Стратегия социально-экономического развития России Название: Стратегия социально-экономического развития России

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 12:15, реферат

Описание работы

Основной целью написания данного реферата является определение нового курса развития социальной политики в Росси.

Содержание

Введение

1. Модели социальной политики

2. Принципы стратегии социально-экономического развития России

3. Приоритеты социальной политики

4. Современный этап развития социальной политики в России

Заключение

Список литературы

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 39.68 Кб (Скачать)

 

Во – первых, новая социальная стратегия обречена на неудачу без  кардинальной трансформации всей системы  государственной власти. Речь идет о формировании системы более  эффективной, сбалансированной власти, ответственной перед народом. Необходимо разработать и ввести в действие механизмы, обеспечивающие моральную  чистоту власти, как и бизнеса. Проблема «чистоты» государственной  власти в России в 90-х гг. достигла критической остроты. Криминализация экономики и коррупция достигли масштабов, угрожающих национальной безопасности.

 

Во – вторых, необходимо значительное усиление административной власти, её более активное и масштабное воздействие на социально – экономические  процессы. Без этого формирование эффективного рыночного хозяйства  просто невозможно.

 

В – третьих, требуется  консолидация общества на труднейшей фазе развития, когда происходит формирование основ эффективной рыночной политики. В этой связи важно, в частности, чтобы передаваемая СМИ информация о социально – экономическом  и политическом развитии страны носила объективный характер, была бы социально  нейтральной.

 

Все эти условия, связанные  с формированием системы социально  эффективной и ответственной  политической власти, совершенно необходимы для реализации эффективных социальных программ.

 

И, наконец, необходимо провести глубокую ревизию основных принципов  концепции социально – экономического развития России.

 

Успех или неудача политики в сфере доходов и занятости  имеют решающие значение для обеспечения  эффективного социального развития. Актуальным остается вопрос формирования эффективного рыночного механизма  регулирования доходов и заработной платы. Основу такого механизма должна составить система тесной взаимосвязи  и параметров цены труда и стоимости  рабочей силы. Только такая система  способна включить в действие механизмы  человеческого капитала, а, следовательно, и всю совокупность мотивационных  механизмов. (9)

 

Сложившаяся в 90-е гг. система  распределения доходов весьма неэффективна в социальном отношении. Крайне низкие доходы для подавляющего большинства  активного населения стали в  российских условиях одним из механизмов растраты человеческих ресурсов. Сформировался  механизм сверхполярной дифференциации доходов и резкого разрыва между показателями цены и стоимости рабочей силы.

 

Это означает не что иное как отсутствие социальной политики. Поэтому цель правительства должна состоять в том, чтобы ликвидировать  этот растратный механизм и постепенно восстановить систему параллельной динамики цены и стоимости рабочей силы, т.е., иначе говоря, способствовать формированию нормального рынка труда.

 

Недооценка человеческого  капитала ведет к разрушительным последствиям, так как экономика  не может эффективно функционировать  ни как производительная, ни как  потребляющая система. Если исходить из того, что главное направление  на ближайшую и среднесрочную  перспективу для России – борьба с бедностью и нищетой, то это  означает, что приоритет в политике должен отдаваться формированию эффективной (как в социальном, так и в  экономическом плане) системы распределения  доходов и эффективного механизма  заработной платы.

 

В первую очередь речь должна идти о превращении минимальной  заработной платы из формально –  статистического показателя в инструмент реального воздействия на экономические  процессы. Приоритетное повышение минимальной  заработной платы одновременно означает и снижение уровня дифференциации доходов. Кроме того, это создает стимул к труду и повышает экономическую  эффективность, так как в этом случае предприниматель будет делать ставку на более квалифицированный  труд с большей отдачей. Минимальная  зарплата, по меньшей мере, на уровне прожиточного минимума – важный инструмент обеспечения социальной стабильности.

 

Весьма важное значение имеет  также политика выравнивания заработной платы, недопущение резких различий в оплате труда. Для этого следовало  бы разработать и принять Единую тарифную систему взамен нынешней тарифной системы, которая носит формальный и ограниченный характер. Нынешняя тарифная система по существу не работает в большей части экономики. Уже  давно эта система несовместима с принципами социальной справедливости и является дискриминационной по отношению к работникам бюджетной  сферы.

