Структура бюджетной системы РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2011 в 14:54, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - исследовать бюджетное устройство в Российской Федерации, принципы построения бюджетной системы и разработка мероприятий по совершенствованию бюджетной системы.

Поставленная цель предопределила постановку и решение следующих задач:

- рассмотреть принципы построения бюджетной системы;

- рассмотреть бюджетную классификацию и ее использование;

- исследовать отдельные звенья (уровни) бюджетной системы.

Содержание

1. Введение

2. Структура бюджетной системы РФ

3. Анализ бюджета и его исполнения

4. Анализ бюджетных показателей как метод бюджетного контроля

5. Статистический анализ формирования и использования бюджетов разных уровней управления

6. Цели и задачи бюджетного анализа

7. Литература

Работа содержит 1 файл

Структура бюджетной системы.doc

— 188.57 Кб (Скачать)

     Вопросы, связанные с исполнением бюджета, контролируются Кабинетом министров республики и исполнительными комитетами Советов народных депутатов, главами администраций регионов, городов при обсуждении этих вопросов на заседаниях и через соответствующие местные органы, на которых возложены контрольные функции.

     Ведущая роль в осуществлении бюджетного контроля как по масштабам охвата объектов контроля, так и по количеству контролируемых показателей принадлежит Министерству финансов республики и его местным органам. Правовой основой указанного контроля является утвержденное постановлением Кабинета министров "Положение о Министерстве финансов РТ".

     Одним из методов проведения бюджетного контроля является анализ исполнения доходной и расходной частей бюджетов всех уровней, смет расходов бюджетных учреждений. Его роль в управлении государственными финансами субъектов хозяйствования, а также в регулировании социально-экономических процессов в обществе в рыночных условиях значительно возрастает.

     Важнейший элемент бюджетного процесса - экономический анализ бюджетных показателей: их обоснованности, структуры, динамики, других параметров. Анализ проводится на всех этапах бюджетного процесса: при формировании, рассмотрении, утверждении и исполнении бюджета. Его осуществляют финансовые и налоговые органы; ведомства; органы казначейства; контролирующие органы; депутатский корпус; финансовые службы хозяйствующих структур.

     Анализ проводится на всех этапах бюджетного процесса - при формировании, рассмотрении, утверждении, исполнении и составлении отчета об исполнении бюджета.

     На стадии исполнения бюджета в процессе финансирования из бюджета плановых мероприятий и аккумуляции доходов бюджета проводится анализ оперативных данных, текущей отчетности об исполнении бюджета и выполнении основных плановых показателей. На основе этих данных корректируются назначения по бюджетным учреждениям, выявляются недостатки в выполнении обязательств перед бюджетом.

     На стадии составления отчета об исполнении бюджета финорганами анализируются отчеты министерств, ведомств, управлений, отделов, предприятий, организаций и учреждений. По результатам анализа с учетом материалов проведенных ранее ревизий и проверок вносятся предложения, направленные на устранение выделенных недостатков и мобилизацию внутрихозяйственных резервов.

     Методика анализа избирается в зависимости от поставленных задач, но можно выделить основополагающие принципы, которыми необходимо руководствоваться при проведении аналитической работы на любом уровне бюджета при решении любых задач.

     Анализ должен быть:

     - конкретным, т.е. основываться на изучении широкого круга показателей, всесторонне характеризующих экономическое или финансовое явление, процесс, тенденцию;

     - системным, т.е. представлять собой систему аналитической работы - по срокам, охвату вопросов, приемам, взаимосвязи изучаемых показателей;

     - оперативным, т.е. по результатам анализа должна осуществляться разработка рекомендаций, на основе которых можно оперативно повлиять на анализируемые показатели, процессы;

     - объективным, что должно обеспечиваться объективным подбором информации, которая способна всесторонне охарактеризовать всю совокупность причин и факторов, определяющих выявленную динамику, тенденции.

     Каждое направление анализа имеет свои особенности. Например, при формировании бюджета депутатским корпусом изучается соблюдение:

     - законодательства при расчете бюджетных показателей;

     - социальных гарантированных государством нормативов по расходам;

     - принципов бюджетного федерализма при установлении взаимоотношений федерального бюджета с бюджетами субъектов РФ;

     - финансового обеспечения, установленного прогнозами экономического и социального развития различных отраслей народного хозяйства, социальной сфер;

     - целого ряда других положений.

     При анализе в ведомствах большое внимание уделяется показателям по сети, штатам, контингентам; соблюдению стандартов, норм и нормативов; другим вопросам.

     Органы казначейства в приоритетном порядке анализируют поступление и распределение доходов по уровням бюджетов; целевое использование бюджетных средств; своевременность их "прохождения" по счетам; другие вопросы.

     Анализ бюджета как основного финансового плана государства или его административно-территориального образования базируется на комплексном подходе к его изучению, описанию информации, характеризующей процесс его исполнения, на использовании определенной методики анализа этой информации.

     Наряду с методами экономического анализа, характеризующими общий подход к исполнению бюджета, существует и методика его анализа, определяющая этапы и приемы аналитической обработки информации.

     Этапы анализа можно представить так:

     1-й этап - осуществляются проверка, свод, группировка необходимых данных.

     2-й этап - собственно аналитическая обработка: сравнение соответствующих показателей по доходам, расходам, нормативам, сети, штатам, контингентам; определение причин отклонений от уточненных назначений по бюджету; раскрытие взаимосвязей и количественных зависимостей между показателями.

