Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 13:03, реферат
Валютный рынок и валютные правоотношения в их современном виде стали складываться относительно недавно, именно поэтому проблемы их регулирования и контроля в юридическом плане изучены и освещены недостаточно. Значительно большее внимание им уделялось учеными-экономистами.
В общем виде валютные правоотношения представляют собой правоотношения, возникающие по поводу
Содержание валютного правоотношения включает в себя право на совершение валютных операций и связанные с этим обязанности субъектов7 (ст. 3-8 Закона). К валютным операциям относятся операции, связанные с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности, в том числе операции, связанные с использованием в качестве средства платежа иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте (п. 7-9 ст. 1).
Валютные правоотношения входят преимущественно в предмет конституционного, финансового, административного, предпринимательского, уголовного, гражданского, международного (частного и публичного) и других отраслей права. Несмотря на то, что данные правоотношения входят в названные отрасли права, их можно объединить в 2 группы правоотношений: имеющих финансово-правовую и гражданско-правовую природу.
Большая часть таких валютных правоотношений возникает в процессе перемещения валютных ценностей, а также валюты РФ и внутренних ценных бумаг. Отношения экономического оборота, опосредующие процесс перемещения материальных благ, образуют предмет обязательственного права. Соответственно отношения, опосредующие перемещение валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг, являются обязательственными, то есть гражданско-правовыми. Реализация собственником правомочия распоряжения валютными ценностями ведет к возникновению валютного обязательственного правоотношения. Обязательства опосредуют процесс перемещения материальных благ от одного лица к другому и поэтому всегда устанавливаются между строго определенными лицами, то есть приобретают относительный характер. Валютные обязательства возникают между резидентами, между резидентами и нерезидентами, а также между нерезидентами в процессе перемещения валюты РФ, внутренних ценных бумаг РФ и валютных ценностей на территории РФ.
Обязательство в иностранной валюте, являясь разновидностью денежных обязательств, представляет собой правоотношение, в силу которого одно лицо (должник) обязано произвести в пользу другого лица (кредитора) уплату денежных знаков, то есть предоставить предметы, выполняющие в обороте функцию средства платежа - иностранную валюту, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения этой обязанности.
В случаях, когда валютные ценности, валюта РФ, внутренние ценные бумаги РФ используются в качестве средства платежа, валютные правоотношения представляют собой расчетные правоотношения, или обязательства по расчетам.
Валютные правоотношения, регулируемые методом юридического равенства сторон, являются разновидностью отношений, возникающих из права собственности, денежных обязательств, обязательств по расчетам.
Валютные правоотношения, регулируемые гражданским правом, могут быть классифицированы по различным основаниям:
1. В зависимости от
структуры межсубъектной связи:
относительные и абсолютные.
2. В зависимости от
вида объектов - правоотношения по
поводу:
- иностранной валюты,
- внешних ценных бумаг,
- валюты РФ,
- внутренних ценных бумаг РФ.
3. В зависимости от
субъекта: правоотношения, возникающие
между:
- резидентами,
- резидентами и нерезидентами,
- нерезидентами.
4. В зависимости
от способа удовлетворения
Приведенная классификация
валютных правоотношений не является
полной и отражающей все их признаки,
однако позволяет сделать вывод,
что, являясь разновидностью гражданских
правоотношений, к ним в большей
части могут быть применены основные
критерии классификации гражданско-
Структуру валютного правоотношения образуют в единстве и взаимодействии три элемента: субъекты, объекты и содержание.
Глава 2. Субъекты валютных правоотношений: их классификация и правовой статус.
§2.1. Виды субъектов валютных правоотношений.
Под валютными правоотношениями понимаются общественные отношения, возникающие по поводу валютного регулирования и осуществления валютных сделок, а также контроля за законностью данных видов деятельности. В последние десятилетия круг субъектов валютных правоотношений претерпел существенные изменения. В связи с переходом валютной политики от государственной валютной монополии к курсу на полную либерализацию валютно-правовых отношений круг субъектов данных правоотношений расширился. В настоящее время субъектами валютных правоотношений выступают органы государственной власти, уполномоченные банки во главе с Центральным банком Российской Федерации, резиденты и нерезиденты (юридические и физические лица)9.
Основными критериями разделения субъектов, действующих на валютном рынке, являются: создание их в соответствии с законодательством РФ или иностранных государств; их место жительства (местонахождение).
Закон «О валютном регулировании и валютном контроле» формулирует понятия «резидент» и «нерезидент», разделяя всех действующих на валютном рынке субъектов на 2 категории. Такое разделение диктуется потребностями проведения внешнеэкономических операций страны и отделение последних от операций внутрихозяйственных10.
