Строительная политика Республики Беларусь и механизм ее реализации

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 17:47, курсовая работа

Описание работы

Для анализа современной системы государственного управления строительным комплексом Республики Беларусь необходимо изучить исторические этапы становления целостной системы государственного управления строительством в нашей стране.

Работа содержит 1 файл

Строительная политика Республики Беларусь и механизм ее реализации.docx

— 60.93 Кб (Скачать)
 
    1. Государственная строительная политика Республики Беларусь

     Государственная строительная политика Республики Беларусь имеет большую нормативно-правовую основу, остов которой составляют Программа социально-экономического развития Республики Беларусь и отраслевые программы на 2006-2010 годы. При этом она базируется на опыте и традициях  предшествующих периодов развития нашей  страны, учитывает передовой зарубежный опыт. Приоритетом государственной строительной политики Республики Беларусь является жилищное строительство.

     Жилищная  политика базируется на [6]:

     1. обеспечением  государством   социальных   гарантий   на   получение  и приобретение   гражданами   жилья,   многообразия   и   равноправия   всех  форм  собственности  на  жилище,  права граждан на выбор способа  удовлетворения  своих потребностей  в жилье и на возможность  свободно им распоряжаться в  соответствии с действующим законодательством;

     2. формировании рынка жилья, предполагающего:

     - наращивание объемов строительства  конкурентноспособного жилья;

     - наличие рынка строительного   подряда, строительных материалов, конструкций и технологий, проектной  документации,  а также приоритетное  направление инвестиций на строительство,  реконструкцию, модернизацию жилья  и других объектов социальной  сферы;

     - демонополизацию  строительного   комплекса,  перестройку  его   хозяйственного механизма, создание  малых предприятий;

     - приватизацию жилья и др.

     Элементом совершенствования нормативно-правовой базы в строительном комплексе Республики Беларусь является Указ Президента Республики Беларусь № 676. Документ принят в целях  совершенствования управления строительной отраслью и упрощения некоторых  процедур в строительной деятельности.

     В соответствии с Указом в каждой области, городе и районе будет создана  служба единого государственного заказчика  по строительству жилых домов  для граждан, осуществляющих строительство  жилых помещений с государственной  поддержкой. Выполнение ее функций  возлагается на коммунальные унитарные предприятия по капитальному строительству. Они наделяются функциями планирования, финансирования, организации строительства таких домов, объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры, контроля за выполнением утвержденных планов (программ), расходованием бюджетных средств.

     Содержание  коммунальных унитарных предприятий  по капитальному строительству и  их техническое оснащение будет  осуществляться за счет отчислений от сметной стоимости осуществляемого  ими строительства в соответствии с действующими нормативными правовыми  актами, как это имеет место  в настоящее время.

     Учитывая, что затраты, предусмотренные в  сметах на строительство объектов, используются в настоящее время  для финансирования служб застройщиков (заказчиков), то передача этих средств  на содержание создаваемых предприятий  — служб единого государственного заказчика не приведет к удорожанию стоимости строительства. Эти службы, при необходимости, организуют свою работу совместно с другими застройщиками (заказчиками) и одновременно с ними обеспечивают долевое строительство  объектов.

     Наряду  с коммунальными унитарными предприятиями  по капитальному строительству Указом создается Межведомственная комиссия по проведению подрядных торгов на строительство объектов в Республике Беларусь. Она будет анализировать  практику применения законодательства о торгах с учетом отраслевой специфики  и вносить соответствующие предложения, рассматривать споры субъектов  хозяйствования по вопросам проведения подрядных торгов в строительстве. Также будут созданы унитарные  предприятия, осуществляющие на договорной основе работы по подготовке и оформлению разрешительной документации на строительство  объектов.

     Кроме того, в каждом районе республики будут  созданы или восстановлены и  укреплены строительные организации. Это является необходимой мерой  для безусловного выполнения мероприятий  по развитию сельских населенных пунктов, реализации Государственной программы  возрождения и развития села на 2006 — 2010 годы.

     Указом  также предусмотрены меры по усовершенствованию системы ценообразования в строительстве, сокращению сроков и снижению затрат при проектировании и строительстве  жилых домов, упрощению порядка  проведения подрядных торгов.

     В целях сокращения численности граждан, состоящих на учете нуждающихся  в улучшении жилищных условий, и  срока нахождения их на таком учете  Указом предусматривается поэтапное  увеличение доли строительства домов  для таких граждан. Данная мера будет  применяться с 2007 года по вновь начинаемым жилым домам с доведением этого  показателя к 2010 году до уровня не менее 80% от объема ввода таких домов  в городах.

     В 2006 году Министерством архитектуры  и строительства совместно с  облисполкомами и Минским горисполком  завершена работа над проектом Указа  Президента Республики Беларусь "О  некоторых вопросах государственной  градостроительной политики". Указом главы государства "О некоторых  вопросах государственной градостроительной  политики" от 12 января 2007 г. №19 утверждены два документа, имеющих большое  значение для развития страны: основные направления государственной градостроительной  политики Республики Беларусь на 2006-2010 годы; государственная схема комплексной  территориальной организации Республики Беларусь.

     Основные  направления государственной градостроительной  политики разработаны в Республике Беларусь впервые, но и в предшествующие годы Министерством архитектуры  и строительства последовательно  осуществлялась разносторонняя деятельность по комплексному развитию населенных пунктов и регионов страны.

     Основные  направления государственной градостроительной  политики Республики Беларусь на 2006-2010 годы определяют приоритетные направления  развития среды жизнедеятельности, цели градостроительной политики и  ожидаемые результаты их достижения, а также основные меры по реализации поставленных задач.