     3-й этап - подведение итогов анализа, основные выводы.

     Заключительный этап - разработка практических предложений и рекомендаций по результатам анализа.

     Методика экономического анализа исполнения бюджета условно может быть подразделена на общую и частную.

     Общая методика одинаково применима при анализе, как общих итогов исполнения бюджета, так и конкретных вопросов исполнения доходов и расходов. К ней относятся:

     - определение задач анализа;

     - подбор и предварительная проверка достоверности и правильности данных;

     - использование приема сравнения как основного при определении уровня выполнения бюджетных назначений и динамики показателей бюджета;

     - применение утвержденных или уточненных данных в качестве базы сравнения и оценки показателей;

     - прием разложения отклонений от установленных назначений по факторам, различно повлиявшим на результаты исполнения по доходам или расходам;

     - широкое применение наряду с абсолютными относительных и средних показателей, а также сводных величин; применение аналитических группировок и построение таблиц, позволяющих судить о результатах исполнения бюджета.

     Практическое применение частной методики определяется:

     - уровнем бюджета, который исследуется;

     - количеством и качеством данных, которые обеспечат наиболее полную информацию по анализируемому вопросу, способами их проверки;

     - видами необходимых группировок и расчетов, аналитических таблиц;

     - предположительными выводами, которые могут последовать по результатам анализа.

     Обработка экономической информации в процессе анализа исполнения бюджета осуществляется в следующей последовательности: сводка, группировка, сравнение, разложение, синтез. Важнейшим приемом анализа является группировка, представляющая изучаемые показатели в виде однородных групп. Показатели исполнения бюджета, сгруппированные по качественно однородным признакам, оформляются, как правило, в виде системы аналитических таблиц.

     Группировка подразделяется на основные (по видам бюджетов, по целевому направлению, по объектам затрат), комбинированные и вспомогательные. Используя метод группировок, можно выявить зависимость между отдельными факторами и результатами исполнения бюджета. Сопоставимость сравниваемых показателей исполнения бюджета достигается путем расчета средних и относительных величин. Однако необходимо иметь в виду, что средние величины сглаживают индивидуальные различия, а поэтому должны быть дополнены анализом абсолютных данных, на основе которых они рассчитывались.

     Каждый из приемов анализа имеет важное значение, но конкретность и действенность выводов экономического анализа зависят, прежде всего, от комплексного применения методических приемов. Дополняя друг друга, они способствуют раскрытию сложных связей и зависимостей, возникающих между различными показателями в процессе исполнения по доходам и расходам. Такой анализ предусматривает изучение не только отдельных сторон производства и отдельных результативных показателей, но и систематическое изучение экономики предприятия, показателей и факторов производства, а также комплексное выявление резервов, как по отдельным аналитическим показателям, так и по наиболее общим результативным показателям.

     Исполнить бюджет по доходам - значит мобилизовать контингенты налогов, сборов, других платежей и распределить их по уровням бюджетной системы в соответствии с существующим законодательством. Основная задача анализа исполнения доходной части бюджета - изыскание резервов доходов, т.е. увеличения контингентов федеральных, территориальных и местных налогов, их собираемости.

     Исполнить бюджет по расходам - значит профинансировать расходы, предусмотренные в бюджете, в соответствии с бюджетной росписью. При анализе исполнения расходной части бюджета подводятся итоги исполнения бюджета в целом:

     - по видам расходов;

     - по нижестоящим бюджетам;

     - по отдельным разделам, видам бюджетных учреждений, статьям затрат. Выясняются возможности более экономного использования ассигнований; проверяется целевой характер расходования бюджетных средств; оценивается степень удовлетворения потребностей учреждений в средствах.

     Выводы экономического анализа, проводимого финансовыми органами, ведомствами, другими структурами, используются для:

     - объективной оценки результатов исполнения бюджета;

     - выявления причин отклонений от утвержденных показателей;

     - разработки предложений и рекомендаций, направленных на выявление резервов укрепления доходной базы бюджетов, обеспечение поступления в установленный срок платежей по каждому бюджету;

     - обеспечения своевременного финансирования расходов по целевому назначению в меру выполнения производственных и оперативных планов;

     - укрепления финансовой дисциплины;

     - совершенствования нормативной базы, используемой при формировании доходов и расходов бюджета;

     - выработки предложений по совершенствованию бюджетной процедуры, межбюджетных отношений.

     Важнейшие требования, предъявляемые к анализу исполнения бюджета: комплексность, документальная обоснованность, конкретность, использование широкого круга взаимоувязанных показателей бюджетной, статистической, ведомственной информации.

     Материалы экономического анализа исполнения бюджета оформляются в виде пояснительной записки к отчету об исполнении бюджета поквартально и за год. Записка, вместе с тем, является своеобразным отчетом о работе соответствующего финансового органа, так как отражает меры, принятые для выполнения бюджета по доходам и расходам, выявленные резервы, мероприятия по укреплению бюджетной и финансовой дисциплины. Аналитические таблицы обычно отражают показатели утвержденного и уточненного бюджета по причинам их образования и другие сведения, характеризующие анализируемые показатели. Круг показателей аналитических таблиц устанавливается в зависимости от задач анализа.

     Научно обоснованное и всестороннее проведение бюджетного анализа служит основой для выработки долгосрочной бюджетной политики в РТ, позволяет использовать бюджет как активный инструмент государственного регулирования воспроизводственных процессов. 

Информация о работе Структура бюджетной системы РФ