Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 12:15, реферат
Основной целью написания данного реферата является определение нового курса развития социальной политики в Росси.
Введение
1. Модели социальной политики
2. Принципы стратегии социально-экономического развития России
3. Приоритеты социальной политики
4. Современный этап развития социальной политики в России
Заключение
Список литературы
Во – первых, новая социальная стратегия обречена на неудачу без кардинальной трансформации всей системы государственной власти. Речь идет о формировании системы более эффективной, сбалансированной власти, ответственной перед народом. Необходимо разработать и ввести в действие механизмы, обеспечивающие моральную чистоту власти, как и бизнеса. Проблема «чистоты» государственной власти в России в 90-х гг. достигла критической остроты. Криминализация экономики и коррупция достигли масштабов, угрожающих национальной безопасности.
Во – вторых, необходимо значительное усиление административной власти, её более активное и масштабное воздействие на социально – экономические процессы. Без этого формирование эффективного рыночного хозяйства просто невозможно.
В – третьих, требуется консолидация общества на труднейшей фазе развития, когда происходит формирование основ эффективной рыночной политики. В этой связи важно, в частности, чтобы передаваемая СМИ информация о социально – экономическом и политическом развитии страны носила объективный характер, была бы социально нейтральной.
Все эти условия, связанные
с формированием системы
И, наконец, необходимо провести
глубокую ревизию основных принципов
концепции социально –
Успех или неудача политики
в сфере доходов и занятости
имеют решающие значение для обеспечения
эффективного социального развития.
Актуальным остается вопрос формирования
эффективного рыночного механизма
регулирования доходов и
Сложившаяся в 90-е гг. система распределения доходов весьма неэффективна в социальном отношении. Крайне низкие доходы для подавляющего большинства активного населения стали в российских условиях одним из механизмов растраты человеческих ресурсов. Сформировался механизм сверхполярной дифференциации доходов и резкого разрыва между показателями цены и стоимости рабочей силы.
Это означает не что иное как отсутствие социальной политики. Поэтому цель правительства должна состоять в том, чтобы ликвидировать этот растратный механизм и постепенно восстановить систему параллельной динамики цены и стоимости рабочей силы, т.е., иначе говоря, способствовать формированию нормального рынка труда.
Недооценка человеческого капитала ведет к разрушительным последствиям, так как экономика не может эффективно функционировать ни как производительная, ни как потребляющая система. Если исходить из того, что главное направление на ближайшую и среднесрочную перспективу для России – борьба с бедностью и нищетой, то это означает, что приоритет в политике должен отдаваться формированию эффективной (как в социальном, так и в экономическом плане) системы распределения доходов и эффективного механизма заработной платы.
В первую очередь речь должна идти о превращении минимальной заработной платы из формально – статистического показателя в инструмент реального воздействия на экономические процессы. Приоритетное повышение минимальной заработной платы одновременно означает и снижение уровня дифференциации доходов. Кроме того, это создает стимул к труду и повышает экономическую эффективность, так как в этом случае предприниматель будет делать ставку на более квалифицированный труд с большей отдачей. Минимальная зарплата, по меньшей мере, на уровне прожиточного минимума – важный инструмент обеспечения социальной стабильности.
Весьма важное значение имеет также политика выравнивания заработной платы, недопущение резких различий в оплате труда. Для этого следовало бы разработать и принять Единую тарифную систему взамен нынешней тарифной системы, которая носит формальный и ограниченный характер. Нынешняя тарифная система по существу не работает в большей части экономики. Уже давно эта система несовместима с принципами социальной справедливости и является дискриминационной по отношению к работникам бюджетной сферы.
В среднесрочной перспективе
(например, в течение 3-5 лет) законодательно
установленная минимальная
Особое место должно отводиться
мероприятиям государства по регулированию
зарплаты в бюджетном секторе. В
этой сфере сложилась социально
и экономически нетерпимая ситуация
значительного разрыва в
4. Современный этап развития социальной политики в России
В настоящее время в России происходят серьезные изменения в социальной политики. Как и предполагалось вся система социальной защиты населения переходит к адресной модели социальной политики, увы, граждане Российской Федерации оказались к этому не готовы.
С июня 2004 года начиналось бурное обсуждение и представление различных законопроектов. Произошли изменения и уточнения в определении разделений полномочий между уровнями власти в самых разных сферах нашей жизни была выстроена и новая система социальной защиты российских граждан. Точнее – социальной поддержки.
Льготы, которые в соответствии с прежней системой защищали разные категории граждан, в том нуждающихся, теперь заменялись мерами социальной поддержки, выраженными в рублях.
И эта предполагаемая перемена стала самой острой темой общественной дискуссии последних двух месяцев.
При разработке данной реформы предполагалось:
· Льготы не отбирают, а заменяют ежемесячными денежными выплатами.
· Эти деньги можно получить, только отказавшись от бесплатных услуг.
· У каждой группы льготников своя сумма, которую считали исходя из списка положенных ему федеральных льгот.
· Те граждане, у которых тяжелые заболевания (онкология, бронхиальная астма, сахарный диабет), могут дополнительно обращаться в случае нуждаемости за государственной социальной помощью.
· Ни в собесы, ни в отделения Пенсионного фонда сейчас никому бежать не надо.
· Каждый льготник получит извещение, где ему предложено: или просто взять деньги, чтобы потратить их, на что считает нужным (даже на покупку продуктов в магазине), или часть выплаты получить в виде так называемого социального пакета, куда входят бесплатные годовые проездные билеты, бесплатные лекарства на определенную сумму и бесплатная путевка на лечение в санаторий.