 

В среднесрочной перспективе (например, в течение 3-5 лет) законодательно установленная минимальная заработная плата должна стать основным элементом  системы социальных гарантий. Во –  первых, она должна подлежать обязательному  индексированию в полном объеме с  учетом роста потребительских цен. Во – вторых, она должна соответствовать  минимальному набору товаров и услуг, входящих в понятие «прожиточный минимум». В – третьих, в перспективе  необходимо ввести механизмы её увеличения и в соответствии с темпами  экономического роста.

 

Особое место должно отводиться мероприятиям государства по регулированию  зарплаты в бюджетном секторе. В  этой сфере сложилась социально  и экономически нетерпимая ситуация значительного разрыва в доходах  в результате формирования двух систем заработной платы. С одной стороны, это привилегированная система, обеспечивающая особые условия оплаты, социальные льготы и гарантии стабильности, и она охватывает работников госуправления (министерств, ведомств и т.д.). с другой стороны, это собственно бюджетная сфера, где оплата труда на порядок ниже оплаты в органах госуправления и не обеспечивает (даже для работников высоких разрядов) прожиточного минимума. Кроме того, отнюдь не потеряла свою актуальность проблема невыплаты или задержки зарплаты.

 

 

4.  Современный этап  развития социальной политики  в России

 

В настоящее время в  России происходят серьезные изменения  в социальной политики. Как и предполагалось вся система социальной защиты населения  переходит к адресной модели социальной политики, увы, граждане Российской Федерации  оказались к этому не готовы.

 

С июня 2004 года начиналось бурное обсуждение и представление различных  законопроектов. Произошли изменения  и уточнения в определении  разделений полномочий между уровнями власти в самых разных сферах нашей  жизни была выстроена и новая  система социальной защиты российских граждан. Точнее – социальной поддержки.

 

Льготы, которые в соответствии с прежней системой защищали разные категории граждан, в том нуждающихся, теперь заменялись мерами социальной поддержки, выраженными в рублях.

 

И эта предполагаемая перемена стала самой острой темой общественной дискуссии последних двух месяцев.

 

При разработке данной реформы  предполагалось:

 

·  Льготы не отбирают, а  заменяют ежемесячными денежными выплатами.

 

·  Эти деньги можно  получить, только отказавшись от бесплатных услуг.

 

·  У каждой группы льготников своя сумма, которую считали исходя из списка положенных ему федеральных  льгот.

 

·  Те граждане, у которых  тяжелые заболевания (онкология, бронхиальная астма, сахарный диабет), могут дополнительно  обращаться в случае нуждаемости  за государственной социальной помощью.

 

·  Ни в собесы, ни в отделения  Пенсионного фонда сейчас никому бежать не надо.

 

·  Каждый льготник получит  извещение, где ему предложено: или  просто взять деньги, чтобы потратить  их, на что считает нужным (даже на покупку продуктов в магазине), или часть выплаты получить в  виде так называемого социального  пакета, куда входят бесплатные годовые  проездные билеты, бесплатные лекарства  на определенную сумму и бесплатная путевка на лечение в санаторий.

 

·  Если, например, инвалиду нужны лекарства и лечение  в санатории, но он не ездит в метро  или городском транспорте, он может  выбрать себе из социального пакета только то, что ему нужно, а остальное  получить деньгами.

 

·  Социальный пакет будет  стоить от 300 до 600 рублей, цены без накруток, правительство собирается заключить  тарифное соглашение с транспортниками, производителями лекарств.

 

·  Ежемесячные выплаты  будут индексироваться, как пенсии (то есть увеличиваться), с учетом роста  цен в целом по стране.

 

·  Ежемесячные денежные компенсации льгот будут выплачиваться  вместе с пенсией, но как отдельная  прибавка.

 

·  Прибавка к пенсии повысит  социальные выплаты до 6,5 – 7 тысяч  рублей в месяц.

 

·  Новая схема социальной помощи начнет действовать с января 2005 года.

 

·  Одна из самых многочисленных групп, пользующихся социальными поблажками – ветераны труда и работники  тыла, - не входит в группу федеральных  льготников.(12)

 

Таблица 1.

 

Какие выплаты ждут льготников?

Категории

Ежемесячная выплата (руб.)

