Структура бюджетной системы РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2011 в 14:54, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - исследовать бюджетное устройство в Российской Федерации, принципы построения бюджетной системы и разработка мероприятий по совершенствованию бюджетной системы.

Поставленная цель предопределила постановку и решение следующих задач:

- рассмотреть принципы построения бюджетной системы;

- рассмотреть бюджетную классификацию и ее использование;

- исследовать отдельные звенья (уровни) бюджетной системы.

Содержание

1. Введение

2. Структура бюджетной системы РФ

3. Анализ бюджета и его исполнения

4. Анализ бюджетных показателей как метод бюджетного контроля

5. Статистический анализ формирования и использования бюджетов разных уровней управления

6. Цели и задачи бюджетного анализа

7. Литература

Работа содержит 1 файл

Структура бюджетной системы.doc

— 188.57 Кб (Скачать)

     Необходимо привести перечень основных предприятий и организаций: получателей бюджетных средств, перечень муниципальных программ, перечень основных учреждений и организаций, финансируемых преимущественно из местного бюджета.

     Дополнительно следует оценить конкурсность выделения средств из бюджета (наличия положения (положений) о конкурсах, их фактическое применение, результаты конкурсов с точки зрения экономии бюджетных средств).

     Анализ практики разработки и реализации целевых программ заключается в оценке степени целевой направленности бюджета. Следует выявить, насколько целевые программы соответствуют приоритетам бюджетной политики, какова их доля в расходах, каков механизм их финансирования, какова степень их выполнения и каковы их результаты.

     Дефицит/профицит бюджета.

     Предлагается проанализировать временные ряды и выявить тенденции в политике муниципальной администрации в области сбалансированности бюджета. Следует выявить причины образования бюджетного дефицита, его структуру и структуру муниципального долга (кредиты банков, муниципальные облигации, векселя, задолженность бюджету более высокого уровня, др.), попытки решения проблемы дефицита и муниципального долга.

     Одновременно следует проанализировать динамику и структуру кредиторской задолженности муниципального бюджета, выявить причины ее появления, основные тенденции и структурные изменения.

     Оценка бюджета.

     Эксперту на основании анализа предлагается дать оценку по следующим направлениям:

     - в какой степени обеспечивается полнота, реальность, гласность и самостоятельность бюджета;

     - бюджет "потребительский" или "производительный" (наличие доходных инвестиционных проектов, способствующих экономическому развитию территории);

     - основные проблемы местного бюджета;

     - выравнивание доходов муниципальных образований; максимально возможное сокращение встречных финансовых потоков;

     - компенсация местным бюджетам в случае увеличения расходов, возникающих вследствие решений, принимаемых органами государственной власти;

     - повышение заинтересованности органов местного самоуправления в

     - увеличении собственных доходов местных бюджетов; меры, принимаемые местной администрацией по возмещению из бюджета вышестоящего уровня уменьшения доходов или увеличения расходов местного бюджета, обусловленных решениями федеральных органов власти или субъекта Федерации в процессе исполнения бюджета.

     В ходе бюджетного года и по окончании его годового цикла центральные и территориальные финансовые органы постоянно проводят аналитическую работу по результатам составления и исполнения бюджета.

     Цели бюджетного анализа:

     - оценка конечных результатов составления и исполнения бюджета;

     - обоснование финансово-бюджетной политики правительства и администраций территорий;

     - обоснование параметров показателей при формировании бюджетов;

     - выявление факторов и причин, оказавших влияние на невыполнение плановых показателей бюджета;

     - обоснование принятия и проверка выполнения постановлений и решений органов власти в сфере управления;

     - выявление резервов при составлении и исполнении бюджета;

     - обеспечение полного, своевременного и стабильного выполнения плана мобилизации в бюджет доходов;

     - обеспечение полного и своевременного выполнения плана финансирования мероприятий, предусмотренных в бюджете;

     - выявление недостатков в деятельности получателей бюджетных средств, приводящих к нерациональному, нецелевому и неэффективному использованию бюджетных ассигнований;

     - определение экономической и социальной эффективности бюджетных расходов;

     - выявление недостатков в работе финансовых органов в ходе составления и исполнения бюджета и подготовка предложений по их устранению;

     - совершенствование бюджетного процесса и межбюджетных отношений.

     Кроме перечисленных выше общих для всех бюджетов задач, анализ территориальных бюджетов позволяет:

     - определить уровень финансовой самодостаточности территории, состояние базы ее собственных доходов;

     - определить уровень устойчивости территориального бюджета;

     - выявить факторы, воздействующие на финансовое положение территории, и степень влияния этих факторов на территориальный бюджет;

     - определить приемлемость и справедливость с точки зрения населения проводимой местной администрацией бюджетной политики.

     Следует отметить, что в современной практике работы финансовых органов применяется главным образом анализ исполнения бюджетных показателей. Вопросы же, связанные с анализом состояния бюджетов, их устойчивости, еще недостаточно разработаны. В то же время в условиях кризисного состояния экономики в стране и в регионах, повышения роли территориальных органов власти и территориальных бюджетов в решении экономических и социальных задач проблемы устойчивости территориальных бюджетов, а, следовательно, и анализ этих проблем очень актуальны.

     Для проведения анализа бюджета используются определенные методы и инструментарий.

     Наиболее простой метод -- сравнение, когда бюджетные показатели отчетного периода сравниваются либо с плановыми, либо с показателями за предыдущий период (базисными). При сравнении показателей за предыдущий период необходимо добиться их сопоставимости, т. е. показатели следует пересчитать с учетом однородности составных элементов, инфляционных процессов в экономике, методов оценки и др.

