Структура потенциала предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 12:05, реферат

Описание работы

Экономический потенциал предприятия представ­ляет собой максимально возможный объем производства ма­териальных благ и услуг в условиях, обеспечивающих наиболее полное использование по времени и продуктивности опре­деленного количества имеющихся в наличии экономических ре­сурсов. Данный показатель характеризует максимально воз­можную отдачу производственной системы

Работа содержит 1 файл

потенціал.doc

— 416.00 Кб (Скачать)

Определение интеллектуального потенциала включает оценку шести основных характеристик: 

    восприятие новых идей;

    готовность критиковать;

    видение перспективы;

    уровень интеллекта;

    целенаправленность и намерения;

    управленческое мышление.  

Теоретические оценки интеллектуального потенциала могут быть в пределах от 0 до 100%. 

Оценка  организационного потенциала и организационного климата включает шесть взаимовлияющих показателей, связанных попарно: 

    отношение к изменениям и открытость  мышления;

    перспективность мышления и готовность  к риску;

    организационные цели и интере­сы  коалиций и видение факторов  успеха. 

Каждый  из показателей имеет четыре варианта значений (табл. 4.4). 

Показатели  определяют на основе специальных тестов. Объектом исследований выступают руководители и специа­листы функциональных подразделений, другие категории управленческого  персонала. На основании оценок по двум показателям в парах выво­дят общую оценку в баллах по девятибалльной шкале. Далее общие оценки усредняют и определяют среднюю оценку в баллах организационного потенциала и организа­ционного климата. 

Потенциал управления определяют по фор­муле (Лапин, 2002):

где К- квалификационный потенциал; 

Кi - интеллектуальный по­тенциал; 

Кo.y , Кок - коэффициенты, характеризующие соответ­ственно  организационные условия и состояние  организацион­ного климата. 

При этом рекомендуется рассчитывать реаль­ный потенциал управления и определить разницу в оценке потенциала (табл. 4.5) (Лапин, 2002). 

Как видно  из приведенной методики, подходы  к опреде­лению потенциала управления носят в какой-то степени субъективный характер и отличаются слабой сопоставимостью  различных показателей, что вызывает определенные труд­ности при расчете и сравнении как локальных, так и общего интегрального экономического потенциала предприятия. 

Стратегический  и конкурентный потенциалы коммерческой организации определяют по её конкурентному статусу, который оценивает ресурсную обеспечен­ность и подготовленность предприятия к реализации страте­гических целей и задач, степень освоения предприятиями сво­их потенциальных возможностей, характеризует благоприят­ность условий внешней среды для создания и поддержания конкурентных преимуществ. Оценка конкурентного статуса предприятия проводится в долях единицы и используется для характеристики его кон­курентоспособности. Идентификация зависимости позиции пред­приятия в конкурентной борьбе от его конкурентного стату­са (КСП) показана в табл. 4.6 (Лапин, 2002). 

Таблица 4.6 – Конкурентная позиция предприятия 

Значение  показателя КСП  Конкурентная  позиция предприятия
0 < КСП  < 0,4 слабая позиция
0,5 < КСП < 0,7 средняя позиция
0,8 < КСП < 1,0 сильная позиция
 

Перспективный конкурентный статус предприятия явля­ется  обобщающей прогнозной оценкой перспектив его раз­вития в будущем. Оценка перспективного конкурентного ста­туса предприятия (КСПn) определяется путем  корректировки фактически достигнутого уровня (КСПф) с учетом возможных изменений внутреннего потенциала и внешней среды (Лапин, 2002): 

КСПn = КСПф * In * Iвс ,(4.2) 

где In - индекс перспективных возможностей внутреннего потенци­ала предприятия; 

Iвс - индекс  влияния условий внешней среды. 

Оценка  перспективных возможностей развития внутрен­него потенциала предприятия  предусматривает следующие этапы: 

1)        Формирование системы показателей  (элемен­тов стратегического потенциала), обусловливающих внутренние перспективы  повышения конкурентного статуса. Перспективы роста целесообразно исследовать по отдельным функциональ­ным сферам деятельности предприятия, в первую очередь тор­говой, финансовой, маркетинговой, кадровой, менеджмента.

  1. Оценка возможностей развития отдельных элементов стратегического потенциала. Необходимо экспертно оценить возможности совершенствования отдельных направлений деятельности предприятия (табл. 4.7).

3)   Определение значимости отдельных  элементов стратегического потенциала  для развития предприятия в  целом. Оценка коэффициента значимости каждого из них в общей оценке может быть проведена с помощью шкалы рангов, приведенной в табл. 4.8. 

4)   Обобщение индивидуальных оценок  перспектив развития внутреннего  потенциала. Обобщенная оценка перспектив  роста конкурентоспособности предприя­тия может быть получена с помощью формулы (Лапин, 2002): 
 
 
 

где ВОi - балльная оценка перспектив роста i-го показателя; 

3i - значимость i-го показателя для общей оценки  перспектив рос­та; 

n - общее  количество показателей оценки.