Герои Советского Союза, России, Социалистического  Труда, кавалеры 3 орденов Славы и  Трудовой Славы

3500

Инвалиды Великой отечественной  войны

2000

Участники Великой Отечественной  войны

1500

Участники боевых действий

1100

Жители блокадного Ленинграда (не участники  войны)

1100

Инвалиды I группы

1400

Инвалиды II группы

1000

Инвалиды III группы

800

Дети – инвалиды и инвалиды детства

1000

Участники противоздушной обороны

600


 

 

Таблица 2.

 

Как в результате компенсационных  выплат вырастут доходы пенсионеров?

Категории пенсионеров

Средний размер пенсии (руб.)

Ежемесячная денежная выплата (руб.)

Суммарный доход вырастет

Герои Советского Союза, России, Соцтруда, кавалеры Ордена Славы, Трудовой Славы

4700

3500 

В 1,74 раза

Инвалиды Великой Отечественной  войны

4276

2000

В 1,47 раза

Участники Великой Отечественной  войны

3405 

1500 

В 1,44 раза

Участники боевых действий

2060

1100 

в 1,53 раза

Жители блокадного Ленинграда

2060 

1100 

В 1,53 раза

Военносл. по п. «з» ФЗ «О ветеранах»

2060

600 

В 1,29 раза

Участники противов. обороны

2060 

600 

В 1,29 раза

Инвалиды: I группа

2115

1400

В 1,66 раза

II группа

1552 

1000 

В 1,64 раза

III группа

1007 

800

В 1,79 раза

Дети - инвалиды

1354

1000

В 1,74 раза

Инвалиды (СПК, с детства, в с/п.)

1024 

1000

В 1,98 раза


 

 

 

В начале августа 2004 был окончательно решен вопрос о замене льгот денежными  выплатами. Результаты данного решения  отличаются от первоначального плана  проведения реформы.

 

В списке льготников произошли  некоторые изменения: из перечня  категорий, которые вместо отмененных натуральных льгот с будущего года будут получать ежемесячные  выплаты, удалены Герои СССР, России, Соцтруда и полные кавалеры орденов Славы и Трудовой Славы. Им решено сохранить натуральные льготы в полном объеме, а вопрос об их статусе предполагается решить в отдельном законопроекте, который правительство подготовит к осени.(11)

 

В то же время в список включена категория бывших несовершеннолетних узников фашизма: их права по получению  денежной выплаты приравнены к правам участников ВОВ, узников – инвалидов  – к правам инвалидов войны.

 

Самые значимые видя натуральных  льгот решено сохранить. В 2005 году по-прежнему будет действовать скидка по оплате жилья и коммунальных услуг. Кроме  этого, вводится так называемый соцпакет, стоимость которого – 450 рублей – будет каждый месяц вычитаться из суммы выплаты, получаемой льготником. В результате все льготники, социальная поддержка которым обеспечена за счет федерального бюджета, получат право на бесплатный проезд в пригородных поездках, бесплатные лекарства (по перечню, утверждаемые правительством), а также санаторную путевку (по медицинским показаниям).

 

В будущем году «соцпакет» (и, соответственно, вычеты из социальных выплат) получат все, вне зависимости от желания. В течение года каждый должен будет решить, что ему предпочтительнее: «натуральные» льготы и уменьшенные выплаты или денежные компенсации в полном объеме. Заявления об этом нужно будет подать в местные органы соцзащиты или отделения Пенсионного фонда до 1 октября 2005 года. Отказаться можно будет и от всего пакета целиком, и только от одной из двух частей – медицинской или транспортной.

 

Стоимость «транспортной» части  соцпакета оценена в 40 рублей, цена «медицинской» (лекарства плюс санаторное лечение) – 410 рублей. В зависимости от выбора, сделанного льготником, ему будет скорректирована сумма причитающейся социальной выплаты.

 

Выплачивать компенсационные  суммы поручено Пенсионному фонду  – вместе с пенсией. Одновременно с базовой пенсией (которая, по нашему законодательству, индексируется в  зависимости от инфляции), будут  расти и социальные выплаты. Причем с одним и тем же коэффициентом  индексации. Напомним, сегодня базовые  пенсии подлежат увеличению, если за квартал (или полгода) инфляция превысила 6 процентов. В результате в последние годы базовые пенсии индексировались  дважды в год – в первом квартале и в августе. Такой порядок, видимо, сохранится и в дальнейшем.

Информация о работе Стратегия социально-экономического развития России Название: Стратегия социально-экономического развития России