     Следующий метод -- группировки, когда показатели группируются и сводятся в таблицы. Это позволяет проводить аналитические расчеты, обнаружить тенденции развития отдельных явлений и их взаимосвязи, факторы, влияющие на изменение показателей.

     Метод цепных постановок, или элиминирования, заключается в замене отдельного отчетного показателя базисным. При этом все остальные показатели остаются неизменными. Этот метод позволяет определить влияние отдельных факторов на совокупный бюджетный показатель.

     В качестве инструментария для бюджетного анализа могут использоваться бюджетные коэффициенты -- относительные показатели финансового состояния территории, которые выражают отношения одних абсолютных бюджетных показателей к другим.

     Бюджетные коэффициенты могут использоваться для сравнения показателей финансового состояния конкретной территории с аналогичными показателями других территорий, для выявления динамики развития показателей и тенденций изменения финансового состояния территории.

     Анализ бюджета должен вестись раздельно по доходам и расходам.

     Горизонтальный анализ, в ходе которого сравниваются текущие показатели бюджета с показателями за прошлый период, а также плановые показатели с фактическими;

     Вертикальный анализ, в результате которого определяется структура бюджета, доля отдельных бюджетных показателей в итоговом показателе и их влияние на общие результаты;

     Трендовый анализ, который проводится в целях выявления тенденций изменения динамики бюджетных показателей. В ходе этого анализа сравниваются плановые или отчетные показатели за ряд лет. На основе ретроспективного анализа возможно прогнозирование бюджетных показателей на будущее;

     Факторный анализ, суть которого заключается в выявлении влияния отдельных факторов на бюджетные показатели (например, влияние на величину показателей расходов на социально-культурные мероприятия таких факторов, как численность контингента бюджетных учреждений, период функционирования этих учреждений, уровень цен, индексы инфляции и т. д.);

     В ходе аналитической работы могут использоваться абсолютные показатели доходной и расходной частей бюджета, относительные показатели -- бюджетные коэффициенты (бюджетной автономии, обеспеченности собственными доходами, соотношения собственных и регулирующих доходов и др.); выявляться тенденции развития бюджетных показателей, количественные и качественные стороны влияния отдельных факторов на процесс формирования и исполнения бюджета.

     В качестве примера бюджетного анализа приведем метод анализа устойчивости территориального бюджета.

     Уровень устойчивости территориального бюджета может определяться объемом средств, необходимых для обеспечения минимальных, детерминированных бюджетных расходов. Минимальные бюджетные расходы -- понятие, неоднократно отраженное в законодательных актах Российской Федерации. Это средства, предусмотренные в бюджете для финансирования конституционно гарантированных мероприятий по жизнеобеспечению населения. Это бюджетные средства, направляемые на содержание учреждений, предприятий и организаций, состоящих на бюджете и предоставляющих бесплатные или на льготных условиях услуги и товары населению.

     Устойчивость бюджета характеризуется четырьмя типами его состояния:

     - абсолютно устойчивым;

     - нормальным;

     - неустойчивым;

     - кризисным.

     Для анализа бюджета в качестве инструментария могут использоваться бюджетные коэффициенты. Они позволяют сравнивать характеристики бюджета за различные периоды времени, сравнивать показатели бюджета конкретной территории с аналогичными показателями бюджетов других территорий. Такие коэффициенты могут быть использованы в качестве нормативов (критериев) состояния бюджета. Эти критерии могут разрабатываться на базе наиболее успешно составленных и исполненных бюджетов, на базе групп бюджетов, сформированных по территориальному признаку, и т.д.

     Анализ составления бюджета включает следующие направления исследований:

     - анализ финансового состояния отраслей сферы материального производства;

     - анализ ожидаемого исполнения бюджета текущего года;

     - анализ показателей сводного финансового баланса;

     - анализ доходной части проекта бюджета по источникам доходов;

     - анализ расходной части проекта бюджета по направлениям использования бюджетных средств.

     Анализ исполнения бюджета включает:

     - анализ выполнения показателей поступления доходов по отдельным источникам и отраслям хозяйства;

     - анализ исполнения плана расходов по направлениям финансирования и отраслям производственной и непроизводственной сферы;

     - анализ исполнения долговых бюджетных обязательств;

     - анализ кассового исполнения бюджета.

     Проведение комплексного анализа бюджета позволяет получить необходимую информацию представительным и исполнительным органам власти для принятия решений при формировании и осуществлении финансовой политики, выявления резервов в мобилизации средств в бюджет, повышения эффективности их использования, усиления. 

     4. Анализ бюджетных показателей как метод бюджетного контроля 

     Бюджетный контроль - составная часть финансово-экономического контроля и рассматривается как совокупность мероприятий, проводимых государственными органами по проверке законности, целесообразности и эффективности действий в образовании, распределении и использовании денежных фондов РФ, субъектов Федерации и местных органов самоуправления, выявлении резервов увеличения доходных поступлений в бюджет и улучшении бюджетно-налоговой дисциплины. В условиях рыночной экономики, когда усложняются межбюджетные отношения, усиливается роль налогов как основного источника формирования доходной базы бюджета, многократно возрастает значимость бюджетного контроля. Его назначение заключается в содействии успешной реализации бюджетной политики государства, в обеспечении процесса формирования и эффективного использования денежных средств.

Информация о работе Структура бюджетной системы РФ