Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2012 в 08:22, курсовая работа
В российской экономике есть сектора и отрасли, потенциально конкурентоспособные как на внутреннем, так и на мировых рынках. Реализации конкурентных преимуществ этих секторов (наличие незагруженных технологически эффективных мощностей, квалифицированных кадров, научно-технических заделов и т.п.) препятствуют как несовершенство и неразвитость рыночных механизмов и институтов, так и сложившиеся к настоящему времени стартовые условия в этих секторах, неблагоприятные для экспансии производства, модернизации производственной базы и повышения эффективности.
Параллельно со всемерным стимулированием сбережений и инвестиционной активности в частном и государственном секторах национальной экономики государство должно формировать адекватную структурную политику, которая обеспечивала бы оптимальное в каждый данный период расходование мобилизованных на цели экономического роста производственных ресурсов.
Введение
1. Структура национального хозяйства
2. Основные направления структурной политики и их влияние на экономические и социальные результаты функционирования национальной экономики
3. Структурная политика в России
Заключение
Список литературы
3
Содержание
Введение
1. Структура национального хозяйства
2. Основные направления структурной политики и их влияние на экономические и социальные результаты функционирования национальной экономики
3. Структурная политика в России
Заключение
Список литературы
В российской экономике есть сектора и отрасли, потенциально конкурентоспособные как на внутреннем, так и на мировых рынках. Реализации конкурентных преимуществ этих секторов (наличие незагруженных технологически эффективных мощностей, квалифицированных кадров, научно-технических заделов и т.п.) препятствуют как несовершенство и неразвитость рыночных механизмов и институтов, так и сложившиеся к настоящему времени стартовые условия в этих секторах, неблагоприятные для экспансии производства, модернизации производственной базы и повышения эффективности.
Параллельно со всемерным стимулированием сбережений и инвестиционной активности в частном и государственном секторах национальной экономики государство должно формировать адекватную структурную политику, которая обеспечивала бы оптимальное в каждый данный период расходование мобилизованных на цели экономического роста производственных ресурсов.
Вообще говоря, проведение прогрессивных структурных преобразований воспроизводства - задача рынка (через механизм межотраслевой конкуренции). Но государство не должно устраняться от участия в ее решении. Для этого в мировой практике применяются:
- сокращение степени риска при осуществлении инвестиций в новые отрасли (средствами страхования);
- побуждение бизнеса к освоению новых секторов экономики, где перспективы сбыта и норма прибыли неясны (через госзаказ, госзакупки);
- поддержка экспортных отраслей и тех, которые выпускают заменители импорта;
- стимулирование сфер экономики, способных дать наибольшее количество новых рабочих мест
Цель данной работы – рассмотреть структурную политику государства как единое целое.
Для достижения цели мы руководствуемся следующими задачами:
1) рассмотрение структуры народного хозяйства
2) исследование основных направлений структурной политики и их влияния на экономические и социальные результаты функционирования национальной экономики
3) рассмотрение структурной политики в Российской Федерации
В данной работе мы руководствовались теоретико-методологическими трудами П.В. Савченко, А.В. Сидоровича, А.В. Пикулькина и других.
Данная работа состоит из трёх глав, введения, заключения и списка литературы.
Объектом исследования в данной работе является структурная политика государства, предметом исследования – национальная экономика государства.
Национальное хозяйство характеризуется сложным внутренним строением, пропорциями, соотношением частей, т.е. определенной структурой. Количественное выражение структуры на макроуровне весьма устойчиво, хотя и изменяется в результате действия дифференциации и интеграции, международного сотрудничества, развития научно-технического прогресса, изменения темпов экономического роста. Структурные изменения осуществляются или стихийно, или под воздействием государственного регулирования. Стихия процветает тогда, когда общество не осознает перспективных потребностей и не знает методов их удовлетворения; она приводит к структурным деформациям. Государственное регулирование пропорций направлено на усиление (ослабление) рыночных (стихийных) регуляторов; государственных рычагов воздействия (инвестиций, субсидий, налоговых льгот и т.д.).
Использование того или иного направления определяется избранной высшими органами власти моделью экономического развития.
Для национального хозяйства характерно структурное многообразие. Каждый классификационный признак раскрывает одну из сущностных основ содержания понятия «национальное хозяйство». Можно выделить, как минимум, следующие виды структур[1]:
• материально-вещественную;
• стоимостную;
• экономическую;
• социальную;
• территориальную.
Материально-вещественная структура вскрывает пропорции между видами продукции национального хозяйства в натуральном выражении. Она включает разделение его на производство средств производства (I подразделение) и производство предметов потребления (II подразделение); на производственную и непроизводственную сферы; на производство товаров и услуг; на гражданское и военное производство; на отрасли производства.
Первичной ячейкой материально-вещественной структуры является предприятие по производству продукции и оказанию услуг. Оно может быть узкоспециализированным, многоотраслевым, комбинатом. Тем не менее, в любом случае производство каждого вида продукции и услуг обособляется организационно и технологически. Специализируясь, предприятия становятся основой формирования отраслевой структуры. Отрасль представляет собой совокупность производств с однотипными функциями, фондами, технологиями, конечными продуктами.
Согласно Классификатору отраслей (ОКОНХ) выделяются отрасли материального, нематериального производства, производящие товары и услуги.
К материальному производству отнесены промышленность, сельское и лесное хозяйство, грузовой транспорт, связь по обслуживанию производства, строительство, торговля и общественное питание, материально-техническое обеспечение и сбыт, заготовки, информационно-вычислительное обслуживание, операции с недвижимостью, общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка, геология и разведка недр, геодезическая и гидрометеорологическая служба.
