- создание
развитой инфраструктуры, прежде всего
строительство дорог, коммуникаций, предприятий
по обслуживанию населения; повышение
качества благоустройства прилежащих
к зданиям и сооружениям территорий; расширение
зон озеленения;
- развитие
лизинговой формы обновления активной
части основных фондов предприятий комплекса;
создание прокатной базы для предоставления
строительной техники и оборудования
предприятиям, имеющим эпизодическую
потребность в них;
- внедрение
систем сертификации качества в соответствии
с требованиями международных стандартов
ИСО серии 9000 и систем управления окружающей
средой в соответствии с требованиями
стандартов ИСО серии 14000;
- применение
современных информационных технологий
по продвижению строительных услуг, материалов
и изделий на внешние рынки путем использования
Интернета, средств массовой информации
и т.д.;
- участие в
международных строительных выставках,
демонстрация достижений строительного
комплекса, проведение международных
ярмарок на территории РБ; создание и развитие
широкой сети фирменных магазинов в Беларуси,
России и других странах по продаже строительных
материалов и изделий;
- активизация
работы по налаживанию двусторонних связей
с родственными министерствами и ведомствами
СНГ по участию в подрядных торгах на разработку
проектно-сметной документации, строительство
объектов; реализация решений Межправительственного
Совета по сотрудничеству в строительной
деятельности стран СНГ, предусматривающих
вопросы гармонизации научно-технической
и экономической политики в строительстве;
- разработка
и принятие законодательно-нормативных
актов по защите национального строительного
рынка, стимулированию производителей
за внедрение новых технологий, освоение
производства эффективных строительных
материалов, конструкций и изделий.
После
2010 г. предусматривается формирование
нового технологического базиса, обеспечивающего
ресурсосберегающий тип воспроизводства,
создание экологически чистых производств,
выход организаций комплекса
по конкурентоспособности на европейский
уровень и сбалансированное развитие
территорий и населенных пунктов. С
этой целью необходимо увеличить
масштабы научно-исследовательских
и проектных работ по созданию
новых архитектурно-планировочных
и конструкторских решений, технологий,
материалов, конструкций и изделий
нового поколения с доведением их
показателей до уровня передовых
стран Европы; продолжить модернизацию
и техническое перевооружение действующих
производств путем повсеместного
внедрения прогрессивных технологий
с низким уровнем ресурсопотребления
и экологически безопасных; расширить
выпуск строительной техники, средств
малой механизации, теплозащитных,
полимерных, комплекснооблегченных
экологически чистых материалов и конструкций,
в том числе путем создания
совместных предприятий с инофирмами;
обеспечить обновление ассортимента выпускаемой
промышленной продукции, рациональное
использование природных ресурсов,
отходов производства и вторичных
сырьевых ресурсов.
Обоснование
перспектив устойчивого развития строительного
комплекса произведено исходя из
предпосылок роста не столько
количественных, сколько качественных
характеристик, повышения эффективности
инвестиционно-структурной политики
государства, модернизации основных промышленно-производственных
фондов, особенно их активной части. Объем
подрядных строительно-монтажных
и ремонтно-строительных работ за
2006–2010 гг. возрастет на 10–13%, за 2011–2020
гг. – до 13–19%. Намечается опережающее
развитие промышленности строительных
материалов.
Реализация
указанных мероприятий позволит
обеспечить расширение ассортимента,
повышение конкурентоспособности
строительной продукции на внутреннем
и внешних рынках, устойчивое развитие
комплекса.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На
основании проделанной работы можно
сделать следующие выводы:
1.
Строительный комплекс Республики
Беларусь включает строительство
и совокупность отраслей и
производств, ориентированных на
обслуживание строительного производства
и обеспечивающих его материально-техническими
ресурсами, научно-исследовательскими,
проектно-изыскательскими, опытно-конструкторскими
работами и подготовкой кадров.
Промышленное
ядро комплекса образуют промышленность
строительных материалов и конструкций,
а также предприятия стекольной
и фарфорово-фаянсовой промышленности,
машиностроения и металлообработки,
лесной и деревообрабатывающей промышленности.
Законодательно-нормативную и научно-техническую
политику в отрасли осуществляет
Министерство архитектуры и строительства.
