Структура сбережений РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 16:45, курсовая работа

Описание работы

Сбережения населения представляют собой важный ресурс экономического развития. Личные накопления граждан и домашних хозяйств являются объектом деятельности целого ряда финансовых организаций, осуществляющих посреднические функции в движении инвестиций. В связи с этим целесообразно для понимания процесса трансформации сбережений в инвестиционные ресурсы экономики хотя бы в общем рассмотреть, какое место занимают сбережения в воспроизводстве, выявить взаимосвязь этого понятия с другими категориями, определяющими сущностные составляющие частных инвестиций в экономику. Понятие «сбережения» характеризует качество жизни населения и непосредственно связано с такими категориями, как доходы, потребление и расходы, цены.

Работа содержит 1 файл

сбередения.docx

— 83.33 Кб (Скачать)

       Изучение  сберегательного процесса домашних хозяйств Республики Беларусь представляет большой интерес. Во-первых, сберегательная активность населения оказывает непосредственное влияние на формирование текущего и будущего спроса и таким образом воздействует на макроэкономическую динамику. Во-вторых, на период накопления сберегаемые средства выводятся из обращения (при этом чаще всего меняют свою форму), что приводит к изменению структуры денежной массы, замедляет скорость обращения денег и уменьшает ее инфляционный потенциал. В-третьих, от принимаемых домашними хозяйствами решений относительно структуры формируемых сбережений зависит, какая их часть будет создана в организованной форме и, следовательно, может быть трансформирована в инвестиционные и потребительские кредиты. В-четвертых, накопленные сбережения являются важным элементом бюджета домохозяйства, позволяющим совершать крупные покупки, покрывать непредвиденные расходы, поддерживать сложившийся уровень потребления в периоды уменьшения доходов и решать другие задачи.

       Из  этого логически следует вывод  о необходимости стимулирования сберегательного процесса на общегосударственном  уровне.

       Основные  направления подобного стимулирования можно сформулировать следующим образом.

1. Необходимо  обеспечить рост доходов населения. Большая часть возрастающих доходов в нашей стране сберегается населением. Более того, рост реальных доходов приводит к увеличению сберегательной квоты. Следовательно, он приведет к наращиванию сбережений не только в абсолютном, но и в относительном выражении.

2. Одна из основных задач — развитие положительных тенденций в структурной трансформации финансовых активов населения. Повышенное внимание следует уделить обеспечению процесса перевода наличной валюты в организованные формы сбережений. Возможны два способа решения. Первый —связь доли вложений в актив с его относительной доходностью позволяет сделать вывод о необходимости поддержания значительного разрыва между уровнем реальной доходности наличных активов и активов, хранящихся в организованной форме. Прежде всего нужно обеспечить утерянное в 2009 г. вследствие девальвационных процессов лидерство по доходности срочных депозитов в национальной валюте. Девальвация национальной валюты в этом отношении — крайне неблагоприятный фактор. Например, в 2009 г. относительная нормированная доходность наличной валюты достигла значения 71% (самый высокий показатель за рассматриваемый период времени; даже в 2001 г. его значение находилось на уровне 41%) и закономерно побуждает население увеличивать долю вложений в этот актив. Второй способ: следует инициировать процесс повышения финансовой грамотности населения.

       Средняя реальная доходность валовых финансовых активов населения Республики Беларусь за 2001—2009 гг. составила минус 2% [13, с. 9]. Это доказывает, что, несмотря на положительные сдвиги в структуре активов, белорусы так и не оптимизировали ее. Причина кроется отнюдь не в отсутствии возможностей для выгодного вложения средств.

4. Высокая  доходность не является определяющим  фактором растущих объемов или оптимальной структуры финансовых активов населения. Это означает, что успешная сберегательная политика в Республики Беларусь может проводиться и при снижении в будущем процентных ставок с высокого их уровня на данном этапе. Управлять структурой финансовых активов населения следует с помощью относительной, а не абсолютной, реальной доходностью.