     Таким образом, на сегодняшний день система  государственного управления строительным комплексом в Республике Беларусь базируется на мощной нормативно-правовой основе. Республиканским органом управления строительной деятельностью в Беларуси является Министерство архитектуры  и строительства Республики Беларусь. В структуру Минстройархитектуры  входят управления, отделы, сектора. Минстройархитектуры  возглавляет Министр, назначаемый  на должность и освобождаемый  от должности Президентом Республики Беларусь. 

    1. Основные  направления совершенствования  механизма государственного регулирования развития строительного комплекса
 
 

     В последние годы в развитии комплекса  произошли позитивные изменения: отмечается рост объемов строительно-монтажных  и ремонтно-строительных работ, товарной продукции промышленности строительных материалов, производительности труда, снижается уровень материало- и  энергоемкости. Разработаны новые  технологии и ведется строительство  жилья, обеспечивающие снижение материальных и энергетических затрат строительной продукции на всех стадиях инвестиционно-строительного процесса; производятся отечественные строительные материалы и изделия, позволяющие возводить жилье и объекты культурно-бытового значения европейского уровня. Предприятия промышленности строительных материалов экспортируют на международные рынки цемент, плитки керамические, кровельные, нерудные стеновые материалы, стекло полированное. Белорусские строители успешно работают на возведении объектов в России.

     В то же время остаются высокими затраты  на производство строительной продукции, уровень износа активной части основных фондов; недостаточны объемы привлечения  инвестиций; низок удельный вес работ, выполняемых за пределами страны.

     Основной  целью строительного комплекса  является наиболее полное удовлетворение потребности населения и народного  хозяйства в высоко эффективной  строительной продукции, успешно конкурирующей  на внутреннем и внешних рынках. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи: создать  и внедрить ресурсосберегающие технологии и материалы, обеспечивающие улучшение  качества, снижение материало-, энергоемкости  и стоимости строительства; увеличить  выпуск материалов и изделий с  повышенными потребительскими свойствами, отвечающих требованиям сооружения зданий нового поколения, расширить  экспортный потенциал, обеспечить охрану и рациональное использование земель, водного и воздушного бассейнов.

     В ближайший период развитие строительного  комплекса должно быть направлено на переход к ресурсосберегающему  типу воспроизводства, формирование конкурентной среды, завершение создания необходимой  законодательной базы, активизацию  работы архитектурно-строительного  надзора, маркетинговых и инжиниринговых служб, развитие подрядных торгов и  сертификацию строительной продукции  с целью повышения качества строительных работ (услуг), материалов, изделий и выхода отечественных производителей по конкурентоспособности на более высокий уровень.

     Для этого к 2010 г. в строительстве  намечается реализация мероприятий  по следующим основным направлениям [1]:

  • создание новых и расширение объемов внедрения разработанных ресурсосберегающих технологий, универсальных архитектурно-конструктивно-планировочных систем зданий и сооружений нового поколения;
  • возведение жилых и административных зданий по эффективным проектам, обеспечивающим снижение уровня затрат на всех стадиях инвестиционно-строительного цикла, повышение их теплозащитных и потребительских качеств;
  • активизация участия в подрядных торгах на строительство объектов за пределами страны, увеличение экспорта строительных работ, услуг, прежде всего в Россию;
  • развитие территорий, инженерно-транспортной инфраструктуры населенных пунктов в соответствии с утвержденными генеральными планами.

     Для обеспечения устойчивого развития промышленности строительных материалов предусматривается [1]:

  • развитие и модернизация перспективных предприятий отрасли, обеспечивающих новое качество строительных материалов и конструкций, продукция которых имеет спрос на внутреннем и внешних рынках в настоящее время и в перспективе (цемент, плитки керамические, стеновые и кровельные материалы, щебень, стекло полированное);
  • расширение и модернизация технологии и производства эффективных высокомарочных, быстротвердеющих, сульфатированных и безусадочных цементов по энергосберегающим технологиям, крупноразмерного армированного настила, плоских окрашенных асбестоцементных листов, волокнистых изделий с заменой импортируемого асбеста природными и синтетическими волокнами, цементно-песчаной и керамической черепицы, кровельных материалов на негниющих основах (синтетической и стеклооснове) с битумополимерным покрытием, изделий из ячеистого силикатобетона, легких и преднапряженных конструкций, различного рода модификаторов;
  • расширение уровня интеграции с соседними государствами, прежде всего с Россией; устранение технических барьеров между этими странами.

     Повышение качества теплоизоляционных материалов, доведение их теплофизических параметров до европейского уровня намечается осуществить  путем модернизации минераловатного  производства с организацией выпуска  жестких облегченных теплоизоляционных  изделий из местных сырьевых материалов. В производстве строительных материалов и изделий из полимерного сырья  следует организовать выпуск новых  видов линолеума с улучшенной декоративной отделкой со вспененным слоем, новых видов герметиков; продолжить исследовательские работы по расширению области применения пенополистирола  отечественного производства. Необходимо организовать производство крупногабаритного  термически упрочненного, тонированного  полированного стекла, стеклопакетов  и стекловолокна строительного  назначения, соответствующих мировым  стандартам; продолжить разработки технологий производства гипсокартонных листов с  повышенной огне- и влагостойкостью, кровельных материалов (гидроизол, металлочерепица  и т.д.), кирпичных изделий с  широкой цветовой гаммой, а также  извести, цемента и других строительных материалов.

     Обеспечению устойчивого развития строительного  комплекса будут способствовать:

Информация о работе Строительная политика Республики Беларусь и механизм ее реализации