Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2012 в 08:22, курсовая работа
В российской экономике есть сектора и отрасли, потенциально конкурентоспособные как на внутреннем, так и на мировых рынках. Реализации конкурентных преимуществ этих секторов (наличие незагруженных технологически эффективных мощностей, квалифицированных кадров, научно-технических заделов и т.п.) препятствуют как несовершенство и неразвитость рыночных механизмов и институтов, так и сложившиеся к настоящему времени стартовые условия в этих секторах, неблагоприятные для экспансии производства, модернизации производственной базы и повышения эффективности.
Параллельно со всемерным стимулированием сбережений и инвестиционной активности в частном и государственном секторах национальной экономики государство должно формировать адекватную структурную политику, которая обеспечивала бы оптимальное в каждый данный период расходование мобилизованных на цели экономического роста производственных ресурсов.
Введение
1. Структура национального хозяйства
2. Основные направления структурной политики и их влияние на экономические и социальные результаты функционирования национальной экономики
3. Структурная политика в России
Заключение
Список литературы
Для нормальной жизнедеятельности общества в целом необходимо устойчивое, по возможности бесконфликтное, согласованное развитие всех его подсистем, каждая из которых выполняет свои функции. Экономика как господствующая подсистема предлагает рыночную форму связей в качестве основной для других сфер общественной жизни. Но на практике оказывается, что рыночная организация деятельности таких отраслей, как здравоохранение, образование, наука, культура и др., не всегда обеспечивает их прибыльное функционирование, а значит, и интерес к ним частного сектора. Тогда государство, заинтересованное в нормальном развитии всех сторон жизнедеятельности общества, либо берет организацию работы этих отраслей на себя, либо стимулирует частный сектор к организации бизнеса в этих отраслях таким образом, чтобы их услуги были доступны потребителям в необходимом объеме. Вопрос о долевом участии государства и частного сектора в производстве услуг указанных отраслей решается конкретно в каждой стране в зависимости от сложившихся условий и традиций. Но в любом случае государство контролирует развитие этих отраслей. Следует учесть и тот факт, что, например, организация работы в здравоохранении, образовании только на коммерческой основе может резко сузить возможности воспроизводства квалифицированной рабочей силы, необходимой для нормального функционирования экономики и ее роста, поскольку при невысоком уровне благосостояния далеко не все граждане смогут воспользоваться платными услугами этих отраслей.
Необходимость поддержания баланса в развитии различных сторон общественной жизни требует от государства таких действий, которые бы предотвращали или «амортизировали» возможные противоречия или конфликты между поведением людей как субъектов рыночных отношений и их поведением как субъектов иных социальных отношений.
В каждой стране исторически складываются определенные представления о социальной справедливости, нравственные принципы и т. д., которые могут противоречить принципам поведения людей в рыночной экономике, что чревато социальными конфликтами и нестабильностью. Это особенно наглядно проявляется в настоящее время, в условиях перехода к рыночной экономике бывших социалистических стран.
Функционирование рыночного механизма предполагает, что доход экономического агента зависит от количества и качества имеющихся у негр ресурсов, которые могут быть использованы в производстве товаров и услуг. значительная часть населения не в состоянии обеспечить себе достойное существование ни через организацию собственного производства, ни путем продажи имеющихся ресурсов. К этой группе населения относятся пенсионеры, инвалиды, несовершеннолетние, студенты, вынужденно безработные и т. д. Поэтому государство в щнх поддержания устойчивого социального климата в обществе обязано с помощью бюджетно-налоговой политики заниматься перераспределением созданного дохода с тем, чтобы обеспечить нормальное существование названных категорий населения. Государство призвано решать и более сложную задачу — определения и поддержания конкретной степени дифференциации доходов в обществе.
Общеэкономическая задача структурной политики - поддержание макроэкономического равновесия в рыночном хозяйстве. Основной целью структурной политики государства является формирование оптимальной структуры хозяйственного комплекса для наиболее эффективного использования имеющихся в распоряжении общества ресурсов, обеспечение прогрессивных структурных сдвигов.