Чем выше значение обобщающего коэффициента, тем луч­ше перспективы роста конкурентного статуса предприятия. Рост конкурентного статуса предприятия обуславливается не только лучшим показателем использования внутренних воз­можностей (стратегического потенциала), но и благоприят­ными условиями внешней среды. Оценка влияния внешней среды на изменение конкурент­ного статуса предприятия может быть проведена на базе ис­пользования следующей модели (Лапин, 2002): 
 
 

где К1;К2;К3- коэффициенты влияния спроса, условий  конкурен­ции и источников ресурсов; 

Ic,Ik,Ip - прогнозный индекс роста спроса, условий конкурен­ции; 

КЗс, КЗк, КЗр - коэффициенты значимости, ко­торые, соответственно, характеризуют степень  влияния спроса, условий конкуренции  и источников ресурсов на деятельность предприятия.

Для оценки экономического потенциала на макроэконо­мическом  уровне используют следующие показатели: 

    численность населения;

    численность трудовых ресурсов;

    объем основных производственных  и непроизводствен­ных фондов;

    валовой общественный продукт и национальный доход;

    объемы минерально-сырьевых, водных, энергетически и других ресурсов;

    объем производительных сил;

    объем выпуска промышленной продукции;

    объем сельскохозяйственного производства;

    показатели развития транспортных сетей. 

Величину  суммарного экономического потенциала неко­торые авторы предлагают измерять как сумму локальных потенциалов  по формуле (Лапин Е.В., 2002): 

 

где ЭП - локальный i-й потенциал, входящий в систему экономи­ческого потенциала; 

n - количество  локальных потенциалов. 

Однако  в этой связи следует сделать  одно замечание. Учи­тывая разнородность, а подчас несопоставимость оценок от­дельных локальных потенциалов целесооб­разнее  использовать интегральную оценку, а  не про­водить простое суммирование отдельных элементов. 

 

4.3 Ресурсный  потенциал предприятия и его  оценка. 

  

Корпоративные ресурсы — факторы бизнеса, используемые владельцами и менеджерами предприятия  для выполнения целей бизнеса (Основы экономической безопасности, 1997). 

Среди них выделяют (Основы экономической  безопасности, 1997): 

    а) ресурс капитала. Акционерный  капитал предприятия в сочетании  с заемными финансовыми ресурсами  является кровеносной системой  предприятия и позволяет приобретать  и поддерживать остальные корпоративные ресурсы, изначально отсутствующие у создателей данного предприятия;

    б) ресурс персонала. Менеджеры  предприятия, штат инженерного  персонала, производственных рабочих  и служащих с их знаниями, опытом  и навыками являются основным  проводящим и связующим звеном, соединяющим воедино все факторы данного бизнеса, обеспечивающим проведение в жизнь идеологии бизнеса, а также достижение целей бизнеса;

    в) ресурс информации и технологии. Информация, касающаяся всех сторон  деятельности предприятия, является в настоящее время наиболее ценным и дорогостоящим из ресурсов предприятия. Именно информация об изменении политической, социальной, экономической и экологической ситуации, рынков предприятия, научно-техническая и технологическая информация, know-how, касающиеся каких-либо аспектов данного бизнеса, новое в методах организации и управления бизнесом позволяют предприятию адекватно реагировать на любые изменения внешней среды бизнеса, эффективно планировать и осуществлять свою хозяйственную деятельность;

    г) ресурс техники и оборудования. На основе имеющихся финансовых, информационно-технологических и  кадровых возможностей предприятие  приобретает оборудование, необходимое  (по мнению менеджеров предприятия)  и доступное (исходя из имеющихся  ресурсов);

    д) ресурс прав. С развитием  цивилизации, истощением природных  ресурсов и повышением ценности  для бизнеса нематериальных активов  резко выросла роль данного  ресурса. Этот ресурс включает  в себя права на использование  патентов, лицензии и квоты на  использование природных ресурсов, а также экспортной квоты, права на пользование землей (причем в настоящее время крайне повысилась ценность городских территорий, предназначенных не для земледелия, а для административной застройки). Использование этого ресурса позволяет предприятию приобщиться к передовым технологическим разработкам, не проводя собственных дорогостоящих научных исследований, а также получить доступ к необщедоступным возможностям развития бизнеса. 

  
 
 
 
 
 
 
 
 

    Основы экономической безопасности (Государство, регион, предприятие, личность)/ Под редакцией Е.А. Олейникова. - М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1997.

    Лапин Е.В. Экономический потенциал  предприятия: монография. - Сумы: ИТД  «Университетская книга», 2002.- 310с.  

http://sumdu.telesweet.net/doc/lections/Ekonomicheskaya-diagnostika/31359/index.html

Информация о работе Структура потенциала предприятия