Структурная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2012 в 08:22, курсовая работа

Описание работы

В российской экономике есть сектора и отрасли, потенциально конкурентоспособные как на внутреннем, так и на мировых рынках. Реализации конкурентных преимуществ этих секторов (наличие незагруженных технологически эффективных мощностей, квалифицированных кадров, научно-технических заделов и т.п.) препятствуют как несовершенство и неразвитость рыночных механизмов и институтов, так и сложившиеся к настоящему времени стартовые условия в этих секторах, неблагоприятные для экспансии производства, модернизации производственной базы и повышения эффективности.
Параллельно со всемерным стимулированием сбережений и инвестиционной активности в частном и государственном секторах национальной экономики государство должно формировать адекватную структурную политику, которая обеспечивала бы оптимальное в каждый данный период расходование мобилизованных на цели экономического роста производственных ресурсов.

Содержание

Введение
1. Структура национального хозяйства
2. Основные направления структурной политики и их влияние на экономические и социальные результаты функционирования национальной экономики
3. Структурная политика в России
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Структурная политика курсовая работа.doc

— 172.50 Кб (Скачать)


3

 

Содержание

 

 

Введение

1. Структура национального хозяйства

2. Основные направления структурной политики и их влияние на экономические и социальные результаты функционирования национальной экономики

3. Структурная политика в России

Заключение

Список литературы


          Введение

 

В российской экономике есть сектора и отрасли, потенциально конкурентоспособные как на внутреннем, так и на мировых рынках. Реализации конкурентных преимуществ этих секторов (наличие незагруженных технологически эффективных мощностей, квалифицированных кадров, научно-технических заделов и т.п.) препятствуют как несовершенство и неразвитость рыночных механизмов и институтов, так и сложившиеся к настоящему времени стартовые условия в этих секторах, неблагоприятные для экспансии производства, модернизации производственной базы и повышения эффективности.

Параллельно со всемерным стимулированием сбережений и инвестиционной активности в частном и государственном секторах национальной экономики государство должно формировать адекватную структурную политику, которая обеспечивала бы оптимальное в каждый данный период расходование мобилизованных на цели экономического роста производственных ресурсов.

Вообще говоря, проведение прогрессивных структурных преобразований воспроизводства - задача рынка (через механизм межотраслевой конкуренции). Но государство не должно устраняться от участия в ее решении. Для этого в мировой практике применяются:

- сокращение степени риска при осуществлении инвестиций в новые отрасли (средствами страхования);

- побуждение бизнеса к освоению новых секторов экономики, где перспективы сбыта и норма прибыли неясны (через госзаказ, госзакупки);

- поддержка экспортных отраслей и тех, которые выпускают заменители импорта;

- стимулирование сфер экономики, способных дать наибольшее количество новых рабочих мест

Цель  данной работы – рассмотреть структурную политику государства как единое целое.

Для достижения цели мы руководствуемся следующими задачами:

1)     рассмотрение структуры народного хозяйства

2)     исследование основных направлений структурной политики и их влияния на экономические и социальные результаты функционирования национальной экономики

3)     рассмотрение структурной политики в Российской Федерации

В данной работе мы руководствовались теоретико-методологическими трудами П.В. Савченко, А.В. Сидоровича, А.В. Пикулькина и других.

Данная работа состоит из трёх глав, введения, заключения и списка литературы.

Объектом исследования в данной работе является структурная политика государства, предметом исследования – национальная экономика государства.

 


          1. Структура национального хозяйства

 

Национальное хозяйство характеризуется сложным внутрен­ним строением, пропорциями, соотношением частей, т.е. опреде­ленной структурой. Количественное выражение структуры на макроуровне весьма устойчиво, хотя и изменяется в результате действия дифференциации и интеграции, международного сотруд­ничества, развития научно-технического прогресса, изменения темпов экономического роста. Структурные изменения осуществ­ляются или стихийно, или под воздействием государственного ре­гулирования. Стихия процветает тогда, когда общество не осозна­ет перспективных потребностей и не знает методов их удовлетво­рения; она приводит к структурным деформациям. Государствен­ное регулирование пропорций направлено на усиление (ослабле­ние) рыночных (стихийных) регуляторов; государственных рыча­гов воздействия (инвестиций, субсидий, налоговых льгот и т.д.).