При решении этих задач существенно повыситься доля производств с высокой степенью переработки, производящих высокую добавленную стоимость на единицу используемых ресурсов, а также сферы услуг; изменится место России в мировой системе разделения и кооперации труда – от вывоза сырья к вывозу высоких технологий и современных услуг.
С точки зрения экономической теории в структурной политике можно выделить ряд факторов, которые обусловливают ее важность для последующих лет развития России. Это смена социально-экономической модели развития, в которой первостепенную роль для структурного регулирования играют другие экономические закономерности, прежде всего ценовой механизм рынка, основанный преимущественно на соотношении спроса и предложения; постепенный поворот экономики России к внешней сфере.[8]
В настоящее время структура российской экономики не позволяет в полной мере обеспечить высокие и устойчивые темпы роста. В отраслях, доминирующих в структуре производства (топливно-энергетический комплекс, металлургия), наблюдается тенденция снижения темпов роста и в связи с этим указанные отрасли не смогут расти в долгосрочной перспективе темпами выше 5 процентов. Отрасли, которые могут развиваться темпами выше 7 процентов (пищевая, химическая, лесная, производство строительных материалов, отдельные отрасли машиностроения и высокотехнологичные отрасли промышленности, а также строительство и связь), занимают в структуре экономики менее одной трети.
Изменениям структуры производства будут способствовать развитие инфраструктуры, реализация комплекса мер по повышению конкурентоспособности и темпов роста ведущих секторов экономики.
Комплекс указанных мер включает следующие основные направления:
1)Реализация общесистемных мер, направленных на снижение институциональных барьеров, стимулирование спроса на научно-техническую продукцию, новую технику и технологии и ускорение выбытия устаревшего оборудования;
2)Повышение эффективности действующих и формирование новых государственных финансовых институтов развития, включение их ресурсов в реализацию программ развития секторов экономики и инфраструктуры;
3)Развитие программно-целевого подхода к структурным преобразованиям в экономике и развитию инфраструктуры на основе реализации федеральных и ведомственных целевых программ;
4)Создание особых экономических зон и технико-внедренческих парков, формирование территориально-
5) Формирование конкурентной среды, создание равных и предсказуемых условий экономической деятельности в России в целом, на конкретных отраслевых рынках.
Стратегии предусматривают реализацию проектов развития, направленных на структурные изменения в экономике, имеющие существенный макроэкономический эффект и влияющие на повышение национальной конкурентоспособности и темпов роста экономики в целом, и подразделяются на следующие группы:
1)Стратегии развития традиционных секторов экономики или стратегии повышения конкурентоспособности секторов, являющихся основой современного экономического роста и жизнеобеспечивающей инфраструктуры. Их дополнительный вклад в рост валового внутреннего продукта в 2006-2015 годах прогнозируется на уровне 1,1 - 1,2 процента в год;
2)Стратегии развития инновационных секторов, определяющие переход от сырьевого к инновационному развитию и формирующие новые двигатели экономического роста. Их дополнительный вклад в прирост валового внутреннего продукта может составить 0,8-1,1 процента в год. На рубеже 2011-2015 годов потенциальный вклад в ускорение экономического роста наукоемкой продукции и "экономики знаний" сравняется с вкладом традиционных секторов;
3)Стратегии развития человеческого капитала, предусматривающие в том числе формирование рынка жилья и развитие жилищного строительства, модернизацию образования, здравоохранения и социально-трудовой сферы. Макроэкономический эффект от реализации указанных стратегий будет оказывать влияние на развитие традиционных и высокотехнологичных секторов.[9]
Новый этап структурной перестройки должен будет расширить спрос на инвестиции и расширить участие отечественных производителей оборудования в осуществлении инвестиционных проектов. Во многом структурная перестройка будет опираться на собственные финансы предприятий, но также на более активное использование банковских и финансовых институтов, фондового рынка. Одним из важных инструментов осуществления структурной трансформации экономики будут федеральные целевые программы. Основной целью развития промышленности в таких условиях будет повышение конкурентоспособности продукции, технического уровня производства, обеспечение выхода продукции научно-технического сектора экономики, замещение импортной продукции и перевод промышленного производства в стадию стабильного роста. [10]
Все чаще в публикациях говорится о необходимости перейти на наукоемкие траектории развития и об использовании в стране инновационного механизма. Разработан документ «Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 г. и дальнейшую перспективу», но пока нет реальных сдвигов в формировании национальной инновационной системы и переориентации проводимой экономической политики на обеспечение высокотехнологического промышленного роста.[11]
В динамике отраслевой структуры промышленного производства с учетом эффекта реализации стратегий и общего повышения конкурентоспособности бизнеса прогнозируется опережающий рост отраслей, выпускающих инвестиционную и конечную продукцию. После 2008-2009 годов можно ожидать значительного повышения роли автомобилестроения и высокотехнологичных производств на основе роста отечественных и иностранных инвестиций и развития международной кооперации.
