Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 12:05, реферат
Экономический потенциал предприятия представляет собой максимально возможный объем производства материальных благ и услуг в условиях, обеспечивающих наиболее полное использование по времени и продуктивности определенного количества имеющихся в наличии экономических ресурсов. Данный показатель характеризует максимально возможную отдачу производственной системы
4.1 Структура
потенциала предприятия
Потенциал
предприятия отражает совокупные силовые
возможности достижения различных
целей в различных областях (Лапин,
2002).
Экономический
потенциал предприятия
Рисунок 4.1 – Пример декомпозиции структурных элементов экономического потенциала предприятия (Лапин Е.В., 2002).:
потенциал в области планирования;
потенциал в области
потенциал в области мотивации;
потенциал в области контроля;
другие компоненты потенциала в управленческой деятельности
Анализ
публикаций по проблеме оценки потенциала
выявляет слабую ее разработку на
уровне отдельной отрасли и, особенно,
на уровне отдельного предприятия. В некоторых
публикациях лишь констатируется, что
вопросы оценки экономического потенциала
отдельных предприятий остались в стороне
от внимания исследователей. Вместе с
тем указанная проблема является чрезвычайно
важной, так как экономический потенциал
общества характеризует лишь его общее
состояние, выявляет лишь общие закономерности
развития, не раскрывая при этом характера
процессов, протекающих непосредственно
на отдельных предприятиях.
Экономический
потенциал предприятия
производственный потенциал;
инновационный (научно-
организационно-управленческий
кадровый потенциал.
Производственный
потенциал предприятия
технического потенциала;
технологического потенциала;
природно-ресурсного
потенциала нематериальных активов;
инвестиционного потенциала.
Технический
потенциал характеризуется
Технологический
потенциал определяется уровнем
прогрессивности применяемых технологий
производства товаров, работ и услуг
и характеризуется показателями
ресурсоемкости и качества производимой
продукции.
Природно-ресурсный
потенциал определяется величиной природных
ресурсов, которыми владеет и распоряжается
предприятие и которые используются
или могут быть использованы им в процессе
производства продукции.
Потенциал
нематериальных активов характеризуется
совокупностью прав, приобретенных или
созданных предприятием: права пользования
природными ресурсами (землей, недрами,
водными ресурсами и т.д.), природными условиями
и другой информацией о природной среде;
права пользования имуществом (право пользования
земельным участком, право на аренду помещения,
оборудования и т.п.); право на объекты
промышленной собственности (на изобретения,
полезные модели, промышленные образцы,
ноу-хау и т.п.); авторские права (права
на программы для ЭВМ, базы данных и т.п.);
гудвил; права на деятельность.
Инвестиционный
потенциал предприятия
по методу участия в капитале ассоциированных, дочерних или совместных предприятий;
в уставной капитал других
предприятий, акции, обли
Инновационный
потенциал предприятия
освоение новой и модернизация выпускаемой продукции;
разработка и внедрение в
разработка и внедрение в
усовершенствование и
Организационно-управленческий
потенциал предприятия
Кадровый
потенциал характеризуется
Примечание
Понятие
«трудовой потенциал» появилось в социально-экономической
литературе в 90-х годах XX столетия. До
этого большое распространение имел
термин «трудовые ресурсы». В рыночной
экономике очень широко используются
понятия «рабочая сила», «человеческий
капитал». Применение понятия «трудовой
потенциал» связано с переходом от количественных
факторов роста к качественным, существенным
повышением образовательного уровня
работников.
Понятие
«трудовые ресурсы» было введено
в систему планирования в 20-х
годах XX века и применялось как планово-учетный
показатель для характеристики количества
ресурсов труда. В дальнейшем под трудовыми
ресурсами понимается часть населения
страны, обладающая физическим развитием,
умственными способностями и знаниями,
которые необходимы для работы в народном
хозяйстве. Согласно рекомендациям Международной
организации труда в последней четверти
XX века начала применяться категория «экономически
активное население», в состав которого
были включены лица, занимавшиеся домашним
хозяйством, уходом за детьми, трудоспособные
учащиеся, студенты, курсанты в возрасте
16 лет и старше, обучающиеся в дневных
учебных заведениях.
Между
категориями «трудовые ресурсы» и
«рабочая сила» много общего, но
есть, однако, и определенные различия.
Рабочая сила - это совокупная способность
физических и интеллектуальных свойств,
которыми обладает человек и которые используются
для производства жизненных благ. В условиях
реформирующихся рыночных отношений понятие
«рабочая сила» воспринимается как определенный
контингент трудоспособного населения.
Трудовой
потенциал - это интегральная социально-экономическая
категория. Она является более сложной
категорией, чем категории «рабочая
сила» и «трудовые ресурсы», так
как включает совокупность качеств,
определяющих трудоспособность людей,
в том числе их физический, психологический
и нравственный потенциал, объем общих
и специальных знаний и навыков.
В научной
литературе существует три основных
подхода к определению
носителем трудового
формирование и рациональное
использование трудового
результатом реализации
может быть произведен
Структурными
элементами трудового потенциала предприятия
являются (рис. 4.2):
индивидуальный потенциал
потенциал организации труда на одном предприятии;
демографический потенциал
этнокультурный потенциал
Рисунок
4.2 – Структура трудового
Трудовой
потенциал одного работника состоит
из психофизиологического, образовательного,
интеллектуального и культурно-
Образовательный
потенциал определяется общеобразовательной
и профессионально-
На формирование
трудового потенциала предприятия
больше влияют экономические факторы.
К последним относятся реальные
доходы населения: оплата труда, трансфертные
платежи, установившие цены на товары
и услуги продовольственной и непродовольственной
групп, качество, уровень инфляции и т.д.
Экономические факторы оказывают как
прямое, так и косвенное влияние на трудовой
потенциал, имеют экстенсивный и интенсивный
характер воздействия на его величину.
Существенными факторами, которые влияют
на величину трудового потенциала, являются
численность работников, уровень общего
и специального образования, состояние
здоровья работающих. Численность работников
является интенсивным фактором трудового
потенциала. Остальные два фактора - экстенсивные.
Среди трех рассматриваемых факторов
в условиях рыночной экономики приоритетным
является образование. Роль образования
в трудовом потенциале рассматривается
с двух позиций: образование как часть
социальной инфраструктуры производства
и как основа формирования рабочей силы.
В связи с приоритетом образования в
формировании трудового потенциала доказано,
что этот показатель является базовым
при разработке его экономической оценки
(Лапин Е.В., 2002).
4.2 Методические
подходы к оценке составляющих
потенциала. Интегральная оценка
и направления развития