- Государственная
строительная политика Республики Беларусь
Государственная
строительная политика Республики Беларусь
имеет большую нормативно-правовую
основу, остов которой составляют
Программа социально-экономического
развития Республики Беларусь и отраслевые
программы на 2006-2010 годы. При этом
она базируется на опыте и традициях
предшествующих периодов развития нашей
страны, учитывает передовой зарубежный
опыт. Приоритетом государственной строительной
политики Республики Беларусь является
жилищное строительство.
Жилищная
политика базируется на [6]:
1.
обеспечением государством
социальных гарантий на
получение и приобретение
гражданами жилья, многообразия
и равноправия всех форм
собственности на жилище,
права граждан на выбор способа
удовлетворения своих потребностей
в жилье и на возможность
свободно им распоряжаться в
соответствии с действующим законодательством;
2.
формировании рынка жилья, предполагающего:
-
наращивание объемов строительства
конкурентноспособного жилья;
-
наличие рынка строительного
подряда, строительных материалов,
конструкций и технологий, проектной
документации, а также приоритетное
направление инвестиций на строительство,
реконструкцию, модернизацию жилья
и других объектов социальной
сферы;
-
демонополизацию строительного
комплекса, перестройку его
хозяйственного механизма, создание
малых предприятий;
-
приватизацию жилья и др.
Элементом
совершенствования нормативно-правовой
базы в строительном комплексе Республики
Беларусь является Указ Президента Республики
Беларусь № 676. Документ принят в целях
совершенствования управления строительной
отраслью и упрощения некоторых
процедур в строительной деятельности.
В
соответствии с Указом в каждой области,
городе и районе будет создана
служба единого государственного заказчика
по строительству жилых домов
для граждан, осуществляющих строительство
жилых помещений с государственной
поддержкой. Выполнение ее функций
возлагается на коммунальные унитарные
предприятия по капитальному строительству.
Они наделяются функциями планирования,
финансирования, организации строительства
таких домов, объектов инженерной, транспортной
и социальной инфраструктуры, контроля
за выполнением утвержденных планов (программ),
расходованием бюджетных средств.
Содержание
коммунальных унитарных предприятий
по капитальному строительству и
их техническое оснащение будет
осуществляться за счет отчислений от
сметной стоимости осуществляемого
ими строительства в соответствии
с действующими нормативными правовыми
актами, как это имеет место
в настоящее время.
Учитывая,
что затраты, предусмотренные в
сметах на строительство объектов,
используются в настоящее время
для финансирования служб застройщиков
(заказчиков), то передача этих средств
на содержание создаваемых предприятий
— служб единого государственного
заказчика не приведет к удорожанию
стоимости строительства. Эти службы,
при необходимости, организуют свою
работу совместно с другими застройщиками
(заказчиками) и одновременно с ними
обеспечивают долевое строительство
объектов.
Наряду
с коммунальными унитарными предприятиями
по капитальному строительству Указом
создается Межведомственная комиссия
по проведению подрядных торгов на
строительство объектов в Республике
Беларусь. Она будет анализировать
практику применения законодательства
о торгах с учетом отраслевой специфики
и вносить соответствующие предложения,
рассматривать споры субъектов
хозяйствования по вопросам проведения
подрядных торгов в строительстве.
Также будут созданы унитарные
предприятия, осуществляющие на договорной
основе работы по подготовке и оформлению
разрешительной документации на строительство
объектов.
Кроме
того, в каждом районе республики будут
созданы или восстановлены и
укреплены строительные организации.
Это является необходимой мерой
для безусловного выполнения мероприятий
по развитию сельских населенных пунктов,
реализации Государственной программы
возрождения и развития села на 2006
— 2010 годы.
Указом
также предусмотрены меры по усовершенствованию
системы ценообразования в строительстве,
сокращению сроков и снижению затрат
при проектировании и строительстве
жилых домов, упрощению порядка
проведения подрядных торгов.
В
целях сокращения численности граждан,
состоящих на учете нуждающихся
в улучшении жилищных условий, и
срока нахождения их на таком учете
Указом предусматривается поэтапное
увеличение доли строительства домов
для таких граждан. Данная мера будет
применяться с 2007 года по вновь начинаемым
жилым домам с доведением этого
показателя к 2010 году до уровня не менее
80% от объема ввода таких домов
в городах.
В
2006 году Министерством архитектуры
и строительства совместно с
облисполкомами и Минским горисполком
завершена работа над проектом Указа
Президента Республики Беларусь "О
некоторых вопросах государственной
градостроительной политики". Указом
главы государства "О некоторых
вопросах государственной градостроительной
политики" от 12 января 2007 г. №19 утверждены
два документа, имеющих большое
значение для развития страны: основные
направления государственной градостроительной
политики Республики Беларусь на 2006-2010
годы; государственная схема комплексной
территориальной организации Республики
Беларусь.
Основные
направления государственной градостроительной
политики разработаны в Республике
Беларусь впервые, но и в предшествующие
годы Министерством архитектуры
и строительства последовательно
осуществлялась разносторонняя деятельность
по комплексному развитию населенных
пунктов и регионов страны.
Основные
направления государственной градостроительной
политики Республики Беларусь на 2006-2010
годы определяют приоритетные направления
развития среды жизнедеятельности,
цели градостроительной политики и
ожидаемые результаты их достижения,
а также основные меры по реализации
поставленных задач.
Таким
образом, на сегодняшний день система
государственного управления строительным
комплексом в Республике Беларусь базируется
на мощной нормативно-правовой основе.