· Если, например, инвалиду нужны лекарства и лечение в санатории, но он не ездит в метро или городском транспорте, он может выбрать себе из социального пакета только то, что ему нужно, а остальное получить деньгами.
· Социальный пакет будет стоить от 300 до 600 рублей, цены без накруток, правительство собирается заключить тарифное соглашение с транспортниками, производителями лекарств.
· Ежемесячные выплаты будут индексироваться, как пенсии (то есть увеличиваться), с учетом роста цен в целом по стране.
· Ежемесячные денежные
компенсации льгот будут
· Прибавка к пенсии повысит социальные выплаты до 6,5 – 7 тысяч рублей в месяц.
· Новая схема социальной помощи начнет действовать с января 2005 года.
· Одна из самых многочисленных групп, пользующихся социальными поблажками – ветераны труда и работники тыла, - не входит в группу федеральных льготников.(12)
Таблица 1.
Какие выплаты ждут льготников?
Категории |
Ежемесячная выплата (руб.) |
Герои Советского Союза, России, Социалистического Труда, кавалеры 3 орденов Славы и Трудовой Славы |
3500 |
Инвалиды Великой |
2000 |
Участники Великой Отечественной войны |
1500 |
Участники боевых действий |
1100 |
Жители блокадного Ленинграда (не участники войны) |
1100 |
Инвалиды I группы |
1400 |
Инвалиды II группы |
1000 |
Инвалиды III группы |
800 |
Дети – инвалиды и инвалиды детства |
1000 |
Участники противоздушной обороны |
600 |
Таблица 2.
Как в результате компенсационных выплат вырастут доходы пенсионеров?
Категории пенсионеров |
Средний размер пенсии (руб.) |
Ежемесячная денежная выплата (руб.) |
Суммарный доход вырастет |
Герои Советского Союза, России, Соцтруда, кавалеры Ордена Славы, Трудовой Славы |
4700 |
3500 |
В 1,74 раза |
Инвалиды Великой |
4276 |
2000 |
В 1,47 раза |
Участники Великой Отечественной войны |
3405 |
1500 |
В 1,44 раза |
Участники боевых действий |
2060 |
1100 |
в 1,53 раза |
Жители блокадного Ленинграда |
2060 |
1100 |
В 1,53 раза |
Военносл. по п. «з» ФЗ «О ветеранах» |
2060 |
600 |
В 1,29 раза |
Участники противов. обороны |
2060 |
600 |
В 1,29 раза |
Инвалиды: I группа |
2115 |
1400 |
В 1,66 раза |
II группа |
1552 |
1000 |
В 1,64 раза |
III группа |
1007 |
800 |
В 1,79 раза |
Дети - инвалиды |
1354 |
1000 |
В 1,74 раза |
Инвалиды (СПК, с детства, в с/п.) |
1024 |
1000 |
В 1,98 раза |
В начале августа 2004 был окончательно решен вопрос о замене льгот денежными выплатами. Результаты данного решения отличаются от первоначального плана проведения реформы.
В списке льготников произошли некоторые изменения: из перечня категорий, которые вместо отмененных натуральных льгот с будущего года будут получать ежемесячные выплаты, удалены Герои СССР, России, Соцтруда и полные кавалеры орденов Славы и Трудовой Славы. Им решено сохранить натуральные льготы в полном объеме, а вопрос об их статусе предполагается решить в отдельном законопроекте, который правительство подготовит к осени.(11)
В то же время в список включена категория бывших несовершеннолетних узников фашизма: их права по получению денежной выплаты приравнены к правам участников ВОВ, узников – инвалидов – к правам инвалидов войны.
Самые значимые видя натуральных льгот решено сохранить. В 2005 году по-прежнему будет действовать скидка по оплате жилья и коммунальных услуг. Кроме этого, вводится так называемый соцпакет, стоимость которого – 450 рублей – будет каждый месяц вычитаться из суммы выплаты, получаемой льготником. В результате все льготники, социальная поддержка которым обеспечена за счет федерального бюджета, получат право на бесплатный проезд в пригородных поездках, бесплатные лекарства (по перечню, утверждаемые правительством), а также санаторную путевку (по медицинским показаниям).
В будущем году «соцпакет» (и, соответственно, вычеты из социальных выплат) получат все, вне зависимости от желания. В течение года каждый должен будет решить, что ему предпочтительнее: «натуральные» льготы и уменьшенные выплаты или денежные компенсации в полном объеме. Заявления об этом нужно будет подать в местные органы соцзащиты или отделения Пенсионного фонда до 1 октября 2005 года. Отказаться можно будет и от всего пакета целиком, и только от одной из двух частей – медицинской или транспортной.
Стоимость «транспортной» части соцпакета оценена в 40 рублей, цена «медицинской» (лекарства плюс санаторное лечение) – 410 рублей. В зависимости от выбора, сделанного льготником, ему будет скорректирована сумма причитающейся социальной выплаты.
Выплачивать компенсационные суммы поручено Пенсионному фонду – вместе с пенсией. Одновременно с базовой пенсией (которая, по нашему законодательству, индексируется в зависимости от инфляции), будут расти и социальные выплаты. Причем с одним и тем же коэффициентом индексации. Напомним, сегодня базовые пенсии подлежат увеличению, если за квартал (или полгода) инфляция превысила 6 процентов. В результате в последние годы базовые пенсии индексировались дважды в год – в первом квартале и в августе. Такой порядок, видимо, сохранится и в дальнейшем.