Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2012 в 08:22, курсовая работа
В российской экономике есть сектора и отрасли, потенциально конкурентоспособные как на внутреннем, так и на мировых рынках. Реализации конкурентных преимуществ этих секторов (наличие незагруженных технологически эффективных мощностей, квалифицированных кадров, научно-технических заделов и т.п.) препятствуют как несовершенство и неразвитость рыночных механизмов и институтов, так и сложившиеся к настоящему времени стартовые условия в этих секторах, неблагоприятные для экспансии производства, модернизации производственной базы и повышения эффективности.
Параллельно со всемерным стимулированием сбережений и инвестиционной активности в частном и государственном секторах национальной экономики государство должно формировать адекватную структурную политику, которая обеспечивала бы оптимальное в каждый данный период расходование мобилизованных на цели экономического роста производственных ресурсов.
Введение
1. Структура национального хозяйства
2. Основные направления структурной политики и их влияние на экономические и социальные результаты функционирования национальной экономики
3. Структурная политика в России
Заключение
Список литературы
Рассмотренные виды структур национального хозяйства отражают его экономическое, социальное и территориальное деление, что имеет важное значение для выбора направлений государственной политики. Вместе с ним входящие в национальное хозяйство подразделения специфичны по целям деятельности, выполняемым функциям и другим признакам. Совокупность единиц, имеющих равнозначные целевые и функциональные признаки, может занимать большую часть в структуре национального хозяйства. Такие четко выраженные составные части называются секторами национального хозяйства.
Принято прежде всего выделять рыночный и нерыночный секторы. Первый обеспечивает внешний спрос на товары и услуги, второй — внутренние потребности производителей, производство не для обмена, без расчета на цену спроса. По форме собственности различают обобществленный и частный, государственный и негосударственный секторы; их соотношение характеризует социально-экономический уклад в обществе. В России в настоящее время утвердилась многоукладная экономика с преобладанием негосударственного частного сектора.
В зарубежной практике на основании национальных счетов выделяют секторы предприятий (производственных и финансовых), государственных учреждений, домашних хозяйств, внешних связей. Производственные предприятия и организации (всех форм собственности) производят товары и услуги в целях получения прибыли или преследуют некоммерческие цели. Финансовые предприятия обеспечивают финансовое посредничество. В сектор государственных учреждений входят органы власти разных уровней и ветвей и контролируемые ими некоммерческие организации. Сектор домашних хозяйств выполняет функции концентрированного потребительского спроса. Внешний сектор включает международные организации, нерезидентов (расположены за пределами страны), посольства и другие организации, обеспечивающие внешнеэкономические и другие связи[3].
Необходимость выделения муниципального сектора обусловлена наличием и спецификой местного хозяйства и управления. Местное хозяйство является составным элементом национального, оно обслуживает сообщество людей на определенной территории или в каком-либо населенном пункте. Всякий объект базируется на местности, т.е. части территории с общностью каких-либо признаков (природных, исторических и т.д.). Организация и ведение хозяйства всегда в большей или меньшей степени опосредуются местными условиями. Промышленность и другие отрасли первоначально зарождаются как местные, т.е. для обслуживания местного населения, с использованием местного сырья.
Впоследствии рынок того или иного товара может расшириться вплоть до общенационального, но при этом принадлежность к конкретной местности не теряется со всеми вытекающими последствиями. Одновременно с местной промышленностью формируется и форма управления.
Предприятия и организации, обслуживающие преимущественно местное население, передаются в ведение местных властных и хозяйственных органов независимо от наличия центра координации развития местного хозяйства. В СССР к местной промышленности относились предприятия, подведомственные министерствам местной промышленности союзных республик. В то же время из бюджетов местных органов государственной власти расходовались средства на местное хозяйство, образование, здравоохранение и т.д.
Для населения безразлично, какая организационная форма используется, важно, чтобы обслуживание было на должном уровне. Тем не менее, местное хозяйство стало объектом прежде всего местного самоуправления.
Классификация функций государства в экономике опирается на общие концептуальные представления о государстве как особой общественной подсистеме.
Прежде всего, государство возникло и существует для поддержания целостности сообщества людей, живущих на определенной территории, а значит, должно отражать волю и интересы всех своих граждан. В то же время общество кк сложная система характеризуется иерархическим принципом построения. На вершине этой иерархии (по крайней мере, со времени появления капитализма) находится экономика. Государство, как и другие общественные подсистемы (мораль, право, культура и др.), испытывает на себе влияние господствующей подсистемы — экономики. Это усложняет выполняемые им функции. С одной стороны, ди; поддержания целостности общественной системы государство должно обеспечить сбалансированное развитие всех подсистем общества, не допуская гипертрофии или угасания какой-либо из них. С другой стороны, оно так или иначе отражает, главенство экономики, например, поддерживая ту форму связи между экоцдои-г ческими агентами, которая превалирует на данном этапе экономического распития и распространяется на все сферы общественной жизни. В современных условиях такой формой связи в большинстве государств мира является рынок. Исходя из этого можно выделить основные направления действий государства в сфере экономики[4].