Республиканским органом управления
строительной деятельностью в Беларуси
является Министерство архитектуры
и строительства Республики Беларусь.
В структуру Минстройархитектуры
входят управления, отделы, сектора. Минстройархитектуры
возглавляет Министр, назначаемый
на должность и освобождаемый
от должности Президентом Республики
Беларусь.
- Основные
направления совершенствования
механизма государственного
регулирования развития
строительного комплекса
В
последние годы в развитии комплекса
произошли позитивные изменения: отмечается
рост объемов строительно-монтажных
и ремонтно-строительных работ, товарной
продукции промышленности строительных
материалов, производительности труда,
снижается уровень материало- и
энергоемкости. Разработаны новые
технологии и ведется строительство
жилья, обеспечивающие снижение материальных
и энергетических затрат строительной
продукции на всех стадиях инвестиционно-строительного
процесса; производятся отечественные
строительные материалы и изделия, позволяющие
возводить жилье и объекты культурно-бытового
значения европейского уровня. Предприятия
промышленности строительных материалов
экспортируют на международные рынки
цемент, плитки керамические, кровельные,
нерудные стеновые материалы, стекло полированное.
Белорусские строители успешно работают
на возведении объектов в России.
В
то же время остаются высокими затраты
на производство строительной продукции,
уровень износа активной части основных
фондов; недостаточны объемы привлечения
инвестиций; низок удельный вес работ,
выполняемых за пределами страны.
Основной
целью строительного комплекса
является наиболее полное удовлетворение
потребности населения и народного
хозяйства в высоко эффективной
строительной продукции, успешно конкурирующей
на внутреннем и внешних рынках.
Для достижения этой цели необходимо
решить следующие задачи: создать
и внедрить ресурсосберегающие технологии
и материалы, обеспечивающие улучшение
качества, снижение материало-, энергоемкости
и стоимости строительства; увеличить
выпуск материалов и изделий с
повышенными потребительскими свойствами,
отвечающих требованиям сооружения
зданий нового поколения, расширить
экспортный потенциал, обеспечить охрану
и рациональное использование земель,
водного и воздушного бассейнов.
В
ближайший период развитие строительного
комплекса должно быть направлено на
переход к ресурсосберегающему
типу воспроизводства, формирование конкурентной
среды, завершение создания необходимой
законодательной базы, активизацию
работы архитектурно-строительного
надзора, маркетинговых и инжиниринговых
служб, развитие подрядных торгов и
сертификацию строительной продукции
с целью повышения качества строительных
работ (услуг), материалов, изделий и выхода
отечественных производителей по конкурентоспособности
на более высокий уровень.
Для
этого к 2010 г. в строительстве
намечается реализация мероприятий
по следующим основным направлениям
[1]:
- создание
новых и расширение объемов внедрения
разработанных ресурсосберегающих технологий,
универсальных архитектурно-конструктивно-планировочных
систем зданий и сооружений нового поколения;
- возведение
жилых и административных зданий по эффективным
проектам, обеспечивающим снижение уровня
затрат на всех стадиях инвестиционно-строительного
цикла, повышение их теплозащитных и потребительских
качеств;
- активизация
участия в подрядных торгах на строительство
объектов за пределами страны, увеличение
экспорта строительных работ, услуг, прежде
всего в Россию;
- развитие
территорий, инженерно-транспортной инфраструктуры
населенных пунктов в соответствии с утвержденными
генеральными планами.
Для
обеспечения устойчивого развития
промышленности строительных материалов
предусматривается [1]:
- развитие
и модернизация перспективных предприятий
отрасли, обеспечивающих новое качество
строительных материалов и конструкций,
продукция которых имеет спрос на внутреннем
и внешних рынках в настоящее время и в
перспективе (цемент, плитки керамические,
стеновые и кровельные материалы, щебень,
стекло полированное);
- расширение
и модернизация технологии и производства
эффективных высокомарочных, быстротвердеющих,
сульфатированных и безусадочных цементов
по энергосберегающим технологиям, крупноразмерного
армированного настила, плоских окрашенных
асбестоцементных листов, волокнистых
изделий с заменой импортируемого асбеста
природными и синтетическими волокнами,
цементно-песчаной и керамической черепицы,
кровельных материалов на негниющих основах
(синтетической и стеклооснове) с битумополимерным
покрытием, изделий из ячеистого силикатобетона,
легких и преднапряженных конструкций,
различного рода модификаторов;
- расширение
уровня интеграции с соседними государствами,
прежде всего с Россией; устранение технических
барьеров между этими странами.
Повышение
качества теплоизоляционных материалов,
доведение их теплофизических параметров
до европейского уровня намечается осуществить
путем модернизации минераловатного
производства с организацией выпуска
жестких облегченных теплоизоляционных
изделий из местных сырьевых материалов.
В производстве строительных материалов
и изделий из полимерного сырья
следует организовать выпуск новых
видов линолеума с улучшенной
декоративной отделкой со вспененным
слоем, новых видов герметиков; продолжить
исследовательские работы по расширению
области применения пенополистирола
отечественного производства. Необходимо
организовать производство крупногабаритного
термически упрочненного, тонированного
полированного стекла, стеклопакетов
и стекловолокна строительного
назначения, соответствующих мировым
стандартам; продолжить разработки технологий
производства гипсокартонных листов с
повышенной огне- и влагостойкостью,
кровельных материалов (гидроизол, металлочерепица
и т.д.), кирпичных изделий с
широкой цветовой гаммой, а также
извести, цемента и других строительных
материалов.
Обеспечению
устойчивого развития строительного
комплекса будут способствовать: