Структура бюджетной системы РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2011 в 14:54, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - исследовать бюджетное устройство в Российской Федерации, принципы построения бюджетной системы и разработка мероприятий по совершенствованию бюджетной системы.

Поставленная цель предопределила постановку и решение следующих задач:

- рассмотреть принципы построения бюджетной системы;

- рассмотреть бюджетную классификацию и ее использование;

- исследовать отдельные звенья (уровни) бюджетной системы.

Содержание

1. Введение

2. Структура бюджетной системы РФ

3. Анализ бюджета и его исполнения

4. Анализ бюджетных показателей как метод бюджетного контроля

5. Статистический анализ формирования и использования бюджетов разных уровней управления

6. Цели и задачи бюджетного анализа

7. Литература

Работа содержит 1 файл

Структура бюджетной системы.doc

— 188.57 Кб (Скачать)

     Содержание 

1. Введение

2. Структура бюджетной системы РФ

3. Анализ бюджета и его исполнения

4. Анализ бюджетных показателей как метод бюджетного контроля

5. Статистический анализ формирования и использования бюджетов разных уровней управления

6. Цели и задачи бюджетного анализа

7. Литература 

 

      1. Введение 

     Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

     Таким образом, актуальность данной темы заключается в первостепенной важности бюджета для функционирования национальной экономики, в его формировании и исполнении регулирующей роли в использовании ВВП.

     Цель исследования - исследовать бюджетное устройство в Российской Федерации, принципы построения бюджетной системы и разработка мероприятий по совершенствованию бюджетной системы.

     Поставленная цель предопределила постановку и решение следующих задач:

     - рассмотреть принципы построения бюджетной системы;

     - рассмотреть бюджетную классификацию и ее использование;

     - исследовать отдельные звенья (уровни) бюджетной системы.

     Объектом курсовой работы является бюджет РФ и бюджетное устройство.

     Доходы и расходы бюджета, сбалансированность бюджетов.

     Бюджетным кодексом РФ законодательно закреплены следующие принципы бюджетной системы РФ:

     - единства бюджетной системы РФ;

     - разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;

     - самостоятельности бюджетов;

     - сбалансированности бюджета;

     - эффективности и экономности использования бюджетных средств;

     - общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;

     - гласности;

     - достоверности бюджета;

     Принцип единства бюджетной системы означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, единство принципов бюджетного процесса, санкций за нарушения бюджетного законодательства, а также единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов. 

 

      2. Структура бюджетной системы РФ 

     Бюджетная система представляет собой основанную на экономических отношениях и юридических нормах совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ (областных, окружных, республиканских, краевых), местных бюджетов (городских, районных, сельских, поселковых) и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Консолидированный бюджет РФ (т.е. свод федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ) и бюджеты государственных внебюджетных фондов составляют, так называемый, бюджет расширенного правительства.

     Показатели доходов и расходов консолидированных бюджетов используются при анализе экономической политики государственной власти и экономического роста территории.

     Поскольку Россия является федеративным государством, то бюджетная система РФ имеет многоуровневую структуру.

     В нашем государстве существует несколько уровней публичной власти - федеральный, региональный и местный, каждый из которых действует самостоятельно в пределах закрепленных за ним полномочий. Для исполнения своих функций каждый уровень государственной власти осуществляет расходы и соответственно должен иметь свои доходные источники, поэтому каждый уровень власти имеет свой собственный бюджет.

     Федеральные органы власти формируют и исполняют федеральный бюджет, из которого финансируются общегосударственные программы. Федеральный бюджет принимается государственной Думой, одобряется Президентом РФ и Советом федерации, за его исполнением следят Федеральное казначейство и Министерство финансов РФ.

     Хотя бюджеты различного уровня самостоятельны, они не изолированы друг от друга. Между ними происходит передача средств от одного бюджета другому - так называемые межбюджетные трансферты. Межбюджетные отношения отражают структуру взаимоотношений, сложившуюся между федеральными, региональными органами власти и органами местного самоуправления по вопросам распределения доходов, перераспределения средств между бюджетами.

     Важной чертой бюджетной системы бюджетной системы Российской Федерации является ее сильная централизация и то, что роль федерального бюджета в ней очень велика. Это в частности выражается в том, что с его помощью могут финансироваться не только общегосударственные, но и региональные программы, как непосредственно, так и с помощью передачи финансовой помощи бюджетам регионов. 