Использование того или иного направления определяется из­бранной высшими органами власти моделью экономического раз­вития.

Для национального хозяйства характерно структурное много­образие. Каждый классификационный признак раскрывает одну из сущностных основ содержания понятия «национальное хозяй­ство». Можно выделить, как минимум, следующие виды структур[1]:

•          материально-вещественную;

•          стоимостную;

•          экономическую;

•          социальную;

•          территориальную.

Материально-вещественная структура вскрывает пропорции между видами продукции национального хозяйства в натуральном выражении. Она включает разделение его на производство средств производства (I подразделение) и производство предметов потреб­ления (II подразделение); на производственную и непроизводствен­ную сферы; на производство товаров и услуг; на гражданское и во­енное производство; на отрасли производства.

Первичной ячейкой материально-вещественной структуры явля­ется предприятие по производству продукции и оказанию услуг. Оно может быть узкоспециализированным, многоотраслевым, ком­бинатом. Тем не менее, в любом случае производство каждого вида продукции и услуг обособляется организационно и технологически. Специализируясь, предприятия становятся основой формирования отраслевой структуры. Отрасль представляет собой совокупность производств с однотипными функциями, фондами, технологиями, конечными продуктами.

Согласно Классификатору отраслей (ОКОНХ) выделяются от­расли материального, нематериального производства, производящие товары и услуги.

К материальному производству отнесены промышленность, сельское и лесное хозяйство, грузовой транспорт, связь по обслу­живанию производства, строительство, торговля и общественное питание, материально-техническое обеспечение и сбыт, заготовки, информационно-вычислительное обслуживание, операции с недви­жимостью, общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка, геология и разведка недр, геодезическая и гидрометеорологическая служба.

Услуги оказывают отрасли как производственной, так и непро­изводственной сферы. К первым относятся транспорт, связь, тор­говля и общественное питание, материально-техническое снабже­ние и сбыт, заготовки и некоторые другие. Ко вторым — жилищное и коммунальное хозяйство, непроизводственные виды бытового обслуживания населения, здравоохранение, физическая культура, социальное обеспечение, образование, культура, искусство, наука и научное обслуживание, финансы, кредит, страхование, пенсионное обеспечение, управление, общественные объединения. В структуре валового внутреннего продукта на долю услуг приходится 60%, производимых товаров — 40%.

На основе общности отрасли подразделяются на подотрасли по большему числу признаков. В промышленности выделяется 350 подотраслей. И наоборот, по общности меньшего количества мри знаков отрасли образуют межотраслевые комплексы. Общими признаками могут быть единство технологии (машиностроительный комплекс), исходного сырья (лесотехнический комплекс), предна­значение конечного продукта (транспортный комплекс, жилищно- коммунальный комплекс) и другие критерии. Важное экономиче­ское значение имеет деление отраслей на добывающие (недрополь­зование, сельское хозяйство) и обрабатывающие (металлообработка, легкая промышленность и т.д.), а также промышленности на группу А (производство средств производства) и группу Б (производство предметов потребления)[2].

Деление общественного производства на I и II подразделения служит инструментом для регулирования источников и темпов эко­номического роста. При равномерных темпах научно-технического прогресса долговременный рост возможен лишь при преимущест­венном росте производства средств производства, обеспечивающем материальную базу экономического роста в обоих подразделениях. Для расширения производства необходимо увеличивать выпуск станков, оборудования, производство сырья и т.д. Объективно это создает предпосылки для отставания потребления от производства. Но чрезмерный рост средств производства может сменяться спада­ми в период кризисов, что устраняет диспропорцию. Тем не менее, опережающий рост тяжелой промышленности является непремен­ным условием устойчивого развития других отраслей, в том числе сельского хозяйства, легкой, пищевой промышленности.