Услуги оказывают отрасли как производственной, так и непроизводственной сферы. К первым относятся транспорт, связь, торговля и общественное питание, материально-техническое снабжение и сбыт, заготовки и некоторые другие. Ко вторым — жилищное и коммунальное хозяйство, непроизводственные виды бытового обслуживания населения, здравоохранение, физическая культура, социальное обеспечение, образование, культура, искусство, наука и научное обслуживание, финансы, кредит, страхование, пенсионное обеспечение, управление, общественные объединения. В структуре валового внутреннего продукта на долю услуг приходится 60%, производимых товаров — 40%.
На основе общности отрасли подразделяются на подотрасли по большему числу признаков. В промышленности выделяется 350 подотраслей. И наоборот, по общности меньшего количества мри знаков отрасли образуют межотраслевые комплексы. Общими признаками могут быть единство технологии (машиностроительный комплекс), исходного сырья (лесотехнический комплекс), предназначение конечного продукта (транспортный комплекс, жилищно- коммунальный комплекс) и другие критерии. Важное экономическое значение имеет деление отраслей на добывающие (недропользование, сельское хозяйство) и обрабатывающие (металлообработка, легкая промышленность и т.д.), а также промышленности на группу А (производство средств производства) и группу Б (производство предметов потребления)[2].
Деление общественного производства на I и II подразделения служит инструментом для регулирования источников и темпов экономического роста. При равномерных темпах научно-технического прогресса долговременный рост возможен лишь при преимущественном росте производства средств производства, обеспечивающем материальную базу экономического роста в обоих подразделениях. Для расширения производства необходимо увеличивать выпуск станков, оборудования, производство сырья и т.д. Объективно это создает предпосылки для отставания потребления от производства. Но чрезмерный рост средств производства может сменяться спадами в период кризисов, что устраняет диспропорцию. Тем не менее, опережающий рост тяжелой промышленности является непременным условием устойчивого развития других отраслей, в том числе сельского хозяйства, легкой, пищевой промышленности.
Стоимостная структура выявляет соотношение разных видов труда, расходуемого на производство общественного продукта. Весь общественный труд подразделяется на овеществленный (прошлый) и живой (вновь созданная, добавленная стоимость). Овеществленный труд переносится на продукт, образуя фонд возмещения израсходованных за данный период средств производства. Вновь затраченный труд создает национальный доход, который является наиболее обобщающим показателем развития национального хозяйства. Национальный доход служит источником потребления и накопления. Следовательно, стоимость общественного продукта есть сумма фондов возмещения, потребления и накопления.
Фонд потребления расходуется на личное и общественное потребление. Он распадается на фонд оплаты труда, общественные фонды потребления, фонд государственного потребления. Фонд накопления используется для расширения производства, создания резервов и запасов.
На микроуровне анализ масштабов и динамики добавленной стоимости позволяет выявить вклад каждого предприятия в производство общественного продукта.
Социальная структура национального хозяйства отражает характер общественного строя страны, который прежде всего определяется формой собственности на основные средства производства, а от нее, в свою очередь, зависит, кому принадлежат производимый продукт и прибавочная стоимость Формы собственности подразделяются на государственную, муниципальную, негосударственную. Государственная собственность бывает федеральной и региональной (субъектов федерации). К негосударственной собственности относятся разные виды частной собственности (индивидуальная частная, акционерная, кооперативная, общественных организаций и др.). Собственники — это учредители предприятий и организаций, поэтому они могут быть государственными, муниципальными, частными.
Территориальная структура указывает на размещение национального хозяйства по административно-
Территориально-
Для характеристики масштабов национального хозяйства статистические органы исчисляют показатели «валовой внутренний продукт» (стоимость конечных товаров и услуг в рыночных ценах) и «валовой региональный продукт» (по субъектам РФ).
В 2003 г. валовой общественный продукт составил 24,7 трлн руб., из них промежуточный продукт — 11,4 трлн, валовой внутренний продукт — 13,3 трлн руб., т.е. доля ВВП в общественном продукте составила 54%. В структуре ВВП на долю произведенных товаров приходится 40%, а на услуги — 60%. При первичном распределении ВВП доля оплаты труда составила 53%, валовой прибыли — 47 (норма прибавочной стоимости 90%, а норма прибыли — 30). В результате перераспределения конечное использование ВВП (национального дохода) составило: фонд потребления — 70%, фонд сбережений (накопления) — 30%
Поскольку совместные производства базируются на частном капитале, национальное хозяйство России из общенародного в подавляющей мере превратилось в частное, его доля более 90% Такой низкой доли общественного хозяйства (государственного и муниципального) нет ни в одной стране мира (табл. 1.1). В СССР доля производства государственных предприятий составляла 90%,
кооперативных — 10%. Следовательно, проведение органами власти массовой приватизации государственного и муниципального имущества заменило монополию на государственную собственность монополией на частную собственность на средства производства и результаты труда.
Таблица 1.1. Распределение показателей национального хозяйства по формам собственности, %
Форма собственности | Производство | Численность |
организаций | продукции | занятых |
| и услуг |
|
Государственные | 7,9 | 12,5 |
Муниципальные | 1,4 | 2,2 |
Частные | 45,2 | 51,3 |
Совместные с российским капиталом | 22,4 | 22,1 |
Совместные с иностранным капиталом | 22,8 | 11,3 |
Прочие | 0,3 | 0,6 |
ИТОГО | 100,0 | 100,0 |