Строительная политика Республики Беларусь и механизм ее реализации

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 17:47, курсовая работа

Описание работы

Для анализа современной системы государственного управления строительным комплексом Республики Беларусь необходимо изучить исторические этапы становления целостной системы государственного управления строительством в нашей стране.

Работа содержит 1 файл

Строительная политика Республики Беларусь и механизм ее реализации.docx

— 60.93 Кб (Скачать)
 

АКАДЕМИЯ  УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ

РЕСПУБЛИКИ  БЕЛАРУСЬ

ИНСТИТУТ  ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Кафедра теории и практики государственного управления

Курсовая  работа

на тему Строительная политика Республики Беларусь и механизм ее реализации 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Минск 2010

  1. Государственное управление строительной отраслью и строительная политика Республики Беларусь
 
    1. исторические  этапы становления целостной  системы      государственного управления строительством в нашей стране.
 

     Для анализа современной системы государственного управления строительным комплексом Республики Беларусь необходимо изучить исторические этапы становления целостной системы государственного управления строительством в нашей стране.

     Целостная система государственного управления строительством в Белорусской Советской  Социалистической Республики (БССР), как  одной из 15 союзных республик  Советского Союза, начала складываться после освобождения в 1944 г. республики от оккупации фашистскими войсками Германии. Создание её было вызвано  необходимостью восстановления разрушенного в Великой Отечественной войне. Практически все городские и  сельские поселения были уничтожены, как и промышленность, сельское хозяйство  и социальная сфера. Столица республики – г. Минск – разрушена на 85 процентов. В то время вопросами  архитектурно-градостроительной деятельности, организацией проектно-изыскательских работ в строительстве и координацией деятельности проектных организаций  занимался Государственный комитет  по делам строительства (Госстрой БССР) [25].

     В условиях централизованной плановой системы  органы управления строительством создавались  по основным производственным направлениям:

     Министерство  жилищно-гражданского строительства;

     Главное управление промышленного строительства;

     Главное управление по восстановлению г. Минска;

     Управление  по делам сельского и колхозного строительства.

     Постепенно  эти органы управления укрупнялись  и в 1953 г. первые три из них были объединены в Министерство жилищно-гражданского строительства БССР. После неоднократных  реорганизаций в 1957 году оно было преобразовано в Министерство строительства  БССР и просуществовало до 1967 г. Кроме  этого вопросами сельского строительства, в частности в колхозах, занималась отдельная структура управления.

     К середине 60-х годов объёмы строительства  в республике значительно возросли, и потребовалась более четкая его специализация. В это время  была создана система управления строительством, просуществовавшая  до начала распада Советского Союза. В нее входили: Госстрой, Министерство промышленного строительства (Минпромстрой), Министерство сельского строительства (Минсельстрой) и Министерство монтажных  и специальных строительных работ (Минмонтажспецстрой). Это были союзно-республиканские  структуры, подчинявшиеся как правительству  республики, так и одноименным  союзным структурам.

     Наиболее  крупным из них был Минпромстрой. В его состав в различные периоды  входило до 40 строительно-монтажных  и специализированных трестов (объединений), целый ряд домостроительных комбинатов, промышленных и вспомогательных  предприятий в г. Минске, областных  центров и наиболее крупных городах. Большинство из них выполняло  функции генподрядных организаций  и вело строительные работы в указанных  выше городах и их пригородных  зонах. По мере ростов объёмов работ  в г. Минске здесь была сформирована самостоятельная структура - комбинат Минскстрой.

     Строительство объектов на селе, в большинстве  районных центров вели, также генподрядные, организации Минсельстроя. Объединения  и тресты этого министерства находились во всех областях. В Минской, Гомельской и Витебской области – по два и более. В свою очередь их структурные подразделения (ПМК и СПМК) располагались во всех районах. При этом управление строительством в колхозах долгое время велось самостоятельными структурами.

