товаров различных видов, сортов, объединенных по какому-либо признаку (назначению, цвету, размеру, сырью, способу производства и т.п.) Слово «ассортимент» произошло от французского слова «assortiment» и означает подбор различных видов и сортов товаров. Понятие ассортимента применяется для характеристики состава товарной массы.
Систематизировать все многообразие
товаров помогает научная классификация,
которая постоянно
Классификация происходит от слова «классифицировать» (от лат.classis- разряд и facere- делать), т.е. разделение множества объектов на подмножества (классы, группы, подгруппы, виды и т.д.) по сходству или различию в соответствии с принятыми методами.
Ассортимент можно классифицировать по следующим признакам:
→ По местонахождению ассортимент товаров подразделяется на группы:
Промышленным ассортиментом
Торговый ассортимент – это набор товаров, формируемый организацией торговли или общественного питания с учетом ее специализации, потребительского спроса и материально-технической базы (т.е. номенклатура товаров, подлежащих продаже в розничной торговой сети). Торговый ассортимент включает в себя товары разных изготовителей, в том числе и импортные товары. Исключения составляют фирменные магазины организаций-изготовителей, которые реализуют товары только конкретной фирмы.
В зависимости от широты охвата товаров, т.е. количества групп, подгрупп, видов, разновидностей, марок, типов, наименований ассортимент подразделяется на следующие подгруппы:
Свойства ассортимента – это
специфическая особенность
Показатель ассортимента – количественное
выражение свойств
Номенклатура свойств и
Широта ассортимента – это количество видов, разновидностей и наименований однородных и разнородных групп.
Широта ассортимента (Ш) характеризуется
двумя абсолютными показателями
– действительной и базовой широтой,
а также относительным
Действительная широта (Шд) – это фактическое количество видов, разновидностей и наименований товаров, имеющихся в наличии (д).
Базовая широта (Бш) – это широта, принятая за основу для сравнения.
В качестве базовой широты может быть принято количество видов, разновидностей и наименований товаров, которое регламентируется стандартами, каталогами, прейскурантами или максимально возможное. Выбор критериев определения базового показателя широты определяется целями. Например, если анализируется ассортиментная политика магазинов-конкурентов, в качестве базового можно взять максимальный перечень товаров, который имеется во всех обследованных магазинах.
Коэффициент широты (Кш) – это отношение действительного количества видов, разновидностей и наименований товаров однородных и разнородных групп к базовому:
Кш = Шд / Шб *100% ,
где Шд – фактическое количество видов товаров, имеющихся в наличии;
Шб – широта, принятая за основу для сравнения
Широта может служить
Полнота ассортимента – это способность набора товаров однородной группы удовлетворять одинаковые потребности. Она характеризуется количеством видов, разновидностей и наименований товаров однородной группы.
Полнота ассортимента (П) характеризуется
двумя абсолютными
Действительный показатель полноты (Пд) характеризуется фактическим количеством видов, разновидностей и наименований товаров однородной группы.
Базовый показатель полноты (Пб) характеризуется регламентируемым или планируемым количеством товаров однородной группы.
Коэффициент полноты (Кп) – это отношение действительного показателя полноты к базовому:
Кп = Пд / Пб *100%,
где Пд — показатель полноты характеризуется фактическим количеством видов, разновидностей и наименований товаров однородной группы.
Пб — базовый показатель полноты характеризуется регламентируемым или планируемым количеством товаров однородной группы.
Показатель полноты
Устойчивость ассортимента – это способность набора товаров удовлетворять спрос на одни и те же товары. Особенностью таких товаров является наличие устойчивого спроса на них.
Устойчивость ассортимента характеризуется коэффициентом устойчивости (Ку):
Ку = Шу / Шд *100%,
где Шу - наименований товаров, которые пользуются устойчивым спросом у потребителей;
Шд - общее количеству видов, разновидностей и наименований товаров тех же однородных групп.
Он представляет собой отношение количества видов, разновидностей и наименований товаров, которые пользуются устойчивым спросом у потребителей (Шу), к общему количеству видов, разновидностей и наименований товаров тех же однородных групп (Шд).
Изготовители и продавцы чаще всего стремятся расширить количество товаров, пользующихся устойчивым спросом. Однако, следует иметь в виду, что вкусы и привычки со временем меняются, поэтому устойчивость ассортимента должна быть рациональной. Выявление товаров пользующихся устойчивым спросом требует проведения маркетинговых исследований: при этом используются методы наблюдения и анализа документальных данных о поступлении и реализации различных товаров.
Новизна (обновление) ассортимента – это способность набора товаров удовлетворять изменившиеся потребности за счет новых товаров.
Новизна ассортимента характеризуется двумя показателями: действительным обновлением и степенью обновления.
Действительное обновление или степень обновления (Кн) – это отношение количества новых товаров к общему количеству наименований товаров (или действительной широте – Шд):
Кн = Н / Шд *100%,
где Н – количество новых товаров;
Шд – общее количеству видов, разновидностей и наименований товаров тех же однородных групп.
Обновление – это одно из направлений ассортиментной политики организации. Проводится, как правило, в условиях насыщенного рынка. Основными причинами обновления ассортимента являются замена морально устаревших товаров, не пользующихся спросом; разработка новых товаров улучшенного качества; расширение ассортимента за счет увеличения полноты для создания конкурентных преимуществ организации.
Обновление ассортимента должно быть рациональным, так как оно связано с определенными затратами и риском для изготовителей и продавцов.
Структура ассортимента характеризуется удельной долей каждого вида (или) наименования товара в общем наборе.
Показатели структуры
Ci = Ai / Si * 100%,
где Аi – количество отдельных товаров;
Si – суммарное количество всех товаров.
Структура ассортимента, рассчитанная
в натуральном выражении, отличается
от структуры того же ассортимента
в стоимостном выражении. При
регулировании структуры
Выбор показателей структуры