Строительный комплекс создает около
9% валового внутреннего продукта республики.
В нем занято более 400 тыс. человек.
Организационные
формы, нормативная и правовая база
строй комплекса соответствуют
рыночным условиям хозяйствования. Его
основу составляет строительная отрасль,
являющаяся одной из базовых производственных
отраслей. В целом, это многопрофильный
и многофункциональный комплекс
предприятий, функционирующих в
разных отраслях экономики, различных
форм собственности и направлений
деятельности, включая производственную,
научно-техническую, подрядную, архитектурно-градостроительную,
проектную, надзорную и лицензионную.
2.
Основными методами государственного
регулирования в строительном
комплексе являются правовые
и экономические. На сегодняшний
день в Республике Беларусь совершенствуется
законодательная и правовая основа деятельности
комплекса.
3.
В ходе социально-экономических
реформ, которые осуществляются
в республике на пути к рыночной
экономике, перед строительной
отраслью стоят задачи приватизации
и структурной перестройки производства;
технического обновления и модернизации
основных фондов; повышения экспортного
потенциала отрасли; формирования
новой жилищной политики, ориентированной
на внебюджетные формы финансирования
строительства жилья.
Большое
значение придается также снижению
стоимости строительства, производству
качественной, конкурентоспособной
продукции, развитию мощностей по производству
эффективных экологически чистых теплоизоляционных,
стеновых, кровельных материалов, специальных
видов техники и оборудования.
4.
Министерство архитектуры и строительства
Республики Беларусь координирует
деятельность всего строительного
комплекса. Министерство, функционирующий
при нем Департамент государственного
строительного надзора и органы
местного управления образуют
единую систему органов государственного
управления в строительстве.
Основными
задачами министерства являются разработка
и реализация государственной и
технической политики в области
строительства, жилищного строительства,
архитектуры, градостроительства, промышленности
строительных материалов, инвестиционной
деятельности в строительстве, осуществление
технического нормирования, стандартизации
и сертификации в этой области, а
также эффективного государственного
строительного надзора, который
осуществляет департамент Госстройнадзора,
находящийся в составе министерства.
Минстройархитектуры
в установленном законодательством
порядке обеспечивает также лицензирование
строительной деятельности и проведение
государственной вневедомственной
экспертизы проектной документации.
В
структуру Минстройархитектуры
входят управления, отделы, сектора. Минстройархитектуры
возглавляет Министр, назначаемый
на должность и освобождаемый
от должности Президентом Республики
Беларусь.
Государственная
строительная политика Республики Беларусь
имеет большую нормативно-правовую
основу, остов которой составляют
Программа социально-экономического
развития Республики Беларусь и отраслевые
программы на 2006-2010 годы. При этом
она базируется на опыте и традициях
предшествующих периодов развития нашей
страны, учитывает передовой зарубежный
опыт. Приоритетом государственной
строительной политики Республики Беларусь
является жилищное строительство.
5.
Основной целью строительного
комплекса является наиболее
полное удовлетворение потребности
населения и народного хозяйства
в высоко эффективной строительной
продукции, успешно конкурирующей
на внутреннем и внешних рынках.
Для достижения этой цели необходимо
решить следующие задачи: создать
и внедрить ресурсосберегающие
технологии и материалы, обеспечивающие
улучшение качества, снижение материало-,
энергоемкости и стоимости строительства;
увеличить выпуск материалов
и изделий с повышенными потребительскими
свойствами, отвечающих требованиям
сооружения зданий нового поколения,
расширить экспортный потенциал,
обеспечить охрану и рациональное
использование земель, водного и
воздушного бассейнов.
В
ближайший период развитие строительного
комплекса должно быть направлено на
переход к ресурсосберегающему
типу воспроизводства, формирование конкурентной
среды, завершение создания необходимой
законодательной базы, активизацию работы
архитектурно-строительного надзора,
маркетинговых и инжиниринговых служб,
развитие подрядных торгов и сертификацию
строительной продукции с целью повышения
качества строительных работ (услуг), материалов,
изделий и выхода отечественных производителей
по конкурентоспособности на более высокий
уровень.