Резидентами признаются:
а) физические лица, являющиеся
гражданами Российской Федерации, за исключением
граждан Российской Федерации, признаваемых
постоянно проживающими в иностранном
государстве в соответствии с
законодательством этого
б) постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства;
в) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации;
г) находящиеся за пределами территории Российской Федерации филиалы, представительства и иные подразделения юридических лиц;
д) дипломатические представительства, консульские учреждения Российской Федерации и иные официальные представительства Российской Федерации, находящиеся за пределами территории Российской Федерации, а также постоянные представительства Российской Федерации при межгосударственных или межправительственных организациях;
е) Российская Федерация,
субъекты Российской Федерации, муниципальные
образования, которые выступают
в отношениях, регулируемых Федеральным
законом и принятыми в
К нерезидентам относятся:
а) физические лица, не являющиеся резидентами;
б) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации;
в) организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации;
г) аккредитованные в Российской
Федерации дипломатические
д) межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства в Российской Федерации;
е) находящиеся на территории Российской Федерации филиалы, постоянные представительства и другие обособленные или самостоятельные структурные подразделения нерезидентов;
ж) иные лица, не являющиеся резидентами.
Субъектный состав валютных правоотношений весьма специфичен. Деление всех участников правоотношений на резидентов и нерезидентов подтверждает независимость валютных операций от гражданско-правовых сделок. Такое деление субъектов валютных правоотношений обусловлено разным объемом представленных им прав и обязанностей по совершению различных валютных операций и сделок.
В сфере валютных отношений
резиденты и нерезиденты
Валютные операции между
резидентами и нерезидентами
осуществляются без ограничений, за
исключением валютных операций, в
отношении которых ограничения
устанавливаются в целях
По общему правилу, валютные операции между резидентами запрещены, за исключением случаев, установленных ст. 9 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». Перечень таких исключений является закрытым. Что касается нерезидентов, то они вправе осуществлять между собой валютные операции с внутренними ценными бумагами на территории Российской Федерации с учетом установленных требований и осуществлять между собой переводы иностранной валюты со счетов (вкладов) в банках за пределами территории Российской Федерации на банковские счета (вклады) в уполномоченных банках или банковских счетов (вкладов) в уполномоченных банках на счета (вклады) в банках за пределами территории Российской Федерации или в уполномоченных банках.
Следует отметить, что особой категорией участников валютных отношений, являются уполномоченные банки. Значительную часть валютных операций, осуществляемых на территории России как резидентами, так и нерезидентами, можно проводить исключительно через уполномоченные банки.
Уполномоченные банки - кредитные организации, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации и имеющие право на основании лицензий Центрального банка Российской Федерации осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте, а также действующие на территории Российской Федерации в соответствии с лицензиями Центрального банка Российской Федерации филиалы кредитных организаций, созданных в соответствии с законодательством иностранных государств, имеющие право осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте.
§2.2. Правовой статус субъектов валютных правоотношений.
В процессе правоприменения необходимо иметь в виду существенные различия в правовом статусе субъектов валютных операций, основанные на дифференциации видов валютной правосубъектности. Особую важность имеет выявление основополагающих черт валютных право- и дееспособности как специфических элементов правового статуса субъектов валютных правоотношений.
Субъекты валютных правоотношений обладают одним из двух правовых статусов: статусом резидента или статусом нерезидента, каждый из которых характеризуется индивидуальным объемом прав и обязанностей в валютно-правовой сфере. В то же время, существует ряд норм, регламентирующих валютные отношения независимо от статуса субъекта.
Особой группой резидентов
следует признать субъектов Российской
Федерации и муниципальные
Государственные органы Российской Федерации, обладая статусом юридических лиц, вне сферы осуществления валютного регулирования, валютного контроля либо совершения ими действий от имени Российской Федерации являются равноправными субъектами валютных операций. В связи с этим, к ним подлежат применению общие нормы валютного законодательства относительно порядка совершения валютных операций (как то лицензирование, соблюдение требований и ограничений, установленных для резидентов Российской Федерации, и т.д.)11.
Резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, имеют право: знакомиться с актами проверок, проведенных органами и агентами валютного контроля; обжаловать решения и действия (бездействие) органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц в порядке, установленном законодательством. Данное положение заключено в статье 16 ГК РФ, согласно которой убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или их должностных лиц, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, должна возместить Российская Федерация, ее субъект или муниципальное образование. Согласно статье 15 ГК РФ к реальному ущербу относятся расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, а также утрата или повреждение его имущества; на возмещение в установленном законодательством порядке реального ущерба, причиненного неправомерными действиями (бездействием) органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц.
Резиденты и нерезиденты, осуществляющие
в Российской Федерации валютные
операции, обязаны: представлять органам
и агентам валютного контроля документы
и информацию, которые предусмотрены статьей
23 Федерального закона "О валютном регулировании
и валютном контроле";
вести учет и составлять отчетность по
валютным операциям, обеспечивая сохранность
документов и материалов в течение не
менее трех лет со дня совершения валютной
операции, но не ранее срока исполнения
договора;
выполнять предписания органов валютного
контроля об устранении нарушений актов
валютного законодательства Российской
Федерации и актов органов валютного регулирования.