Стоимостная структура выявляет соотношение разных видов труда, расходуемого на производство общественного продукта. Весь общественный труд подразделяется на овеществленный (прошлый) и живой (вновь созданная, добавленная стоимость). Овеществленный труд переносится на продукт, образуя фонд возмещения израсходо­ванных за данный период средств производства. Вновь затраченный труд создает национальный доход, который является наиболее обоб­щающим показателем развития национального хозяйства. Нацио­нальный доход служит источником потребления и накопления. Следовательно, стоимость общественного продукта есть сумма фон­дов возмещения, потребления и накопления.

Фонд потребления расходуется на личное и общественное по­требление. Он распадается на фонд оплаты труда, общественные фонды потребления, фонд государственного потребления. Фонд накопления используется для расширения производства, создания резервов и запасов.

На микроуровне анализ масштабов и динамики добавленной стоимости позволяет выявить вклад каждого предприятия в произ­водство общественного продукта.

Социальная структура национального хозяйства отражает харак­тер общественного строя страны, который прежде всего определя­ется формой собственности на основные средства производства, а от нее, в свою очередь, зависит, кому принадлежат производимый продукт и прибавочная стоимость Формы собственности подразде­ляются на государственную, муниципальную, негосударственную. Государственная собственность бывает федеральной и региональной (субъектов федерации). К негосударственной собственности относят­ся разные виды частной собственности (индивидуальная частная, акционерная, кооперативная, общественных организаций и др.). Собственники — это учредители предприятий и организаций, по­этому они могут быть государственными, муниципальными, част­ными.

Территориальная структура указывает на размещение нацио­нального хозяйства по административно-территориальным едини­цам и природно-экономическим зонам, районам, территориально- производственным комплексам. Она позволяет выявлять пропорции размещения по регионам между трудовыми ресурсами, сырьевой базой, производственными мощностями, реализуемыми доходами. Особенно важны сопоставления европейской и азиатской частей страны, северных и южных территорий, быстро развивающихся и депрессивных, крупных городов и пригородных зон.

Территориально-производственные комплексы могут выходить за пределы границ административно-территориальных единиц, так как представляют собой совокупность отраслей, связанных между собой использованием общих природных и экономических ресур­сов, системой расселения.

Для характеристики масштабов национального хозяйства стати­стические органы исчисляют показатели «валовой внутренний про­дукт» (стоимость конечных товаров и услуг в рыночных ценах) и «валовой региональный продукт» (по субъектам РФ).

В 2003 г. валовой общественный продукт составил 24,7 трлн руб., из них промежуточный продукт — 11,4 трлн, валовой внутренний продукт — 13,3 трлн руб., т.е. доля ВВП в общественном продукте составила 54%. В структуре ВВП на долю произведенных товаров приходится 40%, а на услуги — 60%. При первичном распределении ВВП доля оплаты труда составила 53%, валовой прибыли — 47 (норма прибавочной стоимости 90%, а норма прибыли — 30). В результате перераспределения конечное использование ВВП (на­ционального дохода) составило: фонд потребления — 70%, фонд сбережений (накопления) — 30%

Поскольку совместные производства базируются на частном капитале, национальное хозяйство России из общенародного в подавляющей мере превратилось в частное, его доля более 90% Такой низкой доли общественного хозяйства (государственного и муниципального) нет ни в одной стране мира (табл. 1.1). В СССР доля производства государственных предприятий составляла 90%,

кооперативных — 10%. Следовательно, проведение органами вла­сти массовой приватизации государственного и муниципального имущества заменило монополию на государственную собствен­ность монополией на частную собственность на средства произ­водства и результаты труда.

Таблица 1.1. Распределение показателей национального хозяйства по формам собственности, %

Форма собственности

Производство

Численность

организаций

продукции

занятых

 

и услуг

 

Государственные

7,9

12,5

Муниципальные

1,4

2,2

Частные

45,2

51,3

Совместные с российским капиталом

22,4

22,1

Совместные с иностранным капиталом

22,8

11,3

Прочие

0,3

0,6

ИТОГО

100,0

100,0

Информация о работе Структурная политика