     Организации Минмонтажспецстроя выполняли работу своего профиля на субподряде. Монтаж металлических конструкций, технологического оборудования и трубопроводов вёлся  трестом «Химмонтаж», в последствии  объединением «Промтехмонтаж». Электромонтажные работы выполнял трест «Белэлектромонтаж». Монтаж систем вентиляции и кондиционирования, санитарно-технических систем выполняли  тресты «Белсантехмонтаж № 1» и «Белсантехмонтаж № 2». Изоляцию промышленного оборудования и трубопроводов осуществлял  трест «Белтеплоизоляция». Все виды пуско-наладочных работ, в том числе  контроль сварных соединений неразрушающими методами, выполнял трест «Белпромналадка». Тепломонтажные, огнеупорные и футеровочные работы выполняло специализированное управление «Тепломонтаж». Белорусское  управление механизации, оснащенное мобильными грузоподъемными механизмами и  технологическим автомобильным  транспортом, оказывало услуги по механизации  всех видов работ. Кроме этого, ряд  узкоспециализированных монтажных  организаций подчинялись своим  головным структурам в Москве или  Ленинграде [25].

     В переходный период на базе строительных министерств были созданы: корпорация «Белбуд», объединение «Белсельстрой» и концерн «Белстроймонтаж» («Белмонтажспецстрой»).

     В настоящее время республиканским  органом управления строительной деятельностью в Беларуси является Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь (Минстройархитектуры), созданное Указом Президента Республики Беларусь от 26 августа 1994 г. № 74. Ему переданы функции ранее существовавших структур бывшего Министерства промышленности строительных материалов, а также (непродолжительное время) управления дорожным строительством от которых министерство было освобождено.

     Основными задачами министерства являются разработка и реализация государственной и  технической политики в области  строительства, жилищного строительства, архитектуры, градостроительства, промышленности строительных материалов, инвестиционной деятельности в строительстве, осуществление  технического нормирования, стандартизации и сертификации в этой области, а  также эффективного государственного строительного надзора, который  осуществляет департамент Госстройнадзора, находящийся в составе министерства.

     Минстройархитектуры в установленном законодательством  порядке обеспечивает также лицензирование строительной деятельности и проведение государственной вневедомственной экспертизы проектной документации.

     Министерство  архитектуры и строительства  Республики Беларусь  является республиканским  органом государственного управления и подчиняется Совету Министров  Республики Беларусь [5].

     Минстройархитектуры в своей деятельности руководствуется  Конституцией Республики Беларусь, законами Республики Беларусь, декретами, указами  и распоряжениями Президента Республики Беларусь, иными актами законодательства, в том числе Положением о Минстройархитектуры.

     Минстройархитектуры является специально уполномоченным государственным  органом в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности на территории Республики Беларусь.

      1. Организационная структура и основные задачи Минстройархитектуры.
 

     Основными задачами Минстройархитектуры являются [5]:

  • разработка и осуществление государственной политики в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, промышленности строительных материалов и инвестиционной деятельности;
  • осуществление государственной политики в области жилищного строительства;
  • осуществление единой технической политики в области инженерно-геологических и топографо-геодезических изысканий для строительства;
  • обеспечение функционирования системы технического нормирования, стандартизации и сертификации в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.

     Организационная структура Минстройархитектуры  представлена на рис. 2.5.

     

     Рис. 2.5 – Организационная структура  управления Минстройархитектуры

     В структуру Минстройархитектуры  входят управления, отделы, сектора.

     Минстройархитектуры возглавляет Министр, назначаемый  на должность и освобождаемый  от должности Президентом Республики Беларусь.

     Министр имеет заместителей, назначаемых  на должность и освобождаемых  от должности Советом Министров  Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь.

     Министр [5]:

  • руководит деятельностью Минстройархитектуры, представляет его интересы в государственных органах, несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство задач и функций, за состояние дел в руководимой им сфере государственного управления;
  • действует без доверенности от имени Минстройархитектуры, в установленном порядке распоряжается его средствами и имуществом, открывает счета в банках, заключает договоры;
  • представляет в Совет Министров Республики Беларусь для рассмотрения проекты законов Республики Беларусь, декретов, указов и распоряжений Президента Республики Беларусь, постановлений Совета Министров Республики Беларусь и распоряжений Премьер-министра Республики Беларусь, а также предложения о рассмотрении вопросов, входящих в компетенцию Правительства Республики Беларусь;
    • распределяет обязанности между своими заместителями;
  • утверждает структуру Минстройархитектуры, штатное расписание центрального аппарата Министерства в пределах установленной численности работников и расходов на его содержание, положения о структурных подразделениях, устанавливает работникам центрального аппарата Министерства надбавки за сложность и напряженность работы;
  • принимает на работу и увольняет работников центрального аппарата Минстройархитектуры в соответствии с законодательством и условиями контрактов, заключает контракты с руководителями подчиненных государственных организаций в соответствии с законодательством, осуществляет контроль за выполнением условий этих контрактов, утверждает уставы подчиненных государственных организаций;
  • представляет в установленном порядке работников к присвоению почетных званий и награждению государственными наградами;
  • осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством.

     В Минстройархитектуры создается  коллегия, в состав которой входят Министр (председатель коллегии) и его  заместители по должности, а также  другие руководящие работники Министерства, представители профсоюзов. В состав коллегии могут включаться работники  подчиненных Минстройархитектуры  государственных организаций.

     В заседаниях коллегии могут принимать  участие иные лица в соответствии с законодательством.

     Численность и персональный состав коллегии утверждаются Советом Министров Республики Беларусь.

     Коллегия  рассматривает основные вопросы  развития строительной отрасли, обсуждает  другие вопросы деятельности Министерства, подчиненных ему государственных  организаций. Решения коллегии проводятся в жизнь постановлениями и  приказами Минстройархитектуры.

     Важное  место в организации системы  управления строительным комплексом Республики Беларусь занимает управление строительства  и жилищно-коммунального хозяйства.

     Управление  строительства и жилищно-коммунального  хозяйства (далее – управление) в  соответствии с приказом Минэкономики от 27.02.2004 № 27 является самостоятельным  структурным подразделением Министерства экономики Республики Беларусь, осуществляющим разработку общей стратегии и  главных направлений экономических  преобразований в строительном комплексе, жилищном строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве республики.

     Управление  в своей деятельности руководствуется  Конституцией и законодательством  Республики Беларусь, Положением о  Минэкономики и Положением.

     Основными задачами управления являются:

  • подготовка предложений в части проведения государственной экономической политики в области строительства, в том числе жилищного, архитектуры и градостроительства, жилищно-коммунального хозяйства, промышленности строительных материалов и конструкций.
  • участие в подготовке и корректировке научно обоснованных концепций, государственных программ и прогнозов социально-экономического развития Республики Беларусь на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы;
  • анализ и оценка социально-экономической ситуации в строительном комплексе, жилищной сфере и коммунальном хозяйстве, в том числе в регионах, разработка необходимых мер и предложений;
  • участие в работе республиканских органов государственного управления по вопросам строительства, жилищной политики, градостроительства и архитектуры, жилищно-коммунального хозяйства;
  • анализ хода проведения реформ, реализация программ структурной перестройки в строительном и жилищно-коммунальном комплексах, промышленности строительных материалов и конструкций, выработка на основе этого анализа соответствующих предложений по повышению эффективности производства в этих отраслях;
  • участие в регулировании рынка подрядных работ путем создания конкурентной среды и развития системы подрядных торгов, в подготовке предложений по рациональному использованию минерально-сырьевого потенциала республики при производстве строительных материалов и конструкций в целях ослабления зависимости республики от импорта этой продукции, создания условий для повышения конкурентоспособности продукции и услуг субъектов хозяйствования строительного комплекса;
  • выработка мер, обеспечивающих рациональное использование ресурсного, производственного, научно-технического и кадрового потенциала в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве с учетом требований экономической безопасности, интеграции экономики республики и стран СНГ, развития взаимовыгодных экономических отношений, укрепления сотрудничества с Российской Федерацией, ее регионами;
  • участие в разработке предложений по налоговым, бюджетным, денежно-кредитным, инвестиционным, таможенным, ценовым и инновационным вопросам в строительном комплексе и жилищно-коммунальном хозяйстве, на предприятиях строительных материалов и конструкций.

Информация о работе Строительная политика Республики Беларусь и механизм ее реализации