Таким образом, добиваясь более эффективного взаимодействия формируемых отраслевых и региональных звеньев экономики, структура российской промышленности станет более прогрессивной и приблизится к структуре развитых европейских стран.
Основным направлением структурной политики государства является повышение конкурентных преимуществ экономики страны через достижение четырех взаимосвязанных целей:
1. Содействие повышению конкурентоспособности отечественных производителей товаров и услуг на внутреннем и мировом рынках и обеспечение структурного маневра в сторону повышения доли отраслей, производящих продукцию с высокой степенью переработки, и отраслей сферы услуг.
2. Исправление накопленных структурных деформаций - реструктуризация убыточного сектора экономики, искусственно поддерживаемого системой бюджетных субсидий, невостребуемых налоговых недоимок и неплатежей естественным монополиям, решение проблем монопрофильных городов.
3. Завершение трансформации существующих малоэффективных институтов экономики “переходного типа” (структуры государственной собственности, товарных и финансовых рынков, инновационных механизмов, системы государственного регулирования и ряда других) в институты, отвечающие требованиям современной рыночной экономики.
4. Ускоренное развитие и перестройка экономической системы, предприятий и рынков в процессе общемировой экономической трансформации, проходящей на базе новых информационных технологий, усиления глобальных и региональных интеграционных процессов.
Основными факторами, сдерживающими развитие потенциально конкурентоспособных предприятий, помимо изложенных в предыдущем разделе, являются:
низкий уровень управления на предприятиях, связанный как с небольшим опытом функционирования в условиях рыночной экономики, так и слабым развитием консалтинговых услуг и системы подготовки менеджеров;
низкий уровень интеграции отечественной экономики в мировую экономическую систему, определяемый не только низкой конкурентоспособностью, но и институциональными факторами: недостаточно активным участием России в деятельности международных экономических организаций, неразвитостью инфраструктуры содействия экспорту;
недостаточное развитие инфраструктуры: автодорог, портов, телекоммуникаций и т.п.;
неразвитость инфраструктуры, обеспечивающей коммерциализацию и освоение инноваций;
недостаточная гибкость рынка труда, связанная с барьерами на пути межрегиональной миграции рабочей силы и недостатками системы профессионального образования и переквалификации.
В этих условиях первоочередными задачами структурной политики становятся:
повышение инновационной активности и опережающее развитие высокотехнологичного сектора экономики;
стимулирование экономического роста и повышение эффективности производства на микроуровне через поддержку формирующихся цепочек импортозамещения, экспортных контрактов и использование других косвенных инструментов;
снижение трансакционных издержек деятельности предприятий за счет развития институтов рынков товаров, услуг, труда и капитала, формирования инфраструктуры обеспечения предпринимательской деятельности;
прекращение прямого и косвенного субсидирования неэффективных предприятий, эффективная селекция работоспособных предприятий, повышение действенности института банкротств, реструктуризация неэффективного сектора экономики, решение проблем монопрофильных городов;
стимулирование процессов реструктуризации и реформирования предприятий, повышения их эффективности, в том числе через развитие рынка консалтинговых услуг, содействие процессам интеграции и образования крупных эффективных и конкурентоспособных компаний при всемерном содействии развитию малого и среднего бизнеса;
окончательное снятие с предприятий бремени содержания некоммерческих звеньев;