Первое направление связано с тем, что в качестве представителя всех своих граждан государство с помощью законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти (создавая соответствующие институты) структурирует и согласовывает взаимодействия всех членов общества и социальных групп, в том числе и в экономической сфере, поддерживая порядок внутри государства и осуществляя или регламентируя взаимоотношения с другими государствами от имени и в интересах всех своих граждан. Государство формирует правовые рамки функционирования экономики и гарантирует исполнение принятых законов и других правовых актов (обеспечение прав собственности, условий выполнения контрактов и т. д), Иными словами, государство обеспечивает правовые рамки различных видов трансакций в экономике (сделок, управления, рационирования).
Государство создает и поддерживает средства коммуникации и обеспечивает доступ к информации, касающейся функционирования экономики, по возможности всем экономическим агентам, что снижает неопределенность, непредсказуемость многих экономических процессов. В современных условиях особое значение для функционирования экономической системы приобретает деятельность государства по обеспечению мобильности факторов производства (организация служб занятости, бирж труда, фондовых бирж, информационных центров, лизинга и т. д.).
Второе направление функционирования государства в экономике отражает господствующее положение последней в общественной системе[5]. Государство поддерживает сложившиеся экономические отношения и рынок как основную форму связи между экономическими агентами в современном мире, а также главный механизм рынка — конкуренцию. На практике защита конкуренции означает обеспечение формально свободного доступа на рынки и правовое ограничение крайних проявлений монопольной власти, снижающих эффективность использования ресурсов и наносящих вред как потребителям, так и производителям. Совершенная конкуренция, как и чистая монополия, в действительности встречаются крайне редко. Более реалистичны промежуточные рыночные структуры, различающиеся по степени соответствия их конкурентному рынку: работающая конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, доминирующая фирма, естественная монополия и др. Конкретные типы рыночных структур, их доля в экономике складываются в ходе конкретно-исторической эволюции национальной экономики. Государство определяет правила, по которым совершаются деловые операции экономических агентов, регулирует отдельные стороны их функционирования, оказывая поддержку или устраняя те или иные сферы деятельности отдельных индивидов или институтов (воздействие на процесс ценообразования, внедрение конкуренции на неконкурентные рынки через разделение монопольного производства, организация конкуренции за права по обслуживанию рынков естественных монополий, регулирование стандартов качества и т. д.). В целом государство стремится поддержать конкурентные процессы — свободу входа-выхода с рынка, определенную степень соперничества между фирмами, ограничить недобросовестную конкуренцию и крайние проявления монопольной власти. Это объясняется тем, что на данном этапе эволюции экономических систем (при наличии частной информации, которой располагают только фирмы, внешних шоков, труднопрогнозируемых инновационных процессов и т. д.) во многих случаях именно конкурентная среда позволяет фирмам самостоятельно выбрать оптимальное поведение и способствует эффективному использованию ресурсов. Это не означает, однако, что экономическая политика государства по поддержке конкуренции направлена на разрушение или подавление рыночных структур, далеких от совершенной конкуренции. Государство главным образом корректирует воздействие этих структур на поведение фирм[6].
Данная деятельность государства осуществляется как в интересах развития конкуренции, так и в интересах развития общества в целом (защита национальной промышленности, развитие мелкого и среднего бизнеса, развитие регионов, защита занятости, стимулирование фирм-лидеров, защита интересов потребителей и т. д.). При этом приоритет отдается общественным интересам, даже если их реализация на некоторых этапах связана с монополизацией отдельных рынков. Такое поведение государства следует отличать от встречающегося на практике подчинения деятельности государственных структур интересам господствующего в экономике крупного капитала, чье функционирование неизбежно сопровождается монополистическими тенденциями. Но интересы последнего и общественные интересы далеко не всегда совпадают.
Поддерживая рыночную форму связей, государство должно учитывать и компенсировать внешние эффекты деятельности фирм на рынке — например, такие, как загрязнение окружаюЧцей среды. Устанавливая пределы вредных выбросов, взимая плату с фирм за загрязнение окружающей среды, ограничивая объемы вредного производства, государство в определенной степени смягчает негативные воздействия экономики на другие сферы жизнедеятельности общества.