     3. Анализ бюджета и его исполнения 

     Анализ бюджета включает:

     - общую характеристику методической базы бюджетного планирования (годовой бюджет составляется ежегодно на основе новых расчетов либо имеется периодически корректируемый перспективный финансовый план-прогноз (на 2 года; 3-4 года);

     - основные направления налоговой политики;

     - размеры муниципального имущества и доходы от его использования;

     - образования на перспективу;

     - соответствует ли реальная структура расходов бюджета приоритетам бюджетной политики, изменились ли эти приоритеты по отношению к предшествующему периоду;

     - каков уровень исполнения бюджета по доходам и расходам в предшествующие годы, какие основные проблемы в этой области;

     общий размер бюджета;

     - дефицит бюджета и изменения размера дефицита за последние годы, внутренние и внешние заимствования для покрытия дефицита бюджета;

     - сроки заимствований;

     - муниципальный долг, стоимость обслуживания долга;

     - доходность муниципальных ценных бумаг;

     - общая структура доходной части бюджета (собственные доходы и средства бюджетного регулирования) и местных налогов;

     - способствует ли она росту инвестиционной привлекательности территории;

     - доля налоговых поступлений и какие меры можно рекомендовать для ее повышения; неналоговые поступления;

     - бюджетные доходы на душу населения и их динамика в сравнении со средним по субъекту РФ, федеральному округу и общероссийским уровнями;

     - структура расходов бюджета, ее обоснованность и соответствие приоритетам бюджетной политики, динамика расходов по разделам функциональной бюджетной классификации;

     - социальная направленность бюджета, доля льгот и компенсаций в текущих расходах;

     - в какой степени расходы местного бюджета отражают политику исполнительной власти в управлении муниципальным хозяйством;

     - как изменится стоимость услуг, предоставляемых населению (транспорт, связь, отопление, вода и т.д.) в результате исполнения бюджета;

     - возрастет ли доля расходов населения на оплату транспортных и жилищно-коммунальных услуг;

     Дать характеристику капитальных вложений, инвестиционной политики бюджета (включая бюджет развития, его направленность и долю в общей сумме расходов бюджета).

     Доходы бюджета.

     Предлагается проанализировать временные ряды по каждой из основных статей доходов с целью выявления политики муниципальной администрации в области доходов.

     Прежде всего, следует проанализировать структуру налоговых и неналоговых доходов и выявить тенденции, как в налоговой политике, так и в сборе неналоговых доходов. В части неналоговых доходов следует выделить доходы от муниципального имущества и доходы от предоставления муниципальных услуг.

     При анализе доходной части бюджета следует особо проанализировать взаимоотношения муниципального бюджета с бюджетами более высоких уровней: федеральным бюджетом и бюджетом субъекта Федерации.

     Далее необходимо сравнить плановые показатели с фактическим исполнением, оценить масштабы расхождений и выявить причины отклонений.

     В области налоговой политики приводится перечень фактически применяемых муниципальных налогов и сборов, налоговые ставки и налоговые льготы. По каждой из статей доходов следует определить плановое, фактическое значение и отклонение фактических доходов от плановых, выявить причины отклонений.

     По основным доходным статьям бюджета необходимо представить оценку масштабов использования неденежных форм расчетов с бюджетом: безденежные взаимозачеты, векселя администрации, векселя других эмитентов и указать, по возможности, оценку потерь бюджета от использования подобных схем.

     Необходимо привести список основных налогоплательщиков и, желательно, указать размеры (доли) их платежей в бюджет и внебюджетные фонды.

     Необходимо привести суммы недоимки по уплате налогов и привести список основных должников бюджета.

     Целесообразно проанализировать практику предоставления отсрочек/рассрочек по уплате налогов, предоставляемых региональными и муниципальными властями и оценить потери бюджета по этой причине.

     В качестве выводов целесообразно представить предложения по повышению доходов бюджета, в том числе и за счет неналоговых поступлений.

     Расходы бюджета.

     Предлагается проанализировать временные ряды по каждой из основных статей расходов с целью выявления приоритетов бюджетной политики муниципальной администрации в области расходов. Прежде всего, следует проанализировать исполнение бюджета по расходам в целом, а также по приоритетным и защищенным статьям. О приоритетности расходов говорят следующие данные: удельный вес в общей сумме расходов бюджета и его изменение во времени; процент выполнения расходов по данным статьям в сравнении с исполнением бюджета по расходам в целом, исполнение бюджетной статьи преимущественно "живыми деньгами".

     Анализ функционально классификации расходов бюджета необходимо дополнить анализом расходов по отдельным статьям с целью выявления доли бюджета в общих расходах и определения основных факторов, влияющих на величину бюджетных расходов.

     Анализ экономической классификации бюджета и его динамики должен определить масштабы областного (почему областного, если речь идет о МСУ) заказа, что важно для предприятий, оплату труда муниципальных служащих, субсидии и текущие трансферты.

     Анализ ведомственной классификации бюджета, включающей распорядителей и получателей бюджетных средств, показывает, во-первых, проработанность и прозрачность бюджетных расходов, во-вторых, дает информацию о приоритетах бюджетной политики, в-третьих, позволяет оценить рациональность расходов.

Информация о работе Структура бюджетной системы РФ