       Макроэкономическая  политика стимулирования сбережений представляет собой стратегию и тактику по стимулированию сбережений в экономике. Важнейшие факторы, определяющие макроэкономическую политику стимулирования сбережений доходы населения, уровень благосостояния семей, уровень цен, экономического ожидания, уровень налогов, традиции и др. факторы, которые принимаются во внимание при ее разработке и реализации.

        Основой макроэкономическая политика стимулирования сбережений выступает государственная политика по организации сбережений. Макроэкономическая политика стимулирования сбережений предполагает абстрагирование от различий региональной (местной) рыночной конъюнктуры и влияния субъективных факторов, определяющих экономическую конъюнктуру (напр., крупных коммерческих банков). Важнейшими элементами макроэкономической политики стимулирования сбережений выступают государственная финансовая и кредитно-денежная политика. Однако влияние различных организаций на макроэкономическую политику стимулирования сбережений носит ограниченный, вторичный характер, поскольку их собственная политика складывается под влиянием государственной финансово-кредитной политики. Именно государство, используя такие методы регулирования, как варьирование официальной учетной процентной ставкой, операции на открытом рынке с валютой и ценными бумагами, установление экономических нормативов деятельности коммерческих банков, определяет позиции экономических субъектов на рынке, их стратегию и тактику.

       Кредитно-денежная (монетарная) политика, проводимая преимущественно Центральным банком Республики Беларусь, имеет целью обеспечить стабильность национальной денежной единицы и обеспечить сохранность сбережений населения в банках и иных кредитных организациях. Фискальная политика государства (бюджетная, налоговая) непосредственно отражается на результатах сберегательного процесса и должна быть направлена на стимулирование сбережений прежде всего в кредитной форме, чтобы обеспечить инвестиции в экономику. Макроэкономическая политика стимулирования сбережений в данной стране может проводиться также международными организациями, вводящими режим наибольшего экономического благоприятствования, предоставляющими налоговые льготы, субсидии, что стабилизирует экономическое положение страны, способствует ее экономическому росту, стимулируя сберегательный процесс. 

    Заключение

       Сбережения  представляют собой фонд, создаваемый  населением под воздействием объективных  социально-экономических закономерностей, который временно исключается из экономического оборота его обладателя для того, чтобы быть потребленным в будущем.

       В курсовой работе было выявлено следующее: сбережения населения Республики Беларусь с каждым годом имеют тенденцию  роста, однако этого не достаточно. Большая часть дохода тратится на потребление.

       Часть доходов населения, которая не идёт на покупку товаров и оплату услуг, а также на уплату налогов, представляют собой сбережения, значительная часть которых может быть источником инновационного потенциала населения. Высокий уровень инфляции, характерный для республики, не способствовал увеличению внутренних сбережений, уменьшил реальную платёжеспособность населения, снизил его инвестиционную активность, сократил реальные денежные доходы домашних хозяйств.

       Однако  сбережения являются лишь предпосылкой инвестиций и переводятся в последние посредством различных рыночных механизмов. Прямое преобразование сбережений в инвестиции осуществляется непосредственно самими владельцами при их вложении в покупку ценных бумаг (акций, облигаций); косвенное – с помощью аккумуляций и последующих вложений финансовыми посредниками: банками, страховыми компаниями, пенсионными фондами.

       Таким образом, потенциал сбережений представляет собой реальную или вероятную  способность инвестиционно-сберегательного  комплекса использовать ресурсы сбережений для организации инвестиционных потоков.

       Выявленный  не высокий потенциал сбережений населения Республики Беларусь приводит к мысли о необходимости разработки сберегательной политики государства. Необходимость принятия мер в этом направлении становится ещё более явной при анализе чистых сбережений и чистых активов населения, величина которых устойчиво снижается вследствие инвестиционного наращивания кредитных задолженностей. Активность сберегательного процесса возможна в результате комплекса мер, включающих рост доходов населения, стимулирование сбережений, повышение финансовой грамотности населения, развитие финансового рынка страны, и, что самое главное, формирование сберегательной культуры населения.


Информация о работе Структура сбережений РБ