Внешние эффекты рынка (как последствия функционирования рыночных отношений для третьих сторон, не участвующих в рыночных трансакциях) могут охватывать и более широкий спектр явлений. Так, рыночная экономика включает в себя все элементы производства, в том числе труд, землю, деньги. Сами по ceбe (в отличие от обычных товаров) они не производятся для продажи, но приобретают форму товаров в рыночной экономике, что рриводит к существованию рынков труда, земли, денег. Однако если рыночный механизм будет единственной алей, определяющей существование этих элементов производства (за которыми стоят живые люди, их среда обитания, организация ИХ бизнеса), то это может привести к разрушительным последствиям для общества в целом: гибели людей, выброшенных конкуренцией за пределы рынка, истощению природных ресурсов, резким колебаниям денежной массы, губительным для нормального функционирования бизнеса, и т. д. Поэтому государство создает специальные институты для ограничения деятельности рынка применительно к труду, земле, деньгам, сознательно регулируя их включение в рыночную систему (организация и контроль за денж- ным обращением, регулирование трудовых отношений и социальной устойчивости, охрана окружающей среды и т. д.).
На макроэкономическом уровне в качестве своеобразных внешних эффектов рынка можно рассматривать негативные последствия циклических колебаний экономики, приводящих к потерям значительной доли общественного богатства, социальным конфликтам, политической нестабильности и т. д. Периоды глубоких спадов в экономике всегда сопровождаются упадком в развитии культуры, науки, образования и других сфер жизни общества. Все это требует активного вмешательства государства в экономические процессы проведения стабилизационной политики, направленной на сглаживание циклических колебаний экономики. Пороговым этапом в этом направлении стал кризис 30-х годов. Он обозначил переход от стратегии «точечного воздействия» — отдельных направлений государственного регулирования, имевших место в конце XIX — начале XX вв., — к проведению всесторонней экономической политики с целью корректировки рыночного механизма, выявившего неспособность к саморегулированию. Великая депрессия ускорила формирование современной смешанной экономики, устойчивость которой, способность к развитию обеспечиваются разнообразием составляющих ее элементов, широкой дифференциацией отношений собственности, в том числе и с участием государства, а также подключением государства к выполнению тех экономических функций, в эффективной реализации которых оказался несостоятелен рынок[7].
Очевидно, что названные внешние эффекты рынка — последствия функционирования рыночного механизма — негативно отражаются как на состоянии экономики в целом, так и на развитии других сфер общественной жизни, а значит, на условиях существования каждого человека. Государство как представитель всех членов общества заинтересовано в сбалансированном развитии всех его подсистем. Поэтому, поддерживая рыночный механизм, государство стремится компенсировать негативные внешние эффекты рынка с помощью институтов права или инструментов экономической политики.
Рынок игнорирует и положительные внешние эффекты, благоприятно сказывающиеся на третьих лицах, не участвующих в рыночных сделках. Рынок учитывает издержки и выгоды непосредственных участников сделки, т.е. их частные интересы, игнорируя интересы третьих лиц или общества в целом. Например, отдельным фирмам не всегда бывает выгодно заниматься созданием новых технологий, так как это сопряжено с большими издержками. Но в дальнейшем их тиражирование может дать существенный экономический эффект с точки зрения народ ного хозяйства в целом, хотя на деятельности фирм-создателей это может сказаться незначительно и через большой промежуток времени. Поэтому государство, учитывая положительный внешний эффект, может стимулировать фирмы, произво дяшие исследовательские работы, или, в случае особой важности для общества в целом, проводить эти работы на государственные средства, с тем чтобы в дальнейшем полученными результатами могли воспользоваться многие фирмы.
Поддержка государством экономической системы не ограничивается защитой рынка, конкуренции (и других необходимых, с точки зрения эффективного использования ресурсов, рыночных структур), а также коррекцией их внешних эффектов. Государство с помощью имеющихся у него институтов, прежде всего судебно-правовых, защищает сложившуюся структуру отношений собственности, лежащую в основе функционирования экономики. В периоды общественных трансформаций с помощью правовых институтов или инструментов экономической политики (а иногда и с использованием силовых методов) государство стимулирует изменение этой структуры и юридически закрепляет эти изменения. Цели такого реформирования обычно задаются господствующей подсистемой общества (в данном случае — экономической), но всегда в той или иной степени они учитывают интересы всех членов общества, что дает возможность сохранять его целостность в рамках данного государства.
Третье направление деятельности государства, связанное с экономикой, во многом пересекается с двумя первыми — функциями государства как представителя всех членов общества и интересов общества как единого целого и его функциями по поддержке экономической системы и ее рыночной формы. Однако вследствие своей важности это направление деятельности государства можно рассматривать и как самостоятельное.